Что такое развитие способностей
Способности. Общие и специальные способности. Развитие и измерение способностей. Интеллектуальные и творческие способности
Марья Азизян
Способности. Общие и специальные способности. Развитие и измерение способностей. Интеллектуальные и творческие способности
3. Общие и специальные способности.
Существует множество классификаций способностей. Чаще всего способности делят на общее и специальные, которые в свою очередь могут подразделяться на теоретические и практические, учебные и творческие, предметные и межличностные.
Общее способности необходимы для широкого круга занятий. К ним относятся такие качества,как: трудолюбие, внимательность, сообразительность, целеустремленность.
Специальные способности- это качество обеспечивающие успех в узком круге видов деятельности. К таким, например, относится зрительная память, понимание людей, хорошо развития чувствительность рук.
К числу общих способностей человека с полным основанием можно отнести коммуникативные способности. Эти способности социально обусловлены. Они формируются у человека на протяжении всей его жизни в процессе социального взаимодействия с обществом. Без данной группы способностей человеку было бы трудно жить среди себе подобных. Например, без владения речевыми навыками как средством общения, без умения адаптироваться в социуме было бы невозможно. Отсутствие у человека такого рода способностей являлось бы непреодолимой преградой на пути превращения его из биологического существа в социальное.
Специальные способности органические связаны с общими или умственными способностями. Чем выше развиты общие способности тем больше создается внутренних условий для развития специальных способностей. В свою очередь развития специальных способностей, при известных условиях, положительно влияет на развитие интеллекта.
Таким образом, каждая деятельность предъявляет определённые требование к общим, и к специальным способностям. И поэтому нельзя узко профессионально развивать личность, её способности. Только всесторонние развитие личности поможет выявить и сформировать общее и специальные способности. Следовательно, указанная классификация и имеет реальное основание, при анализе конкретного вида способностей необходимо учитывать общие и специальные компоненты в каждом отдельном случае.
4. Развитие и измерение способностей.
Способности изучает в основном в рамках диагностического подхода. Где в основном занимаются их измерение и тестирование. В личностном подходе изучаются проблемы развития способностей.
Способности- такие индивидуальные психологические особенности, которые не сводятся к наличным знаниям, умение и навыком.
Развитие способностей происходит поэтапно:
1. Репродуктивный, который обеспечивает высокое умение усваивать готовое знание, овладевать сложившимся образцами деятельности и общения.
2. Творчески, обеспечивает создание нового, оригинального.
Рубенштейн сформулировал основное правило развития способностей человека, развития способностей совершается по спирали, реализация возможности, которое представляет собой способность одного уровня, открывает возможности для дальнейшего развития способностей более высокого уровня.
Существует два подхода к развитию способностей: структурный и функциональный. Согласно структурному подходу способности- это базовая понятия, единицы анализа, элементы структуры.
Функциональный подход рассматривает способность как функциональное образование, которое появилось в связи с решением жизненной личностной задачи.
В настоящее время нет методик с помощью которых можно было бы с высокой степенью достоверности определить и измерить способности, особенно на ранних этап развития человека. Б. М. Теплов обосновывал возможность измерения способностей тем,что : способность есть индивидуальное свойство, которое различна проявляется у разных людей, это переменная, которую можно измерить, успех также можно измерять. Вопросы измерения способностей изучает дифференциальная психология.
Основателем данного направления психологических измерений принято считать Ф. Гальтона. Для измерения применялись тесты – короткие испытания с целью установить наличие степень выраженности определенного свойства. Тест касался не мышления, а психического развития в целом.
5. Интеллектуальные и творческие способности.
Интеллект- это глобальная способность действовать разумно, рационально и хорошо справляться с жизненными обстоятельствами, то есть интеллект рассматривается как способность человека адаптироваться к окружающей среде.
Интеллект выступает как общий фактор умственной энергии. Спирмен показал, что успех любой интеллектуальной деятельности зависит от общего фактора, общей способности. Он выделил генеральный фактор интеллекта G и S. Впоследствии Айзенк интерпретировал генеральный фактор как скорость переработки информации центральной нервной системой для оценки и диагностики и генерального фактора интеллекта применяют скоростные интеллектуальные тесты Айзенка, тест “Прогрессивные матрицы” Д. Равена, тест интеллекта Кэттела.
Терстоунт выделил семь первичных умственных потенций:
1. Счетную способность, то есть способность оперировать числами и выполнять арифметические действия.
2. Вербальную (словесную) гибкость, то есть легкость, с корой человек может объясняться, используя наиболее подходящие слова.
3. Вербальное восприятие, то есть способность понимать устную и письменную речь.
4. Пространственную ориентацию, или способность предоставлять себе различные предметы и формы в пространства.
6. Способность к рассуждению.
7. Быстроту восприятия сходств или различий между предметами и изображениями.
Факторы интеллекта, или первичные умственные потенции, как показали дальнейшие исследования, коррелируют, связанны друг с другом, что говорит о существование единого генерального фактора.
Творческие способности это дар, который требует постоянной работы усердия, где-то даже умения противостоять окружающим, не сдаваться перед трудностями.
Под творческими способностями мы понимаем совокупность и особенность личности, характеризующая её готовность к творческой деятельности.
Существуют несколько точек зрения на взаимосвязь интеллекта и творческих способностей. По мнению Р. Стеренберга и Г. Азейнка чем выше уровень интеллекта, тем выше уровень творческих способностей человека и наоборот.
Творческим людям обычно свойственно дивергентное мышление. Они склонны образовывать новые комбинации из элементов, которые большинство людей используют определенным образом или формировать связи между двумя элементами, не имеющими на первый взгляд, ничего общего.
Особенности творческих способностей.
Творческие способностиможно условно разделить на следующие виды:
Творческие способностиможно разделить на три основных типа:
• Те, которые именно служат созиданию;
• Другие, которые умеют соединить образованное;
• А так же третьи, которые могут все полученное преобразовать.
К особенностям творческих способностей еще относят гибкость ума, оригинальность, скорость мысли.
Творчество и творческие способности настолько переплетены между собой, что порой тяжело исходя из способностей, определить, к чему есть тяга, а что- просто получается хорошо. Именно поэтому современное выявление именно творческих способностей очень важно, так как личность не имея возможности выплеснуть то, чем одарено не живет настоящей жизнью, а проживает.
Консультация «Как развивать творческие способности дошкольников» «Как развивать творческие способности дошкольников» Детское творчество — одна из форм самостоятельной деятельности ребёнка, в процессе.
Как развивать творческие способности ребенка Творческие способности имеют свои составляющие. Это свойства личности, позволяющие смотреть на этот мир с новой точки зрения, отойдя от.
Как развивать творческие способности ребёнка дома Как развивать творческие способности ребенка дома? 1) Окружающий мир Дома, на прогулке, в автобусе – везде, где вы рядом со своим малышом,.
Консультация для родителей «Как развивать творческие способности ребёнка» Консультация для родителей. «Как развивать творческие способности ребёнка». Составила: Зубехина А. В. музыкальный руководитель МБДОУ «Детский.
Консультация для родителей «Что такое творческие способности и как их развивать у дошкольников?» Очевидно, что рассматриваемое нами понятие «творческие способности» тесным образом связано с понятием «творчество», «творческая деятельность».
Консультация для родителей «Как развивать творческие способности у детей?» Самое ближайшее окружение для ребенка детский сад и семья. Именно здесь у него впервые формируется правильное отношение к творческой деятельности.
Консультация для родителей «Как развивать творческие способности у детей?» «Как развивать творческие способности у детей?» Самое ближайшее окружение для ребенка детский сад и семья. Именно здесь у него впервые формируется.
Развитие коммуникативной способности в процессе музыкальной деятельности детей дошкольного возраста Слайд 2. Концепция дошкольного образования ставит приоритетные задачи развития целостной личности ребенка. Овладение родным языком, развитие.
Развиваем творческие способности посредством изодеятельности Как вовлечь ребенка в сотворчество и побудить в нем желание заниматься изодеятельностью? Творческая деятельность возникает не мгновенно,.
Развитие способностей и достижение результата
Развитие способностей помогает жить более эффективно, и достигать намеченных целей. В этой статье я постараюсь осветить тему развития способностей в социальном плане и в контексте развития личности. Вы узнаете, как создаются шедевры, как сильные люди совершают свои «усилия», как обретается профессионализм на пути, и как срабатывает закон притяжения желаемого в нашу жизнь.
Развитие способностей социального уровня происходит достаточно быстро. Если речь заходит о том, чтобы научиться играть на музыкальном инструменте, рисовать, или писать стихи, такие вещи развиваются относительно легко. Если вы, например, рисуете на детском уровне, практикуясь ежедневно, можно за год довести свой художественный навык до любительского, или даже полупрофессионального уровня.
По мере развития способностей у вас будет получаться то, что другие могут воспринимать как чудо, шедевр – проявление гениальности. Такая вот гениальность доступна каждому. Секрет заключается в нескольких простых факторах, которые скрыты от взгляда обывателя. Осознание и соблюдение этих факторов является и ключом, и следствием развития способностей.
Первый фактор развития способностей – систематичность усилий. Чем бы вы ни занимались – развитием личности, или творчеством, путь может быть нелегким, а шаги могут быть нелепыми и неуклюжими. Но здесь вступает в силу известный закон, когда количество перерастает в качество. Чтобы способности развивались необходим опыт. Опыт приходит по мере движения в выбранном направлении. Как бы ни были слабы усилия, и коротки шаги, если они сделаны в верном направлении, то непременно приведут к цели. Итак для развития конкретной способности важно просто следовать по пути – делать то малое, на что вы способны сегодня. И здесь важна систематичность усилий.
Когда-то я увлекался развитием способности создания музыки, и когда показывал готовые произведения друзьям, некоторые выказывали удивление. Окружающие видят готовый результат, а не проделанную нами работу. При таком взгляде результат кажется следствием каких-то необыкновенных талантов. Однако ничего запредельного в этом нет. Музыка не приходит к автору, как единое целое со всеми деталями сразу. Соль в том, чтобы добавлять все новые, и новые детали в то малое, что мы имеем сейчас. Именно так происходит развитие способностей. При создании произведения, вы добавляете детали постепенно, по мере возможностей, не торопясь. Композиция начинается с четырех нот. Затем, обрастая дополнительными деталями, она принимает все более законченную и совершенную форму.
Второй фактор развития способностей – концентрация усилий. Фанаты неминуемо добиваются результата, и получают избыточное знание своего дела. Для развития способности важно выбрать дело своей жизни, и посвятить себя этому. Как выбрать верный путь? Об этом я напишу в конце статьи.
Профессионализм – это следствие концентрации усилий. «За двумя зайцами погонишься – ни одного не поймаешь» – гласит мудрая пословица. Развитие способностей происходит путем привнесения большей части времени и внимания в дело своей жизни. Прожектеры перед собой ставят ряд сложных целей, скользят по поверхности, не успевая заглянуть в глубину, и редко добиваются успеха. Йоги, годами концентрируясь на чакрах, постигают мудрость жизни.
Третий фактор развития способностей – соблюдение ритма. Этот фактор я до конца и сейчас не понимаю, но иногда ощущаю его воздействие. Постараюсь объяснить на примере.
В конце девяностых я увлекался игрой quake по сети, и меня заинтересовала возможность развития способности создавать собственные уровни. Сначала я не обращал внимания на текстуры стен (обои, плиты, гравировку), в итоге «картинка» получалась корявой. Обрезки текстур не стыковались, размеры стен и объектов имели разные пропорции, и между ними образовывались некрасивые щели. Затем, я попробовал строить стены уровней, соблюдая размер текстуры, так, чтобы стена шла от начала ее рисунка, и заканчивалась там, где текстура обрывается. Это привело к тому, что магическим образом все комнаты обрели идеальные пропорции без каких-либо ляпов.
Для развития способности, важно с самого начала соблюдать «правила», ритм той сферы, в которой вы развиваетесь. Нечто схожее примеру с построением уровней, у меня происходило в познании личности. Верно истолкованные участки знаний, устраняли пробелы в понимании, и формировали целостное мировоззрение, также как разрозненные кусочки мозаики, соединяясь, создают единую картину. Важно выбрать верную дорогу, и даже если вы не осознаете собственную цель, со временем истинный путь ее раскроет.
Четвертый фактор развития способностей – мотивация. На эту тему на progressman.ru уже размещены несколько статей, которые я повторять не стану. Здесь скажу кратко. Чтобы побороть лень, инерцию и др. препятствия, важно помнить, о том благе, которые дает результат. Чем ясней вы осознаете цель и пользу от нее, тем активней становится движение к этой цели. Важно помнить, что развитие способностей дает инструменты, которые помогают жить. Из четвертого фактора вытекает пятый.
Пятый фактор развития способностей – визуализация. Нынче очень популярна теория «закона притяжения». Не вдаваясь в подробности, можно вспомнить цитату из книги Ричарда Баха: «Мы притягиваем в свою жизнь все то, о чем думаем». Помимо стимулирования, осознание цели, будет притягивать необходимые для этого события. Здесь я не предлагаю слепо верить в магическую составляющую «закона притяжения». Это личное дело каждого. Однако я предлагаю попробовать визуализацию близлежащих этапов на пути к основной цели. При этом, во-первых, будет активно срабатывать четвертый фактор развития способностей (мотивация) и, во-вторых, осознание плана движения к ближайшим целям станет более ясным, что помогает приступить от слов к делу.
Развитие какой способности является самым важным? Чтобы это понять, важно развить такую психическую способность как понимание, постижение, осознание. Здесь я бы хотел подмигнуть. Осознанность – самая главная способность, которую мы развиваем, чтобы научиться разбираться в этой жизни.
Уверен, существует немало и других значимых факторов развития способностей. Если вы замечали действие вышеупомянутых, или иных факторов на свою жизнь, оставляйте комментарии! Ваш опыт может оказать помощь другим.
Другие статьи по этой теме:
Развитие способностей
Для большинства человеческих способностей развитие способностей начинается с рождения человека. Если он продолжает заниматься соответствующими видами деятельности, развитие способностей не прекращается до конца жизни. В развитии любой способности можно (весьма условно и произвольно) выделить несколько характерных периодов.
Созревание органических структур
Сенситивный период
— у ребенка в возрасте двух-трех лет интенсивно развивается устная речь,
— в пять-семь лет ребенок наиболее готов к овладению чтением
— в среднем и старшем дошкольном возрасте дети увлеченно играют в ролевые игры, обнаруживают чрезвычайную способность к перевоплощению и вживанию в роли.
Каждый такой период особой готовности к овладению специальными видами
деятельности рано или поздно заканчивается. Важно понимать, что если какая-либо функция не получила своего развития в благоприятный период, то впоследствии ее развитие оказывается чрезвычайно затруднено, а то и вовсе невозможно.
В воспитательных и вообще образовательных целях крайне важно не упустить благоприятный момент, помогать ребенку проявлять себя в новой деятельности. Не стоит надеяться на то, что в более старшем возрасте ребенок сможет наверстать упущенное.
Становление и развитие специальных способностей
Обычно развитию специальных способностей у детей помогают различного рода игры, затем существенное влияние на них начинает оказывать учебная и трудовая деятельность. Взрослые часто развивают свои специальные способности, руководствуясь волевыми решениями.
Игры в развитии специальных способностей выполняют особую функцию, заложенную природой человека. Именно игры дают первоначальный толчок к развитию способностей. В процессе игр происходит развитие многих двигательных, конструкторских, организаторских, художественно-изобразительных и других творческих способностей. Причем важной особенностью игр является то, что в них, как правило, развивается не одна, а сразу целый комплекс способностей. В игре человеку позволяется значительно больше, нежели в реальном мире: можно «грабить», «убивать» и т.д. Игра дает возможность попробовать себя в новом качестве.
Не все виды деятельности, которой занимается ребенок, будь то игра, лепка или рисование, имеют одинаковое значение для развития способностей. Наиболее способствует развитию способностей творческая деятельность, которая заставляет ребенка думать, применять разум.
Деятельность должна быть довольно трудной. В противном случае развитие способностей не происходит (а в некоторых случаях даже может наблюдаться регресс). Идеально, если деятельность находится в так называемой «зоне ближайшего развития» (Выготский).
Способности человека и их развитие
Почему близнецы, которые воспитываются в одной социальной среде, получают одинаковое воспитание и образование, выбирают в жизни разные дороги? Они реализуют себя в противоположных сферах деятельности. Чем объясняется различие планов, желаний и выбора призвания? Это зависит от талантов, желаний, задатков и способностей человека, заложенных в нем еще в утробе мамы. Способности – это индивидуальные особенности каждого человека. Они не имеют ничего общего с познаниями и умениями, но определяют и объясняют обучаемость человека в конкретном виде самовыражения.
Категории способностей человека
Понятие, объединяющее способности – одаренность или талант. Под ним понимают благоприятное соединение в человеке черт характера, личностных качеств и задатков, которые дают возможность усваивать информацию, обрабатывать ее с целью получения необходимого результата.
Способности делятся на следующие категории:
Общие (характерны для каждого ребенка);
Специальные (определяют приоритетный выбор деятельности);
Практические (применимы в работе);
Теоретические (определяют знания, которые получены человеком);
Творческие (художественное искусство и т.д);
Учебные и др.
Следует подробнее остановиться на каждой из них.
Эта категория способностей помогает достижению успеха в отдельном виде деятельности. В эту категорию относятся феноменальная память, способность к точным наукам, четкая речь и др. Развитие общих способностей у детей помогает им стать успешными в жизни, какую бы профессию они не выбрали.
Специальные и практические способности.
Это развитые в конкретной области задатки — способность к математическим исчислениям или немыслимые успехи в спорте. Сюда же относятся лингвистические, технические и другие способности.
Учебные и теоретические способности.
К этой категории относятся способности к обучению – получению и усвоению знаний. Успех в этой сфере гарантирован только в том случае, если ребенка мотивируют к учебе с раннего возраста.
Способности к творчеству.
Отличаются творческие способности от учебных тем, что человек на основании полученных знаний создает новые технологии, предметы культуры и искусства.
Скрытые способности (задатки, таланты) каждого человека обширны. Поэтому, с раннего возраста нужно выявлять и культивировать их в ребенке.
Пути и средства для формирования способностей
Как уже было упомянуто выше, прежде, чем стать способностями, задатки проделывают долгий путь. Многие способности рождаются вместе с нами, и если делать упор на их развитие с раннего детства, они не исчезают до смерти. Процесс формирования и совершенствования способностей делится на этапы:
На этом этапе происходит развитие органических структур, необходимых для развития конкретных способностей. Этот этап занимает период с рождения до 6-7 лет. В это время у ребенка формируется восприятие действительности, как единого целого, мозг делит полученную информацию, образуя зоны, каждая из которых отвечает за развитие определенной способности. Это плодородная почва для формирования специальных способностей.
Этот этап относится к обучению в школе. Во время учебы происходит формирование специальных способностей. Особенно это касается начальных классов. Поначалу способности ребенка проявляются в детских играх, затем их наблюдают и развивают в учебе и работе.Здесь нужно отметить, что для развития конкретного вида способностей имеет значение характер обучения или род игры. Лучшим стимулом для развития способностей считается творчество. Это процесс, который заставляет ребенка обдумывать свои действия, создавать новое, понимать язык красоты. Во время этого процесса, ребенок осознает себя частью важного и великого процесса, он открывает в себе новые таланты и умения. Творчество – процесс, порождающий желание им заниматься. Оно помогает ребенку учиться преодолевать трудности. Занятие творчеством повышает самооценку человека, заставляет стремиться к новым высотам, порождает чувство удовольствия от достигнутого.
То есть, ребенок будет развивать свои умения и стремиться делать это все лучше в том случае, если его способности находятся на грани с оптимальными трудностями. Процесс остановится, как только уровень трудности задачи уменьшается. Это касается и непосильно трудных задач, ставящихся перед ребенком. Его мозг не в силах охватить сложившуюся задачу, не имея достаточных знаний и умений, не сможет развивать свои способности.
Развитие способностей ребенка в семье и макромире
Изначально развитие способностей ребенка формируется в семье. Он реализует эту возможность, опираясь на те задатки, которые заложены в нем от рождения. Поэтому воспитание в семье – первый фактор, влияющий на развитие способностей. Если родители внимательно относятся к ребенку, его стремлениям и проявлениям таланта, это положительно сказывается на обнаружении конкретного вида способностей и дальнейшем развитии. В том случае, если ребенок предоставлен сам себе, способности его могут не раскрыться, и не обнаружиться.
Одним из наиболее важных факторов развития способности у ребенка, считается макросреда. Если микросреда – это семья, в которой родился и растет ребенок, то макросреда – это окружающий мир, в котором существует сам ребенок вместе со своей семьей. Самый положительный фактор из тех, которые оказывает макросреда на человека — забота о развитии в нем способностей. Сюда относится реформирование системы образования, развитие сети клубов по интересам, спортивных секций, профессиональной ориентации детей и т.д.
Способности рождаются, развиваются и гибнут в каждом человеке, движимые мотивами и действиями. У каждого человека существует некоторая иерархическая лестница способностей, в структуре которой присутствуют особые образования, свойственные для отдельной личности. Они носят название одаренность.
Это качество – разновидность способности, отличающаяся от последней качественностью. В нашем государстве одаренность не измеряется количественными показателями. Человек либо одаренный, либо нет. В Европе и Америке применяется понятие «коэффициент интеллекта». Это показатель, просчитывающий не качество, а количество одаренности.
Существует два вида одаренности:
Общая. Ей обладают люди, у которых умственное и интеллектуальное развитие на порядок выше, чем у других людей. Однако как считают психологи, одаренность применима только к одной сфере деятельности человека;
Специальная. Этот вид одаренности конкретно направлен на осуществление конкретного вида деятельности. Однако понятие это не настолько узко, как кажется с первого взгляда. Если рассматривать художественную деятельность, как одаренность, то она распространяется на такие виды искусства: графика, живопись, скульптура, перцепция, воображение и т.д.
Кульминация одаренности – талант. Это совершенство, страстное желание делать любимое дело, предельная работоспособность и т.д. Талантливые люди талантливы не только в чем-то одном, они проявляют способности во многих сферах человеческой жизни.
Талантливых людей в мире не так много, как кажется. Крайняя стадия таланта – гениальность.
Он демонстрирует высочайшее искусство управления неизведанным. Он единственный, кто в состоянии открыть завесу тайны там, где большинство людей не видят ничего, кроме глухой стены. Однозначно определить среди одаренных людей гения невозможно. Это становится заметно в том случае, если у человека есть возможность к равитию, реализации своих талантов и поддержка близких, окружающих. Поэтому стечение обстоятельств, при которых люди становятся непризнанными и забытыми, определяет то, что гении не могут проявить себя.
Диагностика способностей дошкольников – это специфическое направление совершенствования системы образования. Сегодня создаются специализированные заведения для одаренных детей, перед которыми ставится цель – воспитание из подрастающего поколения талантливых детей, ученой элиты страны.
Многие полагают, что изначально дети все гениальны и одарены. Поэтому следует больше внимания уделять развитию системы образования в обычных школах. Само понятие «способность» несет в себе спорный смысл. Почему один из людей способен к живописи, а другой к математике? Чем определяется наличие того или иного таланта? Правильно ли, что в наших школах ребенок, который проявил талант к цифрам, отправляется учиться в математический класс? Система образования «совершенствуется», а уровень образованности детей стремительно падает. Не лучше ли вернуться к прошлым заслугам, когда в любой школе развивали способности детей в каждой сфере одинаково до тех пор, пока сам ребенок не выберет, какой дорогой идти по жизни? И были таланты, гении, и великие ученые, которые любили свою работу за то, что сами ее выбрали в соответствии со стремлениями и способностями.