Что такое рельеф 5 класс

Что такое рельеф 5 класс

Зем­ная по­верх­ность неров­ная, на ней встре­ча­ют­ся воз­вы­шен­ные участ­ки и по­ни­же­ния. Рельефом называют совокупность неровностей поверхности суши или дна океанов и морей.

Формы ре­лье­фа – раз­лич­ные виды неров­но­стей зем­ной по­верх­но­сти.

Рис. 1. Различные формы рельефа земной поверхности

Рис. 2. Схема классификации форм рельефа Земли

Рис. 3. Основные формы рельефа

Рис. 4. Долина реки (слева) и котловина (справа)

Рис. 5. Овраг (слева), балка (в центре), яр (справа)

Бархан – форма возвышающегося рельефа; подвижный песчаный холм, как правило, не закрепленный растительностью. Формирование бархана, как и дюны, начинается с того, что ветер, дующий в песчаной зоне, натыкается на камень, обломок дерева или другой предмет.

Дюна также образуется постепенно, под воздействием ветра. Она представляет собой песчаное возвышение, которое часто покрывается растительностью. Дюны и барханы могут вырастать до 100 м, а иногда бывают и гораздо выше этого уровня.

Рис. 6. Барханы (слева) и дюны (справа)

Рис. 7. Горы, их классификация

Рис. 8. Равнины, их классификация

Рассмотрите карту мира. Для этого пройдите по ссылке

Найдите на карте горы и равнины. Отметьте их на контурной карте (скачайте карту на сайте http://mygeosite.jimdo.com/).

Рассмотрите схемы дна Мирового океана. Назовите основные формы рельефа дна океана. Ответьте на вопрос, как они могли образоваться?

Прочитать о рельефе дна Мирового океана Вы можете, перейдя по ссылке https://geographyofrussia.com/relef-dna-mirovogo-okeana/

Рис. 9. Схемы дна Мирового океан

Чтобы на плане изобра­зить раз­лич­ные формы ре­лье­фа, нужно пред­ва­ри­тель­но сде­лать опре­де­лен­ные из­ме­ре­ния. Эти из­ме­ре­ния про­де­лы­ва­ют с по­мо­щью ни­ве­ли­ра. Ни­ве­лир слу­жит для опре­де­ле­ния пре­вы­ше­ния точек зем­ной по­верх­но­сти.

Рис. 10. Нивелир (слева) и принцип работы лазерного нивелира (справа)

Про­во­дя из­ме­ре­ния ни­ве­ли­ром, узна­ют, на сколь­ко одна точка зем­ной по­верх­но­сти лежит выше дру­гой точки, то есть узна­ют от­но­си­тель­ную вы­со­ту.

От­но­си­тель­ная вы­со­та – пре­вы­ше­ние точки зем­ной по­верх­но­сти над дру­гой точ­кой, т.е. от­но­си­тель­но дру­гой точки.

Рис. 11. Определение относительной высоты

На пла­нах и кар­тах изоб­ра­жа­ют аб­со­лют­ную вы­со­ту. Аб­со­лют­ная вы­со­та – вы­со­та точки зем­ной по­верх­но­сти, от­счи­ты­ва­е­мая от уров­ня моря (оке­а­на). Уро­вень моря при­ни­ма­ет­ся за 0 мет­ров.

Рис. 12. Определение относительной и абсолютной высоты

Рис. 13. Определите относительные высоты холма, если его абсолютная высота равна 159,3 метра

На неко­то­рых пла­нах вы­со­ты точек под­пи­са­ны циф­ра­ми – от­мет­ка­ми высот. На пла­нах мест­но­сти ре­льеф изоб­ра­жа­ют с по­мо­щью го­ри­зон­та­лей. Го­ри­зон­та­ли – линии, со­еди­ня­ю­щие точки с оди­на­ко­вой аб­со­лют­ной вы­со­той.Чем ближе го­ри­зон­та­ли про­ве­де­ны друг к другу, тем быст­рее ме­ня­ют­ся вы­со­ты, и на­о­бо­рот.

Рис. 14. План местности. Определите высоты местности. Определите самую высокую точку местности, самую низкую.

Рис. 15. Схема изображения высот на плане местности

Неко­то­рые го­ри­зон­та­ли снаб­же­ны пер­пен­ди­ку­ляр­ны­ми чер­точ­ка­ми – берг­штри­ха­ми, ко­то­рые по­ка­зы­ва­ют на­прав­ле­ние воз­вы­ше­ния или по­ни­же­ния.

Рис. 16. Берг­штри­хи и раз­лич­ные формы ре­лье­фа

Жюль Верн – фран­цуз­ский гео­граф и пи­са­тель. В его про­из­ве­де­нии «Та­ин­ствен­ный ост­ров» дей­ствие про­ис­хо­дит на ост­ро­ве в Южном по­лу­ша­рии.

Далее вам предлагаю прослушать серию уроков об основных формах рельефа


Источник

География. 5 класс

Конспект урока

Урок 16. Рельеф Земли. Горы и равнины.

Перечень вопросов, рассматриваемых на уроке

Рельеф, горы, равнины, выветривание, впадины, низменности, возвышенности, плоскогорья

Рельеф – это совокупность всех неровностей поверхности Земли. Он складывается из множества понижений, возвышений и ровных поверхностей

Горы – обширные, высоко поднятые над равнинами участки суши или дна. Океана с большими перепадами высот. Горы суши имеют абсолютную высоту более 500м.

Равнины – обширные пологие участки земной поверхности с колебаниями относительных высот на них не более 200м.

Выветривание – процесс разрушения и изменения горных пород суши под воздействием внешних факторов (температуры, влажности, химических преобразований, жизнедеятельности организмов)

Впадины – более или менее замкнутое понижение земной поверхности относительно окружающей местности в пределах суши, дна океанов и морей

Низменность – участок суши значительной протяженности, расположенный не выше 200 м над уровнем моря, обычно с равнинной, иногда холмистой поверхностью

Возвышенность – высокая гористая или холмистая местность

Обязательная и дополнительная литература по теме

Теоретический материал для самостоятельного изучения

Как часто в повседневной жизни вы используете слово рельеф?

Мы можем использовать это слово для характеристики поверхности ткани, для характеристики архитектур и строений, а также это слово можно встретить в словосочетании рельефные мышцы. Сегодня на уроке мы поговорим с вами о том, что такое рельеф поверхности Земли.

На уроке мы узнали, как образуются горы и равнины.

Равнины различаются по размерам, характеру поверхности, абсолютной высоте. Горы различаются абсолютной высотой и размерами занимаемой площади

Разбор типового тренировочного задания

Тип задания: Сортировка элементов по категориям;

Текст вопроса: Распределите элементы по соответствующим группам.

Источник

Презентация к уроку географии 5 класс » Рельеф и его значение для человека»

Онлайн-конференция

«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Что такое рельеф 5 класс. Смотреть фото Что такое рельеф 5 класс. Смотреть картинку Что такое рельеф 5 класс. Картинка про Что такое рельеф 5 класс. Фото Что такое рельеф 5 класс

Описание презентации по отдельным слайдам:

Описание слайда:

« Рельеф и его значение для человека

учитель биологии и географии Берлизова Татьяна Михайловна

МАОУ СОШ 3 УИОП г. Усинск

Описание слайда:

Предмет: география
Класс: 5
Тема урока: Рельеф Земли и его значение для человека
Тип урока: урок усвоения новых знаний.
Учебники:УМК Климанова О.А, Ким Э.В, Румянцев А.В

Цель: Сформировать представление о рельефе и его значении для человека.
Планируемые результаты:
Личностные:
Осознание ценности географических знаний, как важнейшего компонента научной картины мира.
Метапредметные:
Умение организовывать свою деятельность, определять ее цели и задачи, умение вести самостоятельный поиск, анализ и отбор информации, умение взаимодействовать с людьми и работать в коллективе, высказывать суждения, овладение практическими умениями работы с учебником, дополнительными источниками.
Предметные:
Обучающиеся должны знать основные понятия урока: рельеф, внутренние и внешние рельефообразующие силы, значение рельефа для человека; уметь определять, сравнивать, приводить примеры внешних рельефообразующих сил; использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности.
УУД.
Личностные:
Осознавать необходимость изучения темы.
Регулятивные:
Планировать свою деятельность под руководством учителя, оценивать работу одноклассников, работать в соответствии с поставленной задачей.
Познавательные:
Добывать и извлекать новую информацию из источников, перерабатывать её, обобщать, классифицировать, сравнивать; выделять причины и следствия для получения необходимого результата.
Коммуникативные:
Уметь общаться и взаимодействовать друг с другом.

Описание слайда:

Какую оболочку нашей планеты мы сейчас изучаем?
Литосфера
Что такое литосфера?
Что такое мантия?
Что такое земная кора?
Чем отличается материковая земная кора от океанической?
На какие группы по происхождению делятся горные породы?
Назовите магматические горные породы.
Назовите осадочные горные породы.
Назовите метаморфические горные породы.
Какие горные породы по происхождению преобладают в Усинском районе Республики Коми?

Описание слайда:

1. Дополните предложения:
литосфера
магма
гранитного
полезные ископаемые
минерал
горные породы

Описание слайда:

1
2
3
4
Земная кора
Внутреннее ядро

Описание слайда:

3. Установите соответствие:

1) магматические горные породы

2) осадочные горные породы

3) метаморфические горные породы
А) мрамор, гнейс, кварцит
Б) железные руды, базальт, гранит
В) известняк, песок, глина

Описание слайда:

Представьте, что вы находитесь на МКС над самым большим материком на нашей планеты – Евразия. Вы можете видеть и обширные равнины, и горы. Все они делают поверхность нашей планеты неровной и образуют рельеф Земли.

Описание слайда:

Рельеф и его значение для человека
Тема урока?

Описание слайда:

Рельеф – совокупность неровностей земной поверхности
Рельеф и его значение для человека

Описание слайда:

Внутренние силы Земли
Внешние силы Земли
Рельеф и его значение для человека
1. Как образуется рельеф Земли?

Описание слайда:

Рельефообразующие процессы
Эндогенные
Экзогенные
Внутренние
Внешние
Разрушение гор, возвышенностей, заполнение впадин снесенными отложениями
Вертикальные и горизонтальные движения земной коры, вулканизм, землетрясения
Созидание
Разрушение

Описание слайда:

Внутренние силы
Рельеф и его значение для человека
.

Описание слайда:

Вода и ветер, зной и стужа, лёд, растения и животные неутомимо пытаются сгладить то, что создано внутренними силами. Вырезают овраги и речные долины, разрушают склоны и засыпают понижения, строят лабиринты пещер. Мягкие горные породы разрушаются в первую очередь.
Рельеф и его значение для человека
Внешние силы

Описание слайда:

2. Какое значение имеет рельеф для человека?
Горы часто называют природной преградой.
Задания. Стр. 97-98 учебника
1) Приведите примеры, подтверждающие это утверждение.
2) Какими видами хозяйственной деятельности заняты люди на равнинах?
3) Чем занимаются люди в горах?
4) Какую роль в жизни разных народов могут играть горы?
Рельеф и его значение для человека

Описание слайда:

Горы – природная преграда: для воздушных масс.
Рельеф и его значение для человека
Равнины, которые лежат по разные стороны от гор, отличаются по природным условиям.

Описание слайда:

Вывод?
Неровности земной поверхности называют рельефом.
Рельеф формируется под влиянием внутренних и внешних сил Земли.
Внутренние силы создают крупные формы рельефа, внешние силы более мелкие формы, сглаживая неровности поверхности Земли.
Рельеф во многом определяет особенности жизни людей и их хозяйственную деятельность.
Рельеф и его значение для человека

Описание слайда:

3) Назовите действие каких сил Земли показано на фотографиях?
Рельеф и его значение для человека

Описание слайда:

4) Проявлением действия каких сил Земли являются
эти природные явления?
Рельеф и его значение для человека

Описание слайда:

5) Как рельеф влияет на жизнь и хозяйственную
деятельность людей?
Рельеф и его значение для человека

Описание слайда:

Д/З: БУ- 1) выучить § 21
2) пройти тест на портале ЯКЛАСС https://www.yaklass.ru/p/geografiya/5-klass/litosfera-56809/vneshnie-sily-izmeniaiushchie-relef-vyvetrivanie-107073/tv-6143c0e8-0018-4b3c-8279-c85a10b05b41

ПУ- приготовить интересные факты о роли
внешних и внутренних факторов в
формировании рельефа

Описание слайда:

Список литературы:
1. https://zen.yandex.ru/media/vse_hochu_znat/5-ugroz-chelovechestvu-s-kotorymi-nichego-nelzia-podelat-6044cbd2b8613c1dbb70abe8
2. https://zen.yandex.ru/media/quietearth/somma-i-vezuvii-vulkan-v-vulkane-5b0bbdacbce67e6de526dd23
3. https://ecoportal.info/obrazovanie-ovragov/
4.https://www.yaklass.ru/p/geografiya/5-klass/litosfera-56809/rabota-tekuchikh-vod-lednikov-i-vetra-107077
5.https://www.yaklass.ru/p/geografiya/5-klass/litosfera-56809/vneshnie-sily-izmeniaiushchie-relef-vyvetrivanie-107073/re-3b555735-46f1-4500-80b6-ab110f1dfc66

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *