Что такое слово и предложение 1 класс правило
ОСНОВНЫЕ ПРАВИЛА РУССКОГО ЯЗЫКА В 1 КЛАССЕ
1.Слушание, говорение, чтение, письмо – это речь.
Устная речь – это речь, которую мы произносим или слышим.
Письменная речь – это речь, которую мы читаем или записываем.
2.Наша речь состоит из предложений. Предложения состоят из слов.
· Предложение выражает законченную мысль.
· В предложении говорится о ком-либо или о чём-либо.
· Слова в предложении связаны между собой по смыслу.
· В устной речи одно предложение от другого отделяется паузой (остановкой).
· На письме одно предложение от другого отделяется точкой (.), вопросительным (?) или восклицательным (!) знаками, многоточием (…).
· По интонации предложения бывают невосклицательные (.), восклицательные (!), вопросительные (?).
3. Текст – это несколько предложений, связанных между собой по смыслу и общей темой. У текста есть заголовок, тема, главная мысль.
Тема текста – это о чём говорится в тексте (Можно задать вопрос «О чём говорится в тесте?»).
Главная мысль текста – вывод, жизненный урок, это то, что хотел сказать автор (Можно задать вопросы «Чему учит текст?»)
4.Первое слово в предложении пишется с заглавной (большой) буквы.
Красная строка – строка в тексте, начинающаяся с отступа («два пальчика»).
5.С заглавной буквы ВСЕГДА пишутся:
· Имена, отчества, фамилии людей;
· Названия деревень, сёл, городов, стран, озёр, морей, рек и т.д.
6.При произношении слова состоят из звуков. Звуки обозначаются буквами.
Звуки, при произношении которых слышится только голос (без шума), а воздух во рту проходит свободно, называют гласными. Гласный звук образует слог.
Гласных звуков 6: [а], [о], [у], [и], [э], [ы].
Букв, обозначающих гласные звуки 10: а, о, у, и, э, ы, е, ё, ю, я.
7.Звуки, при произношении которых воздух во рту встречает преграду (губы, зубы, язык) и слышится только шум (например, [с]) или голос и шум (например, [з]) называются согласными.
Все согласные бывают звонкие (произносим их с голосом и шумом) и глухие (произносим их только с шумом).
Буквы, обозначающие звонкие согласные звуки: н, м, л, р, й, б, в, г, д, ж, з (верхняя строка ленты букв).
Буквы, обозначающие глухие согласные звуки: п, ф, к, т, ш, с, х, ц, ч, щ (нижняя строк ленты букв)
Таким образом, согласные по звонкости-глухости образуют пары.
Согласные звуки | |
Звонкие | Глухие |
[б] | [п] |
[в] | [ф] |
[г] | [к] |
[д] | [т] |
[ж] | [ш] |
[з] | [с] |
Есть непарные согласные: звонкие ([р], [л], [м], [н]) или глухие ([ц], [ч], [щ], [х]).
8. Слог– это те звуки, которые можно произнести одним толчком воздуха. Слог может состоят из одного (гласного) или нескольких звуков (согласных и одного гласного). В слоге всегда только ОДИН ГЛАСНЫЙ звук. В слове столько слогов, сколько в нём гласных звуков:
9.Один слог в слове произносится сильнее других. Такой слог называют ударным. Все остальные слоги называются безударными.
Знак ударения (ʹ) ставится над буквой, которая обозначает гласный ударный звук. Знак ударения не ставится, если в слове один слог (он и так будет произносится с ударением) или есть буква ё (она ВСЕГДА стоит под ударением).
Ударные гласные – это гласные звуки в ударных слогах слов.
Чтобы проверить, какой буквой обозначить безударный гласный звук в слове, надо изменить слово так, чтобы безударный звук стал ударным.
Проверяемое слово – это слово, в котором надо проверить написание безударной гласной буквы.
Проверочное слово – это слово, в котором проверяемая буква стоит под ударением.
Проверяемое слово | Проверочное слово | ||
пишем | Произносим и слышим | пишем | Произносим и слышим |
домá | [д ам á] | дóм | [д óм] |
10.В конце слов парные согласные звуки произносятся глухо.
Чтобы правильно обозначить парные согласные звуки в конце слова, их нужно проверить. Для этого надо изменить слово так, чтобы после согласного звука стоял гласный.
Проверяемое слово | Проверочное слово | ||
пишем | Произносим и слышим | пишем | Произносим и слышим |
столб | [с т о л п] | столбы | [с т а л бы] |
11.В русском алфавите 33 буквы (выучить). Каждая имеет своё место и название.
12.Буквы Ь (мягкий знак) и Ъ (твёрдый знак) звука не обозначают. Ь (мягкий знак) показывает, что согласные звук произносится мягко.
пишем | Произносим и слышим |
уголь | [у г о л’] |
Мягкость согласных звуков на письме также обозначается гласными буквами е, ё, ю, я, и, но только в том случае, если стоят после них («дружат с согласными»).
пишем | Произносим и слышим |
лес | [л’эс] |
13.Буквы е, ё, ю, я (йотированные гласные) в начале слова или после гласного звука обозначают два звука и один звук, если стоят после согласного.
пишем | Произносим и слышим |
яма | [й’а м а] |
мяч | [м’а ч] |
14. Перенос слов. При письме переносить слова с одной строки на другую можно только по слогам: ут-ро, кас-са, жур-нал. Одну букву нельзя оставлять на строке или переносить на новую строку.
Буквы й, ь, ъ при переносе нельзя отделять от стоящих перед ними буквами.
Слова – названия | ||||
Предметов или объектов, явлений, чувств | Признаков | Действий предметов или явлений | ||
Отвечают на вопросы | Кто? (одушевлённые) | Что? (неодушевлённые) | Какой? Какая? Какое? Какие? | Что делает? Что сделает? Что делают? Что сделают? |
Пример | Маша, дедушка, медведь | Дерево, деревня, гроза, радость | Большой, большая, большое, большие | Растёт, вырастет, растут, вырастут |
16.Слова на, в, от, об, по, из, к, у, за, под, над, с – предлоги. Они служат для связи слови в предложении. Предлоги пишутся отдельно от других слов.
Сравни: | |
Пришёл школу | Пришёл в школу |
17. Диалог – разговор двух или нескольких человек. В письменной речи слова каждого участника разговора пишутся с красной строки, перед ними ставится знак «тире».
3 + 5 = | 6 + 2 = |
5 + 2 = | 4 + 1 = |
4 + 5 = | 6 + 4 = |
4 + 2 = | 4 + 3 = |
а) Измерь длину отрезка и запиши результат. Начерти ещё один отрезок, который короче первого на 2 см.
Все правила по русскому языку в помощь превокласснику
Правила по русскому языку для 1 класса
1. Слова в предложении связаны по смыслу. Чтобы из слов получилось предложение, слова нужно изменять.
2. Первое слово в предложении пишется с большой буквы. В конце предложения ставят вопросительный знак, точку или восклицательный знак.
3. Предложения состоят из главных и второстепенных членов предложения. Главные члены предложения составляют основу предложения.
4. Произношение — это то, как мы говорим, произносим слово. Написание — это то, как мы должны написать слово.
5. Звуки, при произношении которых слышится только голос (без шума), а воздух проходит во рту свободно, называются гласными. Гласный звук образует слог. Гласных звуков шесть: [а], [о], [у], [ы], [и], [э]. Букв, обозначающих гласные звуки, 10: а, о, у, ы, и, э, е, ё, ю, я.
6. В слоге бывает только один гласный звук. В слове столько слогов, сколько в нем гласных звуков: о-сы — [о-сы].
7. Звуки, при произношении которых воздух встречает во рту преграду (губы, зубы, язык) и слышится только шум — [с] или голос и шум — [з], называются согласными. Согласные звуки обозначаются буквами: б, в, г, д, ж, з, й, к, л, м, н, п, р, с, т, ф, х, ц, ч, ш, щ.
10. Орфограмма — это написание слов по определенным правилам.
11. Имена, отчества и фамилии людей, клички животных пишутся с большой буквы. Это все имена собственные. Названия улиц, сел, деревень, городов и рек — имена собственные. Они пишутся с большой буквы.
12. В русской азбуке 33 буквы. Каждая имеет свое место и название. Как правильно они называются:
Аа (а), Бб (бэ), Вв (вэ), Гг (гэ), Дд (дэ), Ее (е), Ёё (ё), Жж (жэ), Зз (зэ), Ии (и), Йй (й), Кк (ка), Лл (эль), Мм (эм), Нн (эн), Оо (о), Пп (пэ), Рр (эр), Сс (эс), Тт (тэ), Уу (у), Фф (эф), Хх (ха), Цц (цэ), Чч (че), Шш (ша), Щщ (ща), ъ (твердый знак), Ыы (ы), ь (мягкий знак), Ээ (э), Юю (ю), Яя (я).
14. Буквы е, ё, ю, я в начале слова или после гласного звука обозначают два звука: е — [й′э], ё — [й′о], ю — [й′у], я — [й′а].
15. Мы пишем буквосочетания жи и ши с буквой — и. Это нужно запомнить.
17. В буквосочетаниях ЧК, ЧН, ЩН мягкий знак не пишется.
18. Согласные звуки бывают звонкие и глухие. звонкие произносятся с голосом и шумом, глухие — с шумом. Звонкие и глухие согласные составляют пары:
Есть непарные звонкие [р], [л], [м], [н].
Непарные глухие: [ц], [ч], [щ], [х].
19. В конце слов парные согласные звуки произносятся глухо. Чтобы правильно обозначить парные согласные звуки в конце слова, их нужно проверить. Для этого надо изменить слово так, чтобы после согласного звука стоял гласный: слолБ — стол[БЫ].
20. Наша речь состоит из предложений. Предложения состоят из слов. Слова в нашем языке делятся на группы, или части речи: имена существительные, имена прилагательные, глаголы, предлоги и другие части речи.
21. Слова могут называть людей и зверей, вещи, явления природы, действия и качества. К ним можно поставить вопрос КТО? или ЧТО? В грамматике такие слова называются именами существительными. Имя существительное — это часть речи.
22. Слова, которые обозначают признаки предметов, — это имена прилагательные. Имя прилагательное — это часть речи.
23. Слова, которые обозначают действия предметов, — это глаголы. Глагол — это часть речи.
24. Слова НА, В, ОТ, ОБ, ПО, ИЗ, К, У, ЗА, О, ПОД, НАД, С — предлоги. Предлоги служат для связи слов в предложении. Предлоги пишутся ОТДЕЛЬНО от других слов. Предлог — это часть речи.
Основные правила по русскому языку за 1 класс
Памятка «Основные правила по русскому языку за 1 класс» поможет быстро вспомнить пройденные правила после каникул и во время учебы. Сохраните страницу себе в закладки, чтобы не потерять.
Буквы при написании
Безударные гласные
Если гласный в слове безударный, то на письме можно допустить ошибку. Для правильного написания гласный нужно проверить — подобрать родственное слово или изменить слово так, чтобы сомнительный гласный был под ударением.
Например, Л(е/и)са — это лес (деревья) или лис (животное)?
Перенос слов
Предложения
Части речи
1. В нашем языке есть слова, которые отвечают на вопросы «кто?», «что?»:
2. В русском языке есть слова, которые отвечают на вопросы:
3. В русском языке есть слова, которые отвечают на такие вопросы:
«что делать?» (варить, лечить); «что делает?» (варит, лечит); «что делал?»
Форма слова и родственные слова
Большинство слов русского языка изменяются — принимают такую форму, которая необходима в предложении, в сочетании с другими словами. Например, слово стол (положить на стол, сидеть за столом) меняет свою первоначальную форму.
Но есть и такие слова, форма которых никогда не изменяется. Они пришли в русский язык из других языков: шимпанзе, кенгуру, пони, фламинго, колибри, какаду; кино, пальто, метро, эскимо.
Некоторые слова в русском языке являются родственными. В них есть общая главная часть с одинаковым значением: снег – снегокат, сад – садовый.
Большая буква в словах
Слова ученик, ученица, город, река, кот называют группы предметов: много учеников и учениц, много городов и рек, много котов.
А вот Коля, Денис, Даша, Света, Москва, Саратов, Обь, Енисей, Мурзик —это собственные имена ученика, ученицы, города, реки, кота. Именно поэтому имена людей, их отчества и фамилии, названия городов, рек, озёр, клички животных, названия книг пишутся с прописной (заглавной) буквы. Даже если мы говорим: «В нашем классе учатся три Светы», — то понимаем, что каждая из них единственная.
С прописной (заглавной, большой) буквы пишутся:
Также в 1 классе проходят
Заключение
Слова, написанные с ошибками могут помешать понять их значения. Поэтому каждому первокласснику необходимо знать основные правила по русскому языку за 1 класс.
Конспект по русскому языку: «Слово и предложение» (1 класс).
Учитель нач. классов: Пахомова А.С.
Тема: Слово и предложение. Стр.6-7.
I. Мотивирование к учебной деятельности.
Цель урока: определить границу между предложением и группой слов.
Задачи: умение строить предложение из слов; развитие умения списывать, диктуя себе по слогам, и проверять свою запись.
Задача урока: «Научиться отличать слово от предложения»
Добрый день и добрый час! Как мы рады видеть вас. Друг на друга посмотрели. И тихонечко все сели.
2. Актуализация знаний.
Буквы-значки, как бойцы на парад
В чётком равненье построились в ряд.
Каждый в условленном месте стоит
И называется он… алфавит
Откройте учебники на с.7, внимательно рассмотрите ленту букв. Что вы можете сказать? Буквы тянутся в начало алфавита и в конец. Пропущена буква «р».
Что вы знаете о букве «р» Буква согласного звука, непарная, звонкая.
3. Выявление места и причины затруднения.
Сравните, запись в левой и правой части доски? Что здесь написано?
А в правой части доски? Докажите мне, что это предложение. Какая тема сегодняшнего нашего урока, кто догадался? Правильно, тема урока «Слово и предложение» Тема нам знакома. Главное назначение предложения выражать какую либо законченную мысль.
На доске: ЛАСКОВОУЛЫБА ЕТСЯВЕСЕННЕЕС ОЛНЦЕ
А теперь попробуйте определить, что у меня на доске? Не слово и не предложение.
Вывод. Предложение выражает законченную мысль. Предложение состоит из слов, связанных по смыслу. (У предложения на письме есть определённые правила оформления, в устной речи интонация.)
Откроем учебники на странице 6, прочитаем глазками правило в рамочке, ребята, а вы заметили что мы с вами не заглядывая в учебник повторили и показали как хорошо мы знаем это правило о предложении.
Вы молодцы! Наши выводы совпали с выводами учебника.
Сколько слов в предложении? Как в устной речи слова разделить в предложении
Запишите правильно: Ласково улыбается весеннее солнце.
Прочитайте слово на следующей строке. Собака.
Собака – одушевлённый или неодушевлённый предмет? Одушевлённый – кто? Собака
А у вас собака есть? Как её зовут? Можете вы сказать, что собака – ваш друг? Вы любите своего четвероногого друга?
Давайте запишем клички ваших собак. Вспомните правило написания кличек животных.
Какое другое слово спряталось в слове «собака»? Запишите его. Назовите орфограмму. Бак. Парная согласная на конце слова, проверочное слово – баки. Запись в тетради: бак-баки.
4. Целеполагание и построение проекта выхода из затруднения.
Позвольте мне напомнить вам всё, что мы с вами записали: собака, бак, баки, А что это всё? Слова.
Упр. 1.прочитаем. Как вы думаете – это предложение? О чем говорится в этих предложениях?
Отвечаем на вопросы задания 1.
В предложении есть смысл. Предложение состоит из слов. Слова в предложении связаны по смыслу. Предложение выражает законченную мысль.
Ярко светит солнце.
Красивый речной пароход быстро….
в, бродит, чаще, лесной, медведь.
Однажды поздним вечером
В. бушевала, день, лесу, целый, гроза.
С юга вернулись наши пернатые друзья.
Ласковые лучи солнышка посылают
Будут, в, саду, школьники работать.
Ребята повесили на деревьях скворечники.
6. Реализация построенного проекта.
Прочитаем записи задания №3, какие их них являются предложениями? Дайте характеристику этим предложениям. Первое предложение – вопросительное, а другое – повествовательное. Ученики идут в школу? Дует свежий весенний ветер.
Как вы понимаете значение выражения «свежий ветерок» и «свежий хлеб»? Прохладный ветерок, мягкий хлеб.
Почему остальные записи не являются предложениями. Нет смысла. Измените или добавьте слова. Чтобы образовалось предложение. Мы ходили в лес за грибами. На улице был сильный мороз.
Прежде чем выписать предложения, проверим себя, как оформляется предложение на письме. Прочитаем правило. Стр.6.
7. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.
Работа в тетради. (РТ 1, с.6 №1) Без терпенья нет ученья. Если будешь стараться, то всё получится, будешь хорошо учиться.
Работа по учебнику с.7 №6 (восстановить пословицы)
Ученье – свет, а неученье – тьма. Делу – время, а потехе час. Ученику – удача, а учителю – радость.
8. Включение в систему знаний и повторение.
Работа со словарным словом.
Прочитайте предложения : Ученики идут в школу? Ученье – свет, а неученье – тьма), найдите родственные слова.
Слово «ученик» – словарное. Прочитайте и запишите. Определите ударную и безударную гласную.
9. Рефлексия. Подведение итогов.
Кому сегодня было интересно на уроке? Кто может сказать, что может отличить слово от предложения?
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Что такое предложение?
Узнаем, что такое предложение в русском языке. С понятием «предложение» учеников знакомят в 1 классе. Во 2 и 3 классе первоначальные знания о предложении расширяются и углубляются. Ученики узнают, какие бывают предложения по цели высказывания и силе выраженного чувства, какие члены предложения являются главными и второстепенными.
Как слова образуют предложение?
Наша речь состоит из слов. В 1 классе ученики узнают, что некоторые слова называют предметы. Слова, обозначающие живые существа, отвечают на вопрос кто? К неживым предметам зададим вопрос что?
Другие слова обозначают действие предметов и отвечают на вопросы что делает? что сделает?
Эти слова не просто называют предметы и их действия, а, находясь рядом, оформляют сообщение, из которого можно узнать, что происходит с тем или иным предметом. Значит, в высказывании слова связаны между собой по смыслу. Эти слова находятся в определенном порядке и организуют связное по содержанию высказывание, которое называется предложением.
Первое слово в предложении всегда пишется с большой буквы. А в конце предложения ставится точка.
Ветер дует. Птичка сидит на ветке. Воробей чирикает.
Какие бывают предложения?
Предложения отличаются друг от друга не только своим содержанием, тем, о чем в них говорится. При помощи предложений мы выражаем свои мысли и чувства, обращаемся друг к другу с вопросами, просьбами и пожеланиями. Каждое предложение сообщает о чем-то с определенной целью. Цель сообщения указывает, для чего, зачем оно произносится, с какой интонацией, с повышением или понижением голоса.
Повествовательное предложение
Если в предложении без выражения особых чувств только сообщаются какие-то сведения о ком-либо или о событиях и явлениях, реально происходящих, оно является повествовательным.
Плещется волна. По реке плывет лодка. Рыбак ловит рыбу.
Интонация, с которой эти предложения произносятся, спокойная, повествовательная, а в конце их голос несколько понижается.
В конце повествовательного предложения ставится завершающий пунктуационный знак точка.
Вопросительное предложение
Если у нас есть цель узнать о чем-то, то мы задаем вопросы:
Кто поет на дереве? Какая это птица?
Эти предложения произносятся с особой вопросительной интонацией. Голос повышается в конце предложения. Вопросительное предложение завершает вопросительный знак.
Побудительное предложение
С помощью предложений мы можем побуждать кого-то к действию, а также выразить свою просьбу, пожелание.
Восклицательные и невосклицательные предложения
Предложения отличаются не только по цели высказывания, но и по интонации. Одни предложения произносятся спокойно, без проявления особых эмоций. Это невосклицательные предложения.
А некоторые предложения выражают сильное чувство и произносятся с особой интонацией.
В конце такого предложения ставится восклицательный знак.
Главные члены предложения
В предложении имеются главные члены, которые составляют его основу. В каждом предложении сообщается, о ком или о чём идет речь.
Слово, обозначающее лицо или предмет, о котором говорится в предложении, является главным членом предложения. Это подлежащее.
В предложении обязательно имеется второй главный член, который обозначает, какое действие выполняет подлежащее. Это сказуемое.
Распространенное и нераспространенное предложение
Подлежащее и сказуемое — это главные члены предложения, которые являются грамматическим и смысловым центром предложения. Другие члены предложения являются второстепенными.
Подлежащее и сказуемое могут выражать законченную мысль самостоятельно.
Зима пришла. Выпал снег. Дети рады.
В этих предложениях содержатся только главные члены предложения. Такое предложение является нераспространенным.
В предложении, кроме главных членов, могут быть второстепенные члены, которые поясняют подлежащее или сказуемое или другой второстепенный член.
Сравните:
Наконец пришла снежная зима. Выпал белый пушистый снег. Все дети рады зиме.
Примеры
Что ты знаешь об обитателях моря?