Что может являться примером для основной формулы торга
Проведение переговоров | торг, интересы и пирог
Как проведение переговоров сделать успешным и превратить контрагента в постоянного и лояльного клиента? Как понять, где нужно уступить, а где настоять на своем, чтобы не потерять его? В этой статье делимся лучшими стратегиями!
Еще больше идей для роста выручки можно получить на наших авторских бесплатных вебинарах от компании Ой-Ли. Регистрируйтесь прямо сейчас.
Узнай, как получить 70 шаблонов для настройки отдела продаж ценность 1 500 000 руб.
Работа с возражениями
Проведение переговоров: ряд переменных торга
Проведение переговоров — это навыки менеджеров, которыми обязательно должны владеть продавцы из сфер B2B, B2G, B2P.
Чтобы менеджеры успешно проводили переговоры, прежде всего они должны отличать переговоры от продаж. Важно понимать, что в переговорах желание сторон купить и продать одинаковы. Поэтому надо использовать особую тактику, чтобы закрыть сделку успешно.
Во-первых, важно помнить о переменных торга. Чаще всего — это:
При подготовке к проведению переговоров необходимо составить два графика. Верхний отображает вашу планируемую позицию, нижний – позицию контрагента.
Обратите внимание на 4 точки:
1. Точка нулевой маржи
Это предельный минимум стоимости сделки, ниже которой вы получите убыток. Соответственно, у вашего партнера есть такая же точка, только с максимально допустимой для него ценой.
2. Контрольная точка
Когда к цифре нулевой маржи добавляется размер минимального бонуса менеджера, который участвует в этой сделке.
3. Лучший вариант
Самый оптимальный вариант заключения сделки с точки зрения каждого.
Эти 3 точки каждого из графиков являются диапазоном переговоров или диапазоном торга — от контрольного до лучшего варианта.
4. Верхняя цель
Проведение переговоров таким образом, чтобы продать или купить на условиях, которые еще никогда не были такими выгодными для этого типа сделки. Крайне важно реально оценивать возможности своей верхней цели.
Например, если обычная цена сделки составляет 100 000 руб., то стоимость 120 000 руб. уже будет считаться верхней целью. В случае покупателя эта цена может быть наоборот сниженной — до 80 000 руб.
При проведении переговоров по такому графику можно понять зону баланса или зону торга, где с высокой вероятностью произойдет сделка. И даже заранее поставить это в план продаж.
Графики переменного торга составляются по каждому элементу, который нужно согласовать:
Изменения по одному из графиков влекут перемены в других графиках. Например, если вы уступаете по цене, то оговариваете другие сроки или комплектацию.
Чем больше полей для переговоров, тем больше вариантов для согласования.
Проведение переговоров: поля интересов
Во-вторых, при проведении переговоров важно понимать, какую цель вы преследуете, и какую стратегию для этого вы выберете.
На этом слайде мы изобразили возможные варианты пересечения полей интересов сторон при проведении переговоров.
По горизонтальному вектору отображен ваш интерес, по вертикальному – вашего клиента. Нередко бывают ситуации, когда при проведении переговоров сторона проиграла, но при этом сделка состоялась. Такие ситуации нужно рассматривать в масштабах долгосрочной перспективы, а не краткосрочной выгоды.
Возможные результаты переговоров:
1. «Проигрыш-проигрыш»
Это зона обиды. Такой результат переговоров можно получить, когда стороны больше ориентированы на ухудшение условий для контрагента, чем увеличение своих выгод. Действия происходят из состояния «мести» за невыгодное предложение от противоположной стороны.
► Как можно изменить эту ситуацию:
У американцев есть понятие «мышление с конца». Когда проведение переговоров начинается с фразы: «Если встреча пройдет идеально, до чего мы с вами договоримся?».
Далее каждая из сторон озвучивает свой идеальный вариант проведения переговоров и начинает двигаться навстречу друг другу. Такое мышление позволяет не прибегать к квадрату полей интересов вообще.
2. «Проигрыш – выигрыш»
Когда при проведении переговоров выигрывает клиент. На первый взгляд такая ситуация может показаться бесперспективной. Но такие сделки нужно рассматривать с перспективой. Есть много примеров, когда компания работает бесплатно, но делает рекламу на имени такого клиента.
Получается, что сейчас компания проиграла, но в перспективе — выиграла.
3. «Выигрыш-проигрыш»
Ситуация, когда проиграл клиент. Такой вариант проведения переговоров хорош только тогда, когда сделка разовая. Иначе, вы рискуете потерять клиента.
Сейчас компания выиграла, но в перспективе может проиграть.
4. «Выигрыш-выигрыш»
Это зона компромисса. Ситуация, когда все в выигрыше. Эта ситуация в переговорах напрямую связана с «расширением пирога».
Товарооборот розничного магазина: анализ и расчет показателя, формулы, примеры, способы увеличения
Что такое товарооборот
Товарооборот делится на этапы:
Для товарооборота важен такой показатель, как его ассортиментный состав. Он показывает, какую долю занимает тот или иной товар.
Показатель может измеряться в натуральном и денежном выражениях.
Что характеризует товарооборот
Как рассчитать товарооборот
Для расчета применяют специальные формулы и методики, от простых до продвинутых. Небольшому розничному магазину не стоит углубляться в математику, можно ограничиться упрощенными способами. Самая простая формула, которую с успехом можно использовать, выглядит так:
Товарооборот = количество товара х цена товара
100 х 100 = 10 000 рублей
В точности также рассчитывается товарооборот по все позициям розничного магазина. Общий товарооборот розничного магазина равен сумме товарооборотов всех товаров:
Суммарный товарооборот = ТО1 + ТО2 + ТО3 + … ТОn
Куда более интересен другой показатель, характеризующий динамику товарооборота. Условно назовем его динамическим коэффициентом товарооборота. Он дает возможность сравнить показатели за разные промежутки времени. Объясним на примере.
В мае месяце товарооборот розничного магазина составил 100 тысяч рублей, а в июне он вырос до 120 тысяч. Коэффициент рассчитывается по формуле:
Для нашего случая К равен:
К = (120 х 100) / 100 = 1,2
Это значит, что товарооборот магазина в июне вырос в 1,2 раза по сравнению с маем.
Зачем рассчитывают товарооборот
Показатель дает массу полезной информации о состоянии бизнеса. Вот что можно узнать, если его проанализировать:
А вот что не показывает товарооборот, так это прибыль. Теоретически можно уйти в минус даже при огромных значениях показателя. Поэтому при расчете рентабельности бизнеса следует опираться на другие критерии, такие, как маржинальность, торговая наценка и так далее.
Методы контроля товарооборота
Ручной метод
Подходит магазинам с небольшим товарным ассортиментом. Допустим вы продаете несколько наименований строительных материалов: брус, доска и оцилиндрованное бревно. Никаких продвинутых средств учета не потребуется. Можно ограничиться тетрадкой, ручкой и калькулятором на смартфоне.
Данные для расчетов берутся из следующих источников:
Достоинства ручного товароучета:
Недостатки:
Внутренняя разметка книги для складского учета
Расчет в Excel-таблицах
Для розничной торговли разработано несколько шаблонов экселевских таблиц, которые помогут рассчитать товарооборот. Это уже начальный уровень автоматизации. В таблицы упакованы простенькие формулы, на основе которых программа считает нужные показатели. От оператора требуется только вводить первичные данные из источников, которые мы указали в первом методе.
Таблицы можно найти и скачать через интернет, предложений на эту тему хватает. Есть платные инструменты, есть бесплатные. Первые более совершенные и продвинутые, имеют широкий набор функций. Для начала можно попробовать free-версию и, если она не устроит, переходить на платный тариф.
Достоинства:
Недостатки:
Пример ведения учета товаров в Excel-таблице
Контроль товарооборота при помощи товароучетных программ
Способы увеличения товарооборота
Мы уже отмечали, что сам по себе товарооборот не говорит о рентабельности магазина и его прибыли. Поэтому разгонять товарооборот имеет смысл далеко не всегда. Чтобы увеличить чистую прибыль, начните с другого:
Хоть прибыль и не зависит прямо от товарооборота, эти показатели тесно связаны и увеличение первого ведет к росту второго. Вот как можно увеличить товарооборот:
Надеемся, статья была для вас полезна. Удачных продаж и большого товарооборота!
У нас есть готовое решение и оборудование для онлайн-кассы
Испытайте все возможности платформы ЕКАМ бесплатно
Читайте также
Соглашение о конфиденциальности
и обработке персональных данных
1.Общие положения
1.1.Настоящее соглашение о конфиденциальности и обработке персональных данных (далее – Соглашение) принято свободно и своей волей, действует в отношении всей информации, которую ООО «Инсейлс Рус» и/или его аффилированные лица, включая все лица, входящие в одну группу с ООО «Инсейлс Рус» (в том числе ООО «ЕКАМ сервис»), могут получить о Пользователе во время использования им любого из сайтов, сервисов, служб, программ для ЭВМ, продуктов или услуг ООО «Инсейлс Рус» (далее – Сервисы) и в ходе исполнения ООО «Инсейлс Рус» любых соглашений и договоров с Пользователем. Согласие Пользователя с Соглашением, выраженное им в рамках отношений с одним из перечисленных лиц, распространяется на все остальные перечисленные лица.
1.2.Использование Сервисов означает согласие Пользователя с настоящим Соглашением и указанными в нем условиями; в случае несогласия с этими условиями Пользователь должен воздержаться от использования Сервисов.
1.3.Сторонами (далее – «Стороны) настоящего Соглашения являются:
«Пользователь» –
либо физическое лицо, обладающее дееспособностью и признаваемое участником гражданских правоотношений в соответствии с законодательством Российской Федерации;
либо юридическое лицо, зарегистрированное в соответствии с законодательством государства, резидентом которого является такое лицо;
либо индивидуальный предприниматель, зарегистрированный в соответствии с законодательством государства, резидентом которого является такое лицо;
которое приняло условия настоящего Соглашения.
1.4.Для целей настоящего Соглашения Стороны определили, что конфиденциальная информация – это сведения любого характера (производственные, технические, экономические, организационные и другие), в том числе о результатах интеллектуальной деятельности, а также сведения о способах осуществления профессиональной деятельности (включая, но не ограничиваясь: информацию о продукции, работах и услугах; сведения о технологиях и научно-исследовательских работах; данные о технических системах и оборудовании, включая элементы программного обеспечения; деловые прогнозы и сведения о предполагаемых покупках; требования и спецификации конкретных партнеров и потенциальных партнеров; информацию, относящуюся к интеллектуальной собственности, а также планы и технологии, относящиеся ко всему перечисленному выше), сообщаемые одной стороной другой стороне в письменной и/или электронной форме, явно обозначенные Стороной как ее конфиденциальная информация.
1.5.Целью настоящего Соглашения является защита конфиденциальной информации, которой Стороны будут обмениваться в ходе переговоров, заключения договоров и исполнения обязательств, а равно любого иного взаимодействия (включая, но не ограничиваясь, консультирование, запрос и предоставление информации, и выполнение иных поручений).
2.Обязанности Сторон
2.1.Стороны соглашаются сохранять в тайне всю конфиденциальную информацию, полученную одной Стороной от другой Стороны при взаимодействии Сторон, не раскрывать, не разглашать, не обнародовать или иным способом не предоставлять такую информацию какой-либо третьей стороне без предварительного письменного разрешения другой Стороны, за исключением случаев, указанных в действующем законодательстве, когда предоставление такой информации является обязанностью Сторон.
2.2.Каждая из Сторон предпримет все необходимые меры для защиты конфиденциальной информации как минимум с применением тех же мер, которые Сторона применяет для защиты собственной конфиденциальной информации. Доступ к конфиденциальной информации предоставляется только тем сотрудникам каждой из Сторон, которым он обоснованно необходим для выполнения служебных обязанностей по исполнению настоящего Соглашения.
2.3.Обязательство по сохранению в тайне конфиденциальной информации действительно в пределах срока действия настоящего Соглашения, лицензионного договора на программы для ЭВМ от 01.12.2016г., договора присоединения к лицензионному договору на программы для ЭВМ, агентских и иных договоров и в течение пяти лет после прекращения их действия, если Сторонами отдельно не будет оговорено иное.
2.4.Не будут считаться нарушением настоящего Соглашения следующие случаи:
(а)если предоставленная информация стала общедоступной без нарушения обязательств одной из Сторон;
(б)если предоставленная информация стала известна Стороне в результате ее собственных исследований, систематических наблюдений или иной деятельности, осуществленной без использования конфиденциальной информации, полученной от другой Стороны;
(в)если предоставленная информация правомерно получена от третьей стороны без обязательства о сохранении ее в тайне до ее предоставления одной из Сторон;
(г)если информация предоставлена по письменному запросу органа государственной власти, иного государственного органа, или органа местного самоуправления в целях выполнения их функций и ее раскрытие этим органам обязательно для Стороны. При этом Сторона должна незамедлительно известить другую Сторону о поступившем запросе;
(д)если информация предоставлена третьему лицу с согласия той Стороны, информация о которой передается.
2.5.Инсейлс не проверяет достоверность информации, предоставляемой Пользователем, и не имеет возможности оценивать его дееспособность.
2.6.Информация, которую Пользователь предоставляет Инсейлс при регистрации в Сервисах, не является персональными данными, как они определены в Федеральном законе РФ №152-ФЗ от 27.07.2006г. «О персональных данных».
2.7.Инсейлс имеет право вносить изменения в настоящее Соглашение. При внесении изменений в актуальной редакции указывается дата последнего обновления. Новая редакция Соглашения вступает в силу с момента ее размещения, если иное не предусмотрено новой редакцией Соглашения.
2.8.Принимая данное Соглашение Пользователь осознает и соглашается с тем, что Инсейлс может отправлять Пользователю персонализированные сообщения и информацию (включая, но не ограничиваясь) для повышения качества Сервисов, для разработки новых продуктов, для создания и отправки Пользователю персональных предложений, для информирования Пользователя об изменениях в Тарифных планах и обновлениях, для направления Пользователю маркетинговых материалов по тематике Сервисов, для защиты Сервисов и Пользователей и в других целях.
2.9.Принимая данное Соглашение, Пользователь осознает и соглашается с тем, что Сервисами Инсейлс для обеспечения работоспособности Сервисов в целом или их отдельных функций в частности могут использоваться файлы cookie, счетчики, иные технологии и Пользователь не имеет претензий к Инсейлс в связи с этим.
2.10.Пользователь осознает, что оборудование и программное обеспечение, используемые им для посещения сайтов в сети интернет могут обладать функцией запрещения операций с файлами cookie (для любых сайтов или для определенных сайтов), а также удаления ранее полученных файлов cookie.
Инсейлс вправе установить, что предоставление определенного Сервиса возможно лишь при условии, что прием и получение файлов cookie разрешены Пользователем.
2.11.Пользователь самостоятельно несет ответственность за безопасность выбранных им средств для доступа к учетной записи, а также самостоятельно обеспечивает их конфиденциальность. Пользователь самостоятельно несет ответственность за все действия (а также их последствия) в рамках или с использованием Сервисов под учетной записью Пользователя, включая случаи добровольной передачи Пользователем данных для доступа к учетной записи Пользователя третьим лицам на любых условиях (в том числе по договорам или соглашениям). При этом все действия в рамках или с использованием Сервисов под учетной записью Пользователя считаются произведенными самим Пользователем, за исключением случаев, когда Пользователь уведомил Инсейлс о несанкционированном доступе к Сервисам с использованием учетной записи Пользователя и/или о любом нарушении (подозрениях о нарушении) конфиденциальности своих средств доступа к учетной записи.
2.12.Пользователь обязан немедленно уведомить Инсейлс о любом случае несанкционированного (не разрешенного Пользователем) доступа к Сервисам с использованием учетной записи Пользователя и/или о любом нарушении (подозрениях о нарушении) конфиденциальности своих средств доступа к учетной записи. В целях безопасности, Пользователь обязан самостоятельно осуществлять безопасное завершение работы под своей учетной записью по окончании каждой сессии работы с Сервисами. Инсейлс не отвечает за возможную потерю или порчу данных, а также другие последствия любого характера, которые могут произойти из-за нарушения Пользователем положений этой части Соглашения.
3.Ответственность Сторон
3.1.Сторона, нарушившая предусмотренные Соглашением обязательства в отношении охраны конфиденциальной информации, переданной по Соглашению, обязана возместить по требованию пострадавшей Стороны реальный ущерб, причиненный таким нарушением условий Соглашения в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.
3.2.Возмещение ущерба не прекращают обязанности нарушившей Стороны по надлежащему исполнению обязательств по Соглашению.
4.Иные положения
4.1.Все уведомления, запросы, требования и иная корреспонденция в рамках настоящего Соглашения, в том числе включающие конфиденциальную информацию, должны оформляться в письменной форме и вручаться лично или через курьера, или направляться по электронной почте адресам, указанным в лицензионном договоре на программы для ЭВМ от 01.12.2016г., договоре присоединения к лицензионному договору на программы для ЭВМ и в настоящем Соглашении или другим адресам, которые могут быть в дальнейшем письменно указаны Стороной.
4.2.Если одно или несколько положений (условий) настоящего Соглашения являются либо становятся недействительными, то это не может служить причиной для прекращения действия других положений (условий).
4.3.К настоящему Соглашению и отношениям между Пользователем и Инсейлс, возникающим в связи с применением Соглашения, подлежит применению право Российской Федерации.
4.3.Все предложения или вопросы по поводу настоящего Соглашения Пользователь вправе направлять в Службу поддержки пользователей Инсейлс www.ekam.ru либо по почтовому адресу: 107078, г. Москва, ул. Новорязанская, 18, стр.11-12 БЦ «Stendhal» ООО «Инсейлс Рус».
Дата публикации: 01.12.2016г.
Полное наименование на русском языке:
Общество с ограниченной ответственностью «Инсейлс Рус»
Сокращенное наименование на русском языке:
Наименование на английском языке:
InSales Rus Limited Liability Company (InSales Rus LLC)
Юридический адрес:
125319, г. Москва, ул. Академика Ильюшина, д. 4, корп.1, офис 11
Почтовый адрес:
107078, г. Москва, ул. Новорязанская, 18, стр.11-12, БЦ «Stendhal»
ИНН: 7714843760 КПП: 771401001
Банковские реквизиты:
В ИНГ БАНК (ЕВРАЗИЯ) АО, г.Москва,
к/с 30101810500000000222, БИК 044525222
Точка безубыточности: как рассчитать и пользоваться для оценки состояния бизнеса
Закапываемся в расчеты: какой должна быть структура затрат и насколько устойчива компания на случай форс-мажоров и кризиса?
Елена Мюллер
Финансовый директор консалтбюро «Нескучные финансы»
Бывает, в компанию вложено много денег, а она все равно работает в убыток. В финансовом анализе есть инструмент, который поможет увидеть проблему. Это точка безубыточности.
Что такое точка безубыточности
Точка безубыточности — объем выручки, при котором компания покроет все свои затраты — постоянные и переменные. Грубо говоря, когда компания сработает в ноль: ничего не заработает, но и ничего не потеряет. После этой точки каждая следующая продажа приносит прибыль.
Точку безубыточности называют : точка равновесия, порог рентабельности, точка нулевой прибыли, BEP — от английского break even point. По сути, это все одно и то же.
Чаще всего ее называют CVP Analysis по первой аббревиатуре английских слов:
Точку безубыточности можно считать в количестве товаров. Например, в штуках, килограммах, количестве сделок и т. д. Есть также формула для расчета в деньгах. Например, в рублях, долларах, евро и т. д.
Какие показатели нужны для расчета точки безубыточности
Для расчета точки безубыточности надо знать:
Цена за единицу товара — сколько денег компания получает за один товар или услугу при продаже.
Объем реализации товаров — общее количество товаров, которое отгрузили клиенту, или количество услуг, которое оказали клиенту за период — месяц, квартал, год.
Затраты. Структура всех затрат компании зависит от особенностей бизнеса. Они бывают постоянные и переменные.
Постоянные затраты не зависят от выручки и не меняются, когда компания начинает продавать больше или меньше товаров. Предприниматель обязан их оплачивать, даже если компания совсем ничего не продает.
В каждой компании может быть разный набор постоянных затрат. Например:
Если объем реализации растет, постоянные затраты не меняются.
Компания продает 1000 кг синтетического утеплителя в месяц. Но она нашла новые рынки сбыта и теперь продает 2000 кг в месяц. Помещение не увеличилось, зарплаты на персонал и рекламу — тоже.
Если объем реализации падает, постоянные затраты не меняются.
кризиса объем продаж компании упал. Теперь она продает не 1000 кг утеплителя, а 500 кг. Затраты на аренду помещения, ФОТ административного персонала и рекламу все равно остались такими же: 25 000 ₽.
Если мы берем не большую компанию, а самозанятых копирайтеров, программистов, дизайнеров, постоянные затраты могут быть такими:
Сколько бы текстов ни писал копирайтер, оплата интернета в месяц останется прежней.
Переменные затраты зависят от объема продаж. Если производство стоит, компания ничего не платит.
Переменные затраты зависят от типа бизнеса. В общем случае к ним относят:
У компании, которая производит синтетический утеплитель, такие переменные затраты в месяц.
Компания поставляет утеплитель. Каждый месяц реализует 1000 кг
Переменные затраты на тысячу килограммов — 113 500 ₽. Туда входит себестоимость, бонус менеджера за продажу, доставка.
За 1 килограмм: 113 400 / 1000 = 113,5 ₽
Если объем реализации растет, переменные затраты увеличиваются.
Компания выиграла тендер на госзакупку и теперь поставляет утеплитель по госзаказу для армии.
Объем реализации увеличился с 1000 до 3000 кг. Теперь надо покупать больше сырья и материалов. Расходы на доставку до клиента также выросли.
Раньше переменные затраты были: 1000 кг × 113,5 =113 500 ₽
Стали: 3000 кг × 113,5 = 340 500 ₽
Если объем реализации уменьшается, переменные затраты уменьшаются.
Конкуренты стали продавать утеплитель дешевле. Компания продавала 1000 кг в месяц, но потеряла несколько клиентов и теперь может продать не больше 300 кг. Сырья и материалов теперь надо покупать меньше, бонус менеджера и затраты на доставку снизятся.
Раньше переменные затраты были: 1000 кг × 113,5 =113 500 ₽
Стали: 300 кг × 113,5 = 34 050 ₽
Переменные затраты на 1 кг так и остались — 113,5 ₽
Переменные затраты для разных компаний отличаются. Например, для фрилансеров, это могут быть консультации или юридическая помощь при оформлении договора с клиентом. Чем больше клиентов, тем больше помощи юриста потребуется.
Выручка — на какую сумму компания отгрузила клиенту товар или оказала услуг за расчетный период — месяц, квартал, год.
Выручка = Объем реализации (шт.) × Цена реализации (₽)
Компания продает 1000 кг утеплителя за 150 ₽ за кг
Выручка = 150 ₽ × 1 000 кг = 150 000 ₽
Маржинальный доход, или просто маржа, — выручка без переменных расходов. То есть компания покрыла все переменные затраты и еще осталось на покрытие постоянных расходов. После этого она может, например, снять более дорогой офис или нанять еще одного бухгалтера.
В процентах от выручки:
Или для единицы товара:
Маржу надо отличать от наценки. Подробнее о том, что такое маржа и как ее отличить от других показателей, написали в статье.
Как рассчитать точку безубыточности в натуральном выражении
Если компания продает один товар или услугу, удобнее считать точку безубыточности в натуральном выражении. А если проще — сколько штук товара или количества услуг надо продать, чтобы покрыть постоянные и переменные затраты. Например, компания делает одинаковые стулья, онлайн-школа продает один и тот же обучающий курс.
Алгоритм расчета такой:
Формула точки безубыточности:
Расчет точки безубыточности для компании, которая производит утеплитель:
Показатель | Расчет | Расчет в цифрах | Результат |
---|---|---|---|
Выручка | Цена × Объем продаж | 150 ₽ ×1000 кг | 150 000 ₽ |
Постоянные затраты | Аренда + ФОТ рабочих + реклама | 8000 ₽ + 12 000 ₽ + 5000 ₽ | 25 000 ₽ |
Переменные затраты на ед. товара | Себестоимость + Бонус менеджера + Доставка | 100 ₽ + 7,5 ₽ + 6 ₽ | 113,5 ₽ |
Маржа на ед. товара | Цена за ед. товара − Переменные затраты на ед. тов. | 150 ₽ − 113,5 ₽ | 36,5 ₽ |
Точка безубыточности в натуральном выражении | Постоянные затраты / Маржа на ед. тов. | 25 000 ₽ / 36,5 ₽ | 685 кг |
Это значит, что при продаже 685 килограммов утеплителя в месяц компания покроет постоянные и переменные расходы. Выручка и прибыль в точке безубыточности будут равны нулю. Если компания будет продавать больше, она начнет получать прибыль.
Как рассчитать точку безубыточности в деньгах
Для компаний, которые продают много разных товаров. Если товаров больше, чем один, рассчитать точку безубыточности для каждого товара практически невозможно. В таких случаях точку безубыточности рассчитывают в денежном выражении.
Простым языком — на какую сумму надо продать товаров или услуг, чтобы покрыть постоянные и переменные затраты.
Алгоритм расчета такой:
Формулы расчета точки безубыточности в деньгах:
Можно рассчитать и так:
Можно сразу посчитать маржинальность:
Тогда точка будет выглядеть так:
Опять пример точки безубыточности. После расчетов становится ясно, что при продаже на 102 740 ₽ утеплителя в месяц компания покроет все свои расходы.
Показатель | Расчет | Расчет в цифрах | Результат |
---|---|---|---|
Выручка | Цена × Объем продаж | 150 ₽ ×1 000 кг | 150 000 ₽ |
Постоянные затраты | Аренда + ФОТ рабочих + реклама | 8000 ₽ +12 000 ₽ + 5000 ₽ | 25 000 ₽ |
Переменные затраты | Себестоимость + Бонус менеджера + Доставка | 100 000 ₽ + 7500 ₽ + 6000 ₽ | 113 500 ₽ |
Маржа | Выручка − Переменные затраты | 150 000 ₽ − 133 500 ₽ | 36 500 ₽ |
Маржинальность в % | Маржа / Выручка | 36 500 ₽ / 150 000 ₽ | 24% |
Точка безубыточности в деньгах | Постоянные расходы / Маржинальность в % | 25 000 ₽ / 24% | 102 740 ₽ |
Для компаний, которые занимаются проектной деятельностью, надо посчитать в количестве сделок. Сюда относим компании, которые получают деньги за определенный комплекс работ. Например, возводят металлические конструкции, строят дома по проекту и т. д. Особенность в том, что эти компании могут и за одну сделку покрыть все свои расходы и выйти в прибыль.
Если проект стоит 1,8 млн рублей, а точка безубыточности — 1,2 млн рублей, получается, что компания может покрыть все свои расходы за одну сделку.
В этом случае сначала надо рассчитать точку безубыточности в деньгах, а потом посмотреть, сколько сделок окупят эту сумму.
Как рассчитать точку безубыточности в Excel
Для быстрого расчета точки безубыточности удобно использовать Excel или, например, гугл-таблицы:
Анализ точки безубыточности
Рассчитали точку безубыточности. Что делать дальше.
Шаг 1. Посмотреть, на какой день месяца получается заработать прибыль. Если бизнесу удается достичь точки безубыточности в середине месяца, это хороший показатель, меньше — у компании больше риска начать работать в убыток.
Компания по производству утеплителя достигает точки безубыточности на 24-й день месяца. То есть 24 дня из 30 она работает на покрытие затрат и только 6 дней получает прибыль.
Если случится форс-мажор, например простой, снежные заносы, отсутствие сырья, уже на седьмой день компания уйдет в убыток.
Такое происходит со многими компаниями, например, в период новогодних каникул, когда спрос на непродовольственные товары падает.
Шаг 2. Проанализировать постоянные и переменные затраты. В условиях кризиса лучше, чтобы переменных затрат было больше, чем постоянных. Постоянные затраты в этом случае делают бизнес финансово неустойчивым. Небольшое снижение спроса — и бизнес уже еле держится на плаву.
В периоды неопределенности лучше сокращать постоянные затраты или переводить их в переменные.
Во время пандемии компания отказалась от аренды офиса класса А, перевела офис на коворкинг, перевела собственную бухгалтерскую службу на аутсорсинг с оплатой в зависимости от количества документов, заменила собственную логистическую службу на стороннюю, которую привлекала только под конкретный заказ. Компания снизила постоянные издержки и увеличила прибыль.
Если спрос на товар или услугу растет, компания может заработать больше прибыли, отказываться от постоянных затрат не стоит.
Во время кризиса компания вместо одежды стала шить маски и постоянно наращивала объем продаж. Постоянные затраты компании не изменились. Те же работники работали на том же оборудовании. Все затраты покрывались доходом от продаж.
Если в структуре бизнеса без больших постоянных затрат не обойтись, надо наращивать продажи и автоматизировать процессы.
Например, магазин может развивать онлайн-продажи — подключить оплату товаров на сайте: картами, с помощью сервисов Apple Pay, Google Pay, оплату по ссылке в соцсетях и т. д.
Ozon и Amazon привлекают покупателей низкими ценами. У компаний большие постоянные издержки: склады, сервисная служба, своя служба доставки и т. д. Они пытаются покрывать свои расходы за счет больших объемов продаж.
В случае с премиальным сегментом, где тоже большие постоянные затраты, можно работать над узнаваемостью бренда, повышать уникальность товаров или услуг.
Бутик расположен в престижном районе с дорогой арендой, работают опытные продавцы-стилисты. За счет этого постоянные расходы больше переменных.
Чтобы продавать по премиум-ценам, бутик предлагает одежду модного дизайнера. Все товары в одном экземпляре. В услуги входит подбор стилистами капсульного гардероба, создание вечернего образа, подбор обуви, сумочек и аксессуаров. Большие постоянные издержки покрываются высокой ценой товара.
Если компания новая и стабильный спрос на продукт предсказать сложно, лучше не наращивать долю постоянных затрат.
Ресторатор открыл кафе в центре города с дорогой арендой, сделал дизайнерский ремонт, нанял опытных поваров. Через некоторое время рядом открылось еще несколько похожих заведений. Клиентов в кафе стало гораздо меньше.
Кафе еще время работало с таким количеством посетителей, но аренда и зарплата поварам съедала всю прибыль и даже больше. В конце концов, деньги кончились и кафе закрылось. Все большой доли постоянных затрат.
Если компания давно и стабильно работает на рынке, умеет прогнозировать спрос, научилась окупать постоянные расходы, рост постоянных затрат может стать катализатором развития. Как, например, у небольшого фермерского хозяйства.
У хозяйства стабильный спрос на молочную продукцию. Есть постоянные клиенты и появляются новые. Есть свой сайт, где можно выбрать товар и оплатить онлайн. Организована доставка.
Владелец бизнеса решил купить еще цех, где будет производить сыры. Клиенты с удовольствием стали покупать сыр. Средний чек увеличился за счет новой продукции. Постоянные затраты окупились.
Шаг 3. Проанализировать цены. Возможно, проблема в цене продажи — слишком высокая или, наоборот, низкая. Тогда логично провести дополнительные маркетинговые исследования, изучить цены конкурентов.
Как контролировать затраты
Как контролировать переменные затраты:
Как контролировать постоянные затраты:
В каких случаях нужна точка безубыточности
Точка безубыточности поможет:
При планировании нового бизнеса и разработке франшизы можно изучить рынок, структуру доходов и расходов конкурентов или компании-франчайзера и построить похожую финансовую модель.
Франчайзи решил открыть прачечную. У компании-франчайзера он узнал переменные и постоянные затраты для этого вида бизнеса. Цену услуг взял как среднее от цен конкурентов в этом районе. На основании этого построил финансовую модель для себя.
При расчете точки безубыточности оказалось: постоянные и переменные затраты будут на среднем уровне, а вот цена продажи в этом районе ниже. Франчайзи покроет свои расходы только на 30-й день месяца → он может отказаться от этого варианта и попробовать, например, открыть кофейню.
Расчет точки безубыточности даст ориентир, сколько надо продавать товаров или услуг, чтобы покрыть расходы, и есть ли перспективы получить прибыль при существующих условиях.
Для инвестиционного этапа расчет точки безубыточности использовать сложнее
На инвестиционном этапе — когда покупают основные средства, оборудование, делают ремонт — обычный алгоритм расчета не подходит. В этом случае лучше использовать другие финансовые инструменты и учитывать чистую приведенную стоимость проекта (NPV).
Точка безубыточности больше всего подходит для этапа, когда расходы компании уже легко спрогнозировать.
При корректировке существующего проекта и выводе бизнеса из кризиса расчет точки безубыточности нужен, чтобы проанализировать структуру и состав затрат. Можно наблюдать, как меняются показатели в динамике, и вовремя переводить постоянные затраты в переменные, оптимизировать существующие затраты, следить за ценой закупки сырья или товара.
При продаже бизнеса расчет нужен, чтобы понять эффективность бизнеса, перспективы получения прибыли и с учетом этих данных определить цену продажи.
Например, продаются два кафе на соседних улицах. Выручка у кафе одинаковая, но в первом стоимость аренды больше.
Если рассчитать точку безубыточности, будет видно, что при таких постоянных расходах первому кафе надо зарабатывать больше, чтобы покрывать затраты. Продать по такой же цене первое кафе будет сложно. Покупатель, скорее всего, предпочтет второе как более перспективное.
В этом случае точкой безубыточности можно пользоваться как экспресс-методом. На этом этапе покупатель может решить, надо ли проводить всестороннюю оценку бизнеса.
Достоинства и недостатки точки безубыточности
Плюсы точки безубыточности:
Минус — ограниченность: модель больше рассчитана на условия стабильного рынка. Например, при расчете сложно учесть резкие колебания спроса, сезонность, изменения конкурентной среды, появление новых технологий и т. д. Все это ведет к погрешностям.
Подписка на новое в
Подборки материалов о том, как вести бизнес в России: советы юристов и бухгалтеров, опыт владельцев бизнеса, разборы нового в законах, приглашения на вебинары с экспертами.
Сейчас читают
Как организовать вебинар и заработать на нем
Рассказываем, как вебинары помогают бизнесу увеличить прибыль, даем пошаговый план организации вебинара и делимся приемами, которые помогают продавать в прямом эфире
Что такое CRM-система и как она помогает бизнесу зарабатывать больше
CRM помогает эффективнее работать с клиентами и увеличивать продажи. В статье — как выбрать CRM-систему, которая подойдет для вашего бизнеса
Как увеличить онлайн-продажи с помощью аналитики
Бывает, что у онлайн-бизнеса активно крутится реклама и вроде много обращений, но денег с этих обращений мало. Почему так, поможет разобраться аналитика продаж.
Будьте в курсе событий бизнеса
Получайте первыми приглашения на вебинары, анонсы курсов и подборки статей, которые помогут сделать бизнес сильнее
© 2006—2021, АО «Тинькофф Банк», Лицензия ЦБ РФ № 2673 — Команда проекта
Тинькофф Бизнес защищает персональные данные пользователей и обрабатывает Cookies только для персонализации сервисов. Запретить обработку Cookies можно в настройках Вашего браузера. Пожалуйста, ознакомьтесь с Условиями обработки персональных данных и Cookies.
8000 ₽ на рекламу во ВКонтакте
Реклама ВКонтакте поможет привлечь новых клиентов. Помогаем с настройками рекламных объявлений.
Чтобы скачать чек-лист,
подпишитесь на рассылку о бизнесе
После подписки вам откроется страница для скачивания