Что такое рыночная структура

Рыночные структуры

Вы будете перенаправлены на Автор24

Сущность рыночных структур

Внутри рынка, как утверждают многие специалисты в области экономики и хозяйства, действует множество рыночных структур различного типа и направленности. Однако, есть ряд признаков, которые помогают упорядочить рыночные структуры, исходя из наличия у всех них общих параметров.

Рыночная структура позволяет определить и отразить все аспекты деятельность рыночной отрасли, например, определить, какое место занимает отрасль на рынке, сколько покупателей в этой отрасли, какое количество производителей действует, какую продукцию и какого качества производят, какова конкурентная обстановка и т.д.

Рыночные структуры – это совокупность качеств и признаков, которые характеризуют поведение предприятий на рынке.

Основными субъектами рынка и рыночных структур считаются производитель товара или услуги и потребитель этого товара или услуги. Без этих двух субъектов рынок теряет смысл. Между потребителем и производителем реализуется обмен. Обмен невозможен без объекта рынка.

Объектом рынка и рыночных структур признаются все товарные и денежные отношения внутри рынка, а точнее сами деньги и товар. Товар на рынке может быть любым: земля, производимая продукция предприятиями, различного рода услуги и т.д.

Рыночные структуры отличаются между собой, прежде всего, отраслями функционирования на рынке, а также потребителями внутри структуры, количеством фирм, которые работают и реализовывают свою продукцию внутри структуры, наличием конкурентом и их количеством, условиями для входа в отрасль (рыночную структуру), видами производимой продукции и т.д.

Рыночные структуры развиваются параллельно с рынком, отличаются они тем, что внутри каждой из них господствует свой тип и модель конкуренции. Надо отметить, что в рыночных отношениях не может быть монополии или не такое яркое ее проявление. Ввиду этого государство России издали законы о пресечении возникновения монополистических структур, которые затрудняют развитие рыночных структур.

Готовые работы на аналогичную тему

Развитие рыночных структур невозможно при монополистическом строе. Но, так или иначе, они образуются и мешают развиваться рынку и экономическим отношениям внутри него.

Значение конкуренции внутри рыночных структур

Все типы рыночных структур, так или иначе, построены на конкуренции внутри них, либо это совершенная конкуренция, либо это монополистическая конкуренция и т.п. Преимущественно это связано с тем, что рынок в последнее время в нашей стране и за рубежом основан на конкуренции и ее видах, поэтому и все взаимоотношения внутри него строятся именно на конкуренции.

Рыночные структуры и конкуренция – это два взаимосвязанных и неразрывных понятия.

Выделяют несколько типов конкуренции в рыночных структурах:

Невозможно существование рыночных структур без конкуренции внутри них, а вот вид и тип конкуренции в рыночных структурах различный.

Смысл конкуренции на рынке и на рыночных структурах – это достижения максимальных благ для клиента, а именно:

Качественные признаки рыночных структур

Говоря о рыночных структурах обязательно необходимо отметить те качественные признаки, которые и характеризуют ту или иную структуру рынка:

Способы измерения рыночных структур

Роль и значение рыночных структур высоко на современном этапе развития экономики, так как они сочетают в себе все возможные типы и модели экономических структур в реальной жизни и на реальных рынках. Реальные структуры разнообразны, и в них нет четкого преобладания одной или другой формы рыночных структур, так как в жизни они не идеальны и могут сочетать в одной структуре даже несколько видов структур.

Изучением, анализом и оценкой рыночных структур является экономическая теория. Экономическая теория на практике и в теории изучает рыночные структуры, пытается обосновать многообразные формы и типы реальных структур, оценить их с точки зрения экономической эффективности и т.п.

Показатели рыночных структур позволяют определить власть конкретной компании действующей на рынке в данный момент времени, ее влияние на рыночную обстановку или, наоборот, влияние рынка на деятельность фирмы или даже нескольких фирм.

Для этого в экономической теории используют прямые и косвенные показатели измерения власти, с помощью них можно технически рассчитать какая доля рынка приходится на компанию.

Таким образом, рыночные структуры внутри действующего рынка играют большое значение для дальнейшего развития рыночных отношений. Возможно, со временем, ученые экономисты смогут выделить еще несколько типов рыночных структур и определить их форму и характер отношений.

Получи деньги за свои студенческие работы

Курсовые, рефераты или другие работы

Автор этой статьи Дата последнего обновления статьи: 22 11 2021

Источник

Рыночные структуры

Что такое рыночная структура

Рыночная структура — это совокупность характерных черт рынка, включающая характеристики продукции, размеры и количество компаний, доступность информации, условия входа и выхода с определенного рынка, уровень контроля над ценой.

Под основными характеристиками продукции понимают ее дифференцированность или однообразность, идентичность. Размеры и количество компаний важны для определения формы соперничества: в одних случаях это конкуренция множества мелких фирм, а в других — нескольких крупных, занимающих большую часть рынка.

Ярким примером конкуренции множества небольших компаний может являться рынок канцтоваров. А соперничество нескольких гигантов наблюдается на автомобильном рынке.

Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут.

Доступность информации — равная осведомленность участников рынка о ценах на товары и стоимости всех видов ресурсов, задействованных в производстве.

Условия входа и выхода — это наличие или отсутствие барьеров для проникновения в отрасль.

Уровень контроля над ценой — это степень влияния каждого из производителей на стоимость определенного продукта.

Типы рыночных структур, какие бывают, характеристика с примерами

Учитывая характерные черты рынка, определяют 4 типа его структур:

Примером чистой монополии на российском рынке служит знаменитый «Норильский никель», ведущий добычу цветных и драгоценных металлов.

Регулирование рыночных структур

При несовершенной конкуренции экономическая система оказывается менее эффективной, чем при совершенной, обладающей явными преимуществами. Олигополия и чистая монополия тормозят развитие занятых сегментов, снижают скорость усовершенствования технологий.

Потребители монопольной продукции вынуждены мириться с низким качеством и необоснованным возрастанием цен. Кроме того, монополии в значительной степени подавляют классические рыночные механизмы саморегуляции.

Поэтому государство должно ограничивать власть монополий посредством своевременного регулирования их деятельности. К инструментам такого регулирования относятся:

В использовании государственными органами инструментов антимонопольного регулирования прослеживается зависимость от разновидностей строения монополии.

Если при завышении цен наблюдаются слияния горизонтального типа, то выбираются особо действенные инструменты, позволяющие навести порядок быстро и эффективно. В случае, если в основе произошедших соединений лежит вертикальная интеграция, власть реализует менее строгую политику.

Источник

Типы рыночных структур: совершенная конкуренция, монополистическая конкуренция, олигополия и монополия

Рыночная экономика — сложная и динамичная система, с множеством связей между продавцами, покупателями и другими участниками деловых отношений. Поэтому рынки по определению не могут быть однородными. Они различаются по целому ряду параметров: количество и размер фирм действующих на рынке, степень их влияния на цену, вид предлагаемых товаров и многое другое. Эти характеристики определяют типы рыночных структур или иначе рыночных моделей. Сегодня принято выделять четыре основных типа рыночных структур: чистая или совершенная конкуренция, монополистическая конкуренция, олигополия и чистая (абсолютная) монополия. Рассмотрим их более подробно.

Понятие и типы рыночных структур

Рыночная структура — комбинация характерных отраслевых признаков организации рынка.

Каждый тип рыночной структуры имеет ряд характерных для него признаков, которые влияют на то, как формируется уровень цен, как взаимодействуют продавцы на рынке и т. д. Кроме того, типы рыночных структур имеют различную степень конкуренции.

Ключевые характеристики типов рыночных структур:

Важнейшая характеристика типа рыночной структуры — уровень конкуренции, то есть возможность отдельно взятой фирмы-продавца повлиять на общую конъюнктуру рынка. Чем рынок более конкурентный, тем ниже такая возможность. Сама конкуренция может быть как ценовой (изменение цены), так и неценовой (изменение качества товара, дизайна, сервиса, реклама).

Можно выделить 4 основных типа рыночных структур или моделей рынка, которые представлены ниже в порядке убывания уровня конкуренции:

Таблица со сравнительным анализом основных типов рыночных структура показана ниже.

Совершенная (чистая, свободная) конкуренция

Рынок совершенной конкуренции (англ. «Perfect competition») — характеризуется наличием множества продавцов предлагающих однородный товар, при свободном ценообразовании.

То есть на рынке действует много фирм предлагающих однородную продукцию, и каждая фирма-продавец, сама по себе, не может повлиять на рыночную цену этой продукции.

На практике, да еще в масштабах всей национальной экономики, совершенная конкуренция встречается крайне редко. В XIX в. она была характерна для развитых стран, в наше же время к рынкам совершенной конкуренции можно отнести только (и то с оговоркой) сельскохозяйственные рынки, фондовые биржи или международный валютный рынок (Форекс). На таких рынках продается и покупается достаточно однородный товар (валюта, акции, облигации, зерно), и его продавцов очень много.

Особенности или условия совершенной конкуренции:

Монополистическая конкуренция

Рынок монополистической конкуренции (англ. «Monopolistic competition») — характеризуется большим количеством продавцов, предлагающих разнообразный (дифференцированный) товар.

В условиях монополистической конкуренции вход на рынок достаточной свободный, барьеры есть, но они относительно легко преодолимы. Например, чтобы войти на рынок фирме может потребоваться получить специальную лицензию, патент и т. д. Контроль фирм-продавцов над фирмами ограничен. Спрос на товары имеет высокую эластичность.

Примером монополистической конкуренции может служить рынок косметики. Например, если потребители предпочитают косметическую продукцию «Avon», то они готовы заплатить за нее больше, чем за аналогичную косметику других компаний. Но если разница в цене будет слишком большой, потребители все же перейдут на более дешевые аналоги, например фирмы «Oriflame».

К монополистической конкуренции можно отнести рынки пищевой и легкой промышленности, рынок лекарственных средств, одежды, обуви, парфюмерии. Товары на таких рынках дифференцированы — один и тот же товар (например, мультиварка) у разных продавцов (производителей) может иметь множество различий. Различия могут проявляться не только в качестве (надежность, дизайн, количество функций и пр.), но и в сервисе: наличие гарантийного ремонта, бесплатная доставка, техподдержка, рассрочка платежа.

Особенности или черты монополистической конкуренции:

Олигополия

Рынок олигополии (англ. «Oligopoly») — характеризуется наличием на рынке небольшого числа крупных продавцов, товар которых может быть как однородным, так и дифференцированным.

Вход на олигополистический рынок затруднителен, входные барьеры очень высоки. Контроль отдельных компаний над ценами ограниченный.

Примерами олигополии могут служить автомобильный рынок, рынки сотовой связи, бытовой техники, металлов.

Особенность олигополии в том, что решения компаний о ценах на товар и объемах его предложения взаимозависимы. Ситуация на рынке сильно зависит от того как реагируют компании при изменении цены на продукцию одним из участников рынка. Возможны два вида реакции:

Таким образом, для рынка олигополии характерна ломаная кривая спроса.

Особенности или условия олигополии:

Чистая (абсолютная) монополия

Рынок чистой монополии (англ. «Monopoly») — характеризуется наличием на рынке одного-единственного продавца уникального (не имеющей близких заменителей) товара.

Абсолютная или чистая монополия — полная противоположность совершенной конкуренции. Монополия — рынок одного продавца. Конкуренция отсутствует. Монополист обладает всей полнотой рыночной власти: устанавливает и контролирует цены, решает какой объем товара предлагать рынку. При монополии отрасль, по сути, представлена всего одной фирмой. Барьеры входа на рынок (как искусственные, так и естественные) практически непреодолимы.

Законодательство многих стран (в т. ч. России) борется с монополистической деятельностью и недобросовестной конкуренцией (сговор между фирмами в установлении цен, демпинг ).

Чистая монополия, особенно в масштабах всей страны, явление очень и очень редкое. Примерами могут служить небольшие населенные пункты (деревни, поселки, небольшие города), где лишь один магазин, один владелец общественного транспорта, одна железная дорога, один аэропорт. Или естественные монополии.

Особые разновидности или типы монополии:

Особенности или условия монополии:

© Копирование любых материалов статьи допустимо только при указании прямой индексируемой ссылки на источник: Галяутдинов Р.Р.

Источник

Раздел 1. Общие основы экономического развития

Цель данной темы – выяснить законы рыночной экономики, сущность и функции рынка.

Оглавление

1.6.1. Экономические законы рыночной экономики

Рыночная экономика, как уже было отмечено ранее, – это сложная специфическая система экономических связей в обществе по поводу производства, распределения, обмена и потребления благ и услуг в мире ограниченных ресурсов, имеющая в качестве своих основ частную собственность, мотив прибыльности и спонтанно функционирующая в результате действия объективных экономических законов.

Важнейшую роль в рыночной экономике играет закон стоимости. Его суть заключена в том, что в основе цены лежит стоимость, которая определяется общественно-необходимыми затратами. При этом механизм действия данного закона – постоянное отклонение цен от стоимости. В результате закон стоимости выполняет три важнейшие функции в экономике: 1) распределение капитала между отраcлями и видами производства; 2) стимулирование роста производительности труда, применения более совершенных технологий; 3) дифференциацию товаропроизводителей.

Закон стоимости выражает самые глубинные связи и зависимости в рыночной экономике. Конкретизируется он через целую группу экономических законов: закон спроса, закон связи спроса с ценами на другие товары, закон предложения, закон взаимной связи спроса и предложения и др.

Особую группу составляют законы денежного обращения. Важнейший из них – закон количества денег, необходимых для обращения:

где: М – количество необходимых для обращения денег;

PQ – сумма цен проданных товаров;

v – скорость оборота денежной единицы.

И, наконец, в рыночной экономике действуют общие экономические законы: закон роста производительности общественного труда, возрастания потребностей, закон экономии времени и др.

Все экономические законы взаимосвязаны и взаимозависимы и в этом своем взаимодействии образуют механизм функционирования экономики. Рыночный механизм представляет собой систему взаимосвязей, обеспечивающую равновесие цен, баланс произведенных и требуемых количеств продукции через движение спроса и предложения. Это механизм приспособления предложения к спросу, т. е. решения трех основных проблем экономики: ЧТО, КАК и ДЛЯ КОГО производить.

1.6.2. Преимущества и негативные стороны рыночной экономики

Преимущества рыночной экономики заключены в следующем (см. рис. 1).

Что такое рыночная структура. Смотреть фото Что такое рыночная структура. Смотреть картинку Что такое рыночная структура. Картинка про Что такое рыночная структура. Фото Что такое рыночная структура

Однако рыночная экономика имеет и негативные стороны (рис. 2). К числу важнейших из них относятся следующие.

Что такое рыночная структура. Смотреть фото Что такое рыночная структура. Смотреть картинку Что такое рыночная структура. Картинка про Что такое рыночная структура. Фото Что такое рыночная структура

Отсюда возникает социальная напряженность в обществе, возможность социальных конфликтов. Негативные стороны рыночной экономики порождают стремление создать регулируемую и социально-ориентированную рыночную экономику. Важнейшую роль при этом должно играть государство.

Регулируемая рыночная экономика характеризуется сочетанием рыночных (товарно-денежных) и плановых рычагов хозяйствования (см. рис. 3).

Сравнительная характеристика стихийного
и регулируемого капиталистического рынка

Что такое рыночная структура. Смотреть фото Что такое рыночная структура. Смотреть картинку Что такое рыночная структура. Картинка про Что такое рыночная структура. Фото Что такое рыночная структура

Источник: Бор М. З. История мировой экономики. – М.: Изд. «Дело и Сервис», 1998. – С. 87.

1.6.3. Рынок, его функции, структура, рыночные индикаторы

Рынок – это неотъемлемая важнейшая часть, «сердце» рыночной экономики. Если в командно-административной системе сигналы идут от государства, то в рыночной экономики – от рынка (см. рис. 4).

Что такое рыночная структура. Смотреть фото Что такое рыночная структура. Смотреть картинку Что такое рыночная структура. Картинка про Что такое рыночная структура. Фото Что такое рыночная структура

В условиях рыночной экономики рынок выполняет ряд следующих важнейших функций (см. рис. 5).

Что такое рыночная структура. Смотреть фото Что такое рыночная структура. Смотреть картинку Что такое рыночная структура. Картинка про Что такое рыночная структура. Фото Что такое рыночная структура

Схему функционирования рынка характеризует модель замкнутого потока деловой активности (см. рис. 6).

Что такое рыночная структура. Смотреть фото Что такое рыночная структура. Смотреть картинку Что такое рыночная структура. Картинка про Что такое рыночная структура. Фото Что такое рыночная структура

Субъекты рынка: домохозяйства и фирмы (основаны на частной собственности) и государство (государственная собственность).

Домохозяйство – «householder» – это экономическая единица в составе одного или нескольких лиц, которая является собственником какого-либо из факторов производства, самостоятельно принимает решения и стремится к максимальному удовлетворению своих потребностей.

Фирма – экономическая единица, которая использует факторы производства для изготовления и продажи продукции, самостоятельно принимает решения, стремится к максимуму прибыли.

Под государством понимаются правительственные учреждения, имеющие юридическую, политическую и экономическую власть для осуществления контроля над другими хозяйствующими субъектами и над рынком для достижения общественных целей.

Структура рынка многогранна. Обычно выделяют 3 основных вида:

Все виды рынка разделяются на субрынки или рыночные сегменты. Их классифицируют по различным признакам (см. рис. 7, 8).

Что такое рыночная структура. Смотреть фото Что такое рыночная структура. Смотреть картинку Что такое рыночная структура. Картинка про Что такое рыночная структура. Фото Что такое рыночная структура

Рынок товаров и услуг

Что такое рыночная структура. Смотреть фото Что такое рыночная структура. Смотреть картинку Что такое рыночная структура. Картинка про Что такое рыночная структура. Фото Что такое рыночная структура

Свою стабильность рынок обеспечивает через рыночные индикаторы. Они выступают элементами рынка как информационной системы.

Главный индикатор – цена. На основе цены потребитель формирует спрос, производитель – предложение.

Следующий индикатор – заработная плата. Она характеризует состояние рынка труда: какие профессии являются дефицитными, какие – избыточными.

Норма ссудного процента – дает информацию, что выгоднее: вкладывать деньги в производство или в ценные бумаги; тратить ли имеющиеся средства сегодня или сберегать.

Важным индикатором выступает валютный курс: цена валюты данной страны, выраженная в денежных единицах других стран.

Выводы

Вопросы для самопроверки

Литература

1. Экономическая теория: Учебник / Под общ. ред. акад. В. И. Видяпина, А. И. Добрынина, Г. П. Журавлевой, Л. С. Тарасевича. – Изд. испр. и доп. – М.: ИНФРА-М, 2005. – С. 57-83, 138-140.

2. Борисов Е. Ф. Экономическая теория: Учебник. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Юрайт-Издат, 2005. – С. 106-114.

3. Павлова И. П. Общая экономическая теория: Электронное учеб. пособие. – СПб.: РИЦ МБИ, 2006.

4. Павлова И. П. Общая экономическая теория. Опорный конспект: рабочая тетрадь. – СПб.: РИЦ МБИ, 2006.

5. Гукасьян Г. М. Экономическая теория: ключевые вопросы: Учеб. пособие / Под ред. А. И. Добрынина. – 3-е изд., доп. – М.: ИНФРА-М, 2005. – С. 50-56.

Источник

Организационная структура предприятия: виды и схемы

Что такое рыночная структура. Смотреть фото Что такое рыночная структура. Смотреть картинку Что такое рыночная структура. Картинка про Что такое рыночная структура. Фото Что такое рыночная структура

Организационная структура формируется в зависимости от целей деятельности предприятия и необходимых для этого подразделений. Именно подразделения осуществляют функции, которые составляют бизнес-процессы предприятия.

Что такое организационная структура предприятия?

Говоря об организационной структуре, мы имеем в виду концептуальную схему, вокруг которой организуется группа людей, основу, на которой держатся все функции. Организационная структура предприятия — это, по сути, руководство для пользования, которое объясняет, как организация выстроена и как она работает. Если говорить конкретнее, то организационная структура описывает, как в компании принимаются решения и кто является ее лидером.

Почему необходимо разрабатывать организационную структуру предприятия?

Элементы организационной структуры

Организационная структура любой организации будет зависеть от того, кто является ее участниками, какие задачи она решает и как далеко организация зашла в своем развитии.

Независимо от того, какую организационную структуру вы выбираете, три элемента всегда будут присутствовать в ней.

Конкретный человек или группа людей, которые принимают решения в организации.

Многие из этих правил могут быть заявлены явно, в то время как другие могут быть скрытыми, но при этом не менее обязательными для исполнения.

Распределение труда может быть формальным или неформальным, временным или постоянным, но в каждой организации непременно будет определенный тип распределения труда.

Традиционные организационные структуры

Эти структуры основаны на функциональном подразделении и отделах. Они характеризуются тем, что на верхнем уровне сосредоточены полномочия стратегических и оперативных задач.

Существует несколько типов традиционных структур.

Самая простая структура из всех существующих. Характеризуется наличием определенной цепи инстанций. Решения спускаются сверху вниз. Этот вид структуры подходит для маленьких организаций вроде небольших бухгалтерских фирм и адвокатских контор. Линейная структура позволяет легко принимать решения.

Что такое рыночная структура. Смотреть фото Что такое рыночная структура. Смотреть картинку Что такое рыночная структура. Картинка про Что такое рыночная структура. Фото Что такое рыночная структура

Линейно-штабная организация

Такая структура характеризуется наличием линейных руководителей и подразделений, которые по факту не имеют права принятия решений. Главная их задача — оказывать помощь линейному менеджеру в выполнении отдельных функций управления. Процесс принятия решений в такой структуре медленнее.

Что такое рыночная структура. Смотреть фото Что такое рыночная структура. Смотреть картинку Что такое рыночная структура. Картинка про Что такое рыночная структура. Фото Что такое рыночная структура

Функциональная структура

Этот вид организационной структуры классифицирует людей согласно функции, которую они выполняют в профессиональной жизни.

Что такое рыночная структура. Смотреть фото Что такое рыночная структура. Смотреть картинку Что такое рыночная структура. Картинка про Что такое рыночная структура. Фото Что такое рыночная структура

Дивизиональная структура

Сюда относятся виды структур, которые основаны на различных подразделениях в организации. Они группируют сотрудников на основе продуктов, рынков и географического положения.

Такая структура основана на организации сотрудников и работы вокруг различных продуктов. Если компания производит три различных продукта, то у нее будут три различных подразделения для этих продуктов. Этот тип структуры лучше всего подходит для розничных магазинов с множеством продуктов.

Что такое рыночная структура. Смотреть фото Что такое рыночная структура. Смотреть картинку Что такое рыночная структура. Картинка про Что такое рыночная структура. Фото Что такое рыночная структура

Рыночная структура

Сотрудники группируются исходя из того, на каком рынке работает компания. У компании может быть пять различных рынков, согласно этой структуре каждый из них будет отдельным подразделением.

У крупных организаций есть офисы в различных местах. Организационная структура в этом случае следует за зональной структурой.

Матричная структура

Это комбинация продуктовой и функциональной структур. Она объединяет преимущества обеих структур для большей эффективности. Эта структура самая сложная из существующих. Отличительная особенность матричной структуры — подчинение сотрудников двум или более руководителям одного уровня.

Что такое рыночная структура. Смотреть фото Что такое рыночная структура. Смотреть картинку Что такое рыночная структура. Картинка про Что такое рыночная структура. Фото Что такое рыночная структура

Существует функциональная матрица. В этом типе матричной структуры менеджеры по проекту следят за функциональными аспектами проекта. Однако они обладают очень ограниченной властью, фактически управляет ресурсами и проектом руководитель функционального подразделения.

Есть еще проектная матрица, когда прежде всего ответственен за работу менеджер по проекту, в то время как руководитель функционального подразделения может давать методические консультации и распределять ресурсы.

Не пропустите новые публикации

Подпишитесь на рассылку, и мы поможем вам разобраться в требованиях законодательства, подскажем, что делать в спорных ситуациях, и научим больше зарабатывать.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *