Что такое сетевой проект в читательской грамотности

Школьный проект «Читающая школа»

Что такое сетевой проект в читательской грамотности. Смотреть фото Что такое сетевой проект в читательской грамотности. Смотреть картинку Что такое сетевой проект в читательской грамотности. Картинка про Что такое сетевой проект в читательской грамотности. Фото Что такое сетевой проект в читательской грамотности

Актуальность проекта

29 мая 2017 г. вышел указ Президента России № 240 «Об объявлении в Российской Федерации Десятилетия детства», а 3 июня 2017 г. Правительством Российской Федерации утверждена Концепция программы поддержки детского и юношеского чтения в Российской Федерации. Целью этих важных документов является создание в России активной среды для творческого развития детей, для создания ЧИТАЮЩЕГО ДЕТСТВА.

Проект «Читающая школа» направлен на решение главной проблемы современного кризиса детского чтения – слабой читательской среды: ребёнок растет в окружении нечитающих взрослых и в отсутствии качественных фондов детской литературы в домашних и школьных библиотеках. Поэтому решение проблемы лежит в совокупных, совместных усилиях семьи и школы.

Культура чтения современного школьника заявлена среди ключевых образовательных результатов на всех этапах обучения. Одним из достижений ФГОС является понимание необходимости целенаправленного читательского развития всех субъектов образовательного процесса и включение в основную образовательную программу школы раздела, связанного с реализацией междисциплинарной программы «Основы смыслового чтения и работа с текстом». Однако анализ существующей педагогической практики свидетельствует о том, что отсутствие институционального статуса данной программы стало препятствием к ее системной реализации, особенно это касается основной школы (5 – 9 классы). Образовательная стратегия проекта «Читающая школа» предлагает инструментальный механизм, позволяющий активизировать ресурсы современной школы для решения общенациональной задачи – воспитание вдумчивых и увлеченных читателей.

В настоящее время в России термин «информационная культура» является наиболее емким интегративным понятием в сфере информационной подготовки граждан к жизни в информационном обществе, он включает в свой состав медийно-информационную грамотность, дополняя ее такими компонентами, как информационное мировоззрение и мотивация личности, а самое главное, вписывая информационную подготовку человека в мир культуры, противодействуя конфронтации двух культур: культуры традиционной, библиотечной, книжной и культуры новой, электронной, экранной. Это особенно актуально в контексте темы «Цифровая школа».

Особое значение при формировании информационной культуры школьников отводится чтению. Именно чтение является основой работы с любым видом информации: устной и письменной, традиционной книжной и новой электронной. Чтение – это сложный интеллектуальный процесс без которого невозможно обучение в течение всей жизни. Чтение – важнейший фактор формирования и развития личности. Без серьезного чтения мощь современной компьютерной техники оборачивается для человека не столько благом, сколько угрозами и рисками, опасностью манипулирования сознанием людей.

Цель проекта: повышение уровня читательской культуры школьников и роста их читательской активности

Задачи проекта:

Содержательное наполнение проекта будет обеспечено технологиями развития коммуникативных компетенций, интеллектуального мышления учащихся, введением в практику массовой проектно-исследовательской, творческой деятельности и межпредметной интеграции, приёмов и техник формирования смыслового чтения и работы с текстом, использования возможностей внеурочной деятельности, создание привлекательной и развивающей среды, направленной на работу с информацией различных источников.

Проблемы, на решение которых направлен проект:

перспективы в деятельности педагогического коллектива в рамках реализации мероприятий инновационного проекта, в том числе и государственной программы «Развитие образования и науки» до 2020 года и на плановый период до 2025 года Челябинской области:

Содержание проекта

Школа располагает достаточным количеством современного оборудования, позволяющего реализовать практико-ориентированный, проектный и исследовательский подход к обучению и развитию детей и подростков на всех уровнях образования, организовать индивидуальную и групповую проектную, исследовательскую и творческую работу.

Наличие действующей библиотеки позволяет организовать дополнительное образование по развитию коммуникативных компетенций обучающихся, что позволит им взаимодействовать с другими членами общества и быть успешными в любой социальной среде; обеспечивает возможность реализации индивидуальных проектно-исследовательских маршрутов учащихся и работу временных исследовательских и творческих коллективов.

Педагогический коллектив использует технологии расширения образовательного пространства урока (использование объектов культуры), технологии бинарного и интегрированного обучения, технологии сотрудничества, развития критического мышления, чтение и письмо, приёмы и техники по формированию смыслового чтения и работе с текстом, ИКТ-технологии в деятельности всех субъектов образовательного процесса при работе с информацией.

Комплекс мероприятий на уровне целевых групп, на которые направлен проект:

На уровне обучающихся:

На уровне педагогов:

На уровне родительской общественности:

Комплексный подход обусловлен активизацией 5 основных составляющих направлений организации образовательного процесса:

Комплекс мероприятий по основным направлениям проекта «Читающая школа»

1 направление – «Чтение через все предметы»

4 направление – «Традиции современного семейного чтения»

Предполагаемые результаты проекта

1. Образовательный процесс:

2. Взаимодействие с социумом:

3. Жизненное пространство школы:

4. Профессионализм коллектива:

Заключение

Данный проект несет весьма большое социальное значение. Проблема отказа от чтения на сегодняшний день является весьма актуальной. Мы провели исследование в виде анкетирования среди учащихся школы и пришли к выводу, что не только у современной молодежи нет интереса на чтение художественной литературы, но и у их родителей. Основными предметами чтения является периодическая печать и блоги в интернете. Но ведь это не одно и то же, что чтение книг художественной литературы. Если продолжать в том же направлении, общество со временем деградирует. Мы перестанем красиво говорить и писать, будем по-другому мыслить и перестанем рассуждать, ведь выразить мысль нечитающий человек не сможет, его словарный запас будет ограничен и беден. Страшно даже подумать, что станет с человечеством, если оно перестанет читать книги. Необходимо привлекать внимание общественности к данной проблеме. Этому и способствует реализация нашего проекта «Читающая школа».

Анкетирование учащихся

Анкета для родителей «Традиции семейного чтения»

Ваши ответы помогут в педагогической Рекомендации по организации семейного чтения

Реализация совместных мини-проектов

Календарный план реализации проекта (этапы):

Источник

Сетевые проекты как инновационная форма продвижения книги и чтения в школьной библиотеке

«Чтение есть создание собственных мыслей
при помощи мыслей других людей»
Н.Рубакин

Падение престижа чтения сегодня — общемировая тенденция и характеризуется отсутствием у детей и их родителей интереса к книге. «Снижение читательской активности современных подростков принято считать влиянием Интернета. Использование информационно-коммуникационных технологий практически заменило время общения с книгой. Поэтому условием успешной деятельности библиотек в продвижении чтения является сосуществование и взаимодействие с новейшими технологиями, правильное понимание своего места и роли в современном информационном пространстве» [4]. Соответственно, сегодня перед школьными библиотеками стоит проблема поиска новых технологий и инструментов, создающих условия для активного включения детей в процессы интенсивного, творческого чтения, критического осмысления прочитанного, его анализа и оценки, использования полученных сведений для решения различных учебных и внеурочных проблем. На решение названных задач нацеливают и документы, принятые в РФ, в том числе Национальная программа поддержки и развития чтения в России на 2007-2020 гг., утвержденная Федеральным агентством по печати и массовым коммуникациям и Российским книжным союзом [1].

«При этом миссия библиотеки – привлечение к чтению – не меняется, а обретает новую форму и содержание, получает новый потенциал. Новейшие информационные технологии способны развить не только доступ к чтению, но и мотивацию к нему, делают библиотеку более привлекательной для так называемого «цифрового поколения», и позволяют библиотекарям организовать увлекательную современную читательскую деятельность, активно вторгаясь в интернет-пространство, помогая детям ориентироваться в литературном потоке, оставляя при этом чтение на первом месте [4].

Наиболее перспективных направлений работы со школьниками является использование сетевых интерактивных технологий, таких как вики, блоги, форумы для поощрения чтения и продвижения литературы и ресурсов. Использование сервисов Веб 2.0-блог позволит продвигать чтение, формировать навыки групповой работы и сотрудничества, формировать навыки информационной грамотности, активизировать интерес школьников [2].

Одним из эффективных инструментов, использующиеся в последнее время для продвижения чтения — социальные сети. Положительное в социальных сетях то, что в них присутствует живое общение, возможность иметь постоянный контакт со своими посетителями, моментальный обмен новостями, сообщениями и мнениями. Поэтому сегодня в библиотечной среде для привлечения к чтению проводятся сетевые проекты.

Сетевые проекты — это пока еще нетрадиционная и во многом инновационная форма работы библиотек [3]. Надо отметить, что сетевые проекты, являясь одним из важных инструментов активизации читателей, помогают привлечь детей к чтению, развить их читательские навыки, освоить новые информационные технологии и совместить это с традиционным чтением.

Площадкой для подобных проектов являются библиотечные сайты, блоги, социальные сети. Они позволяют не только дать доступ к той или иной информации, но и вызвать у детей побуждение к чтению, а библиотекарю возможность организовать увлекательную современную читательскую деятельность. В итоге дети и подростки приобретают умения: анализировать информацию; использовать оптимальные методы свёртывания информации; обобщать информацию; умение представить аудитории или самому себе свою точку зрения, новые знания и понимание проблемы через создание интерактивных плакатов, облаков слов, электронных читательских дневников, буктрейлеров. Один из сервисов Googlе –Googlе-карты–также позволяет существенно обогатить работу с отраслевой и художественной литературой, организовать виртуальные экскурсии и путешествия по маршрутам писателей, поэтов и литературных героев.

Что же такое «Сетевой проект»? Под сетевым проектом понимается совместная учебно-познавательная, исследовательская, творческая или игровая деятельность учащихся-партнеров, организованная на основе компьютерной телекоммуникации, имеющая общую проблему, цель, согласованные методы, способы деятельности, направленная на достижение совместного результата деятельности [7].

Мы под сетевым проектом понимаем такую организацию проектной деятельности, которая подразумевает удаленное взаимодействие детей из разных уголков страны, объединенных общей темой, целью, формами работы, методами исследования.

В сетевом проекте все учатся: и координаторы, и дети. Поэтому – здесь каждый становится на своей личной лестнице достижений хотя бы на одну ступеньку выше: узнает что-то новое, повышает свой уровень ИКТ, становится более коммуникабельным или более уверенным в себе.

Этим проектом предусмотрены разные подходы к чтению – чтение печатного и электронного текста, работа с текстами разных жанров и стилей, самостоятельная творческая деятельность. Так, первый этап основывался на работе с текстами сказок, на основе которых требовалось создать презентацию «Волшебные сказки». Перед участниками не ставилась специальная задача прочитать тексты, но на их основе нужно было создать словарик волшебных слов, написать волшебное письмо, что без прочтения текстовых материалов сделать было невозможно. Стоит отметить, что учащимся были наиболее интересны такие формы работы как: путешествие «По дорогам волшебных сказок», выставка чудес, создание книги волшебных сказок, составление синквейна, подготовка и проведение презентации.

Разнообразие конкурсных этапов требовало новых форм работы. С помощью викторины в интернете активизировалось чтение художественной литературы у детей. Ребята читали сказки, разгадывали викторины, освоили графический редактор, в котором рисовали рисунки к произведениям. Дети, которые не участвовали в проекте ранее, изучили сайт и активно приняли участие в очередном проекте. И нужны были новые подходы для организации игры.

Каждое из заданий требовало критического осмысления содержания художественного текста и обращения к дополнительной литературе: справочникам, словарям. Данные задания были призваны развить у детей основы смыслового чтения и критического мышления. (5). Например, проект «Удивительный живой мир сказок – несказок В. Бианки» полностью основан на работе с текстом сказок и был ориентирован на развитие навыков смыслового чтения. В данном проекте привлечение к чтению достигалась посредством заданий, которые строились так: предлагалось сочинить сказку по композиции, составить фоторобот главного героя, узнать, кем он является в окружающем мире, составить синквейн, кроссворд. Ребята сочиняли собственные сказки, из которых потом создали сборник-презентацию «Путешествие в сказку». На последнем этапе проекта участники размещали свои сказки и всю информацию на сайте, читали сочинения других команд и писали на специальном форуме отзывы о них. В ходе проекта было создано много сказок, и, как результат: прочитаны все сказки, а создание на основе текстов коллективного продукта потребовало от участников умения не только находить информацию, но и анализировать, синтезировать полученный материал.

При разработке заданий проекта использовались проблемные вопросы, метод трансформации содержания текста из одной знаковой системы в другую, игровую методику. Конечно, все эти методы реализовались в логике проекта. Например, проект «Хранители жизни», цель которого научить слышать, чувствовать и понимать красоту природы не только через личные наблюдения, но и посредством литературы, проведён в форме путешествия. Форма путешествия была выбрана не только в качестве игрового элемента, но и в качестве средства мотивации к получению ответов через тексты книг. Почему «Лес – врачеватель» и «Красная книга — сигнал тревоги»? Учитывая, что найденную в тексте информацию необходимо было всё время преобразовывать то в ментальную карту, то в маршрут литературного героя, то в интерактивное задание, формировало у участников потребность в овладении процедурами смыслового чтения.

Метод сетевых проектов даёт возможность детям активно проявить себя в системе общественных отношений и реализуется в проекте через создание коллективных продуктов, общение на форумах, взаимодействие внутри команд и на внешних площадках. Каждый участник может вступать в определенное взаимодействие с сетью, и это взаимодействие составляет содержание развития каждого участника.

Учащиеся приучаются выполнять разные социальные роли (лидера или исполнителя).

Таким образом, в деятельностной среде проекта происходит ненасильственное привлечение к чтению. Организаторы проекта создают ситуацию, в которой у детей появляется личная потребность прочитать книгу, обсудить ее. В сетевых библиотечных проектах обращение к литературе происходит в игровой форме, что позволяет непринужденно активизировать читательскую деятельность, естественным образом наращивать уровень читательских компетенций, потому что чтение рассматривается учеником как необходимое условие решения познавательных и занимательных задач, что и подтверждает слова Э.А.Орловой: «Большая часть соответствующих знаний и навыков приобретается через чтение» [6].

Кроме того, сетевой проект позволяет совместить ценностные предпочтения разных поколений: старшего (чтение, книга) и молодого (интернет-серфинг). Проекты могут стать инструментом сохранения культуры чтения, читательского опыта разных поколений. Использование сетевых проектов в библиотечной практике затруднено многими факторами: неподготовленностью библиотекарей к данной форме работы, нерешенностью многих теоретико-методических проблем восприятия электронного текста, недостаточной продуманностью заданий, отсутствием четких индикаторов результативности сетевой проектной деятельности и т.д. Однако все это преодолимо. Дальнейшая теоретическая проработка технологии сетевого проектирования и экспериментальная работа школьной библиотеки позволит превратить сетевые проекты в наиболее результативный и любимый школьниками инструмент активизации чтения и приобретения новых читательских компетенций [3].

Сетевые проекты становятся приметой нашего времени. Происходит это в связи с активным освоением библиотекарями интернет-пространства. Это пока еще нетрадиционная и во многом инновационная форма работы. В процессе работы над сетевым проектом учащиеся могут обмениваться опытом, мнениями, данными, информацией, методами решения проблемы, результатами собственных и совместных разработок. Метод сетевых проектов даёт возможность детям активно проявить себя в системе общественных отношений и реализуется в проекте через создание коллективных продуктов, общение на форумах, взаимодействие внутри команд и на внешних площадках. Каждый участник может вступать в определенное взаимодействие с сетью, и это взаимодействие составляет содержание развития каждого участника учащиеся приучаются выполнять разные социальные роли (лидера или исполнителя)

Список литературы

1. «Национальная программа поддержки и развития. » library.ru1/act/doc.php?o_doc=1122&o_s

2. Гусевская Е.В. Блог школьного библиотекаря в информационном пространстве // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – Т. 30. – С. 151–156. – URL: http://e-koncept.ru/2016/56606.htm.

3. Е.В.Качева, 2016, No 3, с. 46–5151.

4. Колесникова О.Г. Продвижение книги и чтения в электронной среде [Электронный ресурс]//–Режим доступа: http://unatlib.ru/librarians/methodical-materials/informational-and-analytical-materials/briefs/2545-prodvizhenie-knigi-i-chteniya-v-elektronnoj-srede

5. Мухамадеева Л.И. Сетевые образовательные проекты как механизм продвижения чтения детей и подростков / Л.И.Мухамадеева // Школьная библиотека. – 2018. –No 3. – С. 54.

7. Е.С.Полат. Учебное пособие для студ. пед. вузов и системы повыш. квалиф. пед. кадров / М.Ю.Бухаркина, М.В.Моисеева, А.Е.Петров; Под ред. Е.С.Полат. — М.: Издательский центр «Академия», 2002. — 272 с. — ISBN 5-7695-0811-6.

Источник

Развитие читательской компетенции через сетевой взаимодействие

Информационные технологии давно проникли во все сферы нашей жизни и только в образовании мы далеко не всегда используем достижения цифровой эпохи. Да, у нас появились электронные журналы и дневники, да, большинство отчетов мы сдаем уже по электронной почте. Но это лишь малая толика того, как можно использовать информационные технологии в образовании.

Читательская компетенция – это знание законов, правил и норм литературы, позволяющее планировать и осуществлять самостоятельную работу по освоению художественных текстов. Понятие читательская компетентность тесно связано с понятием функциональной грамотности, при этом речь идет о способности читать, чтобы приобретать новые знания, помогающие в практической жизни и в дальнейшем обучении

Просмотр содержимого документа
«Развитие читательской компетенции через сетевой взаимодействие»

«Развитие читательской компетенции учащихся через сетевое взаимодействие»

Мы живем сегодня фактически в 2018 году, выпускаем другое поколение школьников, но по-прежнему дискутируем о том, как их надо учить и какие технологии использовать. Причем используем методы и технологии даже не их прошлого, а из позапрошлого века! Когда нам надо куда-то добраться, мы выбираем, что быстрее: самолет, поезд или машина и считаем, сколько времени проведем в дороге. А если бы нам сейчас сказали сесть на коня? Наверное, мы бы испытали шок. Ведь мы уже знаем, что можно летать самолетами! А если эту ситуацию спроецировать на образование?

Информационные технологии давно проникли во все сферы нашей жизни и только в образовании мы далеко не всегда используем достижения цифровой эпохи. Да, у нас появились электронные журналы и дневники, да, большинство отчетов мы сдаем уже по электронной почте. Но это лишь малая толика того, как можно использовать информационные технологии в образовании.

Читательская компетенция – это знание законов, правил и норм литературы, позволяющее планировать и осуществлять самостоятельную работу по освоению художественных текстов. Понятие читательская компетентность тесно связано с понятием функциональной грамотности, при этом речь идет о способности читать, чтобы приобретать новые знания, помогающие в практической жизни и в дальнейшем обучении [1].

Теперь остановимся на том, что такое сетевое взаимодействие, через какие средства современной сетевой коммуникации оно возможно.

Употребляя словосочетание “средства сетевой коммуникации”, мы должны четко понимать, что сам термин коммуникация предполагает не только сетевое общение, но и совместную продуктивную деятельность (планирование этой деятельности, создание коллективных информационных продуктов, совместную работу в документах, организацию совместных информационных хранилищ и т.п.), в процессе которой осуществляется взаимодействие ее участников.

Свою деятельность по созданию сетевого взаимодействия я разделила на три направления: 1) работа в группах в социальной сети “ВКонтакте”, 2) работа через Googl – формы и 3) участие в сетевых проектах.

способность к отбору информации;

способность мыслить нестандартно и гибко;

способность понимать смыслы;

способность работать с современными средствами массовой информации;

способность мыслить проектно;

сотрудничать в виртуальном пространстве [2].

Мы с пятиклассниками приняли участие в сетевом проекте “Миллион приключений” по произведению Кира Булычева, в рождественском квилте, в сетевом проекте «Детективное агентство Мистера G». Материалы участия размещены на сайте школы.

Учебный сетевой проект, созданный на литературном материале, является эффективным средством развития читательских компетенций учащихся и повышения их читательской культуры [3].

Таким образом, через сетевое взаимодействие формируется интерес к чтению, развивается творческое мышление, умение работать в команде, что помогает учащимся овладеть умениями и навыками, которые им будут необходимы во взрослой жизни.

Список использованных источников

1. Читательская компетенция и ее формирование [Электронный ресурс]. – Режим доступа:  http://studbooks.net/1866349/pedagogika. – Дата доступа: 16.04.2018.

3. Литература в школе: актуальный формат (интернет-ресурсы, облачные технологии, сетевые проект в современном литературном образовании) / Л.В. Камлюк-Ярошенко [и др.]; под общ. ред. Л.В. Камлюк-Ярошенко, Е.И. Волковой; Мин. обл. ин-т развития образования. – Минск: Мин. обл. ин-т развития образования, 2016. – 39с. + 1 электон. Опт. Диск ( DVD-R). – (Серия «Образование сегодня: IT-формат).

Источник

Проект площадки “Формирование читательской грамотности как успешное условие социализации обучающихся”

Название инновационного проектаФормирование читательской грамотности как успешное условие социализации обучающихся
Целевая аудиторияУчащиеся, родители, педагоги школыАвторы-разработчики проекта1. Переломова Марина Петровна, учитель начальных классов высшей квалификационной категории

2. Благодерова Светлана Анатольевна, учитель начальных классов высшей квалификационной категории

3. Шкляева Светлана Валерьевна, учитель начальных классов высшей квалификационной категорииНаименование образовательного учреждения и его адресМуниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Усть-Удинская средняя общеобразовательная школа №2». 666352, Иркутская область, Усть-Удинский район, п. Усть-Уда, ул. Пионерская, д. 24Проблема, на решение которой направлен проектНизкий уровень читательской грамотности

Цель проектаСоздание условий для формирования повышения уровня читательской грамотности в школеЗадачи инновационного проекта1). способствовать формированию основ читательской грамотности, читательских и речевых умений;

2). развивать у учащихся потребность в чтении как в источнике дальнейшего личностного совершенствования;

3). апробация и внедрение новых форм, методов, технологий и средств обучения;

4). подобрать комплекс заданий и создать базу методических и дидактических материалов, направленных на формирование читательской компетентности;

5). подготовка и распространение методических разработок.

6). консолидировать усилия учителей, родителей, библиотекарей в деле повышения престижа чтения, развивать семейное чтение.Сроки реализации2018 – 2021 г.г.Телефон / электронный адрес:

ПРОЕКТ ПЛОЩАДКИ

Актуальность

Проблемы грамотности, образования, культуры, чтения являются особенно значимыми в наши дни и выходят на уровень проблем, от которых зависит благополучие нации.

Федеральный государственный образовательный стандарт определяет основную цель образования как развитие личности ребёнка. Одним из условий успешного решения поставленной задачи является сформированность УУД, центральное место, в перечне которых занимает читательская компетентность.

По данным международного исследования PISA, российские пятнадцатилетние школьники по грамотности чтения показывают низкий результат среди стран Европы. Данный факт говорит о том, что в современной школе недостаточное внимание уделяется формированию читательской компетенции обучающихся.

Мониторинг диагностики читательской грамотности, проведенный в Иркутской области, показал, что в школах Усть-Удинского района есть проблемы по формированию читательской грамотности школьников.

Гипотеза

Цель: Создание условий для формирования повышения уровня читательской грамотности в школе.

Задачи:

1) способствовать формированию основ читательской грамотности, читательских и речевых умений;

2). развивать у учащихся потребность в чтении как в источнике дальнейшего личностного совершенствования;

3). апробация и внедрение новых форм, методов, технологий и средств обучения;

4). подобрать комплекс заданий и создать базу методических и дидактических материалов, направленных на формирование читательской компетентности;

5). подготовка и распространение методических разработок.

Актуальность проекта

Диагностический инструментарий:

1). Тест на оценку сформированности навыков чтения (познавательные УУД) из методического комплекса «Прогноз и профилактика проблем обучения в 3-6 классах» Л.А. Ясюковой(см. Приложение);

2). Тест грамотности чтения художественных текстов;

3). Анкета для читателя. Хороший ли я читатель?

Критерии оценки качества инновационной деятельности

Сроки осуществления инновационной деятельности

Май 2018 – май 2021

Этапы осуществления инновационной деятельности

1 этап. Поисково-подготовительный. Май 2018 г.. – сентябрь 2018г.

Название этапаСодержание работы и примерныеСрокиОтветственные
1 этап – подготовительный1. Создание проектной экспериментальной группы, распределение функционала.

2. Подбор и разработка входящей и итоговой диагностик.

3. Оценка возможностей и ресурсов

4. Изучение методической литературы

Май 2018 – август 2018 г.Проектная группа

2 этап. Основной. Сентябрь 2018г. – май 2021 г.

2 этап – основной1. Проведение стартовой диагностики состояния читательской грамотности в школе2 – 4 классы сентябрь 2018 г.

1 класс – январь 2019

Педагоги школы

2. Подбор технологий и методикСентябрь 2018 г.Проектная группа

3. Выработка стратегии, плана действий, технологий обучения чтению.Сентябрь 2018 г.Проектная группа

4. Реализация плана работы с текстовой информацией через урочную и внеурочную деятельность.Проектная группа, педагоги и библиотекарь школы
5. Предварительный итоговый мониторинг. Сравнительный анализ результатов стартовой и итоговой диагностики по классамЕжегодно

Апрель 2021 г.

Проектная группа

6. Подведение предварительных итогов. Оценка эффективности проектаЕжегодно

Июнь 2021 г.

Проектная группа

Администрация школы

7. Внесение корректировок в систему мероприятийВ течение года по необходимостиПроектная группа

8. Создание банка заданий, методических рекомендаций с приложением фрагментов занятийНоябрь 2018 г. – май 2021 г.Проектная группа

9. Распространение опыта работы2019 – 2021 г.Педагоги школы, проектная группа

Календарный план 4 этапа. Реализация плана работы с текстовой информацией через урочную и внеурочную деятельность.

Содержание работыСрокиОтветственные
1.Использование на уроках технологий, методов и приемов, направленных на формирование читательской грамотностиВ течение всего времениПедагоги школы, проектная группа
2.Распространение опыта работы. Открытые уроки, мастер классы, семинары, круглые столы для педагогов школы (района)Ежегодно

1) информирование и привлечение родителей;

2) создание домашних уголков чтения и в классных кабинетах;

4) разработка и ведение единых дневников внеклассного чтения;

3) создание в библиотеке книжных выставок и «рекламных» полок – книги пользующиеся спросом;

4). проведение общешкольной Недели чтения (2 раза в год);

5) литературное чтение на английском языке;

6) организация работы школьных тематических конкурсов и фестивалей по чтению;

7) организация внешкольной деятельности (организация совместной работы с районной детской библиотекой);

8) продолжение работы проекта «Читающая мама» (данный проект действует в школе с января 2018 года).

3 этап. Рефлексии и подведения итогов. Май-июнь 2021

3 этап. Рефлексии и подведения итогов1. Итоговый мониторингАпрель 2021 г.Проектная группа

2. Анализ динамики читательской грамотностиАпрель 2021 г.Проектная группа

3. Составление методических рекомендаций.

Итоговый отчет по проекту

Май 2021 г.Проектная группа

4. Презентация опыта работыАпрель – май 2021 г.Проектная группа

Ожидаемые результаты деятельности площадки

Ожидаемые продукты деятельности:

1) методические, дидактические, оценочные материалы;

2) методические рекомендации (программа) с приложением фрагментов занятий.

Формы представления результатов:

– Сайт МБОУ Усть-Удинская СОШ №2»;

– публикации на сайте СИДПО;

Приложение

Тест на оценку сформированности навыков чтения

(познавательные УУД) из методического комплекса «Прогноз и профилактика проблем обучения в 3-6 классах» Л.А. Ясюковой

Цель: изучение сформированности навыков чтения как одной из составляющих познавательных УУД.

Регистрация данных: групповая форма проведения.

Необходимые материалы: регистрационный бланк, ручка.

Инструкция для учащихся: «Листочки, которые вы сейчас получаете, сначала надо подписать (фамилия, имя, школа, класс), только потом можно приступать к работе. На листке напечатан отрывок из сказки, но в предложениях пропущены слова. Вам надо в пустые места вписать подходящие слова (одно или несколько). Сказку отгадывать не надо. Если в каком-то месте не знаете, что вписывать, то можно пропустить. Не обязательно, чтобы у всех были одинаковые слова. Слова могут быть разные, но они должны подходить по смыслу, и чтобы предложения получались правильные. (Если спросят, можно ли зачеркивать и исправлять, то сказать, что можно.) Не разговаривайте, не списывайте, работайте самостоятельно. Когда все сделаете, поднимите руку».

БЛАНК ОТВЕТОВ

к тесту «Сформированность навыка чтения»

Скоро она зашла в самую чащу ______________. Ни одна ____________________ не залетала сюда, ни единый ____________________ не проникал сквозь ___________________ ветви. Высокие стволы ___________________ плотными рядами, точно стены. Кругом было так ___________________, что Элиза ______________________ свои собственные шаги, слышала шуршание каждого сухого ________________________, попадавшего ей __________________ ноги. Никогда еще Элиза _______________________________ в такой глуши.

Время выполнения теста строго не лимитировано. Ответные бланки у учащихся следует собирать по мере выполнения теста. По истечении 5 минут поторопите тех, кто еще не закончил работу, скажите, что уже надо заканчивать. По истечении 7 минут соберите ответные бланки у всех.

Обработка осуществляется посредством сравнения слов, вставленных ребенком, со словами, приведенными в ключе. Если ребенок использует аналогичные ключевым слова, подходящие по смыслу и лингвистическим правилам, ответ также считается правильным.

Ключ к тесту навыка чтения:

3 – луч света, лучик, луч, звук

5 – стояли, деревьев стояли, встали

8 – листа, листочка, листика

10 – не бывала, не была, не ходила

За каждое совпадение дается 1 балл. Затем подсчитывается общая сумма баллов (максимум – 10), которая сравнивается с нормативными данными для учащихся 5 класса для определения уровня (зоны) развития навыка чтения.

показателя

Зоны
12345
уровень патологиислабый уровеньсредний уровеньхороший уровеньвысокий уровень
Навык чтения0–45–78–910

Интерпритация: каждая из выделенных зон характеризует единицу восприятия текста при чтении и тем самым сформированность самого навыка. Зона патологии по чтению не выделяется. Если ребенок ошибается при подборе слов только в 1, 3, и 4 случаях (вписывая, например: «и заблудилась», «зверь», «переплетенные»), то это может свидетельствовать об отсутствии вербальной беглости, некоторых недостатках речевого развития, но само чтение, понимание смысла текстов при этом может быть вполне полноценным (то есть соответствовать 4 зоне).

Зона 2. Слабый уровень сформированности навыка чтения. Единицей восприятия текста выступает отдельное слово или части слова (слоги). Ребенок медленно разбирает каждое слово и с трудом понимает то, что читает. Может правильно воспринимать смысл только таких текстов, которые состоят из коротких простых фраз, написанных крупным шрифтом, и небольших по объему. Такой ребенок не читает не только книги, но и тексты в учебниках. Когда его заставляют это делать, то он, видя перед собой большие по объему тексты, и не пытается их медленно разбирать, а пользуется методом угадывания слов по их общему виду, ориентируясь на начало слова или на корневую основу и опуская второстепенные части, обычно суффиксы и окончания. Предлоги с их управляющей ролью также не воспринимаются. При таком чтении все предложение может пониматься неверно. Смысл длинных предложений оказывается недоступен ребенку еще и потому, что, добираясь до их конца, он уже не помнит слов, с которых они начинались. Мелкий шрифт осложняет понимание, так как восприятие слов осуществляется по элементам (по слогам и по буквам), а зрительное их выделение оказывается затруднительным. Если ребенок не ведет пальцем по тексту, то вообще не может воспринимать последовательность букв, так как они зрительно сливаются в неподдающиеся узнаванию комплексы, выпадающие из поля внимания. При слабом уровне сформированности навыка чтения ребенок пишет настолько неграмотно, что обычно получает диагноз «дисграфия». Много ошибок делает при списывании текстов, так как не может пользоваться смысловым контролем, а использует только визуальный, диктанты же, изложения и сочинения не может писать совсем.

Зона 3. Навык чтения сформирован не полностью. Единицей восприятия текста является словосочетание. Смысл предложения ребенок понимает не сразу, а как бы складывает из двух-трех частей. При медленном чтении может разобрать любые тексты. Просто построенные тексты на знакомые темы понимает легко. Вполне адекватно может понимать только короткие тексты на незнакомые темы, так как «согласен» их читать медленно. Длинные, стилистически усложненные предложения ребенок понимает с большим трудом. Для проработки больших объемов использует свой «метод» быстрого чтения, суть которого состоит в том, что ребенок «просматривает» текст и пытается угадать его содержание, «подставляя» стандартные речевые обороты и штампы (несоответствие «подстановки» и реального текста он обычно не замечает). Поскольку ребенок обладает весьма ограниченным набором речевых шаблонов, смысл текста может восприниматься весьма приблизительно или вообще искажаться. При чтении литературных произведений ребенок с удовольствием ограничивается «кусками», где излагаются события или герои ведут диалоги, и опускает распространенные описания природы или философские рассуждения. Большие по объему книги он обычно не читает, так как из-за «фрагментарного» восприятия у него не возникает целостного представления о содержании, и книга становится неинтересной. Толстые книги способны читать только дети, склонные к фантазированию. В этом случае то, что вычитывает ребенок в книге, выступает только как основа для его собственных представлений и фантазий, часто имеющих мало общего с реальным содержанием: не идентифицируется время и место событий, культурная и национальная принадлежность героев, особенности родственных и эмоциональных отношений. В основном воспринимаются только события и разговоры. Общий фон не вполне осознано определяется ребенком как «про нас, здесь и теперь» (возможны варианты: «про заграницу, про Америку») вне зависимости от того, где и когда происходят события, описываемые в книге. Письмо также страдает специфической неграмотностью. Стилистические и пунктуационные ошибки неискоренимы. Может быть много ошибок в окончаниях, если надо согласовывать отдельные части сложно построенного предложения. Такие ошибки ребенок может допускать и при списывании, так как сознательно он может контролировать только словосочетания, отдельные части предложения, но не все предложение целиком. Могут встречаться описки (даже в диктантах), когда ребенок вместо реального текста «подставляет» привычный ему речевой штамп (например, учитель диктует: «большой, красивый воздушный шар», а ребенок пишет: «большой, красивый, красный шар»). Относительно грамотного письма ребенок может добиться только в том случае, если будет пользоваться простыми, короткими фразами.

Зона 4. Навык чтения развит хорошо. Единицей восприятия текста является целое предложение, смысл которого ребенок схватывает сразу. Читает ребенок обычно много и с удовольствием, пониманию доступны любые тексты. Сложности с пониманием могут возникать только из-за ограниченного словарного запаса и недостаточной общей осведомленности. Но поскольку ребенок много читает, то его словарный запас и общая осведомленность быстро расширяются и проблемы исчезают. При хорошем развитии навыка чтения возможны стилистические ошибки при письме, в остальном оно может быть вполне грамотным. Если ребенок пишет неграмотно, то надо искать другие причины.

Зона 5. Навык чтения развит очень хорошо. Чтение беглое. Единицей восприятия текста является целое предложение, причем сразу схватывается не только его смысл, но и литературные, языковые особенности. Пониманию доступны любые тексты. При чтении ребенок не только легко воспринимает содержание, но и невольно отмечает особенности литературного языка, характерные для того или иного автора. Закладывается база гуманитарных и лингвистических способностей, формируется литературный вкус, развивается эстетическое восприятие. Грамотность может быть абсолютной. Если ребенок все же пишет неграмотно, то тому имеются другие причины.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *