Что можно делать в лаборатории а что нельзя таблица
Правила работы в лаборатории. Лабораторная посуда и оборудование
Правила работы в лаборатории
Правила безопасности при работе с едкими, горючими и токсичными веществами, средствами бытовой химии
Методы разделения смесей и очистки веществ. Чистые вещества и смеси веществ
Чистое вещество — физически и химически однородный материал, обладающий определенным комплексом постоянных свойств. Содержание примесей в препаратах особой чистоты измеряется миллионными и миллиардными долями процента.
Смеси
Способы разделения смесей | |
Однородные (гомогенные) | Неоднородные (гетерогенные) |
Дистилляция (вода-поваренная соль) | Фильтрование (вода-песок) |
Кристаллизация (вода-сахар) | Отстаивание (вода-мел) |
Выпаривание (вода-поваренная соль) | Центрифугирование (вода-мел) |
Перегонка (нефть) | Магнитная сепарация (железо-медь) |
Отстаивание – это способ, основанный на различной плотности веществ.
Например, смесь растительного масла и воды можно разделить на масло и воду, дав смеси просто отстояться.
Фильтрование – это способ, основанный на различной способности фильтра пропускать вещества, из которых состоит смесь. Например, с помощь фильтра можно отделить твердые примеси от жидкости.
Выпаривание – это выделение нелетучих твердых веществ из раствора в летучем растворителе – в частности в воде. Например, чтобы выделить соль, растворенную в воде, надо просто выпарить воду. Вода испарится, а соль останется.
4.1.1. Правила работы в лаборатории. Лабораторная посуда и оборудование. Правила безопасности при работе с едкими, горючими и токсичными веществами, средствами бытовой химии.
Правила работы в лаборатории
1) Категорически запрещается одному работать в лаборатории, поскольку в ситуации несчастного случая вам некому будет оказать первую неотложную помощь;
2) При работе в лаборатории обязательно следует соблюдать чистоту и порядок, не шуметь, четко следовать правилам техники безопасности. Запрещено работать в условиях спешки, поскольку это может привести к несчастному случаю;
3) Работать в лаборатории разрешается только в халате, который всегда должен быть застегнут;
4) Обувь и одежда, в которых вы работаете в лаборатории, должны быть закрытыми (сандалии, шорты);
5) Если у вас длинные волосы, то их следует собрать в пучок или хвост таким образом, чтобы они не мешали в ходе работы;
6) В лаборатории обязательно должны быть средства личной защиты – маски, очки;
7) В любом помещении лаборатории должны быть средства противопожарной защиты, а именно ящик с просеянным песком и совком для него, асбестовое или толстое войлочное противопожарное одеяло, огнетушители в рабочем состоянии;
8) Все работники лаборатории должны быть информированы о том, где находятся средства противопожарной защиты, а также аптечка, которая должна содержать все необходимое для оказания первой помощи;
9) На всех склянках, в которых хранятся реактивы, должны быть приклеены этикетки с указанием названия вещества;
10) Строго запрещено пить и/или принимать пищу в лаборатории, а также хранить в лаборатории продукты питания, поскольку они легко могут пропитаться парами токсичных веществ:
11) Опыты нужно проводить только в чистой и целой химической посуде без трещин и прочих признаков повреждений;
12) Работать следует аккуратно таким образом, чтобы реагенты не могли попасть на открытые участки кожи (лицо, руки);
13) Категорически запрещается пробовать вещества на вкус. Пробовать на вкус запрещено любые даже знакомые из быта нетоксичные вещества типа хлорида натрия или сахарозы. Даже такие вещества могут содержать токсичные примеси либо из-за неаккуратного обращения с такими веществами, либо же из-за специфики способа производства реагента;
14) Для ознакомления с запахом вещества категорически запрещается подносить сосуд с ним близко к носу или склоняться над отверстием сосуда. Для того чтобы почувствовать запах вещества, следует легким движением руки направить к себе его пары:
15) При перемещении бутылей с реактивами с одного места на другое сосуд следует брать одной рукой за горлышко, а другой снизу поддерживать его за дно;
16) Вещества запрещается трогать руками. Для набора сыпучих веществ следует воспользоваться металлическим или фарфоровым шпателем/ложечкой:
17) Жидкие вещества и их растворы запрещается набирать в пипетки ртом, для этого необходимо использовать резиновую грушу или пипетатор;
18) Категорически запрещается закрывать сосуд с неостывшей горячей жидкостью пробкой;
19) При нагревании веществ и их растворов в пробирке запрещено держать ее при этом руками. Для удерживания пробирки следует воспользоваться держателем пробирок;
20) При нагревании веществ в пробирках запрещается направлять их отверстия на себя или в сторону окружающих:
21) Запрещается смотреть в отверстия нагреваемых сосудов с веществами из-за возможного поражения выбросом горячей массы;
22) По окончании эксперимента посуду надо сразу же помыть. Признаком чистой посуды является ее равномерное смачивание водой и отсутствие мутных разводов;
23) При возникновении вопросов всегда обращайтесь к преподавателю.
Лабораторная посуда и оборудование
Лабораторный штатив | Служит для закрепления лабораторной посуды, например, колб, пробирок и фарфоровых чашек при проведении опытов. | |
Круглодонная колба | Используется при перегонке веществ, в том числе под вакуумом. | |
Коническая колба | Применяется в тех операциях, которые требуют перемешивания жидкого содержимого. Также используется при хранении жидких веществ или растворов. | |
Мензурка | Измерение объема жидкости. | |
Мерный стакан | Измерение объема жидкости. | |
мерный цилиндр | Измерение объемов жидкостей. В отличие от мерного стакана и мензурки значительно более точное ввиду продолговатой узкой формы. | |
пипетка с делениями | Набор маленького объема жидкости. | |
Металлический шпатель | Применяется для отбора небольших порций сыпучих веществ. | |
Ступка с пестиком | Измельчение твердых веществ. | |
Фарфоровая чашка | Используется для нагревания и выпаривания различных растворов. | |
Обратный холодильник | Используется для охлаждения и конденсации паров, образующихся при кипении органических жидкостей. | |
Асбестированная сетка | Используется для равномерного нагревания дна плоскодонной посуды с помощью пламени. | |
спиртовка | Используется для нагревания, в частности, пробирок и колб. В случае нагревания колб требуется асбестированная сетка | |
пробирка | Используется при проведении реакций между небольшими порциями веществ. | |
держатель пробирки | ||
штатив для пробирок | ||
ложечка для сжигания веществ | ||
нисходящий холодильник | Используется при дистилляции (перегонке) жидкостей. | |
тигель | Прокаливание твердых веществ. | |
тигельные щипцы | Используются для перемещения тигля. | |
фильтровальная воронка | Воронка в сочетании с бумажным фильтром используется для отделения осадка от жидкости с помощью фильтрования. | |
бумажные фильтры | ||
делительная воронка | Используется для разделения несмешивающихся жидкостей. | |
стеклянная палочка | Перемешивание жидкостей. | |
ртутный термометр | Измерение температуры среды. |
Правила безопасности при работе с едкими, горючими и токсичными веществами, средствами бытовой химии
1) Работать с едкими веществами и их растворами (щелочи, кислоты) следует только в защитных очках и перчатках;
2) Все опыты с ядовитыми и пахучими веществами, а также газами, образующими взрывчатые смеси с воздухом, следует проводить в вытяжном шкафу, надев защитные очки и перчатки.
3) При попадании концентрированного раствора кислоты на кожу пораженное место следует незамедлительно промыть под струей холодной воды, после чего обработать кожу разбавленным раствором питьевой соды (гидрокарбоната натрия NaHCO3);
4) При ожоге концентрированными растворами щелочей обожжённый участок следует промыть под струей холодной воды, после чего обработать его 1%-ным раствором уксусной (CH3COOH) или борной (H3BO3) кислот, после чего снова промыть водой;
5) Концентрированные растворы щелочей и кислот следует хранить в вытяжном шкафу в прочной посуде, под которой должен располагаться поддон на случай протечки сосуда;
6) Все работы с едкими и токсичными веществами нужно проводить в защитных очках;
7) Концентрированные растворы летучих кислот, в частности, плавиковой, азотной и соляной, допускается переливать только в вытяжном шкафу;
8) Разбавление концентрированных растворов кислот следует проводить в жаростойкой посуде. При этом кислоту необходимо приливать к воде небольшими порциями. Ни в коем случае не наоборот, т.к. это может привести к вскипанию жидкости и ее выбросу из сосуда;
9) Для приготовления раствора из твердой щелочи щелочь маленькими порциями с помощью шпателя добавляют в холодную воду при тщательном перемешивании. Если в процессе растворения жидкость очень сильно нагревается, следует временно приостановить добавление щелочи до остывания раствора, после чего добавить еще недостающее количество твердой щелочи;
10) Нельзя допускать контакт щелочных металлов с водой и галогенпроизводными органических соединений;
11) Хранить щелочные и щелочноземельные металлы нужно в посуде из темного стекла под слоем керосина или другой инертной по отношению к ним органической жидкости в вытяжном шкафу. Поскольку литий – очень легкий металл, во избежании всплытия в керосине его придавливают грузом;
12) При работе с щелочными и щелочноземельными металлами кусок металла следует извлечь из банки пинцетом, промокнуть его салфеткой от защитной жидкости и отрезать ножом кусочек металла необходимого размера. Оставшуюся большую часть следует поместить снова в банку под защитный слой жидкости. Отрезанный маленький кусок ЩМ или ЩЗМ следует использовать сразу же по назначению;
13) Небольшие обрезки натрия, а также посуду и бумагу с остатками металла следует «обезвредить» с помощью 96%-ного этилового спирта (не водой. );
14) Строго запрещается выкидывать остатки активных металлов в мусорное ведро, раковину или оставлять их не «обезвреженными» в химической посуде после эксперимента.
Работа с легковоспламеняющимися жидкостями (ЛВЖ)
1) Работы с горючими веществами следует проводить под вытяжкой вдали от открытого пламени. Категорически запрещается нагревать летучие и легковоспламеняющиеся жидкости (ацетон, эфиры, спирты и т.д.) на горелках. С целью нагрева горючих жидкостей следует пользоваться водяной баней или электрической плиткой с изолированной спиралью;
2) Горючие жидкости нельзя нагревать в открытых сосудах. Сосуд с нагреваемой горючей и летучей жидкостью должен быть снабжен обратным холодильником;
3) Разбирать приборы, в которых содержатся остатки ЛВЖ, следует вдали от открытого пламени во избежание пожара;
4) Категорически запрещается выливать горючие жидкости в канализацию или мусорные ведра;
5) ЛВЖ должны храниться в металлических шкафах в количествах, не превышающих повседневные нужды.
Правила безопасности при работе со средствами бытовой химии
1) При использовании агрессивных моющих средств (стиральные порошки, отбеливатели, средства для чистки сантехники и т.д.) необходимо использовать перчатки. Если средство является сильно пахучим, использовать его следует в условиях хорошего проветривания помещения;
2) Используйте любое средство бытовой химии строго по его назначению в соответствии с инструкцией по использованию;
3) Хранить средства бытовой химии надо в плотно закрытой емкости, в прохладном и темном месте, вдали от маленьких детей, животных, а также подальше от продуктов питания;
4) Средства бытовой химии должны быть использованы до истечения их срока годности, поскольку помимо снижения их эффективности они также могут стать опасными;
5) Тщательно ополаскивайте все предметы и поверхности после использования для их чистки (стирки) моющих средств. Особенно это касается столовых приборов, одежды и обуви.
Ведение нормативной документации в кабинете химии
Кабинет химии: требования и паспорт
Паспорт кабинета химии (основной набор документации):
сведения о заведующем кабинетом,
сведения о работающих в кабинете учителях,
график работы кабинета по дням (уроки, кружки, факультативы),
материалы по охране труда и технике безопасности,
акт-разрешение на работу в кабинете,
характеристика помещения кабинета,
список печатных пособий в кабинете и лаборантской,
список таблиц в кабинете,
список ТСО используемых в кабинете,
рабочие программы по предмету по классам 8-9 (7-9) и 10-11,
наличие разработок по классам,
дополнительные материалы по предмету,
списки реактивов (с местом хранения и расположением),
перспективный план развития кабинета химии.
По охране труда для работников при аварийных ситуациях и способы оказания первой (до врачебной) помощи пострадавшим.
По пожарной безопасности в школе.
По охране труда для учителя, для лаборанта, для учащихся в кабинете.
По охране труда при работе в кабинете.
По охране труда при проведении лабораторных и практических работ.
Порядок действия персонала по обеспечению безопасной и быстрой эвакуации учащихся и сотрудников школы.
Порядок действия участников образовательного процесса в экстремальных и чрезвычайных ситуациях, а также в ситуациях, связанных с терроризмом.
Перечень медикаментов, перевязочных средств и принадлежностей для аптечки кабинета.
Требования по охране труда и технике безопасности к кабинету химии.
Перечень документации по охране труда в кабинете.
Инструкции по охране труда (в соответствии с видом производимых работ и наличия оборудования):
Правила по электробезопасности в кабинете химии и химической лаборатории, по оказанию первой медицинской помощи в кабинете химии, по пожарной безопасности в кабинете химии, по работе с вытяжным шкафом.
Инструкции по охране труда при проведении демонстрационных опытов по химии, при уничтожении отработанных ЛВЖ и ГЖ в кабинете химии, при работе с веществами и растворами, при собирании приборов и их креплении, при хранении химических реактивов, при хранении горючих и легковоспламеняющихся жидкостей, при проведении факультативов, химических кружков.
Правила техники безопасности при работе с формальдегидом, с хлоридами, с жидкими углеводородами, с хлорзамещенными алканами, с анилином и нитробензолом, с металлической пылью, с щелочными металлами, с галогенами, с нитратами, со щелочами, с кислотами, с красной и желтой кровяными солями, роданидами, сульфидами, фторидами, с соединениями меди, с соединениями бария, со спиртовками и сухим горючим, с соединениями марганца, с соединениями свинца, с соединениями хрома.
Правила техники безопасности при проведении демонтажа приборов, в которых использовались или образовывались вещества 1, 2 и 3 классов опасности.
Правила по безопасной работе со стеклянной посудой и ампулами.
Правила техники безопасности при работе с фенолом, с эфирами и ацетоном, со спиртами, с муравьиной и уксусной кислотами, уксусным ангидридом.
Также необходим журнал инструктажа по технике безопасности для учащихся. Подпись школьника в журнале регистрации инструктажа обязательна при достижении им 14 лет.
Инструктажи по охране труда для учащихся:
Вводный инструктаж (в начале занятий в кабинете, в сентябре, с регистрацией в журнале регистрации инструктажа учащихся по ОТ в кабинете химии).
Повторный инструктаж (в начале второго полугодия, в январе, с регистрацией в журнале регистрации инструктажа учащихся по ОТ в кабинете химии).
Текущий инструктаж (перед сменой вида деятельности, перед лабораторными и практическими работами, перед новым разделом, с регистрацией в лабораторных тетрадях).
Внеплановый инструктаж (при несчастном случае с учащимся в кабинете, с регистрацией в журнале регистрации инструктажа учащихся по ОТ в кабинете химии).
Прекурсор — вещество, участвующее в реакции, приводящей к образованию целевого вещества. Подлежат строгому учету: ацетон, красный фосфор, перманганат калия, серная кислота (исключая соли), соляная кислота (исключая соли), толуол, этиловый эфир.
Журнал прекурсоров заводится каждый учебный год. Все страницы нумеруются, прошиваются и заверяются директором. Журнал является для кабинета химии документом строгой отчетности. Ведется заведующим кабинетом, раз в месяц. Если какого-то вещества из подлежащих учету в кабинете нет — то страницу с этим веществом в журнал можно не добавлять.
Реактивы: правила хранения и ухода
В соответствии с «Правилами по технике безопасности для кабинетов химии средних общеобразовательных школ» все химические реактивы делятся на восемь групп:
Реактивы, обладающие свойствами взрывчатых веществ. В перечень не входят.
Реактивы, выделяющие при взаимодействии с водой легко воспламеняющиеся газы.
Легко воспламеняющиеся жидкие реактивы (ЛВЖ).
Легковоспламеняющиеся твердые реактивы.
Воспламеняющие (окисляющие) реактивы.
Вещества, физиологически активные в сравнительно малых дозах.
Прочие вещества, малоопасные и практически безопасные.
В паспорте кабинета обязательно должны быть инструкции по утилизации в кабинете реагентов (тех, которые можно утилизировать в школьной лаборатории):
утилизация растворов кислот,
утилизация отработанных растворов щелочей,
утилизация отработанных растворов соединений бария,
утилизация щелочных металлов.
Пожарная безопасность и аптечка
Правила безопасности предусматривают наличие и легкодоступность предметов пожаротушения и медикаментов:
Два вида огнетушителей, углекислотный и порошковый.
Ведро с песком и совок.
Ткань, пропитанная специальным огнеупорным составом или специальная огнеупорная ткань.
Аптечка, в состав которой входят раствор йода 5%, раствор перекиси водорода 3% (в новых списках состава аптечек его нет), спирт медицинский 70% (часто заменяют на антисептические салфетки), раствор аммиака 10%, глицерин, гидрокарбонат натрия раствор 2%-200 мл, раствор борной кислоты 2%-200мл, клей БФ-6, сульфацил натрия (раствор), пинцет, бинт стерильный 5×10, вата стерильная 50 г., салфетки стерильные, пипетка.
Инструкция по использованию медикаментов в различных ситуациях.
Необходимо проверять срок годности медикаментов, а также периодически проводить мероприятия по оказанию первой медицинской помощи.
Приказом Минздрава РФ от 26.03.2001 N 88 утвержден Отраслевой стандарт «Государственный информационный стандарт лекарственного средства. Основные положения» 91500.05.0002-2001, в разделе 02.04.02 «Инструкции по применению лекарственного препарата» которого указано, что инструкции по применению лекарственного препарата подразделяются на следующие категории:
— инструкция по применению лекарственного препарата для специалистов;
При отсутствии каких-либо указаний в инструкции-вкладыше, лекарство следует принимать за 30 минут до еды. Это относится к основной массе лекарственных препаратов.
Любое химическое вещество – это инородное соединение, которое, если речь идет о лекарстве, должно усвоиться в организме человека с наибольшей для его здоровья пользой. Между тем, следование правилам приема может в очень большой, если не решающей, степени повлиять на действие лекарства.
Если назначено несколько лечебных препаратов, принимать их необходимо отдельно. Даже самые безвредные для организма лекарства при одновременном приеме нескольких препаратов, дадут большую нагрузку на желудок и печень. Кроме того, никто и никогда не скажет, как поведут себя, под воздействием индивидуальной среды желудка каждого человека, несколько медицинских препаратов, принятых одновременно. Не вызовут ли они образование в желудке токсических средств. Поэтому прием лекарственных средств нужно развести по времени, чтобы промежуток между приемом составлял не менее 15-30 минут.
Лучше всего, если нет специальных указаний, запивать простой кипяченой водой. Вода хороший растворитель и не оказывает влияния на действующее вещество.
Не следует запивать лекарства молоком, т.к. снижается эффективность лекарств, сходных по строению с белками – сердечных гликозидов, кофеина, противоязвенных препаратов. Не следует запивать молоком ферменты. Антибиотики не рекомендуется совмещать с молочными продуктами. Иногда в аннотации к препарату можно встретить прямое упоминание о недопустимости употребления молока.
Установлено, что препараты железа нельзя принимать совместно с молоком и продуктами с большим содержанием щавелевой кислоты и дубильных веществ (крепкий чай, кофе, шпинат, черника).
Препараты кальция не стоит запивать молоком, газированной водой, сочетать с продуктами, богатыми жиром.
Не следует запивать лекарства и чаем. В чае содержится танин, который образует нерастворимые соединения с азотосодержащими средствами.
Отдельно следует сказать об одновременном приеме лекарств и алкоголя. Этого не должно быть категорически. Практика показывает, что именно при подобном сочетании возникают самые тяжелые осложнения. Например, при длительном приеме нестероидных препаратов и алкогольных напитков происходит повреждение слизистой оболочки желудка и может образоваться язва. Антибиотики, при одновременном приеме с алкоголем не только теряют наполовину свои лечебные свойства, но и могут образовывать вредные для организма химические соединения.
Это важно – натощак, до еды, после? Как правило принимают:
— Натощак: настойки, настои, отвары и им подобные препараты из растительного сырья.
— До еды: диуретики;; сульфаниламидные препараты рекомендуют запивать щелочным питьем, например, минеральной водой, во время лечения следует исключить пищевые продукты, содержащие серу (яйца, бобы, томаты, печень); кальция глюконат (исключить продукты, содержащие щавелевую, уксусную и жирные кислоты).
— За полчаса до еды: средства, понижающие кислотность желудочного сока (антацидные и желчегонные средства); противоязвенные препараты, антиаритмические препараты;
— Во время еды: препараты желудочного сока или пищеварительные ферменты, так как они помогают желудку переваривать пищу; водорастворимые витамины (С и группы В).
— После еды: болеутоляющие (нестероидные) противовоспалительные препараты; жирорастворимые витамины (А, D, Е, К), комплексные поливитаминные препараты; средства, которые являются компонентами желчи, сердечные гликозиды (при этом рекомендуется таблетки измельчить, запивать крахмальной слизью, исключить белковую пищу); хлористый кальций
— Независимо от еды: бронхолитики; средства, улучшающие мозговое кровообращение.
— Не имеют своего времени лекарства, назначенные «под язык».
Принимайте лекарства через равномерные промежутки времени. Гормональные и «сердечные» препараты, большинство антибиотиков следует принимать строго по часам.
Лечение необходимо доводить до конца. Особенно это касается лечения антибиотиками. Ни в коем случае нельзя прекращать прием антибиотиков, даже если симптомы болезни уменьшились или исчезли. Ведь при лечении этими препаратами, сначала погибают наиболее слабые микроорганизмы, потом — более стойкие и в самом конце — все остальные. Если не провести полный курс лечения, то самые стойкие микроорганизмы выживут, приспособятся к этим лекарствам и при последующих заболеваниях они уже будут не чувствительными к данному антибиотику, или чувствительны, но к более высокой, не безвредной для организма, дозе.
Не допускается прием лекарств с истекшим сроком годности. Самое малое, что будет от этого — неэффективность лечения, а самое большое – непоправимый вред здоровью. Ведь при истечении сроков годности, реакция препаратов, при попадании в организм человека, может отличаться в худшую сторону от той, что предусмотрена инструкцией. Это же в ровной мере касается и препаратов, которые хранились неправильно (не соблюдалась температура, влажность, световые предостережения).
КГКУЗ «Центр контроля качества и сертификации
лекарственных средств»
г. Хабаровск, ул. Советская, д. 34