Что такое самооценка 6 класс определение
Значение слова «самооценка»
Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
В качестве основного критерия оценивания выступает система смыслов и не смыслов индивида.
Регуляторная, на основе которой происходит решение задач личностного выбора.
Защитная, обеспечивающая относительную стабильность и независимость личности.
Функция развития. Самооценка является толчком к развитию личности.
Значительную роль в формировании самооценки играют оценки окружающих личности и достижений индивида. В теории, самооценка — это оценивание человеком самого себя.
Самосознание — не только познание себя, но и известное отношение к себе: к своим качествам и состояниям, возможностям, физическим и духовным силам, то есть самооценка. Человек как личность — самооценивающее существо. Люди могут оценивать себя, свои поступки и действия. Без самооценки трудно и даже невозможно самоопределиться в жизни. Верная самооценка предполагает критическое отношение к себе, постоянное примеривание своих возможностей к предъявляемым жизнью требованиям, умение самостоятельно ставить перед собой осуществимые цели, строго оценивать течение своей мысли и её результаты, подвергать тщательной проверке выдвигаемые догадки, вдумчиво взвешивать все доводы «за» и «против», отказываться от неоправдавшихся гипотез и версий. Верная самооценка поддерживает достоинство человека и дает ему нравственное удовлетворение и не только. Адекватное или неадекватное отношение к себе ведет либо к гармоничности духа, обеспечивающей разумную уверенность в себе, либо к постоянному конфликту, порой доводящему человека до невротического состояния. Самооценка обычно заключается в проекты и т.д.
САМООЦЕ’НКА, и, ж. (книжн.). Оценка самого себя, рассмотрение своих собственных достоинств и недостатков. Трудовая, бойкая жизнь сильно приподняла ее самооценку. М. Горький. Мертвые люди, потерявшие всякое уважение к себе, лишенные способности к самооценке. М. Горький.
Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
самооце́нка
1. оценка человеком самого себя, своих качеств и места среди других людей ◆ Если бы для достижения жизненных целей было достаточно полагаться на то, что ты знаешь и умеешь делать, самооценка была бы пропорциональна собственным способностям, т.е. собственной полезной ценности; но поскольку успех зависит, по большей части, от того, как ты умеешь продать свою личность, то ты воспринимаешь себя как товар, или, вернее, и как продавца, и как товар одновременно. Э.Фромм, «Человек для себя. Исследование психологических проблем этики» / перевод Л.А. Чернышевой, 1964 г.
Делаем Карту слов лучше вместе
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: телеком — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
В течение жизни человек регулярно получает оценку своей личности со стороны окружающих людей. Обсуждению подлежат и внешность, и слова, и поступки. При этом мы и сами имеем о себе мнение, в соответствии с которым действуем в социуме.
Что такое самооценка
Самовосприятие неразрывно связано со степенью любви к себе. Чем сильнее человек любит себя, тем адекватнее и выше его самооценка.
Самооценка личности является очень значимым показателем и оказывает влияние на то, как сложится жизнь человека. Уверенность в своих достоинствах, вера в собственные силы позволяет добиваться успеха. И напротив, уничижение, чувства вины и стыда, неоправданная стеснительность мешают проявляться внутренним потребностям и реализовывать их. Базовая самооценка формируется в самом детстве, но это та категория, которая может изменяться со временем и подлежит коррекции.
Виды самооценки личности в психологии
В психологии выделяют три вида самооценки. Классификация проводится на основе степени соответствия самомнения человека объективным данным. Чем реальнее личность оценивает себя, тем удачнее складываются взаимоотношения с людьми и выше успехи во всех сферах жизни.
Адекватная самооценка
При данном виде восприятия себя оценка человека совпадает с реальной действительностью. Человек трезво осознает свои сильные и слабые стороны, знает возможности и потребности, определяет внутренний потенциал.
Такая личность способна к самокритике и работе над ошибками. Недостатки устраняются, а сильные характеристики культивируются.
Неадекватная самооценка
Искаженная самооценка предполагает, что мнение человека о себе далеко от объективного. Радикальное самовосприятие может быть завышенным или заниженным, когда человек либо не принимает себя совсем, либо полагает, что обладает теми качествами, которые ему на самом деле не присущи. Неадекватная самооценка мешает коммуникациям и профессиональным достижениям.
Смешанная самооценка
В данном случае человек в разные периоды жизни относится к себе по-разному, то проявляет больше уверенности, то становится слабым и закомплексованным.
О смешанном виде также можно говорить, если мы реально смотрим на себя в части одних качеств, и неадекватно в отношении других характеристик. К примеру, мы уверенно реализуемся в профессии, а в личной жизни считаем себя недостойными подходящего партнера.
Уровень самооценки
Уровень самооценки зависит от степени любви человека к себе и сравнения с другими людьми.
Заниженная
Человек с заниженной самооценкой относится к себе без особой теплоты, он не удовлетворен тем, как складывается его жизнь.
Во внешних проявлениях у такого индивида выражены:
При этом объективные данные у человека хорошие, потенциал есть, но из-за страха совершить ошибку они часто не реализуются.
Низкая
Самый нежелательный уровень оценки собственной личности, не позволяющий выстроить успешные отношения и добиваться результатов.
Человека с низкой самооценкой выдают следующие проявления:
При низкой самооценке всегда присутствует «комплекс самозванца». Если человек добился успеха, что-то хорошо сделал, он будет говорить, что это случайность и его заслуги в этом нет никакой.
Нормальная
Иметь нормальную самооценку личности – большая удача для человека! Люди полностью осознают свои плюсы и минусы, принимают как данность свои достоинства и грехи, последние стараются исправить. Человек себя уважает и любит.
Во внешних проявлениях такое самовосприятие выражается следующим образом:
Нормально оценивающая себя личность живет легко, спокойно, гармонично, у нее много друзей, есть все возможности для успешной личной жизни. Мала вероятность появления психических и психосоматических заболеваний. Чувством вины человек себя не грызет, ошибки осознает, исправляет и идет дальше.
Высокая, завышенная
Суть высокой и завышенной самооценок одна – искаженное представление о себе в сторону восхваления достоинств и игнорирования недостатков. Завышенное самовосприятие для человека лучше, чем заниженное, поскольку позволяет двигаться вперед. Но близких друзей у таких людей немного, часто они остаются в одиночестве.
Характеристики человека с завышенной самооценкой:
Такому человеку не интересны люди, в принципе. Он часто похваляется, говорит о своих успехах, считает себя недооцененным. Индивид полагает, что весь мир должен крутиться вокруг него, он не просит, а приказывает.
Функции самооценки
Описание и содержание функций самооценки личности, как базового понятия в психологии приведены в таблице.
Функции | Описание |
---|---|
Стимулирующая | Мотивирует человека на поступки, которые могут повысить самооценку. |
Пост прогнозная | Блокирует поступки, которые могут сказаться на самооценке. |
Регулирующая | Обеспечивает принятие личностью задач и выбора решений. |
Эмоциональная | Позволяет человеку удовлетворять потребности и получать удовольствие от жизни. |
Защитная | Формирует стабильность личности. |
Контролирующая | Обеспечивает самоконтроль в ходе выполнения человеком задач, осуществления действий. |
Развивающая | Мотивирует к саморазвитию, совершенствованию. |
Что влияет на формирование самооценки
Самооценка закладывается у человека с раннего детства.
Соответственно, высказывания в духе: «Тебя не спрашивают», «Много ты понимаешь», «Ну вот, как всегда, ты безрукий» на долгие годы закладывают у человека установку о том, что он «плохой», ни на что не годный, глупый, неумеха и т.д.
Самооценка может упасть уже в зрелом возрасте. К примеру, человек старается построить карьеру, много работает, повышает квалификацию, а служебного роста не происходит. Личность начинает сомневаться в своих способностях. Если самооценка изначально была нормальная, причина неудачи будет найдена. Невысокая самооценка может упасть еще ниже.
Способы коррекции самооценки
Повышать самооценку нужно обязательно. Учиться любить себя, принимать со всеми недостатками никогда не поздно. Это та характеристика, которая при усердных целенаправленных занятиях хорошо поддается коррекции.
Желательно заниматься саморазвитием, получать новые знания, навыки и впечатления. Чем сильнее прокачан интеллект и шире кругозор, тем больше человек уверен в себе. Кроме того, он становится интересным собеседником и люди это замечают, тянутся к нему, начинают говорить комплименты.
Кстати, о комплиментах. Научитесь принимать их с видом английской королевы. Не нужно оправдываться на фразу «Как ты хорошо выглядишь!», лучше ответьте: «Что есть, то есть!».
Злоупотреблять оправданиям не стоит никогда. Человек с хорошей самооценкой уверен в себе, поэтому он отвечает за все свои действия и извиняться у него необходимости нет.
Учитесь создавать себе хорошее настроение, улыбаться и хвалить себя по любому поводу. Встала с дивана, чтобы помыть пол? «Какая же я молодец!». Но если не встали, то ругать себя не нужно. Скажите: «Пусть мои шикарные ножки немного отдохнут».
Прощайте себя за ошибки, их совершают все. От чувства вины нужно избавляться, это агрессия, направленная против себя.
Изучение самооценки учащихся
Самооценка — это оценка личностью себя, своих возможностей, качеств и места среди других людей.
Она во многом определяет отношения с окружающими, критичность, требовательность к себе, отношение к успехам и неудачам. От самооценки зависит активность человека и стремление к самосовершенствованию. Она развивается путем постепенной интериоризации внешних оценок, выражающих общие требования, в требования человека к самому себе.
Самооценка человека зависит от множества факторов. Психологи, однако, пользуются формулой:
Повысить самооценку можно либо максимизируя успех, либо минимизируя неудачи. Расхождение между притязаниями и реальным поведением человека ведет к искажениям самооценки. Чем выше притязания, тем большими должны быть успехи, чтобы человек чувствовал себя удовлетворенным.
Обнаруживается уровень самооценки не только в том, как человек говорит, а и в том, как он поступает.
Заниженная самооценка проявляется в повышенной тревожности, постоянной боязни отрицательного мнения о себе, повышенной ранимости, побуждающей человека сокращать контакты с другими людьми. Заниженная самооценка разрушает у человека надежды на хорошее отношение к нему и успехи, а реальные свои успехи и положительную оценку окружающих он воспринимает как временные и случайные. Для человека с заниженной самооценкой многие проблемы кажутся неразрешимыми, эти люди очень ранимы, их настроение подвергнуто частым колебаниям, они острее реагируют на критику, смех, порицания. Они более зависимы.
Недооценка своей полезности уменьшает социальную активность, понижает инициативу, такие люди в своей работе избегают соревнования, поскольку, поставив себе цель, они не надеются на успех.
Достаточно высокая самооценка проявляется в том, что человек руководствуется своими принципами, независимо от мнения окружающих на их счет. Если самооценка не слишком завышена, то она может положительно влиять на самочувствие, так как порождает устойчивость к критике. Человек в этом случае знает себе цену, мнение окружающих не имеет для него абсолютного, решающего значения.
При завышенной самооценке человек уверенно берется за работу, превышающую реальные возможности.
Верная самооценка поддерживает достоинство человека и дает ему нравственное удовлетворение.
По мере формирования и укрепления самооценки возрастает способность к утверждению и отстаиванию своей жизненной позиции.
От того, как сложатся взаимоотношения ребенка с родителями, какое место займет он в этих взаимоотношениях, зависит его отношение к себе.
Неоправданно частое подчеркивание родителями реальных и мнимых достоинств ребенка приводит к тому, что у него формируется завышенный уровень притязаний. В то же время недоверие родителей к возможностям ребенка, категорическое подавление детского негативизма может привести к возникновению у ребенка ощущения своей слабости, неполноценности. Для развития положительной самооценки важно, чтобы ребенок был окружен постоянной любовью вне зависимости от того, каков он в данный момент.
Постоянное проявление родительской любви вызывает у ребенка ощущение собственной ценности, но при этом не предполагается, что родители перестанут давать беспристрастную оценку его поступкам. Негативные высказывания родителей о своих детях укрепляются в их сознании и трансформируют самооценку.
У младших школьников самооценка основывается на мнении и оценке окружающих и усваивается в готовом виде, без критического анализа. Эти внешние влияния очень существенны вплоть до подросткового возраста.
Для определения самооценки младших школьников можно использовать методики “Лесенка”, “Какой Я?”.
Рисуем на листе бумаги лестницу из 10 ступенек.
Показываем ребенку лесенку и говорим, что на самой нижней ступеньке стоят самые плохие мальчики и девочки.
На какую ступеньку поставил бы ты себя? (Нарисуй себя на этой ступенечке. Можно нарисовать 0, если ребенку трудно нарисовать человечка).
Методика “Какой Я?” предназначена для определения самооценки ребенка 6-9 лет. Экспериментатор, пользуясь представленным далее протоколом, спрашивает у ребенка, как он сам себя воспринимает и оценивает по десяти различным положительным качествам личности. Оценки, предлагаемые ребенком самому себе, предоставляются экспериментатором в соответствующих колонках протокола, а затем переводятся в баллы. Оценка результатов
Ответы типа “да” оцениваются в 1 балл, ответы типа “нет” оцениваются в 0 баллов, ответы типа “не знаю” или “иногда” оцениваются в 0,5 балла. Уровень самооценки определяется по общей сумме баллов, набранной ребенком по всем качествам личности.
Выводы об уровне развития самооценки:
Протокол методики “Какой я”
Оценки по вербальной шкале
8
Согласно возрастной норме, самооценка дошкольника высокая. Следует отметить, что ответы ребенка на некоторые вопросы (например, послушный, честный) могут свидетельствовать об адекватности самооценки. Так, например, если наряду с ответами “да” на все вопросы ребенок утверждает, что он “послушный всегда”, “честный всегда”, можно предположить, что он не всегда достаточно критичен к себе. Адекватность самооценки можно проверить, сравнив ответ ребенка по данной шкале с ответами родителя о ребенке по тем же личностным качествам.
Для учащихся 5-7 классов можно предложить следующие методики для определения самооценки
Подсчитайте количество “да” (+).
Изучение общей самооценки
Для учащихся 10-11 классов можно рекомендовать
Шкала самооценки личности
Данная шкала, разработанная A.M. Пригожиным, представляет собой вариант известной методики Дембо-Рубинштейн, отличающийся от общепринятых, прежде всего введением дополнительного параметра уровня притязаний. Введен также ряд дополнительных параметров для обработки. Методика нормирована на выборках учащихся VII-Х классов.
Описание задания. Каждому школьнику предлагается бланк методики, содержащей инструкцию и задание.
2) умственные способности,
4) авторитет у сверстников,
5) умение многое делать своими руками, умелые руки,
7) уверенность в себе.
На каждой линии написано, что она обозначает.
На каждой линии черточкой (-) отметьте, как Вы оцениваете развитие у себя этого качества, стороны личности в настоящий момент. После этого крестиком (X) отметьте, при каком уровне развития этих качеств, сторон Вы были бы удовлетворены собой и почувствовали гордость за себя.
Вертикальная линия условно обозначает развитие определенного качества, стороны человеческой личности от низшего уровня (нижняя точка) до наивысшего (верхняя точка).
Целесообразно наблюдать, как разные школьники выполняют задание: сильное возбуждение, демонстративные высказывания о том, что работа “глупая”, “я это не способен”, отказ выполнять задание, стремление задать экспериментатору дополнительные вопросы, привлечь его внимание к своей работе, а также очень быстрое или очень медленное выполнение (с разницей не менее 5 мин.). Все это служит полезной дополнительной информацией при интерпретации результатов.
Обработке подлежат ответы на шести линиях (шкалах). Шкала “здоровье” рассматривается как тренировочная и не учитывается или, в случае необходимости, анализируется отдельно. Как уже отмечалось, размеры каждой линии равны 100 мм, в соответствии с этим ответы испытуемых получают количественную характеристику, для удобства выражаемую в баллах (например, 54 мм = 54 балла). Обработка включает следующие этапы:
По каждой из шести шкал (“ум”, “способности”, “характер”, “авторитет у сверстников”, “умелые руки”, “внешность”, “уверенность в себе”) определяются:
Записывается значение каждого из трех показателей (уровень притязаний, самооценки и величины расхождения между ними) в баллах по каждой шкале.
Определяется средняя мера каждого из показателей у школьника. Ее характеризует медиана каждого из показателей по всем шести шкалам.
Определяется степень дифференцированности уровня притязаний и самооценки. Их получают, соединяя на бланке испытуемого все значки “X” (для определения дифференцированности самооценки). Получаемые профили наглядно демонстрируют различия в оценке школьником разных сторон своей личности. В тех случаях, когда необходима количественная характеристика дифференцированности (например, при сопоставлении результатов школьника с результатами всего класса), можно использовать разность между максимальным и минимальным значениями. Последнее, однако, не является достаточно точным, и для анализа результатов конкретного школьника лучше пользоваться первым вариантом.
Особое внимание обращается на такие случаи, когда притязания оказываются ниже самооценки, некоторые шкалы пропускаются или заполняются не полностью (указывается только самооценкам или только уровень притязаний), ответы выходят за пределы шкалы (знак ставится выше верхней точки или ниже), используются знаки, не предусмотренные инструкцией, ответы комментируются и т.п.
“Как у тебя с самооценкой?”
Подсчитать сумму баллов.
Самосознание и самооценка
Урок 5. Обществознание 6 класс ФГОС
В данный момент вы не можете посмотреть или раздать видеоурок ученикам
Чтобы получить доступ к этому и другим видеоурокам комплекта, вам нужно добавить его в личный кабинет, приобрев в каталоге.
Получите невероятные возможности
Конспект урока «Самосознание и самооценка»
Познание окружающего мира, стремление понять и узнать самого себя приводит к развитию самосознания. Под этим термином принято понимать сознание, которое направлено на самого себя.
Самосознание состоит из осознания и оценки человеком:
· своих сильных и слабых сторон;
· взаимоотношений с окружающими его людьми;
· своих моральных и физических качеств;
· практических умений и навыков.
Ещё древние греки на стене храма Аполлона в Дельфах, где пророчествовала Пифия, жрица-прорицательница, сделали надпись: «Познай самого себя».
Важной стороной самосознания является самооценка, то есть оценка человеком самого себя, своих возможностей, качеств и места среди других людей.
Согласитесь, что вы не только замечаете действия и оценки других людей по отношению к вам, но и стараетесь их анализировать: к какому совету стоит прислушаться, а к какому нет, с чем согласиться, а против чего возразить.
Вы самостоятельно можете оценить свои физические качества, умения, поступки и моральные качества.
Но почему же необходимо себя оценивать? Может быть, это не так уж и важно и без этого можно обойтись?
Конечно же, нельзя. Оценивать себя необходимо хотя бы из-за того, что объективное отношение к своим неудачам и успехам, к осуждению и поощрению позволяет понимать, что впереди у каждого из нас большой жизненный путь и всё можно исправить, ощутить собственный рост, развитие, понять перемены в себе.
Но что же нужно знать для правильной самооценки?
Прежде всего необходимо знать свои положительные и отрицательные качества, и, конечно же, стараться развивать первые и избавляться от вторых. Необходимо научиться видеть и оценивать себя, сравнивая не только с другими людьми, но и с самим собой.
«Ну это просто, – скажете вы, – что тут сложного?» И, конечно же, легко назовёте не менее десяти присущих вам положительных качеств, ну и, может быть, пару-тройку отрицательных. Не так ли? Но так ли это всё на самом деле?
Поэтому современные психологи выделяют у человека три уровня самооценки: завышенную, нормальную и заниженную.
На самооценку могут оказывать влияние внешность, психическое здоровье, социальный или экономический статус, а также отношение к человеку окружающих.
Кстати, большинство людей думает, что с их самооценкой всё нормально, и ничего не стоит менять, но это далеко не так.
…….. и от тебя, Лиса, уйду!
Завышенная самооценка, как правило, может привести к очень негативным последствиям. Возьмём для примера хорошо знакомого вам Колобка. Этот сказочный герой сбежал и от бабушки, и от дедушки, и от разных зверей (зайца, волка и медведя), но был съеден лисой, в том числе из-за своей завышенной самооценки и самоуверенности.
Как говорил английский философ Фрэнсис Бэкон: «Самоуверенность – повелительница глупцов и баловство для умных людей».
Как правило, человек с завышенной самооценкой:
· всегда уверен в собственной правоте;
· пытается оставить в споре последнее слово за собой;
· не признаёт чужого мнения;
· в случае неудачи винит не себя, а окружающих;
· никогда не просит прощения и не извиняется;
· постоянно пытается быть лучше других, выставляя это напоказ;
· в любых спорах постоянно употребляет местоимение «Я»;
· враждебно воспринимает любую критику в свой адрес;
· эгоистичен, ставит свои интересы и увлечения превыше других;
· любые его просьбы, как правило, напоминают приказы и так далее.
Ну и как теперь обстоит дело с вашим списком положительных и отрицательных качеств?
Для того, чтобы иметь нормальную самооценку, прежде всего необходимо осознавать свои действия и поступки. Тем более, что критическое отношение к себе – дело хорошее.
Кстати, многие знаменитые люди достаточно самокритично относились к самим себе и постоянно стремились достичь большего.
Например, русский писатель Лев Толстой писал в своём дневнике: «В моём возрасте Паганини уже был известен во всей Европе, а Пушкин писал прекрасные стихи».
При этом главное не переусердствовать с самокритикой, так как это может привести к занижению самооценки.
Человеку с заниженной самооценкой свойственны:
· чрезмерная самокритика и неудовлетворённость;
· обида на критику в свой адрес;
· нерешительность и боязнь допустить ошибку;
· желание угодить, чтобы не обидеть человека;
· постоянное чувство вины;
· пессимизм и негативное отношение к окружающему миру;
· отношение к временным неудачам, как к постоянным.
Познавая самого себя и оценивая свои возможности, необходимо придерживаться целого ряда правил, таких как:
· верить в себя и не думать о неудачах;
· забыть такие слова как: «я не могу», «я не умею», «у меня не получится», «я с этим не справлюсь»;
· правильно оценивать свои силы и использовать их для достижения поставленных целей;
· анализировать свои поступки, понимать причины того или иного поведения;
· признавать свои неудачи и промахи;
· избегать излишней неуверенности в себе.
По мнению психологов, развить данные качества помогает самовнушение, то есть внушение чего-либо самому себе.
Например, во многих странах мира известны упражнения с чётками на самовнушение как попытка дать самому себе нужные команды.
Каждая бусинка соответствует определённой установке: «Я с каждым днём лучше владею собой», «У меня всё получится», «Я докажу, что многое умею», «Я могу не раздражаться и быть спокойным в общении» и так далее. Перебирая каждую бусинку, надо мысленно отдавать себе такие команды. По мнению психологов, постепенно можно заметить, как положительно влияет проговаривание фраз на поведение и состояние неуверенного в себе человека, главное – не делать данные упражнения «на ходу», в это время надо быть сосредоточенным и спокойным.
Убедиться в результативности самовнушения вам поможет следующий интересный факт.
В начале двадцатого века французский психолог и фармацевт Эмиль Куэ применил метод самовнушения при лечении больных. Вместо лекарств он стал рекомендовать своим пациентам самовнушение. По утрам и вечерам они произносили: «С каждым днём я чувствую себя всё лучше и лучше». Метод оказался очень действенным, особенно для тех людей, которые в него верили.
Эмиль Куэ утверждал, что каждый, внушающий себе: «Я достигну!», обязательно достигнет поставленной перед собой цели.
- Что такое самоотношение в психологии
- Что такое самооценка 6 класс