Что такое ретро человек
Стиль ретро – все грани истории
Популярность ретро стиля с каждым годом растёт, интерес к этому стилю не исчерпывается десятилетиями. Возможно, так происходит потому, что ретро, как никакой другой стиль, даёт возможность женщине почувствовать себя актрисой, в той или иной степени.
Женская натура артистична, и сыграть героиню другой эпохи мало какая женщина откажется. А уж если вспомнить детские мечты о перевоплощении и разрешить себе чуточку поиграть?
Что же такое стиль ретро? Ретро-стиль – это тяга к моде прошлых лет, к нарядам, причёскам и аксессуарам того времени. Ретро-стиль сегодня — это особое направление, в котором различные элементы прошлого используются в современном костюме. Дизайнеры и модные критики говорят, что ретро-стиль всегда будет в моде, потому что он взял всё самое лучшее и выдающееся из каждой эпохи.
У слова «ретро» латинские корни, retro обозначает «назад», «обращённый к прошлому», «обращённый назад». Когда говорят о ретро, подразумевают достаточно большой период времени. И, хотя его границы не слишком чёткие, в модных кругах принято считать, что к ретро относятся все все стили от второй половины 19 века до первой половины 20 века (до 70-х годов 20 века включительно).
Вещи не моложе 30 лет и не старше 60 некоторые называют уже не ретро, а винтажными (от англ. Vintage — винодельческий термин, выдержка вина). Некоторые модельеры и дизайнеры, однако, винтажем именуют только одежду, созданную до 60-х гг. прошлого века, а вещи, созданные в более поздний период, причисляют к ретро.
Экскурс в историю
Каждой моднице особенно близка какая-то эпоха, период в истории. Давайте вместе с вами вспомним самые яркие годы:
20-е годы прошлого века – это один из переломных и самых ярких периодов в истории моды. Одежда, которую носили в мирное время, оказалась совершенно невостребованной во время войны и после неё. В ней было неудобно двигаться и трудиться. Пышные платья, оборки и рюши, длинные волосы – всё это уже было не актуально. Женщины много пережили, в чём-то повзрослели.
Война осталась в прошлом, как и женский труд на заводах, фабриках и в больницах. Но военные годы так сильно повлияли на женское мировоззрение, что это отразилось на их внешнем виде, и, разумеется, на моде в целом. Женщины стали самостоятельными и более независимыми. Они стали доказывать себе и миру, что могут трудиться наравне с мужчинами, выполняя тяжёлую работу.
Моду 20-х годов ещё называют «стилем Чикаго», хотя «стиль Чикаго» продолжал быть популярным и позднее, в 30-х годах. Короткие гладкие стрижки, платья с заниженной талией, горжетки, боа и небольшие шляпки-клош.
Корсет вышел из моды, зато стала очень популярна одежда в стиле унисекс, особенно брючные костюмы. Интересно, что в 20-х годах появилось два модных направления: эдакий джазовый образ в стиле Чикаго (короткая стрижка, прямое платье с открытой спиной и заниженной талией, боа и туфельки с круглыми носами), и мальчуковый образ девушки-пацанки в брючках. В моду вошла худоба: небольшая, даже плоская грудь и почти полное отсутствие бёдер.
Юбки стали короче, руки оголялись, большой популярностью пользовались длинные перчатки. Особенность 20-х годов в том, что женственность стала подавляться самими женщинами. Возможно, их женственность «разбилась» о тяготы войны, их интуиция чувствовала, что без изменений они не выживут. Как знать…
Особое внимание хотелось бы уделить головным уборам 20-х годов. Несмотря на то, что женственность отходит на второй план, головы красоток по-прежнему в полном порядке. В то время ещё было странно, если женщина появлялась на публике с непокрытой головой. Шляпка в форме колокольчика (шляпка-клош) – это любимый головной убор 20-х: кокетливая, привлекательная, женственная.
Королевой моды 20-х годов была Коко Шанель. Именно в 20-е годы она создала маленькое чёрное платье, с её подачи также стали популярны гофре и юбки плиссе. Несмотря на простые силуэты в платье, материалы использовались самые изысканные: бархат, шёлк, атлас. Большинство считают именно 20-е годы точкой отсчёта стиля ретро.
Именно в 20-е годы произошло зарождение эклектики, и появился роскошный стиль ар-деко (от французского слова Art Deco, что означает декоративное искусство). Ар-Деко – это смешение различных мотивов: этнических, экзотических, авангардных. В стиле ар-деко используется богатая отделка, роскошные ткани.
30-е годы прошлого века – это период кризиса в мировой экономике и возвращение к женственности, по которой успела соскучиться прекрасная половина человечества, да и сильная половина тоже. Вместо мальчуковых прямых силуэтов 20-х годов женщины стали носить платья по фигуре. Сдержанная элегантность и женственность – два символа 30-х. Юбки стали длиннее, изящнее; платья богаты на эффектные драпировки. На пике популярности удлинённый силуэт, ради которого к коротким платьям даже пришивали воланы и оборки.
По-прежнему был популярен «стиль Чикаго»: атласные повязки на голову, локоны и декольте.
Во многом, кино и известные актрисы того времени оказали влияние на моду. Грето Гарбо и Марлен Дитрих, Кэтрин Хепберн и Вивьен Ли стали кумирами многих модниц 30-х годов. Красавицы подражали шику киноактрис, используя в своих нарядах мех, перчатки, шляпки и драпировки.
Из-за нехватки средств на многочисленные платья, во время экономического кризиса 30-х годов модницы умело восполняли этот пробел с помощью аксессуаров.
30-е годы прошлого века интересны тем, что два известных, но совершенно разных дизайнера Габриель Шанель и Эльза Скиапарелли противостояли друг другу на арене моды. Мы знаем, что стиль от Шанель был лаконичным, классическим и консервативным. Стиль же от Эльзы Скиапарелли был полной противоположностью: её наряды были очень креативными и необычными. У Скиапарелли была прекрасная фантазия, она предлагала женщинам экстравагантные, яркие и смелые платья, авангардные и эпатажные.
Эльза Скиапарелли создавала необычные вещи, как например, шляпку в виде женской туфли или ботинка; сумку в форме телефона, платье с омаром, и так далее. Скиапарелли очень любили в Голливуде за её неординарность мышления и сюрреалистические творения.
Именно Эльза Скиапарелли ввела моду на цвет фуксии в 1936 году. В костюме этого цвета, который называли «шокирующий розовый», Скиапарелли была похоронена.
На 40-е годы прошлого века огромное влияние оказала Вторая мировая война. Стиль милитари стал наиболее актуальным. Юбки стали короче, чем в 30-х годах, жакеты были широкоплечими и строгими — они напоминали мужскую военную форму. Из-за дефицита фурнитуры пуговицы обтягивали тканью. Шляпы постепенно вытеснялись платками, стал очень популярен тюрбан из платков. Юбки зачастую шили из подручных средств: одеял, шинелей и даже марли.
Из шёлка и нейлона шили парашюты, поэтому эти ткани были недоступны для пошива нарядов. Женщины имитировали чулки – рисовали на ногах шов сзади.
В середине 40-х годов мода стала постепенно меняться, юбки и платья стали длиннее. И уже в 50-е годы прошлого века вынужденный военный минимализм сменился изящностью и женственностью Диора, благодаря которому стиль «нью лук» (new look) стал наиболее популярным. Стиль new look – это подчёркнутая женственность: многослойная широкая пышная юбка ниже колена, пояс (или корсет), шляпка.
Одновременно со стилем new look 50-е стали известны стилем пин-ап (pin-up), который стал предвестником 60-х годов: кокетливые юбки и брюки с завышенной талией, туфли на шпильке, короткие топы, бермуды и шортики.
60-70-е годы прошлого века – это взлёт киноактрис Бриджит Бардо и Мэрилин Монро. Они задавали тон чувственным и сексуальным нарядам: глубокое откровенное декольте, облегающие платья, обтягивающие капри.
С другой стороны, 60-70-е годы стали началом демократичной моды, молодёжного движения, геометрических форм, ярких цветов, простых силуэтов и лондонского мальчукового стиля. В моду вошла мини-юбка.
70-е годы стали ещё более демократичными в истории моды. Одежда стала более практичной и удобной. Хиппи и диско стали наиболее популярными стилями.
Расклешённые джинсы и брюки-клеш были особенно актуальны. В моде платья-рубашки, комбинезоны и блузы с ярким рисунком.
80-е годы в моде — яркая провокация: мини-юбки, лосины (леггинсы), облегающие джинсы, блеск тканей, откровенные декольте и очень крупная бижутерия. Всё было нацелено на откровенную сексуальность в одежде. В моде широкоплечие прямые пиджаки, кожаные куртки, обувь на платформе.
И, наконец, 90-годы – это время минимализма и стиля унисекс. Мода как будто взяла передышку. Чёрно-белые вещи с минимальной отделкой лидируют, но позднее, уже в середине 90-х, понемногу в моду начинает возвращаться роскошь и гламур.
Хотя, конечно, для модниц стран бывшего СССР эти тенденции могли выглядеть весьма своеобразно.
Современные известные модельеры часто используют все ретро-стили в своих коллекциях, потому что мода повторяется. Сейчас мы можем наблюдать время, когда ретро-стиль любого из перечисленных периодов находится на пике популярности.
Если вы решили одеваться в стиле ретро:
— Советуем начать с аксессуаров или небольших деталей в ретро-стиле, чтобы прочувствовать его и лучше понять, как компоновать этот стиль с современной одеждой;
— Помните, что ретро-стиль предполагает некоторые знания той эпохи, одежду которой вы хотите использовать, — так вы будете себя чувствовать увереннее;
— Выбирайте те детали или вещи в стиле ретро, которые подчеркнут ваши достоинства и скроют недостатки (например, не стоит надевать широкоплечий пиджак в стиле 80-х, если у вас очень широкие плечи от природы);
— Помимо одежды и аксессуаров в стиле ретро очень важна причёска: без неё ваш образ не будет законченным.
Почему ретро до сих пор в моде
Почему вообще ретро?
Тягу человечества к давним эпохам объяснить довольно легко и одновременно достаточно трудно. Если ты смотрел «Полночь в Париже» Вуди Аллена, то должен помнить, почему и главный герой Оуэна Уилсона, и героиня Марион Котийяр так отчаянно жаждали переместиться лет на 50–100 в прошлое. Они считали, что их время абсолютно никчемно, а вот «тогда» была настоящая жизнь. Что-то вроде излюбленного «раньше трава была зеленее».
С точки зрения психологии, это объясняется отсутствием чувства сопричастности к времени и обществу, в котором они жили, поскольку занимались совсем не тем, чем бы им хотелось, обвиняя в этом близких людей, и всеми силами пытались найти свое призвание. Можно назвать это эскапизмом, что будет правильным, ведь как только герой Уилсона сделал над собой усилие и принял болезненное, но нужное решение, ему стало нравиться в настоящем.
Но мы что-то углубились в психологию. В моде популярность ретро обусловлена тем, что прошлое было, есть и будет источником вдохновения для многих людей, и это является не чем иным, как эстетизацией того, что нравится. К тому же большое количество современных трендов базируется на проверенной временем классике, лишь адаптированной для жизни современного человека.
Что из ретро мы сейчас носим?
У этого понятия нет конкретной временной привязки, поэтому и современный гардероб включает в себя вещи разных эпох, которые можно охарактеризовать как ретро.
Куртка и очки «авиаторы»
Эти ребята не выходят из моды вот уже сотню лет. Да, бывали периоды, когда они не имели столь большого влияния, но ценились всегда. И куртка, и очки первоначально имели полностью утилитарный смысл: куртка из плотной овчины отшивалась специально для летчиков ВВС Великобритании и США, для того чтобы те не замерзали на больших высотах. Очки «капельки» изначально также были придуманы для военных летчиков, но позже вместе с курткой перекочевали в гражданский гардероб. Такие очки так и вовсе являются одной из классических форм компании Ray Ban.
Вещи в стиле милитари
Армейская тематика регулярно трансформируется и встречается в коллекциях разных сезонов. То и дело на улицах можно увидеть тренчи, бомберы, береты и высокие сапоги с массивной шнуровкой. Расцветки хаки, беж и камуфляж — всё это милитари.
Классические костюмы
Как ты понял, секрет нетленности в самом названии. Сегодня классику очень умело сочетают с другими стилями, и такая эклектика порой выглядит просто шикарно: к примеру, горчичного цвета пальто вкупе с серым пиджаком и такими же чиносами под ботинки челси или броги любого классического оттенка. Бояться экспериментировать не стоит.
Наушники в стиле 80-х
Этот элемент своим дизайном отсылает нас прямиком к эпохе по-настоящему качественной «вечной» музыки. Queen, Aerosmith, Fleetwood Mac, Michael Jackson, a-ha, David Bowie — все эти ребята. Вдобавок к этому интерес к ретро активно подогревается масс-культом — «Стражи Галактики» от Marvel тому подтверждение. Каждому ведь хочется почувствовать себя супергероем и эстетом с уникальным вкусом ценителя сложного ретро.
Усы и бороды
В 60-е и 70-е годы усы и борода прочно ассоциируются с рок-музыкой, в 80-е от растительности остаются только усы, а 90-е культивируют гладкие лица. Сегодня, в 2к19, мы снова в плену у пышных бород и усов, так что носи усы, если еще не носишь.
Еще немного про наушники
Приблизить себя к званию эстета и настоящего модника можно при помощи наушников KOSS Porta Pro Casual. Помимо ретродизайна, эти наушники могут похвастаться отличной эргономикой и отменным качеством звучания. Отличный бас, чистые высокие чистоты — всё это есть. Игра музыкальных инструментов не сливается в неразличимое месиво, а четко доносится до слухового канала каждой отдельной партией, будь то гитарное или барабанное соло. Проверяли это на песнях Rammstein, Queen, AC/DC, Tom Waits и Toto, чтобы ты убедился в чистоте эксперимента на примерах из разных жанров.
Что касается эргономики — здесь всё здорово. Наушники весят 76 граммов, их посадка регулируется с помощью подвижной металлической дужки. Благодаря этому динамики прижимаются к ушам достаточно плотно, чтобы не слышать окружающих, но не настолько туго, чтобы уши от этого болели. Складная конструкция позволяет брать наушники с собой куда угодно, хоть на защиту планеты Ксандар.
Если хочется щеголять в ретро-одежде, но при этом сохранить некоторую долю современности, рекомендуем рассмотреть беспроводную вариацию наушников KOSS — PORTA PRO Wireless. В них сохраняется легендарный дизайн, качество звучания и эргономические характеристики, присущие продукции KOSS, но при этом добавляются 12 часов автономной работы, а также встроенный микрофон и пульт управления. Говорящий пример качественной и стильной эклектики, позволяющей ощущать себя не иначе как героем стареньких фильмов.
Ретроспектива: проводим быстро и результативно с помощью funretro
Если ваши ретро не приносят результата, а только тратят время и раздражают команду разработки есть два выхода — отказаться от ретро вообще или сделать нормально. Знакомая боль и выбираете второй вариант? Тогда статья для вас
Советы для проведения продуктивной ретроспективы:
Не углубляясь в Scrum/Agile — ретроспективу проводим в конце каждого спринта (так говорит теория) для того чтобы найти боли команды/блокеры в проекте. На практике можно придерживаться более экономичного подхода — проводим, когда чувствуем что нужно/объединяем несколько спринтов в одно ретро (например, ретро раз в 2-3 спринта)
За несколько лет работы в командах разработки я выделил для себя топ-5 болей ретро, которые превращают его из эффективного инструмента в бессмысленную трату времени, демотивирующую команду:
Давайте посмотрим как убрать эти боли и начать жить счастливо. В любом деле выбор правильного инструмента — половина успеха, поэтому начнем с него
Funretro — сервис создан специально для проведения ретро. Плюсы — решает проблему анонимности, есть механизм голосования, много шаблонов ретро и тд. Из минусов — только 3 доски в бесплатной версии.
Попробовав несколько вариантов, остановился на funretro, он решил почти все боли. Инструмент выбран — начинаем подготовку к ретро
Подготовка — половина успеха в любом деле, ретро не исключение.
Настроили доску? Стартуем
Расскажите о цели ретро, проговорите базовые правила — говорить/писать честно, не винить в ошибках людей и тд
Первый раздел ретро обычно вызывает самые большие затруднения. Чем он проще, тем быстрее команда включится в работу. Например, это может быть описание спринта/проекта/настроения одним словом. Вообщем что угодно, но очень коротко. Ограничение времени — 1 минута. Ставьте таймер и не давайте выйти за лимит.
Когда время закончилось/все участники отписались — откройте карточки и зачитайте их. Поступайте так в конце каждого раздела ретро
Не забываем озвучивать хорошее, но без фанатизма, 3-4 минуты должно хватить
Сделали, зачитали, обрадовались и поехали дальше, к главным разделам
То ради чего все собрались — где можно стать лучше. Самый сложный и важный этап. Все любят говорить о хорошем, а вот о том что не получилось или идет плохо — возникают психологические барьеры. На этом этапе важно:
Анонимность, самостоятельная работа и установленные в начале правила успешно решают эти задачи
Наверняка проблем будет больше пяти. Вероятней всего все сразу решать не нужно, нет смысла их обсуждать. Приоритизация важна, поэтому голосуем за самые важные проблемы.
Не забывайте мержить карточки с одинаковыми проблемами (а они точно будут), иначе голоса размажутся. В funtretro для этого есть механизм drag’n’drop тикетов
Что нам нужно для объективного голосования?
Когда все проголосовали — выбираем топ-3(±1) проблем и начинаем заключительный этап
Переходим от самостоятельного заполнения тикетов к обсуждению голосом. Поочередно берем проблемы из топа и начинаем искать решение
Типичная ошибка формулировки решения:
Проблема — заказчик недоволен скоростью работы команды
Решение — давайте работать быстрее!
Это не конкретное действие, а лозунг. Не надо так
Выделите на этот раздел 35-50% процентов всего времени ретро. Он самый важный для достижения результатов и требует повышенного внимания модератора встречи, так как здесь участники общаются голосом, а не самостоятельно заполняют тикеты
Благодарим участников встречи, проговариваем что нужно сделать и примерные даты следующего ретро.
В идеале можно собрать фидбэк о ретро у команды и попробовать провести его еще лучше в следующий раз
Все перечисленное применялось в проектах, связанных с разработкой, однако ретроспектива — это универсальный инструмент, актуальный в любых проектах
Тратьте время ретро с умом и приносите пользу своей команде
PS если статья получит положительный отклик — я подготовлю аналогичный материал про проведение демо спринта