Геннадий шпаликов стихи лучшее

Геннадий шпаликов стихи лучшее

Ребята добрый день подскажите что делать, очень часто в последнее время стал замечать что жена стала задерживаться на работе, буквально там живет. Говорит много работы и очень устает, постоянно злая и не довольная. Интима почти нет уже пару месяцев, любой контакт блокируется, а при выяснение причины…

Вчерашний день погас,
А нынешний не начат,
И утро, без прикрас,
Актрисою заплачет.

Без грима, нагишом,
Приходит утром утро,
А далее — в мешок —
Забот, зевот… И мудро,

Что утро настает,
И день не обозначен,
И ты небрит и мрачен.
Светлеет. День не начат,
… показать весь текст …

Бывают крылья у художников

Бывают крылья у художников,
Портных и железнодорожников,
Но лишь художники открыли,
Как прорастают эти крылья.

А прорастают они так,
Из ничего, из ниоткуда.
Нет объяснения у чуда,
И я на это не мастак.

Жила с сумасшедшим поэтом

Жила с сумасшедшим поэтом,
Отпитым давно и отпетым.
И то никого не касалось,
Что девочке горем казалось.

О нежная та безнадежность,
Когда все так просто и сложно,
Когда за самой простотою —
Несчастья верста за верстою.

Несчастья? Какие несчастья, —
То было обычное счастье,
Но счастье и тем непривычно,
Что выглядит очень обычно.
… показать весь текст …

Звон трамвая голосист и гулок,
Парк расцвечен точками огней,
Снова я пришел на переулок —
Переулок юности моей.

Над асфальтом наклонились вязы,
Тенью скрыв дорожку мостовой.
Помню, как к девчонке сероглазой
Торопился я под выходной.

Как, промокнув под дождем веселым,
За цветущий прятались каштан,
Девочка из сорок третьей школы
И до слез смущенный мальчуган.
… показать весь текст …

Под ветром сосны хорошо шумят,
Светает рано. Ты не просыпайся,
Ко мне плечом горячим прикасайся,
Твой сон качают сосны и хранят.
Тебя держу, тебя во сне несу
И слышу — дятел дерево колотит,
Сегодня воскресение в лесу,
На даче, на шоссе и на болоте.
Покой еще не начатого дня,
Неясные предметов очертанья.
Я думаю, как ты вошла в меня,
В мои дела, заботы и сознанье.
Уходят в будни наши торжества,
Но по утрам хочу я просыпаться,
… показать весь текст …

То ли страсти поутихли,
То ли не было страстей, —
Потерялись в этом вихре
И пропали без вестей
Люди первых повестей.

На Песчаной — все песчано,
Лето, рвы, газопровод,
Белла с белыми плечами,
Пятьдесят девятый год,
Белле челочка идет.

Вижу четко и нечетко —
Дотянись — рукой подать —
… показать весь текст …

Марианне Вертинской

Выпей со мной, Марьяна,
Из моего стакана.
Пусть тебе снится
Светлая Ницца
И заграница, Марьяна.
Кошки на мягких лапах,
Твой знаменитый папа.

Солнцем обрызган целый мир,
Празднично блещет улица.
После
утренней тьмы
квартир
Люди стоят
и щурятся.
Сдвинься, попробуй, —
не хватит сил,
И у подъездов,
спросонок,
Город большой на мгновенье
застыл,
Зажмурившись,
… показать весь текст …

Геннадий шпаликов стихи лучшее. Смотреть фото Геннадий шпаликов стихи лучшее. Смотреть картинку Геннадий шпаликов стихи лучшее. Картинка про Геннадий шпаликов стихи лучшее. Фото Геннадий шпаликов стихи лучшее

Не насовсем прощались

Не насовсем прощались,
А так, до неких пор,
Забытыми вещами
Завален летний двор.

Кому и чем обязан —
Трава узнает путь.
Я разберусь не сразу,
Я после разберусь.

Так бесконечно лето
У нас над головой,
И хорошо бы это
Позаросло травой.
… показать весь текст …

Я со псом разговаривал ночью,
Объясняясь, — наедине, —
Жизнь моя удается не очень,
Удается она не вполне.

Ну, а все же, а все же, а все же, —
Я спросил у случайного пса, —
Я не лучше, но я и не плоше,
Как и ты — среди псов — не краса.

Ты не лучший, единственный — верно,
На меня ты печально глядишь,
… показать весь текст …

Источник

Имя на поэтической поверке. Геннадий Шпаликов

Прекрасные стихи он писал ещё в юности. Согласитесь, далеко не каждый семнадцатилетний парень может написать так образно, но в тоже время просто:

Москва, июль печёт в разгаре,
Жар, как рубашка к зданиям прилип.
Я у фонтана, на Тверском бульваре
Сижу под жидковатой тенью лип.

Девчонки рядом с малышом крикливым,
Малыш ревёт, затаскан по рукам,
А девочки довольны и счастливы
Столь благодатной ролью юных мам.

И, вытирая слезы с мокрой рожи,
Дают ему игрушки и мячи:
«Ну, Геночка, ну перестань, хороший,
Одну минутку, милый, помолчи».

Ты помолчи, девчонки будут рады,
Им не узнать, что, радостью залит,
Твой тёзка на скамейке рядом
С тобою, мальчуган, сидит.

И пусть давным-давно он не ребёнок,
Но так приятно, нечего скрывать,
Что хоть тебя устами тех девчонок
Сумели милым, Геночкой назвать.
1954

Детство Геннадия Фёдоровича Шпаликова было непростым. Родился он 6 сентября 1937 года в семье военного инженера Фёдора Григорьевича, который в то время проходил службу в карельском городе Сегеже.

Отец участвовал в строительстве оборонных укреплений – отношения с Финляндией были далеки от дружеских. В 1939 году Фёдора Григорьевича перевели в Москву на должность преподавателя военно-инженерной академии имени В. В. Куйбышева.

Но в столице Шпаликовы прожили менее двух лет. С началом войны Академию перевели в Среднюю Азию. Однако в 1943 году всё вернулось на круги своя. В конце войны отец добился отправки на фронт. Из Польши вскоре пришло извещение о том, что Ф. Г. Шпаликов погиб.

Осенью победного года Гена пошёл в первый класс обычной московской школы. А в 1947 году был направлен в Киевское суворовское военное училище, как сын погибшего офицера.

Там же в суворовском училище начал писать стихи и рассказы. Буквально каждый день что-то сочинял и написал 250 стихотворений, одноактовою драму, два рассказа, начал работать над повестью и поэмой.

Потом после Суворовского училища в 1955 году Геннадий Шпаликов поступил в Московское Краснознамённое военное училище имени Верховного Совета РСФСР.

Геннадий Шпаликов в то время был очень оптимистичным человеком, он же безумно талантливый!

А потому подал документы на сценарный факультет Всесоюзного государственного института кинематографии и поступил при огромном конкурсе.

На курсе его любили за лёгкость в общении, уверенностью в том, что все трудности преодолимы. Он в то время писал:

Я выхожу, большой, неуклюжий,
Под солнце, которое в самом зените,
И наступаю в синие лужи,
Я говорю им: вы извините!
Вы извините, синие лужи, –
Я ошалелый и неуклюжий.

Неуклюжий – это не для рифмы, а потому, что в ту весну автор ещё прихрамывал.

С 1956 года по 1961 год Геннадий Шпаликов учиться во ВГИКе, на сценарном факультете.
Во время учёбы женился в 1959 году на студентке сценарного факультета ВГИКа Наталья Рязанцевой.

После окончания учёбы жизнь бурлила, как вода в половодье. Сценарий «Трамвай в другие времена» берет для съёмок один из близких друзей Шпаликова Юрий Файт.

Режиссёр Виктор Туров снимает картину «Звезда на пряжке», тоже по сценарию Геннадия.
Но появилась неувязка в личной жизни – два сценариста не могут ужиться в одной семье.

К том уже Наталья обвиняет Геннадия в том, что он сильно увлёкся молоденькой актрисой Инна Гулая.

Зрители помнят её по главной роли в фильме «Когда деревья были большими» Льва Кулиджанова.

А что делать, если она уже беременна от Геннадия? Он сжигает мосты: оставляет Наталью и уходит к Инне в 1962 году, а 19 марта 1963 года у них рождается дочь Дарья.

Ради молодой жены Геннадий Шпаликов готов на все!

Муза кажется поселяется у него надолго. Именно в тот период написано одно из лучших стихотворение поэта:

А я иду, шагаю по Москве

Бывает все на свете хорошо,-
В чем дело, сразу не поймёшь,-
А просто летний дождь прошёл,
Нормальный летний дождь.

Мелькнёт в толпе знакомое лицо,
Весёлые глаза,
А в них бежит Садовое кольцо,
А в них блестит Садовое кольцо,
И летняя гроза.

А я иду, шагаю по Москве,
И я пройти ещё смогу
Солёный Тихий океан,
И тундру, и тайгу.

Над лодкой белый парус распущу,
Пока не знаю, с кем,
Но если я по дому загрущу,
Под снегом я фиалку отыщу
И вспомню о Москве.
1963

Первая крупная сценарная работа «Застава Ильича» Геннадия Шпаликова, снятая режиссёром Марленом Хуциевым.

Фильм подвергся жёсткой цензуре, из него был исключён ряд сцен.

Геннадий Шпаликов выступил с резкой критикой цензурных ограничений.

В 1964 году фильм все же вышел на экраны в сокращённом варианте. Он не понравился самому Никите Хрущёву.

В 1962 году Геннадий Шпаликов выступил сценаристом для режиссёра Георгия Данелия, приступившего к съёмкам фильма «Я шагаю по Москве».

Композитор Андрей Петров написал музыку на стихотворение «А я иду, шагаю по Москве» и песня вошла в фильм.

Исполнял песню в картине молодой актёр Никита Михалков.

По свидетельству очевидцев слова песни Геннадий написал прямо на съёмочной площадке.

Этому фильму также пришлось пробиваться к зрителю через утверждения В многочисленных инстанциях, вносивших свои замечания и исправления.

Геннадий не хотел мириться с диктатом чиновников Совкино, при этом запил горькую.

К сожалению, даже рождение дочери Дарьи не могло удержать от алкоголя, и расставания в дальнейшем с супругой Инна, которая не выдержала такой жизни.

Хотя новая семья и рождение дочери на некоторое время помогли Геннадию воздержаться от пагубной привычки.

Надо сказать, что Геннадий Шпаликов был самокритичен к себе, без послаблений, что видно отчётливо из его стихотворения:

Я дошёл до ручки,
Да, теперь хана.
День после получки,
Денег – ни хрена.
Что сегодня? Пятница?
Или же четверг?
Пьяница, ты пьяница,
Пропащий человек.

В 1966 году на экраны вышел фильм «Долгая счастливая жизнь», как оказалось впоследствии единственная режиссёрская работа Геннадия Шпаликова, снятая по его сценарию.
Главные роли исполняли Инна Гулая и Кирилл Лавров. Играл в фильме Владимир Высоцкий. На международном фестивале авторского кино в Бергамо фильм получил главный приз. В СССР картина шла малозамеченный. В том же 1966 году вышел в прокат фильм «Я родом из детства», режиссёр Виктор Туров, автор сценария Геннадий Шпаликов, считающийся белорусскими критиками лучшей картиной, созданные за всю историю белорусского кино.

Затем у Геннадия Шпаликова начался период творческое невостребованности. Из многочисленных его сценариев, написанных до начала 1970-х годов, оказались экранизированы лишь 2 мультипликационных фильма «Жил-был Козявин» (1966), «Стеклянная гармоника» (1968)
.
Геннадий Шпаликов, уйдя из дома перебивался временным жильём, у друзей и знакомых.

Причём по свидетельству друзей писатель мог запросто работать пьяным, и поэтому даже не пытался перестать употреблять алкоголь, в начале «отшучивался», но потом махнул на жизнь рукой.

«Романтик оттепели» – так назвал Шпаликова Евгений Евтушенко.

Литературоведы также отмечают высокий уровень его произведений в 1970-е годы: в них звучит ярко индивидуальная тема хороших, но невыносимых друг с другом людей.

В 1971 году вышел снятый режиссёром Ларисы Шепитько «Ты и я», в сценарии которого Геннадий Шпаликов подвёл черту под шестидесятничеством, констатирую крах иллюзий этого поколения.

Фильм был отмечен на Венецианском фестивале, но стал худшим по посещаемости в СССР.

Несмотря на собственное нелёгкое финансовое положение, Шпаликов помогал своему другу писателю Виктору Некрасову, автору повести «В окопах Сталинграда», которого в конце в 1960-ых годов перестали печатать.

Затем он был лишён гражданства и вынужденно жил во Франции.

В 1971 году также неудачным оказался фильм режиссёра Сергей Урусевского «Пой песню, поэт», по шпаликовскому сценарию.

Председатель Госкино Ф. Т. Ермаш назначил картине тираж 16 копий, что сделало чрезвычайно низким гонорар сценариста Геннадия Шпаликова, надеявшегося расплатиться с долгами за счёт потиражных выплат.

Ещё совсем молодым, когда он только-только становился знаменитым Геннадий на дне рождения убелённого сединами собрата, несколько перебрал.

Пребывая в паршивом настроение, обронил фразу: «Поэту в России нужно жить до 37 лет, дальше жить просто неприлично».

Тогда никто предположить не мог, что слова окажутся пророческими.

1 ноября 1974 года привёл в исполнении свой приговор самобытный поэт и сценарист.

Похоронен в Москве на Ваганьковском кладбище.

Первый сборник стихов был опубликован посмертно спустя 5 лет «Избранное» – 1979 год. Позднее также вышли и другие сборники: «Я жил, как жил», 1998 год, «Прощай Садовое кольцо» – 2000, «Пароход белый-беленький» – 2000.

Первая мемориальная доска в честь Геннадия Шпаликова (Москва, 1-я Тверская-Ямская, 13) с надписью: «В этом доме с 1956 по 1960 год жил и работал поэт и кинодраматург Геннадий Фёдорович Шпаликов».

Затем была установлена фигура Геннадия Шпаликова – часть скульптурные композиции у входа во Всероссийский государственный университет кинематографии имени С. А. Герасимова.

И ещё была открыта мемориальная доска на родине Геннадия Шпаликова в Сегеже, в Республике Карелия.

Я думаю, что лучше память замечательному поэту и кинодраматургу Геннадию Шпаликову состоит в том, что для нашего старшего поколения стоит сказать: «Геннадий Шпаликов», – и мы тут же улыбаемся, сами не зная почему.

То ли своему детству с шариками первомайских демонстраций, то ли юности с далёкой и прекрасной столицей в фильме «Я шагаю по Москве», то ли просто какие-то хорошие пустяки вспоминаются.

Говоря словами Геннадия Шпаликова:

День был светлый и свежий,
Людям нравилось жить.
Я был весел и вежлив,
Я хотел рассмешить…

Из поэтического наследия Геннадия Шпаликова.

В фильме «Коллеги» 1962 года звучит песня «Палуба» – музыка Юрия Левитина на стихи Геннадия Шпаликова в исполнении Олега Анофриева

На меня надвигается
По реке битый лёд.
На реке навигация,
На реке пароход.

Пароход белый-беленький,
Дым над красной трубой.
Мы по палубе бегали –
Целовались с тобой.

Пахнет палуба клевером,
Хорошо, как в лесу.
И бумажка приклеена
У тебя на носу.

Ах ты, палуба, палуба,
Ты меня раскачай,
Ты печаль мою, палуба,
Расколи о причал.

В финале фильма «Гений» звучит песня на стихи Геннадия Шпаликова «Ах, утону я в Западной Двине…» в исполнении Александра Абдулова, музыка Вячеслава Иванова.

Ах, утону я в Западной Двине,
Или погибну как-нибудь иначе,
Страна не пожалеет обо мне,
Но обо мне мои товарищи заплачут.

Они меня на кладбище снесут,
Простят долги и старые обиды.
Я отменяю воинский салют,
Не надо мне гражданской панихиды.

Я никогда не ездил на слоне,
Имел в любви большие неудачи,
Страна не пожалеет обо мне,
Но обо мне мои товарищи заплачут.

В финале фильма «Подранки» звучит стихотворение Геннадия Шпаликова «По несчастью или к счастью…», которое читает режиссёр фильма Николай Губенко.

По несчастью или к счастью,
Истина проста:
Никогда не возвращайся
В прежние места.

Даже если пепелище
Выглядит вполне,
Не найти того, что ищем,
Ни тебе, ни мне.

Путешествие в обратно
Я бы запретил,
Я прошу тебя, как брата,
Душу не мути.

А не то рвану по следу –
Кто меня вернёт? –
И на валенках уеду
В сорок пятый год.

Данные стихи Геннадия Шпаликова положил на музыку Сергей Никитин:

Друзей теряют только раз,
И, след теряя, не находят,
А человек гостит у вас,
Прощается и в ночь уходит.
А если он уходит днём,
Он все равно от вас уходит.
Давай сейчас его вернём,
Пока он площадь переходит.

Его немедленно вернём,
Поговорим и стол накроем,
Весь дом вверх дном перевернём
И праздник для него устроим.
А если он уходит днём,
Он все равно от вас уходит.
Давай сейчас его вернём,
Пока он площадь переходит.

Друзей теряют только раз,
И, след теряя, не находят,
А человек гостит у вас,
Прощается и в ночь уходит.
А если он уходит днём,
Он все равно от вас уходит.
Давай сейчас его вернём,
Пока он площадь переходит.

Данное стихотворение Геннадия Шпаликова звучит как завещание:

Я к вам травою прорасту,
Попробую к вам дотянуться,
Как почка тянется к листу
Вся в ожидании проснуться.

Однажды утром зацвести,
Пока её никто не видит,
А уж на ней роса блестит
И сохнет, если солнце выйдет.

Оно восходит каждый раз
И согревает нашу землю,
И достигает ваших глаз,
А я ему уже не внемлю.

Не приоткроет мне оно
Опущенные тяжко веки,
И обо мне грустить смешно,
Как о реальном человеке.

А я – осенняя трава,
Летящие по ветру листья,
Но мысль об этом не нова,
Принадлежит к разряду истин.

Желанье вечное гнетёт,
Травой хотя бы сохраниться –
Она весною прорастёт
И к жизни присоединится.

Геннадий Шпаликов – одна из самых нежных красок на групповом портрете поэтов прошлого ХХ века.

Он не вписался в нашу равнодушно систему, он боролся с ней своим темпераментом, своей драматургией, своей поэзии, своей уникальной личностью и знал, что это борьба безнадёжна.

Но откуда на сердце
Вдруг такая тоска?
Жизнь уходит сквозь пальцы
Жёлтой горстью песка.

После его трагического ухода все схватились за голову, кто его любил, и любили его многие.

Он был слишком нежен и светел, Гена, скрывающий простуженное горло синим шарфиком. Никто не думал, что он не выдержит.

Источник

7 самых известных стихотворений Геннадия Шпаликова

Геннадий шпаликов стихи лучшее. Смотреть фото Геннадий шпаликов стихи лучшее. Смотреть картинку Геннадий шпаликов стихи лучшее. Картинка про Геннадий шпаликов стихи лучшее. Фото Геннадий шпаликов стихи лучшее

Он родился в небольшом городке Сегежа в Карелии, где его отец, военный инженер Федор Григорьевич Шпаликов работал на строительстве Сегежского бумажно-целлюлозного комбината. В Москву семья Шпаликовых вернулась в 1939 году.

«28 января 1944 г. в Польше погиб мой отец, инженер-майор Шпаликов. В 1945 году я поступил в школу, а в 1947 году военкоматом Ленинградского района г. Москвы был направлен в Киевское суворовское военное училище, как сын погибшего офицера» — писал Геннадий Шпаликов в автобиографии при поступлении во ВГИК. Именно в Суворовском он начал писать стихи и рассказы, попробовал свои силы в качестве редактора молодежной и приобрел привычку, которую сохранил до конца своей недолгой жизни — начал вести дневник. В одной из центральных газет в 1955 году было опубликовано первое стихотворение суворовца Шпаликова. Реакция на это событие для многих 18-летних могла бы стать причиной острого приступа звездной болезни, но Шпаликов отреагировал на него с изрядной долей самоиронии:

Не смотри на будущее хмуро,
Горестно качая головой…
Я сегодня стал литературой
Самой средней, очень рядовой.

Пусть моя строка другой заслонится,
Но благодарю судьбу свою
Я за право творческой бессонницы
И за счастье рядовых в строю.

В Суворовском он провел восемь лет, а в 1955 году серьезная травма колена (пролежал три месяца в госпитале) поставила крест на военной карьере Шпаликова: его признали негодным к военной службе и комиссовали. Геннадий вернулся в Москву и с ходу, без труда поступил во ВГИК.

Общительный, дружелюбный, а главное искренне доброжелательный, он мгновенно стал лидером и любимцем студенческой «тусовки»: редко какие посиделки обходились без компанейского Гены Шпаликова. Правда, уже тогда его друзья-приятели отметили, что даже солидная доза возлияний не парализовывала работоспособность весельчака Генки: в отличие от большинства из них, после дружеского застолья он садился за письменный стол — писать сценарий. Многих восхищала, а в ком-то вызывала зависть и другая особенность Шпаликова: писал он легко и очень быстро. И стихи тоже.

«…Поначалу я не особенно прислушивался к его стихам… Казалось, ну да, пишет какие-то песенки, пишет для себя, а потом, когда я вчитался, когда вслушался, то понял, какой это серьезный замечательный поэт, — вспоминал режиссер-фронтовик Петр Тодоровский. — Когда я вдруг набрел у него на эти строки — «Рио-Рита», «Рио-Рита», вертится фокстрот, на площадке танцевальной сорок первый год», — я просто задрожал, я понял, что мой фильм (я снимал «Военно-полевой роман») без этих слов в чем-то очень сильно потеряет или чего-то не найдет, — вспоминал режиссер-фронтовик Петр Тодоровский. — Самое поразительное, Генке Шпаликову в сорок первом году было четыре года! …И этот четырехлетний мальчик запомнил и в этих строфах — «городок провинциальный, летняя жара» — точно описал эту атмосферу, эту беззаботность, эту безответственность, это непонимание того, что сейчас случится…»

В 1962 году Геннадий Шпаликов написал сценарий лирической комедии «Я шагаю по Москве», которая была блестяще поставлена режиссером Георгием Данелией. Кстати, песня из фильма, как уверяли очевидцы, была написана Шпаликовым, что называется, на одном дыхании, тут же, на съемочной площадке. Успех картины был потрясающим. И как только она вышла на экраны, песню стала распевать вся огромная страна. Не менее популярной стала еще одна песня Геннадия Шпаликова — «Пароход белый, беленький…».

Личную жизнь Геннадия Шпаликова счастливой нельзя назвать даже с натяжкой. Первая жена Наталья Рязанцева, с которой они познвкомились во время учебы во ВГИКе, ушла от него, не собираясь мириться с пристрастием мужа к алкоголю. Через некоторое время он женился на актрисе Инне Гулая (две «главных» картины в ее творческой биографии — «Когда деревья были большими» и «Время, вперед!»). Люди, общавшиеся с их семьей, отмечали, что некоторое время Шпаликову удалось справиться со своей тягой к спиртному, чему, безусловно, помогло и рождение дочки Даши.

В 1966 году Шпаликов как режиссер снял фильм «Долгая счастливая жизнь», в котором главную роль исполнила его жена Инна Гулая. Эта лента стала единственной режиссерской работой Шпаликова. Кстати, международный фестиваль авторского кино в Бергамо отметил картину главным призом, а в Советском Союзе она прошла практический незамеченной.

В этом же году белорусский режиссер Виктор Туров снял фильм «Я родом из детства» по сценарию Геннадия Шпаликова. По мнению многих критиков, это лучший из сценариев, написанных Шпаликовым. А белорусские кинокритики по сей день называют картину шедевром белорусского кинематографа, лучшим, что было снято за все время существования белорусского кинематографа.

За период с 1966 по 1968 год были экранизированы лишь два мультфильма по сценариям Шпаликова («Жил-был Козявин» и «Стеклянная гармоника»). Семья Шпаликова попала в сложную материальную ситуацию: приходилось в основном жить на деньги, которые получала Гулая в Театре-студии киноактера. В довершение к этому вновь «наладились» отношения Шпаликова с алкоголем. В семье начался разлад…

Из воспоминаний Петра Тодоровского: «К сожалению, Генка много пил — пил, как часто это бывает с мужчинами, от мужского одиночества. Жена от него ушла, мать его тоже не пускала, он болтался по друзьям, средств к существованию не было, и самое больное место — он писал, но писал не то, что хотел. У него была огромная масса замыслов, о которых он рассказывал. И почти ничего не удалось воплотить».

В том, что было написано Шпаликовым в 70-е, громко звучит тема «хороших, но невыносимых друг для друга» людей.
В 1971 году на экраны вышел фильм режиссера Ларисы Шепитько «Ты и я» по сценарию Геннадия Шпаликова. На фестивале в Венеции лента получила серебряную награду, а в Советском Союзе зритель его фактически проигнорировал.

«Вечерняя Москва» составила подборку самых известных стихотворений поэта.

1. «Геночка»

Москва, июль печет в разгаре,
Жар, как рубашка к зданиям прилип.
Я у фонтана, на Тверском бульваре
Сижу под жидковатой тенью лип.

Девчонки рядом с малышом крикливым,
Малыш ревет, затаскан по рукам,
А девочки довольны и счастливы
Столь благодатной ролью юных мам.

И, вытирая слезы с мокрой рожи,
Дают ему игрушки и мячи:
«Ну, Геночка, ну перестань, хороший,
Одну минутку, милый, помолчи».

Ты помолчи, девчонки будут рады,
Им не узнать, что, радостью залит,
Твой тезка на скамейке рядом
С тобою, мальчуган, сидит.

И пусть давным-давно он не ребенок,
Но так приятно, нечего скрывать,
Что хоть тебя устами тех девчонок
Сумели милым, Геночкой назвать.

2. «Ах улицы, единственный приют..»

Программе переулков дорогих,
Намерений веселых и благих.

3. «Далеко ли, близко прежние года. «

Далеко ли, близко
Прежние года,
Девичьи записки,
Снов белиберда.

Что-то мне не спится,
Одному в ночи —
Пьяных-то в столице!
Даром, москвичи.

Мысли торопливо
Мечутся вразброд:
Чьи-то очи. Ива.
Пьяненький народ.

Все перемешалось,
В голове туман.
Может, выпил малость?
Нет, совсем не пьян.

Темень, впропалую,
Не видать ни зги.
Хочешь, поцелую —
Только помоги.

Помоги мне верный
Выбрать в ночи путь,
Доберусь, наверное,
Это как-нибудь.

Мысли торопливо
Сжал — не закричи!
Чьи-то очи. Ива.
Жуть в глухой ночи.

4. Весна в Москве

Мимозу продают у магазина,
Голуби в небе —
не знаю чьи,
И радужно сияют
от бензина
Лиловые
московские
ручьи.

5. «Можайск»

В желтых липах спрятан вечер,
Сумерки спокойно сини,
Город тих и обесцвечен,
Город стынет.

Тротуары, тротуары
Шелестят сухой листвою,
Город старый, очень старый
Под Москвою.

Деревянный, краснокрыший,
С бесконечностью заборов,
Колокольным звоном слышен
Всех соборов.

Полутени потемнели,
Тени смазались краями,
Переулки загорели
Фонарями.

Здесь остриженный, безусый,
В тарантасе плакал глухо
Очень милый, очень грустный
Пьер Безухов.

6. «Пароход белый-беленький»

На меня надвигается

По реке битый лед.
На реке навигация,
На реке пароход.

Пахнет палуба клевером,
Хорошо, как в лесу.
И бумажка наклеена
У тебя на носу.

Ах ты, палуба, палуба,
Ты меня раскачай,
Ты печаль мою, палуба,
Расколи о причал.

7. «Жила с сумасшедшим поэтом»

Жила с сумасшедшим поэтом,
Отпитым давно и отпетым.
И то никого не касалось,
Что девочке горем казалось.

О нежная та безнадежность,
Когда все так просто и сложно,
Когда за самой простотою —
Несчастья верста за верстою.

Несчастья? Какие несчастья,—
То было обычное счастье,
Но счастье и тем непривычно,
Что выглядит очень обычно.

И рвано и полуголодно,
И солнечно или холодно,
Когда разрывалось на части
То самое славное счастье.

То самое славное время,
Когда мы не с теми — а с теми,
Когда по дороге потерей
Еще потеряться не верим.

А кто потерялся — им легче,
Они все далече, далече.

Источник

Геннадий Шпаликов

Сквозь сон Рзка* что-то бормочет.
Проснулся- три ночи часы.
Ностальгиею годы живые.
чьи стихи- и имя впервые.

Роковые 37-ые!
Мой ровесник- только б и жить!
Как с талантом быт совместить?
поневоле- и судьбы иные.

*
русское круглосуточное
радио на «Св.Земле»

Никогда не возвращайтесь

По несчастью или к счастью,
Истина проста:
Никогда не возвращайся
В прежние места.

Даже если пепелище
Выглядит вполне,
Не найти того, что ищем,
Ни тебе, ни мне.

Путешествие в обратно
Я бы запретил,
Я прошу тебя, как брата,
Душу не мути.

* * *
Я к вам травою прорасту,
Попробую к вам дотянуться,
Как почка тянется к листу
Вся в ожидании проснуться.

Однажды утром зацвести,
Пока ее никто не видит,
А уж на ней роса блестит
И сохнет, если солнце выйдет.

Оно восходит каждый раз
И согревает нашу землю,
И достигает ваших глаз,
А я ему уже не внемлю.

Не приоткроет мне оно
Опущенные тяжко веки,
И обо мне грустить смешно,
Как о реальном человеке.

Желанье вечное гнетет,
Травой хотя бы сохраниться —
Она весною прорастет
И к жизни присоединится.

Шпаликов Г. Ф. Прощай, Садовое кольцо.
Сборник стихов. Москва: ЭКСМО-Пресс, 2000.

* * *
Хоронят писателей мертвых,
Живые идут в коридор.
Служителей бойкие метлы
Сметают иголки и сор.

Не сделавший и половины
Того, что мне сделать должно,
Ногами направлен к камину,
Оплакан детьми и женой.

Хоронят писателей мертвых,
Живые идут в коридор.
Живые людей распростертых
Выносят на каменный двор.

Гусиным или не гусиным
Бумагу до смерти марать,
Но только бы не грустили
И не научились хворать.

Но только бы мы не теряли
Живыми людей дорогих,
Обидами в них не стреляли,
Живыми любили бы их.

Ровесники, не умирайте.
1959
.
«Палуба»

На меня надвигается
По реке битый лёд.
На реке навигация,
На реке ледоход.

Пароход белый-беленький,
Чёрный дым над трубой.
Мы по палубе бегали,
Целовались с тобой.
Пароход белый-беленький,
Чёрный дым над трубой.
Мы по палубе бегали,
Целовались с тобой.

Пахнет палуба клевером,
Хорошо, как в лесу.
И бумажка приклеена
У тебя на носу.

Ах, ты палуба, палуба,
Ты меня раскачай.
Ты печаль мою, палуба,
Расколи о причал.
Ах, ты палуба, палуба,
Ты меня раскачай.
Ты печаль мою, палуба,
Расколи о причал.

Пароход белый-беленький,
Чёрный дым над трубой.
Мы по палубе бегали,
Целовались с тобой.
Ах, ты палуба, палуба,
Ты меня раскачай.
Ты печаль мою, палуба,
Расколи о причал.

На меня надвигается
По реке битый лёд.
На реке навигация,
На реке ледоход.

Пароход белый-беленький,
Чёрный дым над трубой.
Мы по палубе бегали,
Целовались с тобой.
Ах, ты палуба, палуба,
Ты меня раскачай.
Ты печаль мою, палуба,
Расколи о причал.

Пароход белый-беленький,
Чёрный дым над трубой.
Мы по палубе бегали,
Целовались с тобой.
Ах, ты палуба, палуба,
Ты меня раскачай.
Ты печаль мою, палуба,
Расколи о причал.

Шпаликов, Геннадий Фёдорович
Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Биография[
Родился в семье военного инженера Фёдора Григорьевича Шпаликова.

В июле 1955 года окончил Киевское суворовское военное училище, куда был направлен в 1947 году военкоматом Ленинградского района. Там же, в суворовском училище, начал писать стихи и рассказы[1].

С 1956 по 1961 год[1] учился во ВГИКе на сценарном факультете.

Первая крупная сценарная работа Шпаликова — снятый Марленом Хуциевым кинофильм «Застава Ильича». Фильм подвергся жестокой цензуре; из него был исключён ряд сцен. В ходе разбора фильма, пришедшегося на день рождения дочери, Шпаликов выступил с резкой критикой цензурных ограничений[2]. В 1964 году фильм всё же вышел на экраны в сокращённом варианте и был подвергнут обструкции со стороны кинокритиков — создателей обвиняли в подражательстве, поверхностности и проч.

В 1962 году выступил сценаристом для режиссёра Георгия Данелия, приступавшего к съёмкам фильма «Я шагаю по Москве». Этому фильму также пришлось пробиваться к зрителю через утверждения в многочисленных инстанциях, вносивших свои замечания и исправления. Тем не менее, картина была хорошо принята зрителями. Популярной стала песня из финала фильма со словами: «А я иду, шагаю по Москве…» (по свидетельству очевидцев, написанная Шпаликовым прямо на съёмочной площадке).

В это время от Шпаликова, во многом из-за его пристрастия к алкоголю, ушла жена — Наталья Рязанцева. Второй женой Шпаликова стала молодая, но уже популярная (сыгравшая главную роль в фильме Льва Кулиджанова «Когда деревья были большими») актриса Инна Гулая[К 1]. Новая семья и рождение дочери Даши на некоторое время помогли Шпаликову воздерживаться от пагубной привычки.

В 1966 году на экраны страны вышел фильм «Долгая счастливая жизнь» — как оказалось впоследствии, единственная режиссёрская работа Шпаликова. Главные роли в фильме исполнили Инна Гулая и Кирилл Лавров. По отзывам, заключительной сценой картины был потрясён Микеланджело Антониони (поэт «отчуждения и некоммуникабельности»), увидевший в ней понятное и лаконичное выражение «некоммуникабельности чувств». На Международном фестивале авторского кино в Бергамо фильм получил главный приз. В СССР картина прошла малозамеченной.

В том же 1966 году вышел в прокат фильм «Я родом из детства» (режиссёр Виктор Туров, автор сценария Геннадий Шпаликов), считающийся белорусскими критиками лучшей картиной, созданной за всю историю белорусского кино.

Затем у Шпаликова начался период творческой невостребованности. Из многочисленных его сценариев, написанных до начала 1970-х годов, оказались экранизированными лишь два мультипликационных фильма — «Жил-был Козявин» (1966) и «Стеклянная гармоника» (1968). Семья Шпаликовых существовала на зарплату, которую Инна Гулая получала в Театре-студии киноактёра. Тем не менее, Шпаликов помогал деньгами своему другу Виктору Некрасову, которого в конце 1960-х годов перестали печатать[7].

На фоне таких жизненных проблем вновь проявилась склонность Шпаликова к алкоголю (причём, по свидетельству друзей, писатель мог запросто работать пьяным, и потому уже даже не пытался перестать употреблять алкоголь). Литературоведы также отмечают высокий уровень его произведений в 1970-е годы: в них звучит яркая индивидуальная тема хороших, но невыносимых друг для друга людей. Сам Шпаликов ушёл из дома, перебивался временным жильём у друзей и знакомых.

В 1971 году вышел снятый Ларисой Шепитько фильм «Ты и я», в сценарии которого Шпаликов подвёл черту под шестидесятничеством, констатируя крах прежних иллюзий этого поколения. Фильм был отмечен наградой молодёжной программы на Венецианском кинофестивале[8], но стал худшим по посещаемости в СССР. В 1971 году также неудачным оказался фильм Сергея Урусевского «Пой песню, поэт» по шпаликовскому сценарию. Председатель Госкино Ф. Т. Ермаш назначил картине тираж 16 копий, что сделало чрезвычайно низким гонорар сценариста Шпаликова, надеявшегося расплатиться с долгами за счёт потиражных выплат.

В последние годы жизни Геннадий Шпаликов работал над романом, завершить который не успел, хотя по дошедшим фрагментам можно ощутить масштабность авторского замысла.

В 1970-е годы в письмах и дневниках писателя настойчиво звучит тема подведения итогов «…Успел я мало. Думал иной раз хорошо, но думать — не исполнить. Я мог сделать больше, чем успел».

Повесился в доме творчества писателей (по другим сведениям, на одной из дач) в Переделкино. Похоронен в Москве на Ваганьковском кладбище.

Мемориальная доска в честь Геннадия Шпаликова (Москва, 1-я Тверская-Ямская, 13): «В этом доме с 1956 по 1960 год жил и работал поэт и кинодраматург Геннадий Фёдорович Шпаликов»

Фигура Геннадия Шпаликова — часть скульптурной композиции у входа во Всероссийский государственный университет кинематографии имени С. А. Герасимова

Мемориальная доска на родине Геннадия Шпаликова в Сегеже (Республика Карелия)

Личная жизнь[править | править вики-текст]Первый брак — сценарист Наталья Рязанцева (1959).
Второй брак — киноактриса Инна Гулая (1962).
Дочь Дарья Шпаликова родилась 19 марта 1963 года в Москве.
Поэзия[править | править вики-текст]Стихи Геннадий Шпаликов начал писать в конце 1940-х годов. Первые стихи были опубликованы в 1955 году: 26 июня газета «Сталинское племя» напечатала «Два стихотворения», 1 ноября — подборку стихотворений под общим названием «Лирические стихи»[9]. Первый сборник стихов был опубликовам посмертно: «Избранное» (1979). Позднее также вышли и другие сборники, в том числе «Я жил как жил» (1998), «Прощай, Садовое кольцо» (2000), «Пароход белый-беленький».
Песня Александра Галича «За семью заборами»[10] была написана в соавторстве с Геннадием Шпаликовым:
Мы поехали за город,
А за городом дожди,
А за городом заборы,
За заборами — вожди.

В фильме «Коллеги» (1962) звучит песня «Палуба» (музыка Юрия Левитина) на стихи Геннадия Шпаликова в исполнении Олега Анофриева[11].
В финале фильма «Гений» звучит песня на стихи Геннадия Шпаликова «Ах, утону я в Западной Двине…» в исполнении Александра Абдулова, музыкальное сопровождение — Андрей Макаревич[12].
В финале фильма «Подранки» звучит стихотворение Геннадия Шпаликова «По несчастью или к счастью…», которое читает режиссёр фильма Николай Губенко[13].
Фильмография[править | править вики-текст]Режиссёрские работы[править | править вики-текст]1966 — Долгая счастливая жизнь
Сценарии[править | править вики-текст]1962 — Маленькие мечтатели
1962 — Трамвай в другие города
1963 — Я шагаю по Москве
1964 — Застава Ильича («Мне двадцать лет»), совместно с Марленом Хуциевым
1966 — Жил-был Козявин, совместно с Лазарем Лагиным
1966 — Я родом из детства
1966 — Долгая счастливая жизнь
1968 — Стеклянная гармоника
1971 — Ты и я
1971 — Пой песню, поэт…
1994 — День обаятельного человека
Актёрские работы[править | править вики-текст]Обе работы Шпаликова в титрах фильмов не значатся[14].

1962 — Трамвай в другие города — эпизод
1966 — Я родом из детства — эпизод

Источник

Геннадий Шпаликов

Я к вам травою прорасту,
Попробую к вам дотянуться,
Как почка тянется к листу
Вся в ожидании проснуться.
Шпаликов.

Не мог он оправдать и своего кумира Маяковского. Не знал этот 19-летний максималист, как его судьба сложится. Пройдёт 18 лет и он покончит жизнь на чердаке переделкинской дачи. Григорий Горин вытащит тело из петли шарфа. Соберет разбросанные бумаги, вызовет милицию.

Накануне 29 октября 1974 года он написал последнее в своей жизни письмо и стихотворение любимому другу и писателю Виктору Некрасову:

«Чего ты снишься каждый день,
Зачем ты душу мне тревожишь?
Мой самый близкий из людей,
Обнять которого не можешь».

На следующий день открывали мемориальную доску Михаилу Ромму на Новодевичьем кладбище. Шпаликову не дали выступить. Он с Г.Гориным возвращается в Переделкино, выпивает бутылку дешёвого вина. Через короткое время позвали Горина со страшным известием.

Не стало ещё одного молодого талантливого человека.

Родился он в семье военного инженера Федора Григорьевича Шпаликова.
В июле 1956 окончил Киевское суворовское военное училище. Там же, в суворовском училище, начал писать стихи и рассказы.
С 1956 по 1961 гг. учился во ВГИКе на сценарном факультете.

Поначалу судьба Гены складывалась удачно. В двадцать четыре года он уже написал «Заставу Ильича».
Фильм подвергся жестокой цензуре, автор сценария был обвинён в безыдейности. Из фильма был исключен ряд сцен. В том числе сцена в Политехническом музее, где многочисленные поклонники поэзии встречаются с молодыми поэтами. В ходе разбора фильма, пришедшегося на день рождения дочери, Шпаликов выступил с резкой критикой, направленной против людей, громивших фильм.

Через несколько лет фильм вышел под другим названием: «Мне двадцать лет». Затем выходит фильм: «Я родом из детства» и другие… Его печатали, снимали. Он женился на красивой и талантливой актрисе Инне Гулая, у них родилась дочка, им дали квартиру… Он был самый молодой знаменитый сценарист, о нем выходили статьи в газетах, в журналах, кто-то собирался писать о нем книжку. Но в один момент все оборвалось.

Друг Геннадия Шпаликова писатель Виктор Некрасов, автор романа «В окопах Сталинграда» оказался в опале. Его перестали печатать, и он бедствовал. Гена поехал в Киев, написал заявку на сценарий, заключил договор на киевской студии, получил аванс и все деньги отдал Виктору Платоновичу. А поскольку за Некрасовым была установлена слежка, об этом тут же узнали. И киностудия расторгла с Геной договор и потребовала вернуть деньги.

И его жизнь переменилась. Теперь все, что он писал, отвергали, его фамилия нигде не упоминалась — нет такого сценариста Шпаликова, и все. Гена запил, был в долгах, Инна с дочкой ушла…

Поэт не ошибся в друзьях. Они сберегли его стихи, дневники, сценарии и записи. Читаешь эти воспоминания и видишь человека, любящего жизнь, шутника, романтика. Человека, воспевающего истинные и безыскусные чувства.

Из биографии Геннадия Шпаликова:

Первый брак — сценаристка Наталья Рязанцева (1959)
Второй — киноактриса Инна Гулая (1962)
Дочь Дарья Шпаликова родилась 19 марта 1963 года в Москве.

Стихи Геннадий Шпаликов начал писать в конце сороковых. Первые стихи выходят в 1955 году: 26 июня в газете «Сталинское племя» напечатаны «Два стихотворения», 1 ноября в той же газете опубликована подборка стихотворений под общим названием «Лирические стихи». Первый сборник стихов опубликован посмертно: «Избранное» (1979).

Мелькнёт в толпе знакомое лицо,
Весёлые глаза,
А в них бежит Садовое кольцо,
А в них блестит Садовое кольцо,
И летняя гроза.

А я иду, шагаю по Москве,
И я пройти ещё смогу
Солёный Тихий океан,
И тундру, и тайгу.

Людей теряют только раз,
И след, теряя, не находят,
А человек гостит у вас,
Прощается и в ночь уходит.

А если он уходит днём,
Он всё равно от вас уходит.
Давай сейчас его вернём,
Пока он площадь переходит.

Немедленно его вернём,
Поговорим и стол накроем,
Весь дом вверх дном перевернём
И праздник для него устроим.

Программе переулков дорогих,
Намерений весёлых и благих.
Декабрь 1963

________________________________________
Жила с сумасшедшим поэтом,
Отпитым давно и отпетым.
И то никого не касалось,
Что девочке горем казалось.

И рвано и полуголодно,
И солнечно или холодно,
Когда разрывалось на части
То самое славное счастье.

Однажды утром зацвести,
Пока её никто не видит,
А уж на ней роса блестит
И сохнет, если солнце выйдет.

Оно восходит каждый раз
И согревает нашу землю,
И достигает ваших глаз,
А я ему уже не внемлю.

Не приоткроет мне оно
Опущенные тяжко веки,
И обо мне грустить смешно,
Как о реальном человеке,

***
Ах, утону я в Западной Двине!
Или погибну как-нибудь иначе.
Страна не зарыдает обо мне,
Но обо мне товарищи заплачут.

Они меня на кладбище снесут,
Простят долги и старые обиды.
Я отменяю воинский салют.
Не надо мне гражданской панихиды.

Я никогда не ездил на слоне
И не решал важнейшие задачи.
Страна не зарыдает обо мне,
Но обо мне товарищи заплачут.

Не выйдет утром траурных газет,
Подписчики по мне не зарыдают.
Прости, прощай, Центральный Комитет!
И гимна надо мною не сыграют.
?

Песня Александра Галича «За семью заборами»[ была написана в соавторстве с Геннадием Шпаликовым:

За семью заборами
Александр Галич,
Геннадий Шпаликов

Там трава несмятая,
Дышится легко,
Там конфеты мятные
«Птичье молоко».

За семью заборами,
За семью запорами,
Там конфеты мятные
«Птичье молоко»!

Там и фауна, и флора,
Там и галки, и грачи,
Там глядят из-за забора
На прохожих стукачи.

Ходят вдоль да около,
Кверху воротник.
А сталинские соколы
Кушают шашлык!

За семью заборами,
За семью запорами
Сталинские соколы
Кушают шашлык!

А ночами, а ночами
Для ответственных людей,
Для высокого начальства
Крутят фильмы про ****ей!

И, сопя, уставится
На экран мурло:
Очень ему нравится
Мэрилин Монро!

За семью заборами,
За семью запорами
Очень ему нравится
Мэрилин Монро!

А в пути по радио
Целый час подряд
Нам про демократию
Делали доклад.

Фильмография
Режиссёрские работы

1966 — Долгая счастливая жизнь
Сценарии
1962 — Трамвай в другие города
1962—1988 — Застава Ильича («Мне двадцать лет»)
1963 — Я шагаю по Москве
1966 — Я родом из детства
1968 — Стеклянная гармоника
1972 — Ты и я
1973 — Пой песню, поэт

Шпаликов Г. Ф. Бывает все на свет хорошо: Сборник стихов. /Составитель А.Нехорошев, Редактор А.Корина, Предисловие Б.Ахмадуллиной. — М.: Изд-во ЭКСМО-ПРЕСС, 2001. — 432 с. — ISBN 5-04-088108-8

Федор Раззаков, «Звездные трагедии: загадки, судьбы и гибели». стр. 75—81.
«Хроника жизни и творчества Геннадия Шпаликова» по Шпаликов Г. Ф. «Прощай, Садовое кольцо». Сборник стихов. Москва: ЭКСМО-Пресс, 2000

Александр Галич, Геннадий Шпаликов «За семью заборами»
Ссылки

В Викицитатнике есть страница по теме
Геннадий Фёдорович Шпаликов

Сайт памяти Геннадия Шпаликова

Стихи Геннадия Шпаликова в Антологии русской поэзии

Бондаренко В. Праздник глазами остриженного подростка. // Газета «Завтра» (14 декабря 1999). Архивировано из первоисточника 9 февраля 2012. Проверено 8 марта 2010.
Геннадий Шпаликов. Стихи. Биография. Фото на сайте «Лучшие русские поэты и стихи»
Источник —

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *