Что может явиться причиной отмены стандарта
Приказ Росстандарта от 23.12.2019 N 1431-ст «Об отмене национальных стандартов Российской Федерации»
МИНИСТЕРСТВО ПРОМЫШЛЕННОСТИ И ТОРГОВЛИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ТЕХНИЧЕСКОМУ РЕГУЛИРОВАНИЮ
от 23 декабря 2019 г. N 1431-ст
ОБ ОТМЕНЕ НАЦИОНАЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
В соответствии с пунктом 12 статьи 9 Федерального закона от 29 июня 2015 г. N 162-ФЗ «О стандартизации в Российской Федерации» приказываю:
1. Отменить национальные стандарты Российской Федерации:
ГОСТ Р 51185-2014 «Туристские услуги. Средства размещения. Общие требования»;
ГОСТ Р 53423-2009 (ИСО 18513:2003) «Туристские услуги. Гостиницы и другие средства размещения туристов. Термины и определения»;
ГОСТ Р 54599-2011 «Услуги средств размещения. Общие требования к услугам санаториев, пансионатов, центров отдыха»;
ГОСТ Р 54606-2011 «Услуги малых средств размещения. Общие требования»;
ГОСТ Р 55319-2012 «Услуги средств размещения. Общие требования к специализированным средствам размещения»;
ГОСТ Р 55817-2013 «Услуги средств размещения. Общие требования к индивидуальным средствам размещения»;
ГОСТ Р 56184-2014 «Услуги средств размещения. Общие требования к хостелам»;
ГОСТ Р 56641-2015 «Услуги малых средств размещения. Сельские гостевые дома. Общие требования»
3. Федеральному государственному унитарному предприятию «Российский научно-технический центр информации по стандартизации, метрологии и оценке соответствия» (А.Н. Михеев) разместить настоящий приказ об отмене национальных стандартов на официальном сайте в установленном порядке.
Правила обновления межгосударственных стандартов.
Правила обновления межгосударственных стандартов регулируются ГОСТ 1.2-2015 Межгосударственная система стандартизации (МГСС). Стандарты межгосударственные, правила и рекомендации по межгосударственной стандартизации. Правила разработки, принятия, обновления и отмены (далее по тексту – ГОСТ 1.2-2015).
Согласно пункту 5.1.1. ГОСТ 1.2-2015 межгосударственные стандарты подлежат обновлению в случаях:
— если содержание межгосударственного стандарта не удовлетворяет современным экономическим, социальным или иным потребностям государств — участников Соглашения и/или не соответствует современному уровню развития науки, техники и технологий;
— при необходимости обеспечения гармонизации с европейским стандартом (международным документом, не являющимся международным стандартом).
Межгосударственный стандарт также может быть обновлен по предложению национальных органов, других органов государственного управления, предприятий, организаций, иных субъектов хозяйственной деятельности, общественных объединений и граждан государств, на территории которых применяют данный стандарт.
Согласно пункту 5.1.2. ГОСТ 1.2-2015 обновление межгосударственного стандарта может быть осуществлено путем разработки изменения к стандарту.
Согласно пункту 5.1.3. ГОСТ 1.2-2015 при необходимости обновления межгосударственного стандарта национальные органы, другие органы государственного управления, предприятия, организации, иные субъекты хозяйственной деятельности, общественные объединения и граждане государств, на территории которых применяют этот стандарт, направляют соответствующие предложения (с аргументированным обоснованием) в секретариат МТК, за которым закреплен данный стандарт, а при его отсутствии — в национальный орган своего государства или непосредственно в национальный орган государства — разработчика этого стандарта (государства, за которым закреплен данный стандарт).
Согласно пункту 5.2.1. ГОСТ 1.2-2015 изменение к межгосударственному стандарту на продукцию разрабатывают при необходимости замены (модификации) или исключения отдельных его положений или их фрагментов, если это не влечет за собой нарушения взаимозаменяемости продукции, изготовленной по измененному стандарту, с продукцией, изготовленной по межгосударственному стандарту до внесения в него изменения, а также не приводит к нарушению совместимости с другой продукцией, с которой была совместима продукция, изготовленная по стандарту до внесения в него изменения.
Согласно пункту 5.1.5. ГОСТ 1.2-2015 если в течение пяти лет после принятия межгосударственного стандарта в секретариат МТК (секретариат национального ТК) не поступали предложения по его обновлению, то данный секретариат направляет членам МТК (членам национального ТК) запрос о предоставлении предложений по обновлению данного стандарта или его отмене, или самостоятельно проводит оценку научно-технического уровня и/или проверку содержания этого стандарта.
Таким образом, нормативно регламентирован порядок и процедура обновления межгосударственных стандартов путем разработки к ним изменений. Инициаторами изменений межгосударственных стандартов могут выступать, в том числе, национальные органы, иные органы государственного управления, предприятия, организации. Основаниями обновления межгосударственного стандарта являются несоответствие стандарта современным экономическим, социальным или иным потребностям государства, а также необходимость гармонизации межгосударственного стандарта с европейскими стандартами. Кроме того, установлена обязанность секретариата МТК, за которым закреплен соответствующий межгосударственный стандарт, по истечении 5 лет после даты принятия стандарта, проверить его содержание на предмет наличия оснований для обновления согласно пункту 5.1.1. ГОСТ 1.2-2015 и организовать обновление стандарта.
Что может явиться причиной отмены стандарта
НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Стандартизация в Российской Федерации
Правила проведения в Российской Федерации работ по разработке, применению, обновлению и прекращению применения
Standardization in Russian Federation. Interstate standards. Rules of developing, application, renovation and cease of application in Russian Federation
Дата введения 2012-01-01
Предисловие
1 РАЗРАБОТАН Федеральным государственным унитарным предприятием «Всероссийский научно-исследовательский институт стандартизации и сертификации в машиностроении» (ВНИИНМАШ)
2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 12 «Методология стандартизации»
5 ИЗДАНИЕ (сентябрь 2016 г.) с Изменениями N 1, 2, утвержденными в ноябре 2014 г., июне 2016 г.
ВНЕСЕНА поправка, опубликованная в ИУС N 3, 2021 год
Поправка внесена изготовителем базы данных
1 Область применения
1.1 Настоящий стандарт устанавливает правила проведения работ, осуществляемых в Российской Федерации по разработке, применению, обновлению межгосударственных стандартов, а также правила рассмотрения проектов межгосударственных стандартов, разрабатываемых в других странах, и правила прекращения применения межгосударственных стандартов в Российской Федерации.
1.2 Настоящий стандарт не распространяется на соответствующие работы с межгосударственными стандартами на оборонную продукцию, правила проведения которых установлены в специальных стандартах.
1.3 Установленные в настоящем стандарте правила рассмотрения проектов межгосударственных стандартов, разрабатываемых в других странах, могут быть также применены при рассмотрении в Российской Федерации проектов правил и рекомендаций по межгосударственной стандартизации, если их разрабатывают в других странах.
2 Нормативные ссылки
В настоящем стандарте использованы ссылки на следующие стандарты:
ГОСТ 1.0-2015 Межгосударственная система стандартизации. Основные положения
ГОСТ 1.2-2015 Межгосударственная система стандартизации. Стандарты межгосударственные, правила и рекомендации по межгосударственной стандартизации. Правила разработки, принятия, обновления и отмены
ГОСТ 1.3-2014 Межгосударственная система стандартизации. Стандарты межгосударственные. Правила разработки на основе международных и региональных стандартов
ГОСТ 1.4-2015 Межгосударственная система стандартизации. Межгосударственные технические комитеты по стандартизации. Правила создания и деятельности
ГОСТ 1.5-2001 Межгосударственная система стандартизации. Стандарты межгосударственные, правила и рекомендации по межгосударственной стандартизации. Общие требования к построению, изложению, оформлению, содержанию и обозначению
ГОСТ Р 1.2-2020 Стандартизация в Российской Федерации. Стандарты национальные Российской Федерации. Правила разработки, утверждения, обновления, внесения поправок и отмены
ГОСТ Р 1.7-2014 Стандартизация в Российской Федерации. Стандарты национальные. Правила оформления и обозначения при разработке на основе применения международных стандартов
(Измененная редакция, Изм. N 1, 2), (Поправка. ИУС N 3-2021).
3 Общие положения
* За исключением случаев, когда необходимо дополнительно указать на межгосударственный статус стандартов.
** Соглашение заключено правительствами стран Содружества Независимых Государств 13 марта 1992 г. в Москве (с дополнениями и изменениями от 22 ноября 2007 г., принятыми в Ашхабаде).
3.2 Разработку, применение и обновление стандартов осуществляют для достижения целей межгосударственной стандартизации на основе соблюдения ее основных принципов, которые определены ГОСТ 1.0-2015 (разделы 3 и 4) и в соответствии с принципами стандартизации, которые установлены в статье 4 Федерального закона «О стандартизации в Российской Федерации» [6].
3.3 Стандарты разрабатывают с учетом приоритетных направлений развития национальной и межгосударственной систем стандартизации.
3.1-3.3 (Измененная редакция, Изм. N 1, 2).
3.5 Положения, устанавливаемые в стандарте, должны соответствовать требованиям ГОСТ 1.2-2015 (пункт 3.1.5 и подпункты 3.1.5.1 и 3.1.5.2).
При использовании международного или регионального стандарта, а также международного документа, не являющегося международным стандартом, для разработки межгосударственного стандарта соблюдают условия и правила, установленные в ГОСТ 1.3.
3.6 Положения, устанавливаемые в стандарте, не должны противоречить федеральным законам, иным правовым актам и нормативным правовым актам Российской Федерации, а также техническим регламентам Евразийского экономического союза, которые относятся к данному объекту и/или аспекту стандартизации, а также положениям стандартов, утвержденных (принятых) ранее и действующих в Российской Федерации в качестве национальных стандартов, и сводам правил.
Если положения действующих межгосударственных стандартов, национальных стандартов Российской Федерации и сводов правил устарели и противоречат положениям, устанавливаемым в разрабатываемом проекте стандарта, то одновременно с его разработкой целесообразно проводить работы по обновлению (пересмотру или изменению) этих стандартов и сводов правил.
1 Указанную комплексность работ по стандартизации обеспечивают при подготовке программы национальной стандартизации.
4 Работы по обновлению сводов правил осуществляют в соответствии с правилами, утвержденными Правительством Российской Федерации [1].
(Измененная редакция, Изм. N 2), (Поправка. ИУС N 3-2021).
3.7 При разработке, обновлении и отмене стандартов используют Федеральную государственную информационную систему (ФГИС) федерального органа исполнительной власти в сфере стандартизации и Автоматизированную информационную систему Межгосударственного совета по стандартизации, метрологии и сертификации (АИС МГС), а документы представляют в электронно-цифровой форме (за исключением специально оговоренных случаев).
1 До принятия решения федеральным органом исполнительной власти в сфере стандартизации о переходе национальной системы стандартизации на исключительное применение ФГИС проект межгосударственного стандарта оформляют по ГОСТ 1.5-2001 (раздел 5).
2 В Российской Федерации доступ к работе в АИС МГС имеет организация, уполномоченная на это федеральным органом исполнительной власти в сфере стандартизации.
4 Правила проведения работ по разработке стандартов в Российской Федерации
4.1 Организация разработки стандарта
4.1.1 Разработку стандарта осуществляют на основании программы национальной стандартизации, которую формируют в соответствии с порядком учета предложений о разработке национальных стандартов, установленным федеральным органом исполнительной власти в сфере стандартизации [7], и программы работ по межгосударственной стандартизации, которую формируют и принимают в соответствии с правилами ее разработки, установленными МГС [2]. При этом используют соответствующие автоматизированные информационные системы.
В обоснованных случаях допускается осуществлять разработку стандарта без включения в программу работ по межгосударственной стандартизации (по решению МГС), но с обязательным включением в программу национальной стандартизации.
1 Если на Российскую Федерацию возложено ведение секретариата межгосударственного технического комитета по стандартизации (МТК), который имеет общую область деятельности с российским ТК, то, как правило, ведение секретариата МТК поручают секретариату данного российского ТК.
2 Здесь и далее, где упоминается российский ТК, соответствующие работы и иные функции может выполнять его подкомитет (если это предусмотрено в положении о данном комитете) или проектный ТК (ПТК).
4.1.3 При выборе разработчика или при формировании рабочей группы для разработки стандарта соблюдают правила, установленные ГОСТ 1.2-2015 (пункты 3.2.3 и 3.2.4).
4.1.1-4.1.3 (Измененная редакция, Изм. N 2).
4.2 Разработка первой редакции проекта стандарта и ее рассмотрение в Российской Федерации
4.2.1 Разработчик готовит первую редакцию проекта стандарта и пояснительную записку к нему в соответствии с ГОСТ 1.2-2015 (пункты 3.3.2-3.3.6).
В случае разработки стандарта для включения в перечень документов в области стандартизации, в результате применения которых обеспечивается соблюдение требований принятого технического регламента, в пояснительной записке к проекту стандарта указывают, применение каких структурных элементов (разделов, подразделов, пунктов, подпунктов, приложений) стандарта обеспечивает соблюдение требований данного технического регламента.
4.2.2 Рассмотрение первой редакции проекта стандарта в Российской Федерации проводят в форме публичного обсуждения.
Если в качестве основы для проекта межгосударственного стандарта использован действующий национальный стандарт Российской Федерации без изменения его содержания, то допускается не проводить его публичное обсуждение и не публиковать уведомление о разработке данного проекта. Соответствующее решение принимает секретариат российского ТК.
1 Замена нормативных ссылок на другие действующие только в Российской Федерации стандарты и/или документы соответствующим текстом или исключение этих ссылок является отклонением, что приводит к необходимости публичного обсуждения проекта межгосударственного стандарта.
2 Рекомендации по изложению и/или оформлению проекта межгосударственного стандарта на основе действующего национального стандарта Российской Федерации приведены в приложении А.
4.2.3 До начала срока публичного обсуждения проекта стандарта в Российской Федерации разработчик направляет в секретариат российского ТК данный проект и пояснительную записку к нему в электронном виде в формате (*.DOC) или (*.PDF).
4.2.4 Секретариат российского ТК проверяет проект стандарта на соответствие:
— правилам построения, изложения и оформления, которые установлены в ГОСТ 1.5 или в ГОСТ 1.3 (при разработке на основе международного или регионального стандарта, иного международного документа);
Приказ Росстандарта от 30.09.2020 N 715-ст
МИНИСТЕРСТВО ПРОМЫШЛЕННОСТИ И ТОРГОВЛИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ТЕХНИЧЕСКОМУ РЕГУЛИРОВАНИЮ
от 30 сентября 2020 г. N 715-ст
ДЕЙСТВИЯ МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫХ СТАНДАРТОВ НА ТЕРРИТОРИИ
В соответствии со статьей 9 Федерального закона от 29 июня 2015 г. N 162-ФЗ «О стандартизации в Российской Федерации», обращением технического комитета по стандартизации N 046 «Кабельные изделия» от 18 сентября 2020 г. N 5/3-ТК-290, а также введением в действие на территории Российской Федерации новой серии межгосударственных стандартов ГОСТ IEC 60811 (ГОСТ IEC 60811-100-2015, ГОСТ IEC 60811-201-2015, ГОСТ IEC 60811-202-2015, ГОСТ IEC 60811-203-2015, ГОСТ IEC 60811-301-2015, ГОСТ IEC 60811-302-2015, ГОСТ IEC 60811-401-2015, ГОСТ IEC 60811-402-2015, ГОСТ IEC 60811-403-2015, ГОСТ IEC 60811-404-2015, ГОСТ IEC 60811-405-2015, ГОСТ IEC 60811-406-2015, ГОСТ IEC 60811-407-2015, ГОСТ IEC 60811-408-2015, ГОСТ IEC 60811-409-2015, ГОСТ IEC 60811-410-2015, ГОСТ IEC 60811-411-2015, ГОСТ IEC 60811-412-2015, ГОСТ IEC 60811-501-2015, ГОСТ IEC 60811-502-2015, ГОСТ IEC 60811-503-2015, ГОСТ IEC 60811-504-2015, ГОСТ IEC 60811-505-2015, ГОСТ IEC 60811-506-2015, ГОСТ IEC 60811-507-2015, ГОСТ IEC 60811-508-2015, ГОСТ IEC 60811-509-2015, ГОСТ IEC 60811-510-2015, ГОСТ IEC 60811-511-2015, ГОСТ IEC 60811-512-2016, ГОСТ IEC 60811-513-2016, ГОСТ IEC 60811-601-2015, ГОСТ IEC 60811-602-2015, ГОСТ IEC 60811-603-2015, ГОСТ IEC 60811-604-2016, ГОСТ IEC 60811-605-2016, ГОСТ IEC 60811-606-2017, ГОСТ IEC 60811-607-2017) приказываю:
1. Отменить с 1 января 2021 г. на территории Российской Федерации действие межгосударственных стандартов:
ГОСТ IEC 60811-1-1-2011 «Общие методы испытаний материалов изоляции и оболочек электрических и оптических кабелей. Измерение толщины и наружных размеров. Методы определения механических свойств»;
ГОСТ IEC 60811-1-2-2011 «Общие методы испытаний материалов изоляции и оболочек электрических и оптических кабелей. Часть 1-2. Методы общего применения. Методы теплового старения»;
ГОСТ IEC 60811-1-3-2011 «Общие методы испытаний материалов изоляции и оболочек электрических и оптических кабелей. Часть 1-3. Методы общего применения. Методы определения плотности. Испытания на водопоглощение. Испытание на усадку»;
ГОСТ IEC 60811-1-4-2011 «Общие методы испытаний материалов изоляции и оболочек электрических и оптических кабелей. Часть 1-4. Методы общего применения. Испытание при низкой температуре»;
ГОСТ IEC 60811-2-1-2011 «Общие методы испытаний материалов изоляции и оболочек электрических и оптических кабелей. Часть 2-1. Специальные методы испытаний эластомерных композиций. Испытания на озоностойкость, тепловую деформацию и маслостойкость»;
ГОСТ IEC 60811-3-1-2011 «Специальные методы испытаний поливинилхлоридных компаундов изоляции и оболочек электрических и оптических кабелей. Испытание под давлением при высокой температуре. Испытание на стойкость к растрескиванию»;
ГОСТ IEC 60811-3-2-2011 «Специальные методы испытаний поливинилхлоридных компаундов изоляции и оболочек электрических и оптических кабелей. Определение потери массы. Испытание на термическую стабильность»;
ГОСТ IEC 60811-4-1-2011 «Общие методы испытаний материалов изоляции и оболочек электрических и оптических кабелей. Часть 4-1. Специальные методы испытаний полиэтиленовых и полипропиленовых композиций. Стойкость к растрескиванию под напряжением в условиях окружающей среды. Определение показателя текучести расплава. Определение содержания сажи и/или минерального наполнителя в полиэтилене методом непосредственного сжигания. Определение содержания сажи методом термогравиметрического анализа (TGA). Определение дисперсии сажи в полиэтилене с помощью микроскопа»;
ГОСТ IEC 60811-4-2-2011 «Общие методы испытаний материалов изоляции и оболочек электрических и оптических кабелей. Часть 4-2. Специальные методы испытаний полиэтиленовых и полипропиленовых композиций. Прочность при растяжении и относительное удлинение при разрыве после кондиционирования при повышенной температуре. Испытание навиванием после кондиционирования при повышенной температуре. Испытание навиванием после теплового старения на воздухе. Измерение увеличения массы. Испытание на длительную термическую стабильность. Испытание на окислительную деструкцию при каталитическом воздействии меди»;
ГОСТ IEC 60811-5-1-2011 «Специальные методы испытаний герметизирующих составов электрических кабелей. Температура каплепадения. Масловыделение. Хрупкость при низкой температуре. Общее кислотное число. Отсутствие коррозионно-активных компонентов. Диэлектрическая проницаемость при 23 °C. Удельное электрическое сопротивление при 23 °C и 100 °C».
Что может явиться причиной отмены стандарта
НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Стандартизация в Российской Федерации
СТАНДАРТЫ НАЦИОНАЛЬНЫЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Правила разработки, утверждения, обновления, внесения поправок, приостановки действия и отмены
Standardization in Russian Federation. National Standards of Russian Federation. Instructions for development, taking over, revision, correction, suspension and cancellation
____________________________________________________________________
Текст Сравнения ГОСТ Р 1.2-2020 с ГОСТ Р 1.2-2016 см. по ссылке;
Текст Сравнения ГОСТ Р 1.2-2016 с ГОСТ Р 1.2-2014 см. по ссылке.
— Примечание изготовителя базы данных.
____________________________________________________________________
Дата введения 2016-07-18
Предисловие
1 РАЗРАБОТАН Рабочей группой по актуализации основополагающих стандартов Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии
2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 12 «Методология стандартизации»
ВНЕСЕНА поправка, опубликованная в ИУС N 10, 2018 год
Поправка внесена изготовителем базы данных
1 Область применения
1.1 Настоящий стандарт устанавливает правила разработки и утверждения национальных стандартов Российской Федерации, проведения работ по их обновлению (внесению изменений или пересмотру), внесению поправок, а также правила приостановки действия и отмены стандартов.
1.2 Настоящий стандарт не устанавливает исчерпывающий перечень работ по разработке проекта национального стандарта и формы взаимодействия участников работ по стандартизации. Состав и объем выполняемых работ определяются государственным контрактом на разработку национальных стандартов и/или соответствующим договором.
1.3 Разделы 6 и 7 распространяются также на государственные стандарты Российской Федерации, которые признаны национальными стандартами в силу постановления Госстандарта России от 30 января 2004 г. N 4 «О национальных стандартах Российской Федерации».
2 Нормативные ссылки
В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие стандарты:
ГОСТ 1.5-2001 Межгосударственная система стандартизации. Стандарты межгосударственные, правила и рекомендации по межгосударственной стандартизации. Общие требования к построению, изложению, оформлению, содержанию и обозначению
ГОСТ Р 1.5-2012 Стандартизация в Российской Федерации. Стандарты национальные. Правила построения, изложения, оформления и обозначения
ГОСТ Р 1.7 Стандартизация в Российской Федерации. Стандарты национальные. Правила оформления и обозначения при разработке на основе применения международных стандартов
ГОСТ Р 1.8 Стандартизация в Российской Федерации. Стандарты межгосударственные. Правила проведения в Российской Федерации работ по разработке, применению, обновлению и прекращению применения
3 Общие положения
3.1 Разработку национальных стандартов осуществляют в соответствии с программой национальной стандартизации, утвержденной федеральным органом исполнительной власти в сфере стандартизации.
3.2 Разработку и утверждение национальных стандартов осуществляют в следующей последовательности:
— организация разработки стандарта;
— разработка первой редакции проекта стандарта и ее публичное обсуждение;
— доработка проекта стандарта по результатам публичного обсуждения и его редактирование;
— подготовка окончательной редакции с учетом замечаний по результатам редактирования;
— проведение экспертизы и подготовка мотивированного предложения об утверждении проекта стандарта в качестве национального стандарта, или об утверждении проекта национального стандарта в качестве предварительного национального стандарта, или об отклонении проекта национального стандарта;
— подготовка к утверждению, утверждение и регистрация стандарта.
3.3 Требования, устанавливаемые в национальном стандарте, должны основываться на современных достижениях науки, техники, технологии, относящихся к данному объекту и/или аспекту стандартизации, и учитывать условия использования продукции, выполнения работ или оказания услуг (если на них распространяется данный стандарт).
3.3.1 Требования, устанавливаемые в национальном стандарте, не должны:
— противоречить международным договорам Российской Федерации, федеральным законам, актам Президента Российской Федерации, актам Правительства Российской Федерации, нормативным правовым актам федеральных органов исполнительной власти и нормативным правовым актам Государственной корпорации по атомной энергии «Росатом», изданным в соответствии с установленными полномочиями, техническим регламентам, в том числе техническим регламентам Евразийского экономического союза, относящимся к данному объекту и/или аспекту стандартизации;
— дублировать нормы законодательства Российской Федерации;
— расширять или сужать права участников гражданско-правовых отношений;
— устанавливать ответственность организаций, должностных лиц и отдельных работников за нарушение его требований.
3.3.2 Требования, устанавливаемые в национальном стандарте, должны:
— быть увязаны с требованиями стандартов, утвержденных (признанных в соответствии с 1.3) ранее и/или действующих в Российской Федерации в качестве национальных стандартов (в том числе межгосударственных стандартов), а также со сводами правил;
— детализировать требования технического регламента применительно к группе однородной продукции или процессу ее проектирования, производства, монтажа, наладки, эксплуатации, транспортирования, хранения, реализации и утилизации, если предполагается включение разрабатываемого стандарта в перечень документов в области стандартизации, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований принятого технического регламента.
При изложении требований к материалам приводят их краткие конкретные функциональные свойства (характеристики) с указанием требований к основным показателям назначения, которым должны удовлетворять эти материалы. При изложении требований к материалам указание торговой марки или наименования производителя материалов не допускается.
3.3.3 При разработке национального стандарта разработчик использует или учитывает:
— требования действующих или разрабатываемых в Российской Федерации технических регламентов, в том числе технических регламентов Евразийского экономического союза;
— результаты научно-исследовательских, опытно-конструкторских, опытно-технологических, проектных работ, относящихся к данному объекту и/или аспекту стандартизации;
— международные, региональные стандарты, нормы, правила, рекомендации и другие документы по международной (региональной) стандартизации, а также региональные технические регламенты;
— национальные стандарты, своды правил и технические регламенты других стран;
— иную информацию о современных достижениях отечественной и зарубежной науки, техники и технологии, в том числе опыт применения на практике новых видов продукции и процессов;
— предложения органов власти, юридических и физических лиц, заинтересованных в разработке стандарта.
3.3.5 При применении как основы для разработки национального стандарта международного, европейского или зарубежного национального стандарта соблюдают соответствующие правила, установленные в ГОСТ Р 1.7.
3.4 При разработке национального стандарта используют Федеральную государственную информационную систему (ФГИС) федерального органа исполнительной власти в сфере стандартизации. До принятия решения федерального органа исполнительной власти в сфере стандартизации о переходе национальной системы стандартизации на исключительное применение ФГИС проект национального стандарта оформляют по ГОСТ Р 1.5-2012 (раздел 5) в электронно-цифровой форме.
4 Правила разработки и утверждения национальных стандартов
4.1 Организация разработки национального стандарта
4.1.1 В случае необходимости или заинтересованности в разработке национального стандарта участники работ по стандартизации направляют предложения по включению соответствующей темы в программу национальной стандартизации в соответствии с порядком учета предложений о разработке национальных стандартов, установленным федеральным органом исполнительной власти в сфере стандартизации [3].
4.1.2 Федеральный орган исполнительной власти в сфере стандартизации может уполномочить на разработку национального стандарта компетентное юридическое или физическое лицо в случае отсутствия предложения о разработчике стандарта по соответствующей теме от профильного ТК (ПТК).
В указанном случае федеральный орган исполнительной власти в сфере стандартизации включает тему по разработке стандарта в программу национальной стандартизации и закрепляет ее за ТК (ПТК) по соответствующей области стандартизации.
4.1.3 Если заинтересованное юридическое или физическое лицо намеревается осуществить инициативную (за счет собственных сил и/или средств) разработку стандарта, то учет такого предложения осуществляется в установленном порядке [3].
В предложении приводят собственное обоснование целесообразности разработки стандарта и краткую характеристику объекта и аспекта стандартизации, а также сведения об использовании при разработке международного, регионального или зарубежного национального стандарта. Вместе с предложением могут быть представлены любые материалы, подтверждающие целесообразность разработки данного стандарта, в том числе и аутентичный перевод на русский язык используемого международного (регионального или стандарта иностранного государства) стандарта.
4.2 Разработка первой редакции проекта национального стандарта и ее публичное обсуждение
4.2.1 Разработчик готовит первую редакцию проекта стандарта.
4.2.1.1 При разработке национального стандарта разработчик руководствуется общими требованиями к содержанию межгосударственных стандартов, которые установлены в ГОСТ 1.5-2001 (раздел 7).
4.2.1.2 Разработка первой редакции проекта стандарта завершается подготовкой уведомления о разработке проекта стандарта (см. приложение А) в соответствии с порядком, установленным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере стандартизации [12].
4.2.1.3 Разработчик направляет первую редакцию проекта стандарта с уведомлением о разработке в секретариат ТК (ПТК) в соответствии с его компетенцией, который осуществляет рассылку первой редакции проекта стандарта членам ТК (ПТК) и другим заинтересованным лицам.
4.2.2 Заинтересованные органы власти, юридические и физические лица рассматривают первую редакцию проекта стандарта, готовят в письменной форме отзывы на первую редакцию проекта стандарта и направляют их по электронной почте разработчику в течение 30 календарных дней со дня получения данного проекта, но не позднее 45 календарных дней со дня размещения уведомления, если разработчик не установил иной срок, обусловленный необходимостью начала доработки проекта стандарта и/или завершения его публичного обсуждения.