Что такое славянское язычество
ЯЗЫЧЕСТВО ДРЕВНЕЙ РУСИ
Язычество Древней Руси – система дохристианских представлений о мире и человеке у древних восточных славян, официальная и доминирующая религия в Древнерусском государстве до Крещения Руси в 988 году. Вплоть до середины XIII века, несмотря на усилия правящей элиты, продолжало исповедоваться значительной частью населения Руси. После полного вытеснения христианством языческие традиции и верования продолжали оказывать значительное влияние на русскую культуру, традиции и жизненный уклад, что сохраняется по сей день.
Пантеон богов
Верования древних славян уходили корнями в религиозные воззрения древних индоевропейцев, из числа которых славяне выделились во II–I тысячелетии до н. э. Постепенно трансформируясь и усложняясь, перенимая черты других культур, прежде всего ираноязычных (скифы, сарматы, аланы), система языческих верований дошла до IX–X столетий.
В Лаврентьевской летописи упоминается, что в киевском языческом пантеоне, поставленном князем Владимиром в 980 году «на холме за теремным двором», присутствовали идолы богов Перуна, Хорса, Дажьбога, Стрибога, Симаргла (Семаргла) и Мокоши. Перун был верховным богом-громовержцем, славянским аналогом Зевса и Тора. Он считался покровителем княжеского рода, ему поклонялись в первую очередь в княжеско-дружинной среде. Хорс играл роль бога-солнца. Исследователи спорят о происхождении его имени, возможно, оно пришло к славянам от хазар или скифов и сарматов. Дажьбога, который тоже олицетворял солнце, некоторые специалисты отождествляют с Хорсом, полагая, что это два имени одного и того же бога. Стрибог был богом ветра, Семаргл, как полагают некоторые учёные, – богом растительности, земли и подземного царства. Единственной богиней в пантеоне Владимира была Мокошь, покровительница ремёсел и плодородия. «Богам Владимира» посвящён огромный массив противоречивой научной литературы: специалисты предлагают множество вариантов истолкования имён языческих божеств, рассуждают об их племенной привязке и ищут аналоги в германских, балтских, иранских, угро-финских, тюркских культах. Есть мнение, что сказание о «богах Владимира» и вовсе является поздней вставкой с известными по разным упоминаниям именами языческих идолов. Так или иначе, археологические раскопки показали – напротив княжеского двора на Старокиевской горе действительно стояло славянское капище.
Из тех славянских богов, которые не упоминаются в Лаврентьевской летописи, исследователи выделяют бога огня Сварога, особенно почитавшегося крестьянами, богиню весны и бракосочетания Ладу, а также Волоса (Велеса), бога-покровителя скотоводства. Трёх этих богов, а также Мокошь, Перуна и Дажьбога-Хорса выдающийся учёный Б. А. Рыбаков «опознал» на изображениях с каменного идола X века, в 1848 году обнаруженного в реке Збруч (современная Украина) и поэтому вошедшего в историю как «Збручский идол». Примечательно, что у разных славянских племён преобладали культы разных божеств.
Низшие божества
При достаточно бедном пантеоне богов у язычников Древней Руси была многогранная низшая сфера мифологии, что нехарактерно для большинства языческих религий. Одни низшие существа олицетворяли природу и природные явления (леший, водяной, полевой), другие были связаны с домом и хозяйством (домовой, банник), третьи – наделялись демоническими свойствами (ведьмы, вештицы, моры, колдуны, чернокнижники, а также черти и бесы). Главной ведьмой в языческой мифологии славян была Баба Яга, неизменными атрибутами которой являлись избушка на курьих ножках, костяная нога, ступа и помело. Баба Яга олицетворяла неупокоившуюся душу, ей приносили кровавые жертвы, чтобы задобрить колдунью. Своего рода «двойником» Бабы Яги было Лихо Одноглазое. Заметную роль в славянской мифологии играли и русалки. Считалось, что это утопленницы, способные заманить человека в болото и защекотать до смерти. К женским персонажам относились также богинки – умершие при родах женщины, охотящиеся на рожениц и похищающие или подменяющие младенцев, – и кикиморы, живущие за печкой или сараем и вредящие домочадцам. После принятия христианства и усвоения его широкими слоями населения Руси прежде безобидные существа, отождествлявшие природные явления, такие как леший и водяной, приобрели демоническую сущность.
Антураж и атрибуты языческого культа. Волхвы
Фольклорные данные позволяют сказать, что главными объектами культа древних славян-язычников были столб, который молящиеся обнимали, и печь, которую они целовали. Характерным древнеславянским обрядом была масленица, сопровождавшаяся катанием огненного колеса, сожжением чучела зимы, кулачными боями и ряженными. Места для молений старались выбирать на возвышенностях – холмах и горах. Там же сжигались чучела зимы и проводились обряды заклинания весны. В равнинных местностях обряды проводили на лугах. К разряду культовых мест относились также священные рощи («рошения») и священные деревья («древеса»). Особо почитаемыми деревьями были берёза и дуб, символ бога Перуна, а также деревья, расположенные вблизи родников и источников.
Календарные праздники и обряды древних славян-язычников имели сельскохозяйственную подоплёку, многие из них к тому же были связаны с культом предков. Считалось, что именно предки, покоящиеся в земле, благословляют будущий урожай, поэтому для обеспечения плодородия древние славяне стремились задобрить покойных родных: на Масленицу их поминали блинами, им посвящали разнообразные соревнования.
Местами поклонений древних славян идолам были открытые святилища – капища. В центре капища стоял идол. Эти скульптурные изображения божеств, довольно примитивные по исполнению, могли быть как деревянными, так и каменными. Ярким примером идола древних славян служит вышеупомянутый «Збручский идол». Капища были огорожены, внутри разводился костёр. Существует мнение, что в Северо-Западной Руси роль святилищ могли играть сопки – насыпи над захоронениями.
Древнерусские языческие жрецы – особая категория лиц, обслуживающих религиозную сферу – назывались волхвами. В IX–X столетиях на Руси сложилась влиятельная прослойка волхвов. Под их руководством проводились обряды, ими сохранялась мифология и разрабатывалась символика. Даже простому волхву надо было знать и помнить все обряды, ритуальные песни, заговоры, уметь вычислять календарные сроки магических действий, знать целебные свойства трав. После крещения Руси волхвы стали постепенно терять влияние, однако этот процесс не был быстрым: с одной стороны, летописи фиксировали случаи «избиения» волхвов, с другой – даже спустя сто лет после крещения Руси происходили ситуации, когда в противостоянии с князем или епископом волхвов поддерживали целые города. Так было, например, в 1071 году в Новгороде.
Вытеснение язычества на Руси христианством
Своего рода религиозный дуализм установился на Руси задолго до Владимира. В христианизации Руси была заинтересована Византия, где считалось, что любой народ, принявший христианскую веру из рук императора и константинопольского патриарха, автоматически становится вассалом империи. Контакты Руси с Византией способствовали проникновению христианства в русскую среду. На Русь был послан митрополит Михаил, крестивший, по преданию, киевского князя Аскольда. Христианство было популярно среди дружинников и купеческой прослойки при Игоре и Олеге, а княгиня Ольга и вовсе сама стала христианкой во время визита в Константинополь в 950-х годах. В период самостоятельного правления князя Святослава, с первой половины 960-х годов по 972 год, христианство стало гонимой религией, поскольку Святослав был убеждённым язычником.
По летописной легенде, крещению Владимира предшествовал осознанный выбор им веры. Князь и его окружение якобы выслушали миссионеров-представителей разных конфессий: булгар-мусульман, «немцев из Рима», хазарских иудеев и «философа-грека из Византии». Тогда Владимир разослал в разные страны своих соратников, чтобы те посмотрели и узнали, какая вера лучше, и те, возвратившись, сказали – нет веры лучше греческой. На деле, как полагают исследователи, принятие христианства было во многом продиктовано прагматическими соображениями: новая вера должна была обеспечить религиозно-идеологическое подкрепление государственности и власти киевских князей.
Крещение Владимира стало лишь отправной точкой для христианизации всей Руси: тысячелетнее язычество медленно отступало под натиском духовенства, и сам процесс растянулся на многие десятилетия. При Владимире крестились только княжеские семья и дружина, в чьих рядах и до 988 года было немало адептов христианства. Основная масса населения оставалась языческой в XI веке, да и в начале XII века, как писал один из сводчиков, вятичи ещё «творили» языческие обряды. Археологические находки показывают, что языческие обряды и празднества и прикладное искусство с языческой символикой в большей или меньшей степени котировались у жителей древнерусских городов вплоть до середины XIII века, не говоря уже о деревнях, где христианизация протекала гораздо медленнее. В полной мере отождествляли себя с христианством только представители третьего поколения после крещения Руси, жившие в эпоху Ярослава Мудрого.
Несмотря на многочисленные запреты, языческие черты проникли в православную традицию и укоренились в системе русских традиций и обычаев. К самым известным примерам относятся празднуемые и ныне Масленица, Иван Купала, Святки, Чистый четверг, проводы зимы. Огромные костры над могилами – пережитки языческих трупосожжений – в некоторых местностях фиксировались вплоть до конца XIX века. Из языческих времён в современность перекочевали многие календарные обряды и сельскохозяйственные приметы, огромный пласт фольклора.
В общем когда заходит речь и языческом периоде, всплывает куча проблем:
Ну и про язычество как таковое, самая многострадальная тема. На ней наживались и наживаются кучи нацистов, шизофреников и просто дебилов. Прежде чем начну, ещё вот вам базовые принципы описания славян:
При этом тут же учитываем, что и тогда в летописи заносили почти всегда предвзято и оценивать любое описание нужно криттически.
А теперь по мифам, с их развенчанием.
Упоминания о жертвах людей, в том числе даже собственных детей, относятся к позднейшему периоду язычества, уже к 900-м годам, когда князь Владимир в 980 году поставил в Киеве идолы Перуна, Хорса, Дажьбога, Стрибога, Семаргла, Мокошь. ( Лаврентьевская летопись под 980 годом (ПВЛ, I, 56) ) и Человеческие жертвы, приносившиеся Перуну в Киеве (о них упоминает Лаврентьевская летопись (77, 80), затем о них упоминают поучения митрополита Илариона, Кирилла Туровского, епископа Серапиона и два арабских автора: Гардизи и Ибн-Русте), на Балканах у болгар (Козьма пресвитер (ed. Kukuljevie, Arkiv, IV, 75)). У балтийских славян человеческие жертвы приносились Сварожичу, Святовиту, Триглаву, Припегале. Подробности см. в „Živ. st. Slov.“, II, 237,
Ну и? Как вы думаете, могут у славян быть особо древние храмы? Нет конечно. И так же у немцев и скандинавов и французов. Они явно не древнее даже относительно поздне построенных некоторых Римских храмов и тем более Древне-Греческих.
Храм в Уппсале не древнее 600-х годов нашей эры. ( http://swedensights.ru/?p=821#i-3 )
У восточных славян с храмами всегда было туго. Портов у них не было, торговля сильно затруднена, особенно среди болот и лесов ( Наша прародина это где то Белоруссия, где то часть Украины и часть Новгородчины, но поначалу без джоступа к морю). Камня почти нет и так далее. В лучшем случае были деревянные истуканы, особенно в ранний период, скажем 2000 лет назад. К 1000 году нашей эры стало лучше, но это уже были совсем не древние времена.
Третий в этом посте и пока последний пункт, что бы излишне длинно не было.
Наука | Научпоп
6.1K постов 69.2K подписчиков
Правила сообщества
ВНИМАНИЕ! В связи с новой волной пандемии и шумом вокруг вакцинации агрессивные антивакцинаторы банятся без предупреждения, а их особенно мракобесные комментарии — скрываются.
Основные условия публикации
— Посты должны иметь отношение к науке, актуальным открытиям или жизни научного сообщества и содержать ссылки на авторитетный источник.
— Посты должны по возможности избегать кликбейта и броских фраз, вводящих в заблуждение.
— Научные статьи должны сопровождаться описанием исследования, доступным на популярном уровне. Слишком профессиональный материал может быть отклонён.
— Видеоматериалы должны иметь описание.
— Названия должны отражать суть исследования.
— Если пост содержит материал, оригинал которого написан или снят на иностранном языке, русская версия должна содержать все основные положения.
Не принимаются к публикации
— Точные или урезанные копии журнальных и газетных статей. Посты о последних достижениях науки должны содержать ваш разъясняющий комментарий или представлять обзоры нескольких статей.
— Юмористические посты, представляющие также точные и урезанные копии из популярных источников, цитаты сборников. Научный юмор приветствуется, но должен публиковаться большими порциями, а не набивать рейтинг единичными цитатами огромного сборника.
— Посты с вопросами околонаучного, но базового уровня, просьбы о помощи в решении задач и проведении исследований отправляются в общую ленту. По возможности модерация сообщества даст свой ответ.
— Оскорбления, выраженные лично пользователю или категории пользователей.
— Попытки использовать сообщество для рекламы.
— Многократные попытки публикации материалов, не удовлетворяющих правилам.
— Нарушение правил сайта в целом.
Окончательное решение по соответствию поста или комментария правилам принимается модерацией сообщества. Просьбы о разбане и жалобы на модерацию принимает администратор сообщества. Жалобы на администратора принимает @SupportComunity и общество пикабу.
Так вот, любые попытки реконструкции каких-либо обрядов, пантеонов, систем верования это все говно на палке, написанное вилами по воде. Причем от такого фантазирования не были застрахованы даже выдающиеся ученые, типа Рыбакова, не говоря уж о сотне косоруких домовых, образовавших 99,99% контента, который вы встретите по всему интернету.
Это значит, что они из одного корня с балтийскими народами
Необязательно. На эту тему есть разные версии, вплоть до позднейшего сближения славянских и балтских языков из-за совместного проживания.
Скажем знаменитый храм Аркона на острове Рюген, никак не может быть древнее 500 года
Только что рассказывали, что у славян и храмов-то не было до влияния скандинавов, а тут вдруг оказывается, что и храмы-то древнее скандинавских.
Есть и нюансик: с западнославянских земель шла активнейшая миграция на Новгородчину, так что говорить, что (прото-)русские и полабы принципиально различны — это очень уж сильная натяжка.
Когда славяне переняли ряд системных верований в богов от Балтов, а балты до этого от германцев
А вот это вот треш, после которого непонятно, есть ли смысл читать ТС. «Лондон — столица Парижа, а Париж — столица Рима, а Рим. «
Несомненно, что-то было. Дощечки, капища и упоминания авторами более цивилизованных народов, правда те авторы упоминали и псеглавцев с гипербореями, но это на их совести.
Я лично не очень понимаю, для чего это нужно, но дело хозяйское.
Автор ты конечно молодец)Но ты растрогал кучу сам знаешь чего! Крепись какой же сейчас набег всяких Долбославов будет. Достаточно почитать что твориться в подобных коментариях под роликами Клима Жукова например.Им все равно хоть в глаза ссы. Хотя если хочешь то еще есть темы монгольского ига, и альтернативной псевдо истории.
для официальной точки зрения неплохо :)) Но настоящая история к официальной имеет совсем мало отношения.. :))
Поехали по порядку.
1. Есть славяне как современная языковая группа, есть славяне как сущность из старинных летописей, и есть некие археологические культуры, которые с этими славянами соотносят. Так вот, это однозначная фикция, потому что объективных оснований для соотнесения данных вещей нет в принципе, и не может быть, но есть какие-то субъективные основания, и объединение этих вещей произведено голым произволом авторов исторических реконструкций. Тот образ «славян», который нам преподносят историки, однозначно является субъективным. Да, всё могло быть именно так, но проблемка в том, что могло быть и совершенно иначе, и железных доказательств нет ни у одной из сторон, и тем более технически отсутствует возможность проверить.
Вам не почудилось, и у нас даже нет реальных оснований в соотнесении летописных «славян» с тем языком, который мы сейчас называем «славянским», тем более что далеко не все летописные «славяне» однозначно названы славянами, и это может быть кто-то ещё. С одной стороны, этот язык мог быть вообще заимствован, то есть ядром языковой культуры мог являться кто-то ещё, а с другой стороны, летописи могли вообще изначально писаться на иностранном языке, как это было в западной Европе с латынью. Далеко не все летописные «славяне» могли говорить на «славянском» языке, равно как на этом «славянском» языке могли говорить далеко не только летописные «славяне». Это принципиально разные вещи, и сливать их воедино нельзя, если конечно всё делать корректно. В качестве спойлера пока скажу только то, что славянский язык много круче того, что вы о нём думаете.
2. Язычники, это отщепенцы, живущие закрытым родоплеменным обществом. Внешние сношения у язычников минимальные, что делает своеобразной и оригинальной и их культуру, и их язык, и их сам фенотип, и даже генотип. Европейцы когда-то были язычниками, о чём чётко говорит разнообразие их культур и даже генотипов. Сто километров, и ты уже в совсем другой стране. А в России всё совсем не так. Так что язычниками безусловно являлись мелкие племена, вся эта эрзя мерь и прочая, да вот проблемка в том, что это как раз угро-фины. Они впоследствие вошли в состав славян и смешались с ними, но корень у них совершенно отдельный. Практически наверняка аналогично было с балтами.
3. В народной памяти и в исторических документах однозначно зафиксировано, что «славяне» пришли на территорию России где-то в IX-X веке нашей эры, причём они шли строго с юга на север: балканы, потом Киев, потом Владимир, и так далее. Это сразу же ставит крест на соотнесении славян с археологическими культурами России, тем более что мы даже не знаем, каковы были эти славяне по генотипу. Есть какие-то догадки, но это именно что догадки, и эти догадки могут оказаться ошибочными.
4. Практически одновременно с появлением славян пришло Христианство, и оно сопровождалось натуральным геноцидом и ломкой культуры, так что облик угро-финских племён уже практически невозможно установить, равно как их культуру и обычаи. В современности они все говорят на русском языке, но именно что это для них заимствованный язык, как та же латынь для германцев. Историки данные процессы старательно разводят порознь, но таких «совпадений» не бывает.
5. Установление истины в данный момент практически невозможно, потому что в деле замешаны политика и даже религия, причём очень многим эта истина как кость в горле. История в современности не Наука, а натуральное Искусство, пополам с Пропагандой. Это нужно принять как данность.
Славянское язычество
Славянское язычество или о названии “ЯЗЫЧЕСТВО”
У нас есть общее, объединяющее нас слово, пришедшее из глубины веков. Мы – язычники. Другого такого слова нет. Другое название, например, “Природная вера” лишь уточняет это древнее слово. Названия же типа “ведическая религия” или “дохристианская вера”, выдуманы сегодня и не имеют в себе должной силы. Непосредственно носители ведической религии никогда так себя сами не называли, и никто не называл их так во времена их исторической жизни. Кстати, и первые христиане тоже не называли себя “христианами” – это их так назвали язычники древних времен – по имени почитаемого ими (“христопоклонниками”) мессии. Творцы новых самоназваний не хотят пачкать себя о ту грязь, которую нанесли на язычество мировые монорелигии. Они хитрят или искренне не догадываются, что если “не пачкаться”, то это означает и “в руки не брать”. А ежели “в руки не брать”, то и наполнятся все эти новые “ведические правоверы” содержанием к нашему историческому язычеству не относящимся. Это просто будут русско-славянские перепевы индийских религий, будет профанация нашего национального язычества, новодел, сшитый из лоскутов чужих традиций. Среди определенной части современных язычников существует мнение, что языческие предки называли себя православными, поскольку, дескать “славили правь”. Возможно, что где-то и были “православные” язычники, но, справедливости ради следует заметить, что ни одного исторического свидетельства о таком самоназвании древних славян-язычников не сохранилось. Разберем суть слова “правь”, чтобы понять – должно ли язычникам зваться “православными”? Правь входит в такие наши современные слова, как “правда”, “правый” (в смысле справедливый), “управлять”, “править” (страной или лодкой), “правитель”. Итак, слово “правь” относится в основном не к ведению лодьи (например по реке жизни), а к идеологическому обоснованию правления, к обоснованию власти князя. К его “правому суду”, который всегда должен был быть в согласии с волей богов. Но кого-то устраивала власть князя и его правда, а кого-то и не устраивала. Тысячу лет назад, в самой глубине лесов, жили свободолюбивые племена древлян, вятичей и радимичей, никого к себе не пускали, дабы не знали их земли и не ходили на них ратями князья из Киева или Новгорода. С расширением ареала княжеской власти, вятичи ушли на северо-восток, а независимая земля древлян и радимичей сузилась до Полесья. На этой земле свободные люди звались словом, противоположным “княжеской правде”. Они звались “кривичи” (кстати, литовцы и по сей день часто называют русских “кривы”). Кривичи представляли собой союз племен, были братьями по крови, и особое место в своем религиозном почитании отводили женским божествам и берегиням.
Вспомним, что титул балтийского верховного жреца Криве-Кривейте переводится как Учитель Учителей, а вовсе не как учитель не-правды. Самоназвание “кривичи” и звание верховного жреца балтов становятся близкими, если обратить внимание на то, что значительная часть населения земли кривичей была балтского происхождения, и то, что значительную часть территории нынешней Прибалтики населяли славянские племена. Со временем многие балты обрусели и стали причислять себя к славянам, а многие географические названия рек и деревень остались балтского происхождения. Это же должно было иметь место и для сакральных понятий, в том числе и таких как “кривь”. Такой подход естественно заставляет изменить плоское представление о происхождении слов правда и кривда. Как известно, кривичи долго и упорно сопротивлялись введению христианства, держались за “старую веру” и “старых богов”. Возможно, в том числе и поэтому слово “кривь” приобрело негативный оттенок. Были, конечно, и те славянские племена, которые никому себя активно не противопоставляли – ни воле князя, ни его жрецам, исполнявшим задание своего хозяина по массовому крещению населения.
Эти племена жили мирно и тихо, но даже они не догадывались, что себя по вере как-то обозначать надо. Но за них работал их язык. По древнерусски “языцы” – означает “народы”. Потому, по природе языка, языческая вера – это вера простого народа, который естественным образом приближен к земле. Как только христианские жрецы осознали, что в их задачу входит не только идейное подавление упорно державшихся за свою веру кривичей (криви), а и вообще подчинение князю “черных людей” (деревенских жителей), тогда среди служителей нового христианского культа и могло припомниться уже имевшееся в языке обобщающее слово: “язычество”. В целом и изначально – они не вкладывали в него негативного смысла, как сделали это со словом “кривь”, вложив в него смысл кривды – обмана. Под “язычеством” они понимали верования, а так же духовные и правовые институты, оказывшиеся вне княжеской правды, выходящие за пределы его власти. Поэтому слово “язычество” постепенно приобрело дух чего-то подозрительного, но еще не получившие точной оценки. Непосредственно с “бесами и демонами” его связало укрепившееся позже христианство. Само слово “язычество” не было создано или изобретено жрецами – ни языческими, ни христианскими. Оно уже до них содержалось в славянском языке как обобщающее понятие (слово “язычество” происходит от корня “языкъ”, что старославянском языке означает “народ, племя”). Оно должно было звучать при утверждении князьями любого нового официального божества и проведении в народ его культа. Так должно было быть при утверждении Владимиром Перуна в Киеве и Новгороде. Так случилось и потом, при введении христианства. То, что христианство не просто культ нового бога, а несет качественно иное духовное содержание, русскому народу, во времена Владимира, было еще мало понятно. Жрецы официального культа называли “язычниками” племена, которые не следовали княжескому культу с его новым распятым богом (христианству), а верили по своему, в “старых богов”. Их числили “черными людьми”, если они были покорны князю, и они же оказывались “кривичами”, если жили со стороны Литвы и не были согласны с княжеской политикой.
Как уже отмечалось, само слово “языци” означает, во-первых, “народы”. Во-вторых, оно означало также и говорящего, передающего весть человека. Так, в сказке Афанасьева “Иван-дурак”, изданной в 1855 году, находим: “Илья Муромец всех прибил, оставил только одних язычников царю.” Отсюда следует, что помимо понятия “народ”, слово “язычник” содержит еще и другое понятие – “вестник”, или тот, кто говорит (“говорящий”, т.е. “знающий слово”). Если соединить в себе оба эти древние понятия, то мы легко увидим, что в религиозном смысле, язычник – это тот, кто несет весть, знание, слово о религии и вере своего народа. И если сегодня мы говорим, что мы язычники, то значит – мы и вестники, мы несем весть: “пора нашему народу вспомнить о своих исконных началах”. В латинских странах синонимом язычества явилось слово “paganism”, произошедшее от слова “paganus” – “землепашец” (шире – “сельский, деревенский житель”, “деревенщина”). Для многих современных славянских язычников зваться паганцем или поганым представляется не очень приличным – здесь давлеют выработанные за тысячу лет языковые формы, штампы и шаблоны, навязанные теми, кто охаиватель и уничтожал древнюю Природную веру. Но западно-европейские язычники свободно называют себя “паганистами”. Например, когда литовские язычники узнали, что русские стесняются своего самоназвания (“язычники”), они удивились: как же это русские язычники от себя отказываются?
Действительно, отказываться от такого высокого звания как “язычники” – унижаться перед властью и попами; перед теми, которые сами же (когда-то давно) и переиначили “на кривой лад” это слово – точно также, как и многие другие слова, относящиеся к народной\природной вере. Так же дело обстоит и с другими словами, например со словом “кощунствовать”. По-язычески, это означает – “исполнять языческие гимны, песни или сказания о деяниях богов и о загробном мире”. В современном же языке это означает говорить что-то такое, что оскверняет какую-то святость. Это тоже результат тысячелетней работы христианства над нашим языком. Историческая правда будет восстановлена. Мы должны вернуть в свой обиход такие необходимые слова, как “язычество” или “кощуны”, и не стесняться их только за то, что на них были наворочены горы лжи. Ведь мы этой лжи не боимся. Потому, будем честны и последовательны.
Проблема как-то назвать свою веру, а тем более назвать тип своей веры могла возникнуть у славян только с началом экспансии монотеистических религий. До этого не было никакой необходимости в присвоении названия своей вере, вере своих предков – она так и называлась: “вера”, “наша вера”, “вера предков” или “славянская, русская вера”. Собственно, вера была – по сути – одна общая для многих народов; понятие веры было шире понятия племени. И славяне, и германцы, и скандинавы – все были язычниками и, в общих чертах, придерживались одного и того же пантеона и системы верований. Более того, и всевозможные более дальние соседи – все поголовно были язычниками. Разница была лишь в конкретных именах одних и тех же богов, либо в том, кто из них занимает “главное” место в составе конкретного пантеона (а, следовательно, и главное, наиболее заметное со стороны, место в культе), либо в самом составе пантеона. Отсюда и варианты названий для конкретных разновидностей верований – либо по названию племени (вера предков, вера славян, бусурманская вера), либо по названию “главного” божества (огнепоклонники, исусовцы). Каких-либо иных названий просто не было. Вокруг не было не только “атеистических культов” (типа “научного атеизма”), но и “авторских” религий (типа магометанства, иудаизма, зороастризма), претендовавших не на одно отдельно взятое племя, а на альтернативу всей общепринятой системе верований (Например, иудаизм у хазар соседи называли не иначе, как “хазарская вера”). Таким образом у славян (как и у всех соседних племен и народов) не было да и не могло быть какого-либо специального названия для веры предков, а уж тем более для самого типа веры. Некоторые условно-обобщающие названия (для разъяснения в разговорах с чужеземцами) могли быть, но чаще всего, безусловно, использовалось название по принадлежности к племени (в зависимости от контекста – более общее или более частное) – славянская вера, вера полян, вера норманов итп. Необходимость в определении типа своей веры в противопоставлении с верой принципиально иного типа возникла лишь в богословских диспутах в период двоеверия – когда надо было противопоставлять совокупно веры всех народов с монотеистическими религиями. Именно так и возникли понятия “язычество” и “paganism”. По наиболее лингвистически обоснованным версиям, оба этих слова происходят (по сути) от понятия “народ” (соответственно на славянском “язык” – народ, и на латинском “pagan” – сельский, деревенский, почвеннический – по смыслу это и есть синонимы слову “народ”). Означают эти слова “народную веру”, как тип традиционных верований всех народов. Посему в данном контексте правильнее говорить не о язычестве вообще, а более конкретно – о славянском язычестве. Определить какая сторона богословского диспута его выдвинула нет никакой возможности – этот термин одинаково приемлем для обеих сторон.
Считать его придуманным христианами для унижения язычников также глупо, как считать слово “единобожие” оскорбительным для христиан. Это совершенно нейтральный научный термин, который очень четко и верно проводит грань между естественными (природными) верованиями и искусственными однобожескими конфессиями типа христианства, иудаизма и ислама.
Все эмоции [некоторых язычников, не желающих называть себя “язычниками”, а свою веру “язычеством”] по поводу названия нашей веры абсолютно понятны, но естественным образом приходится считаться и с окружающей реальностью. Если идет война между “Белыми” и “Красными”, между “Остроконечниками” и “Тупоконечниками” (аналогия, разумеется, не относится к сути процесса ), то говорить нечто вроде “я ношу зеленый китель и, следовательно, этим все сказано” – это означает не сказать ничего определенного. На деле все равно придется окольными путями объяснять, что на самом-то деле вы “Белый”, “Красный” или еще какой-нибудь, но не хотите прямо об этом говорить. Именно таким образом будут восприниматься всеми любые пояснения к абстрактным самоопределениям. Еще раз повторимся – эмоции понятны: слово “язычник” не самое удачное, но это вполне конкретный нейтральный научный термин. В любом справочнике, статье, энциклопедии, бытовом разговоре, уголовном деле – мы все равно будем называться “язычниками”. Вплоть до полной нашей победы и даже далее – уже вследствие возникшей традиции. Вспомните – название “большевики” так и осталось за коммунистами по сей день. Что поделаешь, если монотеисты (и христиане в частности) испахабили почти все термины, которые относились к языческой религиозной сфере? Но это ведь не значит, что теперь нельзя использовать слова “треба”, “леший”, “ведьма”, “наузник”, “потворник”, “верховода”, “колдун”, “кощунствовать”, “выкобениваться”, итд. Но, с другой стороны, и с реальностью последствий [христианского] чужебесия тоже надо считаться – называть нашу верой “православием” (как это делают некоторые “Правь славящие” язычники * ) тоже в этой ситуации не очень разумно. Наконец, чтобы окончательно разрешить вопрос о происхождении слова “язычество”, обратимся к академическому научному изданию. Итак, “Старославянский словарь (по рукописям 10-11 веков): Около 10000 слов; Москва; Русский язык; 1994; – 842 с.”. Статья на старославянском шрифте и древнегреческом, написано следующее (4 зафиксированных значения): “ЯЗЫКЪ” – 1. язык (орган) … 2. язык (речь) … 3. народ, племя … Например, “встанет языкъ на языкъ”; “да един ч(лове)къ оумьретъ за люди, а не вьсь языкъ погыбнетъ”; “въскую шяташя ся езыци”; “яко пр(оро)ка бо въ языцехъ положихъ тя” и т.п. [характерно, что это слово употребляется даже по отношению к христианам! ]. 4. чужеземцы, иноплеменники; язычники … Например: “всехъ бо сихъ языци иштутъ; идоли яз(ы)къ съребръни и злати”…
Здесь ясно видно первоначальное, самое древнее значение слова “язык” – “народ” (владеющий определенным языком). Также здесь ясно видно и начало противопоставления христианами значений рассматриваемого слова: “народное, природное” & “христианское, божественное”. Таким образом, каждый может выбирать сам, в каком значении использовать слово “язычество” – либо в изначальном 3-м значении (то есть, по древнему смыслу), либо в 4-м более позднем значении (то есть, в измененном под влиянием христианства). Также и в толковом словаре В.Даля можно найти значение слова “язык”: “народ, земля, с одноплеменным населением своим, с одинаковой речью”. Таким образом “язычество” для славян есть прежде всего народная, исконная, Родная Традиция. Соответственно, язычество – это родо-племенные верования, и в этом значении оно издавна употреблялось нашими предками.
Итак, язычники – это люди, принадлежащие одному роду-племени, которые чтут его обычаи, любят и берегут свою землю, хранят родо-племененные мифы и воспроизводят эти отношения в новых поколениях. При этом земля, племя, ее населяющее, другие формы жизни и боги образуют единое родовое целое, что отражается в племенных мифах и обрядах, в способе жизни и хозяйствовании. Не надо стесняться названия “язычник”. Не надо хотя бы по той причине, что от одного этого слова все христиане содрогаются: они его боятся как огня, как отлучения от приходской гуманитарной кормушки; для них слово “язычник” страшнее чем “сатанист”. Вы хоть раз видели жалкое белое испуганное лицо христианина, случайно забредшего в лесу к язычникам и узнавшего куда он попал? Фраза: “я – язычник” звучит гордо и воинственно; она поражает врага как молния; в ней заключена сила тысячелетнего духовного противостояния с [христианским] чужебесием. В слове “язычество” нет ничего ругательного для самих язычников.
Тот факт, что такие слова как “язычество” = “paganism” являются сегодня чуть ли не бранными словами для некоторых язычников, говорит только лишь о результатах христианской пропаганды, и ни о чем более (“пропаганда” на латинском языке – идеологическая “работа” среди язычников). Что уж говорить, прошло много столетий, изменился язык, претерпели изменения многие понятия, и сегодня почти все слова, так или иначе относящиеся\относившиеся к язычеству и языческому мировоззрению, превращены в ругательства (примеры см. выше ). Заниматься на этом основании словотворчеством (а по сути словоблудием) и выдумывать некие новые слова для всех и вся – как минимум неумно да и однобогим (монотеистам) слишком много чести. Гораздо разумнее направить те же усилия на то, чтобы ругательными стали совсем другие слова, которые того действительно заслуживают. Важно также и то, что самим фактом именования себя “язычниками”, мы отбираем тот самый Жупел, с помощью которого некоторые пытаются принизить тех, кто им не нравится. Мы не боимся называть себя “язычниками” и даже “паганцами” – в Беларуси есть славянская языческая община, представители которой не стесняются называть себя прямо вот так – зато всяким хулителям после этого просто нечем крыть. Аналогия: в свое время в Штатах слово “коп” было ругательным (равно как у нас слово “мент”), но прошло время, и теперь каждый американский полицейский может с гордостью сказать “да, я – коп”. Этот положительный образ, равно как и слово им обозначаемое, создавался десятилетия с помощью фильмов и ежедневной работы самих органов правопорядка; этот же процесс начался и у нас – уже выходят книги с упоминанием слова “мент”, вышел телесериал “Менты”, и через каких-то пару десятилетий никто уже и не вспомнит, что когда-то какое-то слово было для кого-то ругательным или неизящным. Вот примерно так же может происходить и со словом “язычество” (равно как и с любым другим словом). Тем более, что подобное уже происходило в древности, когда христиане взяли это себе на вооружение и использовали все это как “погонялово” – теперь остается лишь вернуть это нам на вооружение. Да и, что уж говорить, когда общеиспользуемое даже в высшей политике слово “симпозиум” происходит от греческого “попойка”; а слово “плюрализм” у древних греков означало множественные совокупления во время оргии. И слово “паганый” на этом фоне выглядит куда как приличней: всего-то навсего “почвеннический, сельский, деревенский”. Просто, в поздние времена это слово использовали христиане, которые презрительно называли приверженцев веры предков “деревенщиной”, полагая их непросвещенными и темными, когда те упорно не желали обращаться в “истинную веру христову”.
А уж такое слово как “язычество” так и вообще имеет корень “народ” (“язык”), то есть, “язычники” по сути есть “народники” – такой перевод наиболее изящен, и поэтому впредь будет использоваться именно этот вариант перевода (что бы там не говорили любители “изначальности” и прочего исторического нафталина, мечтающие о “гармонии застойного болота” и не понимающие, что все меняется и должно меняться – ибо Движение и есть Жизнь).
СЛАВЯНСКИЕ ТРАДИЦИИ
Во всех официальных бумагах – уставах, названиях общин и т.п. необходимо употреблять именно термин “язычество” или словосочетание “славянское язычество”. В противном случае нам закрыт выход на создание всероссийской конфессии и признание современного славянского язычества историческим преемником дохристианских верований славян. Ибо любая религиоведческая экспертиза, назначаемая в таких случаях по действующему ныне законодательству, признает все наше движение всего лишь совокупностью малочисленных разрозненных сект, принадлежащих к различным новоиспеченным вероисповеданиям, не имеющим отношения к древней славянской вере (к славянскому язычеству) и, следовательно, принципиально не могущих считаться принадлежащими к традиционным для России конфессиям. Соответственно этому, единственно допустимым следует считать официальное (зарегистрированное в органах) название общины как “языческой”. Чем быстрее мы сможем достичь всеобщего признания этого термина, прямо отвечающего целям всего нашего движения, тем лучше. В этой связи особо следует отметить, что никто не призывает именовать себя только “язычниками” (или даже, например, “паганцами”). Напротив, параллельно можно использовать любые другие идентификаторы, как то “родноверы”, “родолюбы”, “родяне”, “многобожники”, “традиционалисты”, “пантеисты”, итп. Речь всего лишь идет о том, что не надо бояться и не надо стыдиться чужих (да и вообще каких угодно) Ярлыков и Жупелов, используемых разношерстными хулителями – только тогда они и перестанут быть таковыми. Мы их уже отобрали и, если надо, еще раз отберем. Просто надо ничего не бояться и спокойно делать свое дело. [ * называть язычество “православием” (“Славлением Прави”) – исторически и лингвистически неграмотно. Нигде и ни в каких исторических источниках даже намеком не упоминается, что славяне-язычники, дескать, “славили Правь” (тем более, зачем ее славить? она что, зачахнет без прославления, что ли? Правь – это законы Вселенной, прекрасно обходящиеся и без участия человека). Будучи предельно честными, приходится считаться с фактами. А факт в том, что “православие” – это буквальная калька с греческого “orthodoxis”: от “orthos” – “правильный” & “doxa” – “вера в”, “мнение о” (ком-либо), “доброе имя”, “слава”, “(про)славление”; т.е., слово “православие” имеет смысл “правильно восславлять” (иудейско-христианского бога, соответственно). Приведенная этимология слова “православие” является официально научной и разделяется всеми современными учеными историками и лингвистами. Несогласные с этим граждане могут попытаться представить доказательства своей точки зрения в точном соответствии с научной методологией: 1) факты, 2) источники, 3) ссылки, 4) аргументированные обоснования. До приведения всего вышеперечисленного – любое заявление не имеет никакой научной ценности, а явлется лишь мнением (которое вполне может оказаться и ошибочным; и именно поэтому требуются доказательства и достаточные основания).]