Что такое реформа революция эволюция
ЕГЭ. Общество. Тема 7. Эволюция. Революция. Реформа
Эволюция — это (от лат. evolutio — «развёртывание») процесс естественного изменения общества, при котором возникает социальная форма развития общества, отличающаяся от предшествующей. Эволюционный путь развития — это плавные, постепенные изменения, которые происходят в обществе в конкретных исторических условиях.
.Впервые о социальной эволюции заговорил социолог Спенсер Г.
Высоко оценил эволюционный путь развития современный российский историк Волобуев П. Он назвал положительные стороны эволюции:
Революция – (от лат. revolutio — поворот, превращение) это коренные, скачкообразные, существенные изменения в обществе, которые приводят к переходу общества из одного качественного состояния в другое.
Виды революций
По времени протекания:
По сферам протекания
По масштабам протекания:
Оценки социальных революций
К.Маркс: « Революция — это локомотив истории», «движущая сила общества»
Бердяев Н.: « Все революции кончались реакциями. Это неотвратимо. Это закон. И чем неистовее и яростнее бывали революции, тем сильнее были реакции».
Реформа – (от лат. reformo преобразование) это изменение в обществе, проводимое сверху правительством, властью. Это происходит путём принятия законов, постановлений и других властных предписаний. Реформы могут происходить в одной сфере или сразу в нескольких. Однако не происходит существенных, фундаментальных изменений в государстве (в строе, явлении, структуре).
Виды реформ
По влиянию на ход исторического развития
По сферам общества:
Новые типы революций 20-21 веков:
Материал подготовила: Мельникова Вера Александровна
Эволюция, революция, реформа: соотношение понятий
Жизнь общества всегда связана с социальными изменениями – сменой состояний, свойств и связей внутри социальных систем. Необратимые изменения, формирующие новые качества системы, называются развитием. По своему характеру оно может быть эволюционным или революционным.
Что такое социальная эволюция?
Эволюция (от лат. evolution – развертывание) – последовательное, плавное, непрерывное, упорядоченное развитие природы и общества. Предполагает качественные и количественные изменения в социальных системах, которые естественным образом, без скачков и перерывов возникают из существующих в нем исторических условий.
Развернутую теорию социальной эволюции создал Г. Спенсер. Ее сущность сводится к двум основным положениям:
В ходе социальной эволюции перемены осуществляется медленно, постепенно, без человеческих жертв, разрушений и с сохранением лучших достижений прежнего общества. Правящие элиты мирно решают проблемы общественного развития, выражая интересы различных классов и не допуская социального взрыва.
Социальная эволюция – это длительный естественный процесс, который нельзя ускорить. Накапливающиеся в ходе эволюционного развития противоречия создают предпосылки для свершения революции.
Понятие социальной революции
Социальная революция (от лат. revolutio – поворот, переворот)– радикальное переустройство общественного порядка, осуществляемое по воле социальных субъектов. Общество выходит на революционный путь развития тогда, когда правящие элиты перестают разрешать назревшие межклассовые проблемы и конфликты. Социальные революции знаменуют начало новой эпохи, связанной с коренными преобразованиями во всей системе общественных отношений:
В противоположность эволюционному плавному развитию, революционные изменения носят скачкообразный характер. Преобразования осуществляются быстро, при помощи насильственных методов. Они сопровождаются разрушениями прежнего образа жизни, а их результаты недолговечны.
Реформа
Реформа – (от лат. reformo – преобразовываю) – переустройство какой-либо стороны общественной жизни с сохранением основ имеющейся социальной структуры. Реформы – это путь эволюционного изменения существующего строя, направленные на его сохранение, укрепление, адаптацию к новым условиям.
В отличие от революционного пути, в ходе осуществления реформ власть остается в руках правящего класса. Их результаты могут соответствовать поставленным целям, а могут быть неожиданными для их организаторов и общества. Наиболее опасны для государства экономические реформы, которые могут стать причиной социальной напряженности. Реформы могут носить насильственный характер, проводиться под полным контролем властных структур.
Заключение
Социальная эволюция и революция являются процессами и механизмами смены одной общественной формации на другую. Они могут привести как к повышению уровня организации системы (прогресс), так и к его понижению (регресс). Реформы служат инструментом качественных преобразований общества. Они направлены на сохранение имеющихся отношений и структур в ходе эволюционного развития и на их разрушение после революции.
Понятие общественного прогресса. Функции и виды прогресса
Содержание:
↑ Прогресс, регресс, стагнация. Особенности прогресса
Проблема направленности совершающихся в обществе изменений зародилась ещё в древности и оставалась достаточно дискуссионной.
Различные взгляды на направленность общественного развития:
Не смотря на то, что весь материальный мир динамичен, постоянно изменяется, не все изменения являются прогрессом. Как таковой прогресс свойственен только обществу и отражается в деятельности и условиях жизни людей.
История показывает, что процесс развития обществ не всегда идет по направлению к прогрессу, зачастую рост и процветание может обернуться распадом и деградацией (упадком), вследствие каких-либо событий (например, военные действия или революция, природные катаклизмы и др.). Такой «откат» назад называется регрессом.
Человечество в целом никогда не регрессировало, но его движение вперёд могло задерживаться и даже на время останавливаться, что называется стагнацией (от лат.— стоячая вода).
Понятие прогресса в современных условиях всё более трансформируется в сторону обогащения его гуманистическими параметрами, характеристиками. Развитие человека в его духовном и телесном измерениях, осознание самоценности человеческого существования, создание благоприятных условий для человека — в этом видится прогресс современного общества.
В качестве гуманистических критериев выдвигаются такие показатели прогрессивного развития общества:
↑ Формы социального прогресса: реформа и революция
Так, например, появление новой техники по возделыванию земли, не повлияло на использование лопат.
Изменения в обществе могут носить незначительный (реформа) или радикальный характер (революция).
Соответственно и виды реформ классифицируются по сферам жизни общества:
Реформы не подразумевают коренных и резких изменений, они направлены на улучшение жизни общества. Любая реформа является способом введения инноваций в сферы общественной жизни и модернизации общества в целом. Реформы могут стимулировать развитие общества (прогрессивные) или вызывать застои и упадок (регрессивные, реакционные).
Более радикальные перемены в общественной жизни вызывают революции.
В исторической науке под революцией понимается насильственная смена власти, так как именно это влечет собой дальнейшее переустройство общественной жизни, вызывая такие последствия как гражданские войны, репрессии, смуту.
В отличие от реформ революции осуществляются народом, а не правящей элитой, те. проводятся «снизу». Революция бывает буржуазной, социалистической или национально-освободительной, в зависимости от целей, которые преследует общество.
И реформы, и революции являются неотъемлемой частью эволюционного процесса. Следует признать, что и реформа, и революция «лечат» уже запущенную болезнь, в то время как необходима постоянная и возможно ранняя профилактика. Поэтому в современном обществознании акцент переносится с дилеммы «реформа — революция» на «реформа — инновация». Под инновацией (от лат. — обновление) понимается введение научных и технических новшеств, которые способствуют усилению прогресса и разностороннего развития общества.
В современной социологии общественное развитие связывается с процессом модернизации.
Модернизация (от фр. — новейший, современный) — это процесс перехода от традиционного, аграрного общества к обществам современным, индустриальным.
Классические теории модернизации описывали так называемую «первичную» («органическую») модернизацию, исторически совпавшую с процессом развития западного капитализма. Более поздние теории модернизации характеризуют её через понятия «вторичная» («неорганическая», «догоняющая») модернизация. Она имеет место в условиях существования «образца», например в виде западноевропейской либеральной модели. Часто такая модернизация понимается как вестернизация, т. е. процесс прямого заимствования или насаждения. По сути данная модернизация представляет собой всемирный процесс вытеснения локальных, местных типов культур и социальной организации «универсальными» (западными) формами современности.
Социальные изменения и движения. «Эволюция, революция, реформы, социальная модернизация»
Общественные изменения разнообразны по качеству, и различны по направленности: вперед или назад, по прогрессивной или регрессивной линии (отсюда революция и контрреволюция).
По типу и качеству общественные изменения делятся на: революция, эволюция и реформа.
Революция –это крупнейший общественный поворот, переворот, переделка мира и бытия, встряхивание и обновление его. Революция охватывает и общество в целом и различные сферы общественной жизни: промышленная революция, индустриальная революция, научная революция, научно-техническая революция, нравственная и т.д.
Эволюция представляет собой преимущественно постепенные количественные изменения, “плавное накопление изменений”, повышающее уровень развития общественного организма и тем самым выражающее прогресс, прогрессивную эволюцию. Но ход эволюции может быть и обратным и вести к понижению уровня развития общества, к регрессу, к спаду.
Реформа представляет количественное или качественное нововведение, изменение к лучшему (но может быть и к худшему), прогрессивное (или регрессивное) преобразование, не меняющее в то же время основ, природы и существа данного общества. Реформа эволюционна по природе.
Различия и противоположности между революцией и эволюцией, революцией и реформой сводятся к четырем чертам:
1. По природе и сущности: революция представляет качественное, а эволюция и реформа преимущественно количественное изменение.
2. По глубине и фундаментальности: революция меняют все в основах общества и его сфер. Эволюция и реформа таких глубинных и фундаментальных изменений не осуществляют.
3. Пo быстроте: революция обычно имеет более кратковременный характер, чем эволюция, реформа.
4. По всемирно-историческому значению: революции переделывают, переворачивают, обновляют практически весь мир, отделяют одну эпоху человеческой историй от другой. Изменения эволюционные, реформистские так же важны, но не столь всемирны и эпохальны.
Особое значение в общественных изменениях и прогрессе имеют социальные революции, изменяющие тип или вид собственности, и политические революции, изменяющие тип или вид власти. Они созревают, подготавливаются материально и экономически.
Социальные преобразования, социальные скачки, социальные революции – главный деятельностный движитель истории.
Концепция модернизации. Дословно это означает осовременивание, т.е. осуществление изменений в направлении и в сторону современных объективных требований общественного развития.
Согласно Ш.Эйзенштадту, модернизация представляет собой своеобразный “вызов”, на который каждое общество дает “ответ” в соответствии с принципами, структурами и символами, заложенными в его достоянии в результате длительного развития.
В целом любые изменения – революционные, эволюционные, реформистские, в виде модернизации и т.д., когда они улучшают общественный организм или его отдельные сферы (а не наоборот), продвигают общественные явления вперед, от старого к новому и новейшему (а не вспять, назад, в прошлое), совершенствуют и обновляют общество, –такие разнообразные общественные изменения позитивны и работают на дело прогресса.
Обществознание (5 стр.)
Вернадский обращал большое внимание на гуманистическое содержание науки, на ее роль в решении задач человечества, на ответственность ученых за применение научных открытий. Эти и многие другие идеи Вернадского о роли науки в развитии человечества, в переходе биосферы в ноосферу имеют актуальное значение для нашего времени.
Появление разума и результата его деятельности – организация науки – важнейший факт в развитии планеты, возможно даже превышающий все, наблюдаемое до настоящего времени. Научная деятельность сейчас приобрела такие черты, как быстрый темп, охват больших территорий, глубину исследований, мощность проводимых преобразований. Это позволяет предвидеть научное движение, размаха которого в биосфере еще не было. Ведь человек неотделим от биосферы, он в ней живет и только ее, и ее объекты может исследовать непосредственно своими органами чувств. «За пределы биосферы он может проникать только построениями разума, исходя из относительно немногих категорий бесчисленных фактов, которые он может получить в биосфере зрительным исследованием небесного свода и изучением в биосфере же отражений космических излучений или попадающего в биосферу космического внеземного вещества…» Таким образом, научная мысль человечества, работая только в биосфере, в ходе своего проявления, в конце концов, превращает ее в ноосферу, геологически охватывает ее разумом. Только теперь стало возможным научное выделение биосферы, являющейся основной областью знания, из окружающей реальности.
Процесс перехода биосферы в ноосферу неизбежно несет в себе черты сознательности, целеустремленной деятельности, творческой работы. Вернадский видел стоящие перед человечеством задачи огромной важности по созиданию ноосферы. С позиций этих задач он отмечал беспочвенность суждений о возможности крушения цивилизации.
Нерушимость цивилизации Вернадский обосновывает следующими тезисами:
1. Человечество стоит на пути создания в ноосферной оболочки Земли, все больше укрепляя свои связи с биосферой. Человечество становится Вселенской категорией.
2. Человечество в своем развитии стало единым целым благодаря тому, что интересы всех, а не отдельных лиц, становятся государственной задачей.
3. Глобальные проблемы человечества, такие как сознательное регулирование размножения, продление жизни, победа над болезнями, начинают решаться.
4. Ставится задача распространения научного знания на все человечество.
Таким образом, ноосфера – это сфера разума, преобразующего природу; эпоха управляемого развития, совместной эволюции человека и биосферы; область биосферы, которая испытывала на себе все последствия человеческой активности и в которой многие процессы формировались самим человеком.
В свою очередь, ноосфера имеет тенденцию к непрерывному расширению и углублению, ибо человек, по мысли ученого, в полном объеме способен освоить весь космос.
Вернадский был создателем учения антропокосмизма (философская концепция, развивающая комплекс представлений о гармоническом единстве человека и вселенной, о их своеобразной взаимозависимости и взаимопроникновении, а также о средствах достижения такого состояния. В нем сущность природы (понимаемая им как космическая) и деятельность человека в результате их взаимодействия должны слиться в единую систему).
Современный этап развития общества характеризуется небывалым обострением экологических проблем. Большинство из них прияли глобальный, т. е. общепланетарный характер. Они вышли за рамки государственных границ и континентов и представляют собой общечеловеческую задачу.
Принципиальное решение этого вопроса возможно в согласованной деятельности всего международного сообщества. Практические шаги уже делаются. Речь идет:
– о заключении международных конвенций и межправительственных соглашений по вопросам охраны окружающей среды;
– о расширении масштабов деятельности авторитетных международных (в том числе и научных) экологических организаций;
– об экологической экспертизе международных, региональных и национальных программ производственного, технологического и экономического развития;
– о широкой пропаганде средствами массовой информации сущностных проблем экологической культуры и т. д.
Все это должно способствовать гармонизации развития человека, общества и природы.
1.3. Многообразие путей и форм общественного развития. Революция, реформа, эволюция. Проблема общественного прогресса. Критерии прогресса. Противоречивость, цена прогресса
Проблемы общественного развития всегда интересовали людей. Ответы на эти вопросы виделись по-разному. Но, в любом случае, общественное развитие проявляется в качественном изменении отношений в обществе. Эти отношения непосредственно взаимосвязаны с людьми, вступающими в эти отношения. В некоторых случаях люди (производительные силы) не находятся в противоречии с отношениями в обществе. В таком случае имеют место общественные процессы, которые называют количественными изменениями.
В Древнерусском государстве, например, происходил распад родоплеменных отношений, и постепенно формировались, количественно увеличивались феодальные отношения. Вместе с феодальными отношениями количественно формировались, совершенствовались ремесло и торговля. В XVIII в. появляются первые противоречия между старыми феодальными и новыми капиталистическими отношениями. Противоречия, если их не разрешать, обязательно перерастают в конфликт. А конфликт – уже качественное изменение, которое проявляется в виде результата перехода количественных показателей в качественные.
Такими качественными изменениями называют реформу и революцию и эволюцию.
Революция означает коренное, качественное изменение основ общественного строя, способ перехода от одной общественно-экономической формации к другой, коренной качественный скачок, переворот во всей социально-экономической структуре общества, результат и высшее проявление классовых и политических конфликтов в форме борьбы. Революции, как правило, инициируются «снизу», сопряжены с революционными восстаниями и гражданскими войнами.
Прогресс и регресс (лат. progressus – движение вперед; regressus – возвращение) – противоположные формы развития общества в целом или отдельных его сторон, означающее соответственно либо поступательное развитие общества по восходящей линии, его расцвета, либо возврат к старым, изжившим себя формам, застой и деградацию.
Представление о развитии общества как прогрессивном процессе появилось еще в древности, но окончательно оформилось в трудах французских просветителей (А. Тюрго, М. Кондорсе и др.). Критерий прогресса они видели в развитии человеческого разума, в распространении просвещения. Столь оптимистичный взгляд на историю сменился в XIX в. более сложными представлениями. Так, марксизм усматривает прогресс в переходе от одной общественно-экономической формации к другой, более высокой. Некоторые социологи сутью прогресса считали усложнение социальной структуры, рост социальной неоднородности. В современной социологии исторический прогресс связывается с процессом модернизации, т. е. переходом от аграрного общества к индустриальному, а затем и к постиндустриальному.
Некоторые мыслители отвергают идею прогресса в общественном развитии, рассматривая историю как циклический круговорот с чередой подъемов и спадов (Дж. Вико), предсказывая скорый «конец истории» либо утверждая представления о многолинейном, независимом друг от друга, параллельном движении различных обществ (Н. Я. Данилевский, О. Шпенглер, А. Тойнби). Так, А. Тойнби, отказавшись от тезиса о единстве всемирной истории, выделил 21 цивилизацию, в развитии каждой из которых он различал фазы возникновения, роста, надлома, упадка и разложения. О «закате Европы» писал и О. Шпенглер. Особенно ярок «антипрогрессизм» К. Поппера. Понимая под прогрессом движение к какой-либо цели, он считал его возможным только для отдельного человека, но не для истории. Последняя же может быть объяснена и как прогрессивный процесс, и как регресс.