Что такое разделение труда охрана труда
Что такое разделение труда
Здравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo.ru. Мы уже рассматривали тему специализации в другой статье нашего блога.
При этом мы выяснили, что основой для специализации является разделение труда.
Сегодня поговорим о том, что такое разделение труда, какова его роль в развитии производства и в эволюции человечества в целом.
Разделение труда – что это такое
Давайте представим, что вы хотите построить красивый деревянный дом. Что вы сделаете? Типичная схема действий современного человека: найти (или заказать специально обученным людям) проект дома, нанять бригаду рабочих, оплатить работу и стройматериалы. Ну а далее – кому как повезет: кому-то построят быстро и качественно, кому-то – медленно и с огрехами.
Но это все детали. Главное в том, что вы поделили труд по возведению здания между несколькими группами людей, а не стали выполнять все этапы самостоятельно. В этой цепочке одни люди заготавливают и разделывают строительный лес, другие – транспортируют его до места строительства, третьи разрабатывают проект, четвертые – возводят дом. Налицо разделение труда (РТ).
Вывод: разделение труда – это разбивка работ по производству конечного продукта на ряд отдельных операций, выполняемых разными исполнителями.
Эволюция человечества неразрывно связана с непрерывным совершенствованием орудий труда и технологий производства.
Рациональность – главное условие процесса развития.
Обезьяна в процессе эволюционирования (по теории Дарвина) встала на задние лапы потому, что это рационально с точки зрения эргономичности – так удобней ходить, держать в руках палку, срывать плоды с деревьев и т.д.
Разделение труда стало актуальным тогда, когда человек понял, что это рационально. Разделив трудовые операции, удалось в сотни раз повысить производительность труда и улучшить качество конечного продукта.
Каковы цели профессионального разделения труда
Основными целями профессионального разделения труда являются:
Для того, чтобы РТ являлось прогрессивным фактором и не тормозило производство, должны быть соблюдены следующие условия:
Итак, можно сделать вывод о том, какую выгоду приносит разделение труда и какова роль разделения труда в развитии производства:
Виды разделения труда
Разделение труда принято классифицировать на 3 основных вида. Далее – кратко о каждом из них.
Единичное РТ бывает:
Сферы производства и разделение труда
Краткая справка: сфера производства – это совокупность отраслей, занимающихся производством какого-либо продукта (промышленного или сельскохозяйственного).
Разделение труда характерно абсолютно для всех отраслей, независимо от их принадлежности к какому-либо виду сферы производства.
Сферы производства классифицируются следующим образом:
Основной закон рынка: «Спрос рождает предложение». Потребление материальных благ растет год от года. Именно поэтому увеличивается предложение этих благ.
Потребность в расширении объема производства диктует необходимость активизации разделения труда.
Примером может служить отрасль автомобилестроения. Межотраслевое разделение труда в этой сфере развито как ни в одной другой. По сути, на автомобильном заводе происходит только сборка и отладка всех агрегатов и механизмов. Все комплектующие изготавливаются на производствах других отраслей.
Международное разделение труда — это.
Международное разделение труда (МРТ) – это механизм организации функционирования мировой экономики, при котором предприятия в разных странах производят продукцию, которую реализуют не только на внутреннем рынке, но и на международном.
МРТ обуславливается наличием определенных ресурсов на территории конкретного государства. Очевидно, что в стране не может быть развита металлургия, если нет запасов железной руды, не может добываться нефть, если ее нет. Получается, что одному государству нужны бананы, а другому – углеводороды.
Говоря в общем, происходит международный торговый обмен товарами, услугами и финансами. На этом принципе и осуществляется международное географическое разделение труда (МГРТ).
Международное РТ – это высшая ступень разделения труда.
МРТ дает участникам международного сообщества следующие преимущества:
Таким образом, международное разделение труда не только укрепляет экономические связи между различными государствами, но и стабилизирует политическое международное положение, ведь, следуя русской поговорке, «нельзя пилить сук, на котором сидишь».
Удачи и здоровья всем читателям!
Автор статьи: Елена Копейкина
Удачи вам! До скорых встреч на страницах блога KtoNaNovenkogo.ru
Эта статья относится к рубрикам:
Комментарии и отзывы (2)
Разделение труда — одно из важнейших достижений цивилизации. Каждый должен делать то, что у него получается лучше всего.
Мы все имеем разные способности и таланты от рождения, поэтому и разделение труда совершенно естественное явление. Его просто не может не быть. А что касается ресурсов, климата, то тут уже. как, кому и где повезло родиться.
Разделение труда и новые участники деятельности
Разделение труда и новые участники деятельности
Доктор экономических наук, профессор, Международный Университет природы, общества и человека «Дубна», г. Дубна Московской обл.
Под разделением труда в организации понимается разграничение деятельности работников в процессе совместной деятельности, а также их специализация на выполнении определенной части совместной работы. Разделение труда можно считать основой системы организации труда. Благодаря нему, в современном мире сложилось множество различных профессий и отраслей. Практически все достижения эволюции, научно-технического прогресса можно объяснить совершенствованием разделения труда.
Классическая схема
Разделение труда в организации производится в следующих формах:
Технологическое разделение труда предполагает расчленение процесса производства на стадии (заготовительную, обрабатывающую, сборочную), переделы, фазы и операции. В рамках технологического разделения различается пооперационное и предметное разделение труда.
Пооперационное разделение труда предусматривает распределение и закрепление операций технологического процесса за отдельными работниками, расстановку работников, обеспечивающую их рациональную занятость и оптимальную загрузку оборудования.
Предметное разделение труда закрепляет за конкретным исполнителем комплекс работ, позволяющих полностью изготовить изделие, например, сборка электровыключателя или электророзетки.
Функциональное разделение труда — обособление различных видов трудовой деятельности и выполнение конкретных работ соответствующими группами работников, специализирующихся на выполнении различных по содержанию и экономическому значению производственных или управленческих функций.
Профессионально-квалификационное разделение труда основывается на обособлении внутри каждой функциональной группы работников различных профессий специальностей в зависимости от технологического содержания и вида выполняемых работ. Сюда же относится обособление разных видов работ в зависимости от их сложности, требующей определенного уровня знаний и опыта работников.
В соответствии с такой классификацией на предприятии выделяются несколько функциональных групп:
Такое разделение существовало в рамках советской директивной экономики, ей соответствовало и, в целом, обеспечивало достаточно хорошую управляемость и приемлемую эффективность производственных процессов предприятий. Многие организации и сегодня используют эту классическую схему разделения труда. Однако уже двадцать лет мы живем в условиях рыночной экономики. Соответственно изменились роль и функции предприятий: появилась реальная конкуренция, изменилась роль денег, менеджменту предприятий теперь приходится следить за прибылью, себестоимостью продукции, регулярно проводить экономический и финансовый анализ деятельности предприятия. Соответственно изменилось и управление, и разделение труда на предприятии.
Новые участники деятельности
Современную классификацию участников деятельности предприятия предложил Г.Б. Клейнер, д.э.н., профессор, член-корреспондент Российской Академии Наук, заместитель директора ЦЭМИ РАН. Он выделил четыре группы этих участников:
Сведем обе классификации в одну таблицу и сравним их (таблица).
Собственники:
С точки зрения величины пакета акций, принадлежащих акционеру, мажоритарный акционер — владелец крупного пакета акций, который имеет право участвовать в управлении организацией (акционерным обществом). Верхняя планка — 100 % акций, нижняя — процент, позволяющий осуществлять какие-то активные права, например, гарантированно избирать своих кандидатов в состав Совета директоров акционерного общества.
Миноритарный акционер — владелец «неконтролирующего» пакета акций, но имеющий «пассивные права» запроса информации и возбуждения исков. В российском законодательстве для возбуждения иска от имени общества требуется владение 1% акций. Верхней планкой считается 10 % акций, нижней — 1 акция.
Крупные, контролирующие пакеты акций, как правило, сосредоточены в руках учредителей обществ. Значительными долями в бизнесе обладают институциональные инвесторы, иногда частные стратегические инвесторы. Каждому из миноритариев принадлежит обычно менее 5 % акций общества. В их число входят, как правило, частные портфельные инвесторы и биржевые спекулянты. Первые, владея акциями продолжительное время, рассчитывают на дивидендный доход, вторые — в основном на прибыль от курсовой разницы бумаг.
Менеджеры:
По уровню управления можно выделить следующие группы менеджеров:
Руководители первого (низового) звена или операционные руководители — это работники организационного уровня, находящегося непосредственно над рабочими и другими работниками. Младшие начальники (или супервайзеры) в основном осуществляют контроль выполнения производственных заданий. Руководители этого звена часто отвечают за непосредственное использование выделенных им ресурсов, например, сырье и оборудование. Типичные названия должности на данном уровне — мастер, мастер смены, заместитель заведующего отделом.
Исследования показывают, что работа руководителя низового звена сопряжена с постоянным напряжением умственных сил и физической выносливостью, наполнена разнообразными действиями. Она характеризуется частыми перерывами, переходами от одной задачи к другой. Задачи сами по себе потенциально краткие: в одном исследовании обнаружено, что время, затрачиваемое мастером в среднем на выполнение одного задания, равнялось 48 секундам. Период реализации решений, принимаемых мастером, также короткий. Обычно все его решения реализуются в течение менее двух недель.
Работа младших начальников координируется и контролируется руководителями среднего звена. Типичные должности этого уровня — начальник участка, заведующий отделом, управляющий сбытом по региону или по стране и директор филиала. Характер их работы в большей степени определяется содержанием работы подразделения, чем организации в целом. В основном руководители среднего звена исполняют роль буфера между руководителями высшего и низового звеньев. Они готовят информацию для решений, принимаемых руководителями высшего звена, и передают эти решения низовым линейным руководителям обычно после трансформации в технологически удобной форме, в виде спецификаций и конкретных заданий.
Руководители высшего звена отвечают за принятие стратегически важнейших решений для организации в целом или для основной части организации. Сильные руководители высшего звена накладывают отпечаток своей личности на весь облик компании. Поэтому успешно действующие руководители высшего звена в больших организациях ценятся очень высоко, и их труд оплачивается хорошо.
При этом деятельность руководителя высшего звена связана с напряженным темпом и огромным объемом работы, что во много объясняется тем фактом, что работа руководителя высшего звена не имеет четкого завершения. На предприятии в целом не существует такого момента, если не считать прекращения деятельности и остановки предприятия, когда работу можно считать полностью законченной. Поэтому и руководитель высшего звена не может быть уверен, что он успешно завершил свою деятельность. Поскольку организация продолжает действовать, и внешняя среда продолжает меняться, всегда существует риск неудачи.
Высший организационный уровень — руководство высшего звена — гораздо малочисленнее других. Даже в самых крупных организациях руководителей высшего звена — всего несколько человек. Типичные должности руководителей высшего звена в бизнесе — председатель Совета директоров, президент, вице-президент компании (корпорации).
Специалисты:
Главные и, в меньшей степени, ведущие специалисты, организуют и координируют работу на предприятии в рамках своей области компетенции (знаний и умений). Примерами могут быть главный инженер, главный технолог, главный бухгалтер. Особенностью их работы является сочетание обязанностей руководителя и специалиста. По Всесоюзному классификатору должностей служащих, главные специалисты отнесены к категории руководителей. Тем не менее, содержательно их труд относится к труду специалистов. Поэтому и главных специалистов можно отнести к этой категории.
Труд главных специалистов носит умственный и в значительной степени недетерминированный характер. Они решают стратегические вопросы в определенной области, организуют работу своих подразделений, и координируют их работу с другими направлениями деятельности предприятия.
Рядовые специалисты выполняют задачи в своей области деятельности. Они собирают информацию, обрабатывают ее, готовят конструкторские, технологические, экономические и другие документы, регламенты, инструкции. Необходимую часть работы ряда специалистов составляет аналитическая работа с дальнейшей разработкой необходимых мероприятий по совершенствованию организации производства.
Труд рядовых специалистов также носит умственный и в значительной степени недетерминированный характер. Он заключается в решении тактических задач, планировании своей деятельности и отчетности по ней.
В последнее время, с внедрением элементов постиндустриального уклада в российскую экономику, получили распространение аутсорсинг и фриланс. Аутсорсинг — передача некоторых функций (подфункций) управления (бухучет, маркетинг, экономический анализ, разработка новых изделий) посторонним специализированным организациям. Фриланс — использование труда свободных специалистов для решения определенных задач организации производства. Отношения с ними строятся на основании договоров, трудовых соглашений, временного найма на работу.
Работники:
К работникам относятся также служащие. Труд рабочих в основном и вспомогательном производстве носит преимущественно физический характер. При этом для отдельных категорий работников доля умственного труда значительна. Например, работа операторов и наладчиков станков с числовым программным управлением и обрабатывающих центров, операторов аппаратурных процессов, техники, водителей-экспедиторов и т.п. Не редкость на этих должностях увидеть работников с высшим (бакалавриат или специальность) образованием.
Существенная тенденция производственного процесса, которая проявляется в современных условиях, — выведение непрофильных и вспомогательных производств за пределы предприятия. Вспомогательные и обслуживающие основное производство функции (наладка и ремонт, транспорт и склады и т.д.) передаются специализированным, юридически и организационно самостоятельным организациям. Подготовка и обслуживание производства выполняются на договорной основе. Это позволяет повысить специализацию производства и, одновременно, однородность технологического оборудования, специализацию рабочих и служащих, упрощение организации производственного процесса. В результате повышается производительность труда и эффективность производства. В области персонала это приводит к резкому уменьшению численности вспомогательных рабочих на предприятии, вплоть до полного их исчезновения.
Анализ и пути гармонизации отношений
Очевидно, что баланс между правами и ответственностью по каждой группе и между группами (см. табл.) отсутствует. Этот факт способствует тотальным оппортунизму и коррупции на всех уровнях управления и приводит к всеобщему неравенству и несправедливости. Предприятие превращается в источник всеобщей дисгармонии. Для преодоления такого положения необходимо решить ряд задач, а именно:
Определение характеристик новых функциональных групп персонала, обеспечивающих деятельность предприятия, дает возможность организовать его труд, определить численность каждой группы и области взаимодействия и возможных конфликтов. Кроме того, на основе предложенной схемы разделения труда имеется возможность рассмотреть конфликты между группами и построить механизм их совместной работы, дающий возможность эффективного функционирования предприятия.
Дальнейшее совершенствование разделения труда и развитие классификации участников деятельности предприятия будет полезным для разработки теоретических и практических вопросов управления персоналом предприятия.
Понятие охраны труда
В статье разберем, что такое охрана труда, определение охраны труда, кто такой специалист по охране труда и как получить образование по этому направлению.
Охрана труда — это комплекс мероприятий, направленный на сохранение жизни и здоровья россиян в ходе выполнения ими профессиональных обязанностей.
Определение охраны труда (ОТ) приведена в ст. 209 ТК. Учитывая важность задачи, управлением ОТ государство занимается самостоятельно (ст. 210, 216 ТК).
В ст. 210 ТК РФ приводится перечень основных направлений трудоохранной госполитики. Всего этих направлений 20. На первое место вынесены мероприятия по обеспечению сохранения жизни и здоровья сотрудников.
Все перечисленные в 210 статье принципы ОТ можно разделить на 3 группы:
Кто такой специалист по охране труда
Специалист по охране туда — это наемный работник, который занимается охраной труда в организации.
В небольших компаниях достаточно одного специалиста по охране труда. Если работодатель не хочет нанимать специалиста по ОТ, ему следует заниматься охраной труда самому или поручить ее сотруднику (ст. 217 ТК). Есть вариант передать эту работу на аутсорсинг.
На больших предприятиях при штате более 50 человек создается служба охраны труда. Подробнее читайте здесь: Организация охраны труда на предприятии.
Как стать специалистом по охране труда
Чтобы стать специалистом по охране труда, надо пройти соответствующее обучение.
Специалистом по ОТ можно стать:
Для руководителей организаций, вынужденных разбираться, что это такое – охрана труда, в связи с тем, что они сами планируют заниматься этой работой, существуют специальные 40-часовые курсы обучения и проверки знаний требований охраны труда. Их можно проходить дистанционно.
Не реже 1 раза в 5 лет специалисты по ОТ должны проходить повышение квалификации. Это необходимо, чтобы занятые повседневной рутиной специалисты помнили не только определение охрана труда и связанные с особенностями их деятельности НПА, а расширяли кругозор, вовремя получали информацию о новых НПА, делились опытом, могли задать волнующие их вопросы профильным специалистам. Это обучение длится 72 часа, его можно проходить очно или дистанционно.
Когда специалист по ОТ приходит к руководству утверждать план мероприятий, проведения которых требует понятие охрана труда, ему задают вопрос: «А что нам будет, если мы этого не будем делать?». Поэтому специалисту по ОТ следует быть компетентным и в этом вопросе. Все виды ответственности по этому пункту приведены в 419 ТК.
Разные аспекты админответственности приведены в ст. 5.27.1 КоАП, а уголовной – в ст. 143 и ст. 215–219 УК РФ. Уголовная ответственность может быть возложена только на физлиц – работника компании, ее руководителя. На этот вопрос может ответить также юрист, но чаще всего его задают именно специалисту по ОТ. Чтобы быть компетентным в как можно большем количестве направлений (или обоснованно отказываться от «не вашей» работы), нужно своевременно обучаться, расширять профессиональный кругозор и повышать квалификацию.
Что такое охрана труда – границы определения
Поскольку трудоохранная деятельность курируется государством, под действие определения, что такое охрана труда как система, включаются лишь:
На остальные сферы деятельности, приносящие работодателю прибыль, понятие охраны труда не распространяется:
Полезные определения для создания системы управления охраной труда
Несмотря на то, что определение, что же такое охрана труда, закреплено на государственном уровне, многие компании (особенно с иностранным участием) стремятся переделать отечественные понятия охраны труда под иностранные стандарты. В некоторых случаях это возможно, в других это недопустимо. Определение охраны труда должно оставаться именно таким, как прописано в законодательстве РФ. Например:
Как именно работодателю организовывать мероприятия, которые включает понятие охраны труда, рассказано в 212 ст. ТК. В ней приведены 23 пункта, требования которых должен выполнить работодатель, чтобы у него было «все в порядке с ОТ».
Знать определение охраны труда и как такие требования реализуются в ежедневных производственных процессах, должен и работник. Ему следует:
В мировом масштабе, что такое охрана труда и другие связанные с охраной труда определения, устанавливает МОТ – международная организация труда, входящая в состав ООН. Эта организация разрабатывает международные нормы, которые способствуют защите трудовых прав, повышают соцзащищенность трудящихся, устраняют гендерную дискриминацию в области профессиональной деятельности, выполняют другие задачи.
Итак, из этой статьи вы узнали, что это такое – охрана труда, определение ОТ, кто управляет ОТ в России, что входит в это понятие, а что – нет, как правильно прописать систему управления охраной труда, где и как обучиться на специалиста по ОТ, где узнать об ответственности за несоблюдение требований ОТ.