Что такое религиозная теория

Религиозная теория происхождения человека: доказательств не требуется

Что такое религиозная теория. Смотреть фото Что такое религиозная теория. Смотреть картинку Что такое религиозная теория. Картинка про Что такое религиозная теория. Фото Что такое религиозная теорияСреди всех гипотез о происхождении человечества религиозная является самой древней: она появилась еще в те времена, когда лишь религия, но никак не наука могла ответить на сложные вопросы. Религиозная теория происхождения человека Теории происхождения человека: на любой вкус, но без доказательств Что такое религиозная теория. Смотреть фото Что такое религиозная теория. Смотреть картинку Что такое религиозная теория. Картинка про Что такое религиозная теория. Фото Что такое религиозная теория не требует доказательств, поскольку основана на вере. Этим она не устраивает ученых, но вполне удовлетворяет верующих людей.

Что такое религиозная теория. Смотреть фото Что такое религиозная теория. Смотреть картинку Что такое религиозная теория. Картинка про Что такое религиозная теория. Фото Что такое религиозная теория

Древние религии и религии Востока

Примечательно, что для замешивания глины при создании первых людей использовалась не вода, а кровь, причем кровь богов. Это приближало людей к божествам. При этом египтяне считали, что боги создавали людей не просто так, а в качестве своих рабов.

Восточные религии к вопросу возникновения человечества относились довольно равнодушно. Сам Будда на этот вопрос попросту не отвечал, и его последователи поступали аналогичным образом. Идея бесконечного колеса сансары, сойти с которого можно только достигнув определенного уровня просветления и погрузившись в нирвану, вообще не предполагает какого-то начала мира. Согласно философии буддизма мир существовал всегда, и люди существовали всегда, а уж как менялись формы их существования, зависело от разных факторов.

Даосизм, единственная в мире религия, где боги отсутствуют как класс, тоже уделяет не очень много внимания созданию человечества. Согласно этой религии, из первоначального хаоса появилось две энергии – мужская и женская. И все, что существует в этом мире – плод взаимодействия этих энергий. Для людей исключения не делается.

Религиозные воззрения народов Индии, напротив, предполагали божественное происхождение человека. Относительно того, кому именно из богов люди обязаны своим появлением, единого мнения нет, но чаще всего называют имя Брахмы, чуть реже – Шивы. Интересно, что индуистские боги не занимались лепкой людей из глины, а просто создавали новых существ силой духа.

Что такое религиозная теория. Смотреть фото Что такое религиозная теория. Смотреть картинку Что такое религиозная теория. Картинка про Что такое религиозная теория. Фото Что такое религиозная теория

Христианство

Что такое религиозная теория. Смотреть фото Что такое религиозная теория. Смотреть картинку Что такое религиозная теория. Картинка про Что такое религиозная теория. Фото Что такое религиозная теорияСегодня христианство – одна из наиболее распространенных в мире религий. Кроме того, эта религия оказала огромное влияние на культуру многих стран на планете. И нет ничего удивительного в том, что именно христианский миф о возникновении человека приобрел широкую известность.

Процесс сотворения мира описывается в первой части Библии – священной христианской книги. Согласно христианству, человек – последнее божье творение, что позволяет считать его творением наиболее совершенным. Первый человек – Адам – был создан из «праха земного», после чего Бог вдохнул в него жизнь и поселил в райском саду. В задачу Адама входило возделывание сада и придумыванием имен всем существующим на тот момент животным. Вскоре Адаму была дана супруга – Ева. Для ее создания Бог использовал ребро Адама.

Лишь два дерева Бог запретил трогать – Древо Познания Добра и Зла и Древо Жизни. Однако под воздействием Змия первые люди обошли запрет, попробовали плод с Дерева. Это вызвала гнев Бога, который прогнал Адама и Еву из рая. Эта история хорошо отражает суть религии, основанной на покорности и послушании – за нарушение запрета люди стали смертными, Еве было предречено в муках рожать детей, а Адаму – в поте лица работать. В дальнейшем жизнь первых людей была безрадостной и полной страданий, но свое предназначение они выполнили и стали родоначальниками человеческого рода.

Что такое религиозная теория. Смотреть фото Что такое религиозная теория. Смотреть картинку Что такое религиозная теория. Картинка про Что такое религиозная теория. Фото Что такое религиозная теория

Креационизм

Креационизм представляет собой теологическую концепцию, согласно которой человек (как и все сущее) был продуктом деятельности творца, то есть бога. Происхождение человека от бога в течение тысячелетий не подвергалось сомнению. Однако в конце XIX века развитие науки привело к тому, что религиозные воззрения, основанные исключительно на вере в бога, стали казаться неубедительными на фоне проверенных опытным путем научных открытий. В результате появился новый термин, обозначающий воззрения консервативно настроенных христиан, не принимающих теорию эволюции и другие научные открытия.

Большинство ученых относятся к креационизму в высшей степени скептически. Ни одно из положений креационизма не может быть проверено эмпирическим путем, поэтому даже претендующие на научность теории не внушают научному миру доверия. Тем не менее, у этой теории немало поклонников, что находит свое отражение, например, в образовании: были прецеденты, когда под давлением сторонников креационизма в школах не преподавали теорию эволюции. По этой причине отношение к креационизму в сфере образования настороженное, эта концепция рассматривается как нарушающая права человека.

Течений в креационизме существует множество – от буквальных трактовок Библии и иной религиозной литературы до теорий на стыке науки и религии. Такие теории, например, могут не отрицать геофизические данные о происхождении планеты, но категорически отвергают теорию эволюции. Лишь эволюционный креационизм не отрицает эволюцию как таковую, но в то же время считают ее орудием Бога, а не закономерным процессом.

Источник

История и теория религий: конспект лекций

Что такое религиозная теория. Смотреть фото Что такое религиозная теория. Смотреть картинку Что такое религиозная теория. Картинка про Что такое религиозная теория. Фото Что такое религиозная теория

Данное издание представляет собой конспект лекций по предмету «История и теория религий». В книге изложены основные вопросы данного курса. Конспект лекций станет незаменимым помощником при подготовке к экзамену или зачету, предназначен для студентов высших и средних учебных заведений гуманитарных специальностей.

Оглавление

Приведённый ознакомительный фрагмент книги История и теория религий: конспект лекций предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

ЛЕКЦИЯ № 2. Основные концепции, объясняющие сущность и происхождение религии

1. Объективно-идеалистическая концепция

Объективно-идеалистическая концепция в том или ином варианте — философская основа всякой теологии. Поэтому именно она господствует в теологической и религиозно-философской литературе.

Исходной посылкой данной концепции при объяснении религии является признание ее сверхъестественного источника: Бога, Абсолюта, вообще — трансцендентного. Так, например, известный русский православный богослов, автор фундаментальной «Истории русской философии» В. Зенъковский при трактовке сущности религии исходит из наличия «внерациональных начал в знании», которые он называет «аксиомами». Одна из таких аксиом — «аксиома обращенности всех актов духа к абсолютной сфере». С его точки зрения «за сферой проявления религиозной жизни» существует нечто Высшее, что создает во всем человечестве уже на самых низших ступенях культуры тягу к религиозной жизни, которая первоначально может быть скупа, примитивна, но тем не менее она будет, так как человек всегда ищет, по выражению Ф. Достоевского, «чему поклониться».

В том же духе пишет и современный американский философ Уолтер Стэйс: «Религия есть голод души по невозможному, недостижимому, непознаваемому… Религия ищет бесконечное. А бесконечное по самому своему определению невозможно и недостижимо». Таким образом, представители объективно-идеалистической концепции выводят сущность религии из наличия в мире внеприродного Высшего Начала (Абсолюта, Бога и т. д.). Человек, как «созданный по образу и подобию Божиему», по их мнению, изначально наделен непреодолимым стремлением слияния с Абсолютом. Отсюда и возникновение религии, которая развивается параллельно с духовным развитием человечества, от самых примитивных, до современных ее форм.

Постулирование сверхъестественного источника религии сводит вопрос о существовании и сущности религии к вопросу о существовании и сущности Бога.

В христианской теологии и религиозной философии в обосновании бытия Бога существуют две тенденции: рационалистическая и иррационалистическая.

Теологи-томисты (последователи ученья Фомы Аквинского, составляющие подавляющее большинство среди представителей католицизма) и большинство религиозных философов ратуют за использование в обосновании бытия Бога человеческого разума. Томисты опираются на ученье Фомы Аквинского о присутствии в христианском откровении истин двоякого рода: доступных разуму и сверхразумных, т. е. выходящих за пределы познавательной способности человека, хотя и не противоречащих им: они «сверхразумны», но не «противоразумны». Истины, доступные разуму, постигаются в процессе исследования объективного мира. «Сверхразумные» истины могут быть постигнуты через Божественное откровение с помощью церкви.

Тезис о существовании Бога, по мнению томистов, относится к истинам, постигаемым разумом. Они считают, что существование Бога можно доказать, исходя из изучения сотворенной Богом объективной реальности. Отсюда в томизме особый раздел — естественная теология, задача которой обосновать бытие Бога на основе изучения природы, им созданной.

Ошибочность гуманистической антропологии. Ошибка гуманизма была совсем не в том, что он утверждал высшую ценность человека и его творческое призвание, а в том, что он склонялся к самодостаточности человека и потому слишком низко думал о человеке, считая его исключительно природным существом, не видел в нем духовного существа. Христос учил о человеке как образе и подобии Божьем.

Рациональные доказательства бытия Бога и в настоящее время широко используются христианскими теологами и церковным иерархами (в основном — католиками). Так, Папа Римский Пий XII в своей речи в 1951 г. «Доказательства существования бога в свете данных современной науки» пытался обогатить эти доказательства, опираясь на достижения современной научной мысли.

Иррациональное обоснование бытия Бога представляет собой важную тенденцию в современной теологии и религиозной философии. Эта тенденция особенно ярко представлена протестантской «неортодоксальной» школой, именуемой «диалектической теологией» или «теологией кризиса». Виднейшим представителем указанного направления был Карл Барт. В своих теологических построениях Карл Барт исходит из того, что существование Бога не может быть обнаружено с помощью разума на основе изучения окружающего мира. Критикуя томизм с иррационалистических позиций, Барт отрицал возможность «естественного откровения», т. е. откровения Бога в природе и обществе. Соответственно он отрицал и возможность христианской теологии и философии. В своем основном труде «Церковная догматика» он писал по этому поводу: «христианская философия еще никогда не существовала; если она была философией, то она не была христианской, если она была христианской, то она не была философией». В противоположность иррационализму, Барт постулировал слепую веру. Другие представители протестантской неортодоксии также отказываются от рационального обоснования бытия Бога и подчеркивают тщетность человеческих усилий понять божественную тайну.

Аналогичные иррациональные тенденции обнаруживаются и в современном православии. Приведем некоторые наиболее характерные высказывания по этому поводу из «Журнала Московской патриархии»: «Вера не доказывает себя, а показывает… Вера сама по себе есть внутренний психологический акт, а не формула… Аргументация веры есть нечто внешнее, от чего сама вера не зависит».

Попытки иррационалистического обоснования сверхъестественного источника религии преобладают и в современной идеалистической философии, которая тесно смыкается с теологией.

2. Субъективно-идеалистическая концепция

Субъективно-идеалистическая концепция объяснения сущности религии берет свое начало в трудах немецкого протестантского священника и богослова Фридриха Шлейермахера. От Шлейермахера идет развитая многими его последователями тенденция рассматривать религию как индивидуально-психологический феномен, как определенное состояние человеческого сознания, человеческих переживаний. Он писал в этой связи: «Не всякий имеет религию, кто верит в какое-либо священное писание, а лишь тот, кто понимает его живо и непосредственно… Ценность человеческой религии определяется тем, как человек сознает божество в чувстве, а не тем, как он всегда несовершенно отображает религию в понятии». Идеи Шлейермахера впоследствии были развиты не только либеральной протестантской теологией (А. Ричлъ, Э. Трельч, А. Гарнак), но и рядом буржуазных философов, принадлежащих к различным школам и направлениям субъективного идеализма. Так, датский философ и психолог Г. Геффдинг в своей книге «Философия религии» писал: «Чувство составляет самую существенную особенность всех религий и всех религиозных точек зрения. По сравнению с ним все представления являются подчиненными и обусловленными».

Наиболее последовательно субъективно-идеалистическая концепция проводилась представителем прагматизма У. Джемсом. Исходя из своей общей субъективистской концепции истины, Джемс считал истинным все, что полезно для индивида. Поскольку же религия полезна для индивида, значит, она является истинной формой мировоззрения. Пользу религии Джемс видел в том, что она снимает психологические конфликты, по-своему утешает индивида.

Мировоззрение каждого индивида, согласно Джемсу, определяется его темпераментом, его эмоциональным миром. Поэтому основой религии являются чувства. Он писал в этой связи: «Я действительно думаю, что чувство есть глубочайший источник религии, а философские и богословские построения являются только вторичной надстройкой, подобной переводу подлинника на чужой язык».

Таким образом, с точки зрения Джемса религию следует рассматривать как порождение индивидуального сознания, как спонтанно возникающие субъективные переживания человека. Джемс был не только философом, но и психологом. Его книга «Многообразие религиозного опыта» оказала значительное влияние на развитие психологии религии. Многие ее представители продолжают и углубляют субъективистскую и иррационалистическую трактовку, намеченную Джемсом.

Современная философия религии пытается избежать крайностей субъективизма и иррационализма, сочетая субъективный идеализм с теологией. Так американский философ Р. Крейч критикует Джемса за то, что тот «не учел значения для самого верующего объективного содержания веры, включая веру в существование Бога», и в то же время пытается сконструировать философию религии, которая не была бы «целиком спекулятивной», а опиралась на «религиозный опыт». Аналогична и позиция английского философа X. Льюиса.

3. Натуралистическая (биологизаторская) концепция религии

Согласно этой концепции, религия рождается внутренними потребностями человеческого организма — его инстинктами, влечениями, физиологическими реакциями. Так, американский религиовед Р. Бэрхоу считает, что религиозные символы имеют «генетическую, то есть биохимическую основу, которая заложена в сложных структурах мозга и которая проявляется в сфере бессознательного».

Психоанализ также создал один из вариантов натуралистического объяснения религии. Зигмунд Фрейд — основатель психоанализа в работах «Тотем и табу. Психология первобытной культуры и религии», «Будущее одной иллюзии», «Моисей и монотеизм» попытался применить психоанализ для объяснения возникновения религии. Все социальные явления, всю человеческую культуру Фрейд рассматривал как систему запретов, с помощью которой общество подавляет враждебные ему влечения человека, и прежде всего его сексуальный инстинкт — «либидо». Благодаря нормам культуры врожденные влечения человека либо вытесняются в сферу бессознательного, либо «сублимируются», т. е. преобразуются в формы социального творчества, к числу которых Фрейд относил и религию. Тайну возникновения тотемизма он усматривал в переносе первобытным человеком своего «амбивалентного» (т. е. двойственного) отношения к отцу, обусловленного «Эдиповым комплексом», на «заместителя» отца — тотем.

В целом религиозные представления Фрейд рассматривал в качестве иллюзий, выступающих как «исполнение древнейших, сильнейших, навязчивых желаний человечества: тайна их силы заключается в силе этих желаний». Согласно Фрейду, точно так же, как невроз ребенка объясняется вытеснением его желаний и влечений в бессознательное, так и религию можно рассматривать как «общечеловеческий навязчивый невроз».

Современные неофрейдисты отошли от многих положений 3. Фрейда. Они отошли от фрейдовского «пансексуализма», пытались синтезировать социологический подход с психоаналитическим (социофрейдизм). Но даже у самого видного социофрейдиста Эриха Фромма социальный фактор выступает в объяснении им человеческого поведения как вторичный, как своеобразная надстройка над извечными конфликтами человеческого бытия. В работе «Психоанализ и религия» Фромм объясняет потребность человека в религии прежде всего его «экзистенциальным конфликтом», под которым подразумевается «человеческая дихотомия», раскол между душой и телом, выделяющий человека из царства животных.

Тело человека есть часть природы, в то время как его разум возвышается над природой. Разум, по Фромму, есть благословение человека, но в то же время и его проклятие: он заставляет его снова разрешить неразрешимую в принципе дихотомию. С одной стороны, человек не может жить, не пытаясь решить проблему раскола между душой и телом, с другой — он никогда не может обрести ее решение. На этой основе и рождается у человека потребность в религиозной вере.

Религией Э. Фромм называет «любую систему мыслей и действий, которая предоставляет индивиду систему ориентиров и объект, которому он может поклоняться». С помощью религии человек пытается преодолеть дихотомию души и тела и обрести гармонию. С точки зрения Фромма, «нет ни одного человека, у которого не было бы потребности в религии».

Некоторые психоаналитики считают, что вера в Бога необходима для человека. Кним относится, например, К. Г. Юнг (1875–1961), швейцарский психолог, который во многом отошел от Фрейда, создав собственную психологическую концепцию.

Рационализму и свободомыслию Фрейда Юнг противопоставил учение, в основе которого лежат иррационализм и фидеизм. Наиболее ярко эти методологические установки проявились в его концепции «коллективного бессознательного», которое, по его мнению, присутствует в психике каждого человека.

«Коллективное бессознательное» содержит «архетипы» — некие символы, идеи и представления, свойственные якобы всему человеческому роду. К числу важнейших «архетипов» Юнг относил религиозные символы и образы, воскрешая тем самым идею врожденности религии. Психоаналитическая школа в психологии религии имеет в настоящее время немало сторонников среди западных психологов.

Произошло сближение психоанализа и религии. Их общие позиции в этом вопросе состоят в абсолютизации бессознательного, подчеркивании его роли в становлении и эволюции религиозных верований индивида.

4. Атеистическая концепция религии

Атеистическая концепция религии свое наиболее последовательное, законченное развитие получила в марксизме. Согласно марксизму, религия имеет социальную природу, поскольку «сущность человека не есть абстракт, присущий отдельному индивиду, в своей действительности она есть совокупность всех общественных отношений». Марксизм ищет истоки религии в общественно-экономических формациях, порождающих у людей потребность в религии. Согласно марксизму, «всякая религия является ни чем иным, как фантастическим отражением в головах людей тех внешних сил, которые господствуют над ними в их повседневной жизни, — отражением, в котором земные силы принимают форму неземных». Какие же внешние силы имеются в виду?

Прежде всего это силы природы, которыми человек не смог практически овладеть и которые оказывают на его жизнь разрушительное воздействие. Однако сами по себе природные факторы религию не порождали. Она возникла как результат неспособности людей овладеть природными силами, что было обусловлено низким уровнем развития материального производства. Следовательно, корни религии всегда носили социальный характер.

Согласно марксизму, главной причиной существования религии является стихийность общественного развития, когда люди не в состоянии сознательно управлять общественными отношениями. Неведомые и враждебные людям законы общественного развития персонифицируются и становятся «божественным провидением». Отдельные исторические события рассматриваются как предначертания «божественного промысла».

Кроме социальных корней религии, марксизм рассматривает гносеологические и психологические ее корни.

Гносеологические корни религии — это возможности формирования религии, связанные с познанием мира.

Согласно марксизму, гносеологические корни религии не специфичны для нее, а являются общими для всякого «иллюзорного, ложного сознания, будь то религия, идеалистическая философия или иная форма превратного сознания».

Суть гносеологических корней всякого ложного сознания, связанных с познавательными процессами, состоит в абсолютизировании, раздувании субъективной стороны человеческого познания. Способность человеческого мышления вычленять общее, существенное и необходимое, отвлекаясь от единичного, несущественного случайного, есть величайшее завоевание человечества, сделавшее возможным все достижения научного, теоретического познания. Эта способность непосредственно связана с развитием языка как материального средства фиксации общего и существенного в познании. Без развития языка и абстрактного мышления невозможен прогресс человечества. Но эта же способность создает возможность превращения общих понятий в самостоятельные сущности, независимые от материального мира. Общее, необходимое и существенное, отделенное от единичного, случайного, несущественного и превращенное в самостоятельную сущность (субстанцию), составляет, согласно марксизму, гносеологическую основу идеализма и религии. В. Ленин писал по этому поводу в «Философских тетрадях»: «Раздвоение познания человека и возможность идеализма (религии) даны уже в первой, элементарной абстракции („дом“ вообще и отдельные дома)».

Возникновение религии связано не только с особенностями человеческого познания, но и с особенностями человеческих эмоций, в этой связи и ведут речь о психологических корнях религии. Психологические корни религии коренятся в эмоциональной сфере человеческой психики.

Страх перед лицом смерти преодолевается вовсе не верой в бессмертие души. Индивидуальное бессмертие — иллюзия, подлинное бессмертие может быть лишь социальным и определяется тем вкладом, который внес человек в развитие общества.

Психологические корни религии не ограничиваются лишь перманентным чувством страха в условиях антагонистического общества. Благоприятную почву для религии создают также другие отрицательные эмоции: горе, скорбь, одиночество, которые также социально обусловлены. Постоянное накопление отрицательных переживаний при отсутствии в условиях антагонистического общества возможности устранить их источник ведет к тому, что человек ищет средства для избавления от отрицательных эмоций, прибегая к помощи религии. Говоря об отрицательных эмоциях как о психологических корнях религии, марксизм подчеркивает, что сами по себе эти чувства к религиозности не приводят, все зависит прежде всего от социальной действительности, от качеств личности, от условий его жизни, воспитания и окружения.

Источник

Религиозная теория происхождения человека: доказательств не требуется

libre27 Октябрь 2012 6544
Чем объяснить поразительное сходство обезьян с людьми? На этот вопрос давались в прошлом самые различные ответы, один противоречивее другого. Многие ученые еще не так давно, лет двести назад, считали, что человекообразные обезьяны представляют собой породу каких-то диких «орангутангов», то есть «лесных людей» (орангутанг на малайском языке означает «лесной человек»). Орангутанги водятся в Южной Азии – на островах Суматра и Борнео). Некоторые натуралисты даже верили, что орангутанги притворяются немыми и не понимающими человеческую речь из опасения, что их могут превратить в рабов и заставить непосильно работать. В отдельной статье мы уже рассматривали поведение обезьян.

Что такое религиозная теория. Смотреть фото Что такое религиозная теория. Смотреть картинку Что такое религиозная теория. Картинка про Что такое религиозная теория. Фото Что такое религиозная теория

Древнеегипетский бог Хнум на гончарном круге лепит из глины первых людей.

В некоторых изданных в начале прошлого века книгах можно прочесть небылицы об орангутангах, будто бы работавших на кораблях в качестве матросов, и т. д.

Что такое религиозная теория. Смотреть фото Что такое религиозная теория. Смотреть картинку Что такое религиозная теория. Картинка про Что такое религиозная теория. Фото Что такое религиозная теория

Так изображали в прошлые века человекообразных обезьян, которых принимали за лесных диких людей.

Основных концепций происхождения человека насчитывается три

Знание о сути человека — это та цель к которой сам человек стал стремиться с того момента, как он появился на земле. При этом человечество делится на две части. Одна часть указывает на собственное божественное происхождение, другая же говорит о том, что человек произошёл вследствие череды биологических превращений (эволюции). На основе этих концепций строятся следующие теории происхождения человека:

Что такое религиозная теория. Смотреть фото Что такое религиозная теория. Смотреть картинку Что такое религиозная теория. Картинка про Что такое религиозная теория. Фото Что такое религиозная теория
Наскальная живопись в Валкамоники (Италия, ок. 10 000 до н. э.). По научным представлениям — ритуальное изображение богов или мифических существ. Сторонники же палеоконтакта видят здесь инопланетян, от которых, по их мнению, произошёл человек
Самая спорная и практически недоказуемая теория ― это теория внешнего вмешательства или же палеконтакта. Кратко её можно изложить так: человека создали инопланетяне.

При этом в простейшем виде эта теория говорит о том, что все люди — потомки инопланетян, которые высадились на землю в доисторические времена.

Известно 3 основных теории происхождения человека.

Некоторая часть сторонников теории внешнего вмешательства говорит о том, что люди созданы инопланетными существами методом генной инженерии. При этом они развиваются на земле согласно заложенной в них внеземным разумом программе, что проявляется в идее эволюции.

Среди представителей этого течения можно назвать учёного Захарию Ситчина, который опубликовал статью под названием «Дело об инопланетных генах Адама», в которой утверждает, что древний человек создан путем генной инженерии.

Что такое религиозная теория. Смотреть фото Что такое религиозная теория. Смотреть картинку Что такое религиозная теория. Картинка про Что такое религиозная теория. Фото Что такое религиозная теория
Захария Ситчтин, американский писатель. Сторонник и популяризатор антинаучной теории о палеоконтактах и инопланетном происхождении человека. Опубликовал статью под названием «Дело об инопланетных генах Адама», в которой утверждает, что древний человек создан путем генной инженерии инопланетянами

Теория палеконтакта подвергается серьёзной критике. Дело в том, что научно она никак не подтверждается, так как достоверных фактов посещения земли внеземными существами в истории человечества не зафиксировано.

Все имеющиеся «свидетельства» представляют собой плод предвзятых интерпретации исторических фактов и произвольное толкование обнаруженных в разных частях света артефактов.

Что же касается идеи о создании человека сторонними существами и развитии его по созданной им программе, то она очень напоминает те идеи, которые выдвигает божественная теория, только здесь Бог заменён инопланетянами.

Что такое религиозная теория. Смотреть фото Что такое религиозная теория. Смотреть картинку Что такое религиозная теория. Картинка про Что такое религиозная теория. Фото Что такое религиозная теория Что такое религиозная теория. Смотреть фото Что такое религиозная теория. Смотреть картинку Что такое религиозная теория. Картинка про Что такое религиозная теория. Фото Что такое религиозная теория Что такое религиозная теория. Смотреть фото Что такое религиозная теория. Смотреть картинку Что такое религиозная теория. Картинка про Что такое религиозная теория. Фото Что такое религиозная теория Что такое религиозная теория. Смотреть фото Что такое религиозная теория. Смотреть картинку Что такое религиозная теория. Картинка про Что такое религиозная теория. Фото Что такое религиозная теория Что такое религиозная теория. Смотреть фото Что такое религиозная теория. Смотреть картинку Что такое религиозная теория. Картинка про Что такое религиозная теория. Фото Что такое религиозная теория

Гипотеза парадоксального происхождения человека — плод развития физики

Существует ещё одна теория, появившаяся относительно недавно, которая претендует на альтернативное объяснение процесса происхождения человека. Это гипотеза парадоксального происхождения человека. Её условно можно причислить к научным, хотя научными методами она пока что проверена быть не может.

Что такое религиозная теория. Смотреть фото Что такое религиозная теория. Смотреть картинку Что такое религиозная теория. Картинка про Что такое религиозная теория. Фото Что такое религиозная теория
Кип Стивен Торн. Астроном, физик. На его работы часто ссылаются сторонники гипотезы парадоксальной теории происхождения человека в качестве её подтверждения

Суть этой теории состоит в том, что планета Земля и вся Вселенная созданы как будто специально для того, чтобы в здесь жил человек. При этом её сторонниками приводятся ссылки на работы известных учёных, преимущественно физиков, в которых указывается на различные физические парадоксы.

Например, ссылаются на работы Стивена Хокинга и физика Кип Торна, говорящие о том, что человек может влиять на развитие вселенной как в прошлом, так и в будущем.

Гипотеза парадоксального происхождения человека утверждает, что его создали люди из будущего.

Таким образом, сторонники гипотезы парадоксального происхождения человека утверждают, что Вселенная, земля и сам человек созданы людьми и происходят они из будущего. То есть они — результат перемещения человека во времени с цель создания из будущего самого себя и удобных для своего существования условий жизни.

При этом механизм создания мира и человека в таком случае не раскрывается, так указывается на то, что такое «творение» продолжается каждую секунду.

Что такое религиозная теория. Смотреть фото Что такое религиозная теория. Смотреть картинку Что такое религиозная теория. Картинка про Что такое религиозная теория. Фото Что такое религиозная теория
Физик Стивен Хокинг. Учёный пытался найти доказательства невозможности путешествия во времени, но не смог сделать это. Сторонники гипотезы парадоксального происхождения указывают на этот факт, как на доказательство своей правоты

Богословы, изучая эту теорию, говорят о том, что она очень похожа на религиозную теорию происхождения человека. Дело в том, что она указывает на то, что имеется факт творения человека и мироздания.

При этом Бог здесь заменяется человеком будущего. Естественно, что верующими никогда она принята не может, учёные же, указывая на то, что даже два столетия — времена разные, говорят о том, что подтвердить её может только создание машины времени. На сегодняшний день эта идея антинаучна.

Введение

Вопрос о происхождении человека зародился в глубокой древности. Уже в самых примитивных религиозных верованиях давалось объяснение устройства Вселенной и места человека в ней. Постепенно эти представления усложнялись, «обрастали» массой деталей, подкреплялись доказательствами. Долгое время господствующее положение занимало религиозное объяснение этой проблемы. Возникновение науки, как особой отрасли знаний, стало серьезным толчком для изучения вопроса о происхождении человека. Теория Дарвина впервые была подтверждена серьезными научными фактами. Но в ней были и свои слабые места, чем с успехом воспользовались противники этой теории. В настоящее время появляется множество других объяснений происхождения человека. Какие-то теории заслуживают внимания, некоторые выглядят абсолютно фантастическими.

Эволюционная теория — главная альтернатива божественной теории происхождения человека

Наиболее популярной среди людей не верующих считается эволюционная или научная теория происхождения человека. Она говорит о его животном происхождения, что вызывает глубокое возмущение многих христиан. При этом для многих людей сущность данной теории состоит в утверждении, что человек произошёл от обезьяны.

Чарлз Роберт Дарвин. Основоположник эволюционного учения. Ему приписывается теория о происхождении человека от приматов (обезьяны)

Современная эволюционная теория происхождения человека считает своим фундаментом теорию Дарвина. Она предполагает, что человек произошёл от высших приматов. При этом у человека и обезьяны был один предок, но прямо от неё человек никогда не происходило.

Изменение же человеческой природы, по мнению эволюционистов, происходит постепенно под влиянием внешних факторов и естественного отбора. Эволюционисты оперируют разнообразным арсеналом доказательств: палеонтологических, археологических, биологических, генетических, культурных, психологических и т.д.

Стоит отметить, что идея происхождения человека из низших форм жизни не принадлежит Чарльзу Дарвину. Он указал только на эволюцию вида, но говоря о межвидовой эволюции.

Вывод о генезисе всех животных и человека из теории Дарвина сделал Томас Гексли, указав на сходство человеческой биологией с животной, особенно с биологией приматов.

Что такое религиозная теория. Смотреть фото Что такое религиозная теория. Смотреть картинку Что такое религиозная теория. Картинка про Что такое религиозная теория. Фото Что такое религиозная теория
Тома Генри Гексли, по прозвищу «Дарвиновский бульдог». Зоолог, активный дарвинист. Многие идеи, приписываемые Дарвину, сформулированный Гексли, в том числе и мысль и происхождении человека от обезьяны

Эволюционная теории или же концепция считается основополагающей в современной науке. Большинство представителей научного сообщества придерживаются её и не признают различные псевдонаучные теории, вроде «духа на энергии».

При этом теория о том, что человек произошел от высших приматов — человекоподобных существ путем постепенного видоизменения до сих пор не доказана. На это указывают, в том числе, и религиозные деятели, говоря о том, что не найдены все звенья эволюции человека от приматов до гоминидов.

Иудаизм

Это первая монотеистическая религия в мире, из которой берут свое начало христианство и ислам. Поэтому во всех трех вероучениях миф о происхождении людей и мира похож.

Иудеи считают, что мир был создан богом. Однако есть некоторые расхождения. Так, некоторые считают, что небо было создано из сияния его одежды, земля — из снега, находящегося под его троном, который он бросил в воду.

Другие же считают, что бог сплел воедино несколько нитей: две (огонь и снег) использовал для создания своего мира, еще две (огонь и вода) пошли на создание неба. Позднее был создан и человек.

Человека создал Бог — вот взгляд православного человека на теорию происхождения человечества

Для православного естественна религиозная теория происхождения человека. Суть её состоит в том, что человек сотворён Богом. При этом нельзя говорить о том, что человек произошёл от Бога, так как он Его творение.

Именно поэтому, размышляя над этим вопросом необходимо обращаться непосредственно к священному Писанию, в котором говорится:

«И создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душею живою».

Что такое религиозная теория. Смотреть фото Что такое религиозная теория. Смотреть картинку Что такое религиозная теория. Картинка про Что такое религиозная теория. Фото Что такое религиозная теория
Сотворение Адама. Мозаика. XII в. Для православного человека приемлема только одна версия происхождения человека — сотворение его Богом

В Библии о создании человека говорится ещё раз:

«И был вечер, и было утро; день пятый…И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их…И увидел Бог всё, что Он создал, и вот, весьма хорошо. И был вечер, и было утро; день шестой» Библия, писание Моисея, книга Бытие, гл. 1».

Здесь Священное Писание указывает на одну природу мужчины и женщины, ведь потом Господь создать Еву из ребра Адама. Таким образом, для верующего человека никаких загадок в вопросе происхождения человека нет, на это всегда указывали христианские пророки и святые.

При этом необходимо отметить, что единства в православном мире по вопросу отношения к научной теории происхождения человека нет.

В Библии о происхождении человека говорится дважды.

Дело в том, что в православие существует два взгляда на толкование Священного Писания по вопросу о том, как природа человека создана Богом.

Одно из них подразумевает буквальное прочтение Библии и отвергает все попытки научного подхода к теме происхождения человека. Так, например, считал святой Иоанн Кронштадтский.

Что такое религиозная теория. Смотреть фото Что такое религиозная теория. Смотреть картинку Что такое религиозная теория. Картинка про Что такое религиозная теория. Фото Что такое религиозная теория
Его Святейшество Патриарх Московский и всея Руси Алексий II. В своих рождественских выступлениях в 2007 году Патриарх сказал о том, что не видит ничего плохого в том, что школьники познакомятся с положениями эволюционной теории, но её сторонники не должны навязывать её другим

Его Святейшество Патриарх Московский и всея Руси Алексий II. В своих рождественских выступлениях в 2007 году Патриарх сказал о том, что не видит ничего плохого в том, что школьники познакомятся с положениями эволюционной теории, но её сторонники не должны навязывать её другим

Второй взгляд подразумевает признание научных методов познания в вопросе происхождения человека при неизменности самого факта творения его Богом. Сторонником такого считается протоиерей Александр Мень.

Высшее священноначалие РПЦ не поддерживает позицию сторонников буквального толкования Библии, так как она приводит к конфликту Церкви со школой и научным сообществом.

Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II, выступая в 2007 году на XV Рождественских чтениях, отметил:

«Никакого вреда не будет школьнику, если он будет знать библейское учение о происхождении мира. А если кто хочет считать, что он произошёл от обезьяны, — пусть так считает, но не навязывает это другим».

Буддизм

В этой религии нет как такового мифа о происхождении людей и мира. Здесь главенствует идея постоянного перерождения вселенной, которая появляется с самого начала. Этот процесс называется колесом Сансары. В зависимости от кармы, которую имеет живое существо, в следующей жизни оно может переродиться в более высокоразвитое. К примеру, человек, который вел праведную жизнь, в следующей жизни будет либо снова человеком, либо полубогом или даже богом.

Тот же, кто имеет плохую карму, может вовсе не стать человеком, а родиться животным или растением, и даже неодушевленным существом. Это своеобразное наказание за то, что он прожил «плохую» жизнь.

О самом появлении человека и всего мира в буддизме нет никакого пояснения.

Существует 4 постулата библейского учения о человеке

Библейская теория происхождения человека составляет основу библейского учения о человеке. Она содержит четыре постулата:

Что такое религиозная теория. Смотреть фото Что такое религиозная теория. Смотреть картинку Что такое религиозная теория. Картинка про Что такое религиозная теория. Фото Что такое религиозная теория
Изгнание из Рая. Роспись притвора Трапезного храма Троице-Сергиевой Лавры. Божественная теория происхождения человека говорит о том, что человек сотворён безгрешным и бессмертным, но в результате грехопадения Адама человек утратил эти свойства
Это важнейшее знание о сути происхождения человека согласно взглядам Православной Церкви. При этом необходимо всегда помнить о том, что душа каждого человека, как и сам человек, по своей природе бессмертны.

Вследствие грехопадения человек подвергся проклятию и смерти, от чего может быть спасен и избавлен через искупление.

Существует 4 постулата библейского учения о человеке.

От всех натуралистических учений о человеке Божественное откровение отличается тем, что через него:

Что такое религиозная теория. Смотреть фото Что такое религиозная теория. Смотреть картинку Что такое религиозная теория. Картинка про Что такое религиозная теория. Фото Что такое религиозная теория
Преподобного Аввы Дорофея Душеполезные поучения и послания с присовокуплением вопросов его и ответов. Репринтное издание 1900 года. В «Поучениях» Аввы Дорофея кратко изложено учение Православной Церкви о природе человека
Православное учение о человеческой природе наиболее сжато изложено в «Душеполезных поучениях» Аввы Дорофея.

«Эта книга принята в Православной Церкви как азбука, основной учебник православной духовности; это первое духовное чтение, которое дают православному монаху, и оно остается его постоянным спутником в течение всей жизни, читаемое и перечитываемое.

Чрезвычайно важно, что православное учение о человеческой природе излагается на первой же странице этой книги, так как учение это является основанием всей православной духовной жизни» (Иеромонах Серафим (Роуз)).

Древнеславянские верования

Как и в большинстве древних политеистических религий, по славянской мифологии в начале тоже был Хаос. А в нем жила Матерь мглы и бесконечности, которую звали Сва. Захотела она однажды себе дитя и создала из зародыша огненного себе сына Сварога, а из пуповины был рожден змей Ферт, который стал другом ее сына.

Что такое религиозная теория. Смотреть фото Что такое религиозная теория. Смотреть картинку Что такое религиозная теория. Картинка про Что такое религиозная теория. Фото Что такое религиозная теория

Сва, чтобы порадовать Сварога, сняла со змея старую шкуру, взмахнула руками и создала из нее все живое. Человек был создан так же, но в его тело была вложена душа.

Сотворение человека Богом не означает, что человек может самостоятельно обрести связь с ним

Некоторые верующие, знающие о том, что божественное происхождение человека это единственно правильное объяснение вопроса происхождения человечества, впадают в крайность. Она состоит в том, что утверждается возможность установления самостоятельной связи с Богом. В результате человек становиться на грань ереси.

Видеоролик: 963 Гц и 528 Гц Исцеление Ангельской музыкой: Частота Бога и Глубокий исцеляющий чудо-тон. В видеоролике содержится подборка «исцеляющей» музыки, якобы играющей на частоте «Бога».

Такая практик4а находится на грани ереси, так как установить связь с творцом можно только путём молитвы исповеди покаяния, а не путём прослушивания какой-либо музыки.

Дело в том, что такие люди по средствам духовных практик пытаются как-то «выйти на связь» со своим Создателем. В ход идут такие понятия как: «частота Бога», «потенциал Бога в человеке» и т.д. Цель таких практик — раскрыть в человеке новые горизонты, развить его сверхчеловеческие качества.

Сотворение человека Богом не говорит о его безгрешности.

Этот гибельный путь, который может привести человека, для которого существование своей души — «особый» знак «божественности», к духовной гибели. Дело в том, что человеческая природа извращена грехопадением первочеловека Адама.

Только путём покаяния и молитвы можно раскрыть в человеке его истинную сущность, которая в нём присутствует, но скрыта вследствие первородного греха. Православная Церковь указывает верующим путь, который предоставляет возможности по раскрытию в каждом сыне или дочери Адама и Евы заложенного Творцом огромного потенциала.

Об этом необходимо помнить всегда, что же касается людей, исповедующих научный взгляд на происхождение человека, то верующим необходимо их мягко переубеждать, не навязывая им своё мнение.

Оставляя комментарий, Вы принимаете пользовательское соглашение

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *