Что такое речевая ситуация в русском языке 6 класс примеры
Русский язык. 6 класс
Конспект урока
Культура речи. Речевая ситуация
Перечень вопросов, рассматриваемых по теме
1. Представление о культуре речи и её аспектах.
2. Представление о речевой ситуации и её компонентах.
Культура речи – 1) раздел науки о языке; 2) совокупность взаимосвязанных свойств речи, говорящих о её совершенстве; 3) совокупность знаний, умений и навыков, обеспечивающих оптимальное использование языковых средств для решения задач общения.
Аспекты культуры речи – нормативный (владение нормами языка), коммуникативный (влияние на речь сферы и ситуации общения), этикетный (владение говорящим нормами речевого этикета, принятыми в данном обществе)
Речевая ситуация – одна из основных единиц речевого общения.
Речевой этикет – нормы и правила общения.
Основные виды норм русского литературного языка – орфоэпические, лексические, грамматические, стилистические, орфографические, пунктуационные нормы.
1. Ладыженская Т. А., Русский язык. 6 класс. В 2 ч. Ч. 1. //Ладыженская Т. А., Баранов М. Т., Тростенцова Л. А. – М.: Просвещение, 2018. – с. 8 – 11; 191.
1. Рыбченкова Л. М., Русский язык. 6 класс. В 2 ч. Ч. 1. // Рыбченкова Л. М., Александрова О. М., Загоровская О. В., Нарушевич А. Г. – М. Просвещение, 2014. – с. 16 – 19; 159.
Открытые электронные ресурсы:
Открытые электронные ресурсы:
1. Информационно-образовательный портал Грамота.ру
2. Сайт Словари.ру http://slovari.ru (Дата обращения 08.06.2019)
Теоретический материал для самостоятельного изучения
Современный русский литературный язык рассматривается от Александра Сергеевича Пушкина до наших дней. За его развитием и изменением наблюдают учёные-лингвисты. Термин «культура речи» многозначен. Во-первых, это синоним культуры языка (например, образцовые тексты письменности), во-вторых, использование языка для повседневного общения, в-третьих, самостоятельная лингвистическая дисциплина. Культура речи имеет три аспекта, то есть три точки зрения:
1. нормативный (владение различными нормами русского языка);
2. коммуникативный (влияние на речь сферы и ситуации общения);
3. этикетный (владение говорящим нормами речевого этикета, принятыми в данном обществе).
Нормативный аспект предполагает знание правил и их использование в литературной речи. Правильно говорить: включи́ть, включа́т; благодаря соглашению; согласно распоряжению; кла́ла; поскользнуться и так далее.
Существуют орфографические, грамматические, лексические, стилистические, орфоэпические и пунктуационные нормы языка.
Коммуникативный аспект связан с тем, в какой обстановке, кому и что мы хотим или должны сказать. Доклад в школе вы рассказываете в официальной обстановке, а обсуждаете новости со знакомым в кафе уже в неофициальной.
Это речевые ситуации. Они определяют выбор речевого жанра (например, рассказ, доклад); объём высказывания или его вид (диалог, полилог, монолог). Сфера общения определяет выбор стиля речи (разговорный; научный, официально-деловой, публицистический, художественный).
Этикетный аспект культуры речи – использование в речевых ситуациях устойчивых выражений, соответствующих правилам вежливости.
Рассмотрим пример. Представим ситуацию, описанную в повести Н. Носова «Витя Малеев в школе и дома», где ученики первого сентября встречают учительницу, Ольгу Николаевну:
– Здравствуйте, Ольга Николаевна! – закричали мы хором.
– Нагулялись, Ольга Николаевна!
– Не надоело отдыхать?
– Надоело, Ольга Николаевна! Учиться хочется!
– А я, Ольга Николаевна, так отдыхал, что даже устал! Если б ещё немного, совсем бы из сил выбился, – сказал Алик Сорокин.
– А ты, Алик, я вижу, не переменился. Такой же шутник, как и в прошлом году был.
Рассмотрим речевую ситуацию. Действие происходит в неофициальной обстановке на школьном дворе. Беседуют несколько человек: Ольга Николаевна и ребята.
Цель – общение. Вид высказывания: полилог. Используется разговорный стиль: разговорные слова и выражения: «нагулялись», «совсем бы из сил выбился»; неполные вопросительные предложения и ответы на вопросы: «Хорошо отдохнули? – Хорошо!».
С точки зрения речевого этикета, собеседники вежливы, используют приветствие: «Здравствуйте!»; обращаются к учителю по имени и отчеству: «Ольга Николаевна».
Хорошая речь логична, точна, правильна, ясна и понятна собеседнику, кратка, богата, выразительна, уместна и чиста. Это значит, что говорящий (пишущий) соблюдает нормы литературного языка; владеет логикой изложения; умеет выбирать нужные слова для оформления высказывания; не повторяется; в речи отсутствуют просторечные слова, слова-паразиты (ну, это, типа, вот, короче).
Очень важно научиться использовать уместные в данной речевой ситуации слова и выражения.
Примеры заданий из Тренировочного модуля
В предложенном списке слов подчеркните аспекты культуры речи.
Нормативный, разговорный, этикетный, неофициальный, логичный, коммуникативный, уместный.
Разбор задания: вспоминаем, что аспекты культуры речи бывают нормативным, этикетным и коммуникативным.
Правильный ответ: нормативный, этикетный, коммуникативный.
Установление соответствий между элементами двух множеств
использование вежливых слов
связан с влиянием обстановки
знание правил и их использование
Разбор задания: вспоминаем, что нормативный аспект предполагает знание правил и их использование в литературной речи; коммуникативный аспект связан с влиянием обстановки (речевой ситуации) и сферы общения; этикетный аспект – использование в речевых ситуациях устойчивых выражений, соответствующих правилам вежливости.
Нормативный знание правил и их использование
Коммуникативный связан с влиянием обстановки
Презентация по русскому языку на тему «Язык и речь». Речевая ситуация (6 класс)
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Описание презентации по отдельным слайдам:
Описание слайда:
Язык. Речь.
Ситуация общения.
Описание слайда:
План на урок
Рубрика «Орфографическая минутка»
Рубрика «Копилка слов»
Повторяем: формы речи.
Изучаем: речевая ситуация
Описание слайда:
Зака́лка
Если хочешь быть здоров – закаляйся!
Накали́ть железо добела.
Довести до белого кале́ния.
Описание слайда:
Копилка слов
Компонент – составная часть, элемент чего-нибудь.
Описание слайда:
Описание слайда:
Свойства устной формы речи
Передается звуками. ●Возникла раньше.
Обращено непосредственно к собеседнику.
Интерактивна. Собеседник может влиять.
Сопровождается невербальными средствами.
Мимолётна.
Может принадлежать к различным стилям, но чаще к разговорно-бытовому
Описание слайда:
Свойства письменной
формы речи
Передается буквами. ● Возникла из устной речи.
Обращена к отсутствующему адресату.
Собеседник не может повлиять на речь.
Возможно редактирование.
Существует долговечно.
Письменная речь является основной формой существования научного, публицистического и делового стилей.
Описание слайда:
Ситуация общения.
Речевая ситуация.
Описание слайда:
Ситуация общения.
Речевая ситуация.
Совокупность элементов речевого события, включающая его участников, отношения между ними и обстоятельства, в которых происходит общение, называют речевой ситуацией
См. схему на 9 странице
Описание слайда:
Описание слайда:
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс повышения квалификации
Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО
Курс профессиональной переподготовки
Русский язык и литература: теория и методика преподавания в образовательной организации
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:
также Вы можете выбрать тип материала:
Общая информация
Похожие материалы
«Работа со слабоуспевающими учениками на уроках русского языка и литературы»
Технология Running Dictation на уроках русского языка и литературы
«Неологизмы в современном русском языке»
Презентация «Эффективность подготовки к ГИА: проблемы и пути их решения»
Конспект урока по русскому языку «Неопределенные местоимения»
Комплексное повторение в 9 классе. Технологическая карта урока.
Рабочая программа по литературе для 6 класса
Презентация по русскому языку на тему «Имя существительное как часть речи» (5 класс0
Не нашли то что искали?
Воспользуйтесь поиском по нашей базе из
5390713 материалов.
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Школьников Улан-Удэ перевели на удаленку из-за гриппа и ОРВИ
Время чтения: 1 минута
Учителям предлагают 1,5 миллиона рублей за переезд в Златоуст
Время чтения: 1 минута
Учителям истории предлагают предоставить право бесплатно посещать музеи
Время чтения: 2 минуты
Путин поручил не считать выплаты за классное руководство в средней зарплате
Время чтения: 1 минута
В Оренбурге школьников переведут на дистанционное обучение с 9 декабря
Время чтения: 1 минута
В России утвердили новый порядок формирования федерального перечня учебников
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Речевая ситуация и её компоненты
Материал для подготовки к публичному выступлению. Может быть использован на уроке, занятиях кружка, при подготовке к ЕГЭ
Содержимое разработки
Понятие «речевая ситуация»
Одним из разделов языкознания является лингвопрагматика. Это наука, которая занимается изучением практического использования языка, т. е. того, как человек употребляет «слово» для воздействия на адресата, и того, от чего зависят особенности речи человека и его поведения в процессе коммуникации. А речевая ситуация в этом случае как раз и является тем основным понятием лингвистической прагматики, на базе которого и ведутся основные исследования. Она состоит из нескольких компонентов: участники общения, их отношения, предмет общения, внешние и внутренние условия коммуникации. Речевая ситуация и её компоненты были подробно представлены нами на примере сцены из кинофильма, так сказать, на практике. Для лучшего понимания в теории можно использовать схему, предложенную Н. И. Формановской и дополненную Т. А. Ладыженской. Что собой представляет речевая ситуация и ее компоненты, наглядно видно на рисунке, расположенном ниже.
Социальный характер отношений
Невозможно отрицать или преуменьшать значимость социальных ролей коммуникантов. Представим, что мать, только что имеющая тёплую беседу со своей дочерью за завтраком, час спустя выступает в школе в роли учителя своего ребёнка. Отношения меняются. В одном случае они выступают в качестве «родитель-ребёнок», в другом – «учитель-ученик». Соответственно, и речевые ситуации, и речевые роли их будут абсолютно разными. Тот, кто не понимает или не видит разницы, не владеет ситуацией, обречён на неминуемые проблемы. Социальные роли могут быть постоянными и переменными. К первым относятся те, что определяются полом участника общения, его возрастом, родственными связями и так далее. Ко вторым, переменным ролям, относятся те, что определяют социальное положение и социальный статус одного коммуниканта в момент общения по отношению к другому: «учитель – ученик», «руководитель-подчинённый», «родитель-ребёнок» и т. д. Показателями социального статуса являются служебное и общественное положение, заслуги, достаток.
Внешние условия общения
Мотивы и цели также являются немаловажными элементами понятия «речевая ситуация». Зачем мы говорим? Для чего произносится вслух та или иная фраза? Какие намерения у всех участников общения? Цель – это невидимая связующая нить между говорящим и слушающим. Нет её – связь рвётся, и речевая ситуация прекращает своё существование. Какими же могут быть цели, чтобы тонкая нить как можно дольше не исчезала? Первое – это желание проинформировать, рассказать, описать, дать представление о чём-либо. Второе – склонение, убеждение слушателя в чём-либо с помощью доказательств и аргументов. Третье – внушение, изменение эмоционального состояния партнера. Здесь в ход идёт обращение не только к разуму, но и к чувствам собеседника. Используются эмоциональные средства воздействия. Четвёртое – побуждение к действию. В этом случае желательная ответная реакция – непосредственное действие. И последние – поддержание взаимных положительных эмоций, желание доставить удовольствие себе и партнеру самим процессом общения. Взять, к примеру, фразу: «У меня важная деловая встреча». Её можно использовать с целью отказа. У вас намечается важное мероприятие, и вы не можете принять приглашение друзей пойти в кино: «У меня важная деловая встреча» (поэтому я не могу пойти с вами). Иная речевая ситуация – опоздание на юбилей близкого товарища, иная цель – извинение: «У меня важная деловая встреча» (которую никак не могу пропустить). Данным высказыванием можно и воодушевить коллег по работе, помочь им сдвинуть дело с мёртвой точки, отсюда и новая цель – внушить уверенность: «У меня важная деловая встреча» (партнеры обещают нам новые проекты, новые перспективы). Как видно из примеров, одно и то же предложение может звучать и восприниматься по-разному. Всё зависит от речевой ситуации и намерений говорящего, осознанных или неосознанных.
Урок русского языка в 6-м классе по теме «Речевая ситуация. Стили, типы речи»
Цель: создание условий для овладения в практическом аспекте основами речевой культуры для более успешной адаптации школьников в социальной среде. |
Задачи:
Воспитывать внимательное, доброжелательное отношение к ответам других, речевую культуру.
Оборудование: иллюстративный материал, дидактический материал, аудио-, видеомагнитофон, аудио-, видеозаписи, информационные карточки (возможно в форме слайдовой презентации)
Психологический настрой на деятельность.
I. Вступительное слово учителя.
Чтобы быть счастливым, успешным в жизни, надо, чтобы тебя понимали, а для этого надо уметь выражать свои мысли точно, правильно.
На уроке мы будем совершенствовать умение анализировать чужую речь, создавать свои тексты.
Тема сегодняшнего урока: «Речевая ситуация. Стили, типы речи».
Сообщение темы урока
-С кем можно общаться? Где? Зачем?
-От чего зависят высказывания?
Учитель открывает на доске карточку-перевертыш №1 (карточки-перевертыши в Приложении №1)
2. Лингвистический эксперимент. Инсценировка речевой ситуации.
Входит опоздавший ученик:
— Привет! Ой, чё сейчас было! Засмотрелся на тачку, выстелился, вот и опоздал.
— Ребята, вам понравилась речь Миши? Почему? Поработайте в группах и изобразите в схеме речевую ситуацию.
4. Оценка ответов.
Стимулирование учебной деятельности с помощью лингвистического эксперимента в форме дидактической игры (исследовательский метод)
Аналитическая работа в группах
:с одним человеком или несколькими;:в неофициальной или официальной обстановке;
:чтобы пообщаться, сообщить что-то, воздействовать на слушателя.
:от речевой ситуации
В разных речевых ситуациях используются разные стили речи. Назовите их.
Учитель открывает карточку-перевертыш №2
На дворе лютые мороз, и мы посвятим урок зиме. О ней можно рассказывать по-разному. Вы в этом убедитесь, выполняя задание на карточке № 1 (Задания и предполагаемые ответы в Приложении №2)
4. Работа в группах
6. Оценка ответов.
Монологический ответ представителя группы. Защита работы группы
В прочитанных текстах авторы повествуют, описывают, рассуждают о зиме. А что такое описание, повествование, рассуждение? Ответьте на вопрос по схеме логического определения. Ответ запишите в тетрадь.
Открывается карточка-перевертыш № 3.
V. Домашнее задание.
Согласитесь, чтобы написать так о зиме, нужно
воображение, фантазия. Мы с вами отправимся в страну Вообразилию. А поможет нам в этом фея (Демонстрируется фрагмент мультфильма «Золушка»).
Теперь мы гости Вообразили и должны соблюдать ее законы. Они просты:- чувствовать;
— создавать образ.
Сейчас прозвучит фрагмент из музыкального цикла Вивальди «Времена года. Зима». Прослушайте его и скажите, какие образы возникли в вашем воображении?
2.Звучит музыкальный фрагмент.
3.Ответы учащихся.
Устное словесное рисование
В Вообразили живут разные люди: писатели, ученые. Присоединимся к ним и создадим текст на тему «увиденной» картины в том стиле и типе речи, какой указан в карточке №2 (Задания в Приложении №3).
Открывается карточка-перевертыш №4
2. Работа в группах.
4. Оценка ответов.
Монологический ответ. Защита работы группы.
1. Учитель. Подведем итог нашей работы. Что нужно для того, чтобы речь была правильной?
Учитель открывает карточку-перевертыш №5
Где пригодятся эти знания и умения?
Возьмите «Лист контроля» (см. Приложение №4). Прежде чем сдать его, подумайте:
— если все понятно в уроке, поставьте знак
— если в чем-то не уверены
— если требуется консультация учителя
2. Лидеры групп собирают и сдают «Листы контроля»
Конспект урока Русский язык 6 класс Урок № 2 Культура речи. Речевая ситуация
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Культура речи. Речевая ситуация
Перечень вопросов, рассматриваемых по теме
1. Представление о культуре речи и её аспектах.
2. Представление о речевой ситуации и её компонентах.
Культура речи – 1) раздел науки о языке; 2) совокупность взаимосвязанных свойств речи, говорящих о её совершенстве; 3) совокупность знаний, умений и навыков, обеспечивающих оптимальное использование языковых средств для решения задач общения.
Аспекты культуры речи – нормативный (владение нормами языка), коммуникативный (влияние на речь сферы и ситуации общения), этикетный (владение говорящим нормами речевого этикета, принятыми в данном обществе)
Речевая ситуация – одна из основных единиц речевого общения.
Речевой этикет – нормы и правила общения.
Основные виды норм русского литературного языка – орфоэпические, лексические, грамматические, стилистические, орфографические, пунктуационные нормы.
1. Ладыженская Т. А., Русский язык. 6 класс. В 2 ч. Ч. 1. //Ладыженская Т. А., Баранов М. Т., Тростенцова Л. А. – М.: Просвещение, 2018. – с. 8 – 11; 191.
1. Рыбченкова Л. М., Русский язык. 6 класс. В 2 ч. Ч. 1. // Рыбченкова Л. М., Александрова О. М., Загоровская О. В., Нарушевич А. Г. – М. Просвещение, 2014. – с. 16 – 19; 159.
Открытые электронные ресурсы:
Открытые электронные ресурсы:
1. Информационно-образовательный портал Грамота.ру
2. Сайт Словари.ру http://slovari.ru (Дата обращения 08.06.2019)
Теоретический материал для самостоятельного изучения
Современный русский литературный язык рассматривается от Александра Сергеевича Пушкина до наших дней. За его развитием и изменением наблюдают учёные-лингвисты. Термин «культура речи» многозначен. Во-первых, это синоним культуры языка (например, образцовые тексты письменности), во-вторых, использование языка для повседневного общения, в-третьих, самостоятельная лингвистическая дисциплина. Культура речи имеет три аспекта, то есть три точки зрения:
1. нормативный (владение различными нормами русского языка);
2. коммуникативный (влияние на речь сферы и ситуации общения);
3. этикетный (владение говорящим нормами речевого этикета, принятыми в данном обществе).
Нормативный аспект предполагает знание правил и их использование в литературной речи. Правильно говорить: включи́ть, включа́т; благодаря соглашению; согласно распоряжению; кла́ла; поскользнуться и так далее.
Существуют орфографические, грамматические, лексические, стилистические, орфоэпические и пунктуационные нормы языка.
Коммуникативный аспект связан с тем, в какой обстановке, кому и что мы хотим или должны сказать. Доклад в школе вы рассказываете в официальной обстановке, а обсуждаете новости со знакомым в кафе уже в неофициальной.
Это речевые ситуации. Они определяют выбор речевого жанра (например, рассказ, доклад); объём высказывания или его вид (диалог, полилог, монолог). Сфера общения определяет выбор стиля речи (разговорный; научный, официально-деловой, публицистический, художественный).
Этикетный аспект культуры речи – использование в речевых ситуациях устойчивых выражений, соответствующих правилам вежливости.
Рассмотрим пример. Представим ситуацию, описанную в повести Н. Носова «Витя Малеев в школе и дома», где ученики первого сентября встречают учительницу, Ольгу Николаевну:
– Здравствуйте, Ольга Николаевна! – закричали мы хором.
– Нагулялись, Ольга Николаевна!
– Не надоело отдыхать?
– Надоело, Ольга Николаевна! Учиться хочется!
– А я, Ольга Николаевна, так отдыхал, что даже устал! Если б ещё немного, совсем бы из сил выбился, – сказал Алик Сорокин.
– А ты, Алик, я вижу, не переменился. Такой же шутник, как и в прошлом году был.
Рассмотрим речевую ситуацию. Действие происходит в неофициальной обстановке на школьном дворе. Беседуют несколько человек: Ольга Николаевна и ребята.
Цель – общение. Вид высказывания: полилог. Используется разговорный стиль: разговорные слова и выражения: «нагулялись», «совсем бы из сил выбился»; неполные вопросительные предложения и ответы на вопросы: «Хорошо отдохнули? – Хорошо!».
С точки зрения речевого этикета, собеседники вежливы, используют приветствие: «Здравствуйте!»; обращаются к учителю по имени и отчеству: «Ольга Николаевна».
Хорошая речь логична, точна, правильна, ясна и понятна собеседнику, кратка, богата, выразительна, уместна и чиста. Это значит, что говорящий (пишущий) соблюдает нормы литературного языка; владеет логикой изложения; умеет выбирать нужные слова для оформления высказывания; не повторяется; в речи отсутствуют просторечные слова, слова-паразиты (ну, это, типа, вот, короче).
Очень важно научиться использовать уместные в данной речевой ситуации слова и выражения.
Примеры заданий из Тренировочного модуля
В предложенном списке слов подчеркните аспекты культуры речи.
Нормативный, разговорный, этикетный, неофициальный, логичный, коммуникативный, уместный.
Разбор задания: вспоминаем, что аспекты культуры речи бывают нормативным, этикетным и коммуникативным.
Правильный ответ: нормативный, этикетный, коммуникативный.
Установление соответствий между элементами двух множеств
использование вежливых слов
связан с влиянием обстановки
знание правил и их использование
Разбор задания : вспоминаем, что нормативный аспект предполагает знание правил и их использование в литературной речи; коммуникативный аспект связан с влиянием обстановки (речевой ситуации) и сферы общения; этикетный аспект – использование в речевых ситуациях устойчивых выражений, соответствующих правилам вежливости.
Нормативный знание правил и их использование
Коммуникативный связан с влиянием обстановки
Этикетный использование вежливых слов
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
- Что такое речевая ситуация 6 класс
- Что такое речевая ситуация в русском языке 6 класс