Исаакиевский собор список самых высоких православных храмов и колоколен
Исаакиевский собор список самых высоких православных храмов и колоколен
Архитектура
Исаакиевский собор – выдающийся памятник русской архитектуры XIX века и одно из величайших в мире купольных сооружений, уступающее по размерам только соборам св. Петра в Риме, св. Павла в Лондоне и Санта Мария дель Фиоре во Флоренции. Высота Исаакиевского собора 101,5 м; длина 111,2 м; ширина 97,6 м.
Собор – одна из доминант Санкт-Петербурга и второе по высоте здание после Петропавловского собора. Его монументальный и величественный образ создает неповторимый акцент в городском силуэте и служит такой же визитной карточкой северной столицы, как шпиль собора Петропавловской крепости и золотой кораблик Адмиралтейства.
Храм св. Исаакия Далматского принадлежит к числу самых больших, сложных и интересных сооружений, завершивших развитие классицизма – архитектурного стиля, господствовавшего в России во второй половине XVIII – начале XIX веков.
Время проектирования собора совпало с расцветом русского классицизма, для которого были характерны монументальность, величие, строгость пропорций, связь с окружающей застройкой. Архитекторы зачастую обращались к традициям античности, использовали мотивы Древних Греции и Рима, итальянского Возрождения. Однако к середине XIX века наблюдается постепенный упадок этого стиля, проявившийся в нарушении его чистоты и отказе от сохранения единства и цельности архитектурно-художественного образа, излишней декорировке, не связанной с конструктивными особенностями зданий. Эти черты обозначили начало эклектического направления в архитектуре, по времени совпавшего со строительством Исаакиевского собора. Поэтому в отдельных деталях его фасадов, и особенно в интерьере появляются черты эклектики.
Прообразом собора послужил разработанный еще в конце XVIII века тип центричного, квадратного в плане пятикупольного храма с фасадами, украшенными портиками. Сохранив традиционную схему, О. Монферран по-иному подошел к решению архитектурно-художественного убранства здания.
В плане Исаакиевский собор представляет собой слегка вытянутый по оси восток-запад прямоугольник, в средней части которого находится квадрат, выступающий из общего контура в северную и южную стороны. В результате такой планировки доминирующее значение приобрела средняя часть здания.
Само здание решено цельным, компактным объёмом, над которым поднимается высокий цилиндрический барабан, прорезанный арочными окнами и окруженный изящной колоннадой. Барабан увенчан золочёным куполом с легким восьмигранным световым фонариком.
По углам выступающего основного объема здания находятся четыре небольшие колокольни, удачно дополняющие силуэт храма. Их завершают легкие позолочённые главки, размер которых продиктован масштабом самих звонниц, поэтому они оказались намного меньше главного купола. Из-за пирамидальности построения собора создается ощущение динамичности и устремленности ввысь массивного барабана с главным куполом, а также связи всего здания с окружающим пространством.
Фасады украшены портиками с гранитными колоннами высотой 17 м и массой 114 т каждая. Установлены колонны на гранитных стилобатах, в которых расположены ведущие к храму ступени. Исаакиевский собор – единственный из памятников русского классицизма (за исключением Мраморного дворца А. Ринальди), в наружной отделке которого использованы полированные гранитные колонны и мрамор. Эффектное сочетание тёмно-красных колонн портиков, колоннады главного купола и цоколя здания с серой мраморной облицовкой стен и золочёными куполами придает всему сооружению парадный вид.
Поражают своим величием и благородством форм портики собора. Один шестнадцатиколонный портик обращен на север, к Неве и Медному всаднику, другой – к Исаакиевской площади. Таким образом, оба входа в храм оказались боковыми по отношению к алтарю, что обусловлено градостроительными особенностями. Алтарь храма снаружи отмечен восьмиколонным портиком, который симметрично повторяется с западной стороны.
Гладкие плоскости стен собора прорезаны большими арочными окнами с массивными наличниками и волютами наверху. Стремясь усилить впечатление грандиозности сооружения, О. Монферран непомерно увеличил размеры окон и дверей, что исказило представление об истинной величине храма. За исключением восточного фасада, три наружные двери гармонично увязаны с портиками, площадь каждой из них – 42 кв. м; высота створки – 6,8 м; масса створки – 9,7 т.
Треть всей плоскости стены занимает колоссальный по размерам аттик, который излишне преобладает над основным ордером. Его размеры были продиктованы восточным фасадом третьего Исаакиевского собора, освященная часть которого не подлежала разборке. О. Монферран несколько смягчил массивный аттик вертикальными членениями четырех звонниц и горизонтальным карнизом с модульонами в верхней части стен. Подчеркивают вертикальный характер главных членений здания пилястры, расположенные на углах.
Исаакиевский собор – высокий образец единства как монументального, так и декоративного искусства; его архитектура находится в непосредственной художественной взаимосвязи с живописью и скульптурой. Характер декоративного решения фасадов определяет, прежде всего, скульптура – один из самых распространенных видов изобразительного искусства первой трети XIX века, связанных с архитектурой.
Расположение декоративной скульптуры соответствует основным членениям здания, объединяя отдельные архитектурные массы, зрительно смягчая переходы от одной части к другой, тем самым усиливая роль и значение отдельных элементов сооружения. Скульптурное убранство храма создавали известные ваятели того времени – И. Витали, И. Герман. П. Клодт, Л. Логановский, Ф. Лемер, Н. Пименов. Скульптурный декор не только обогащает облик здания, но и несет основную идейную и тематическую нагрузку, конкретизируя функциональное назначение храма. Такое обилие скульптуры в наружном убранстве было вызвано тем, что к середине XIX века изменилось представление о монументальности сооружения; иными становятся и способы выделения среди городских построек.
На смену строгости и благородной простоте зданий начала XIX века приходит стремление к помпезности, эффекту, что обуславливает усиление пластики стен, заполнение гладкого поля фронтона сложными по композиции барельефами, использование дорогих отделочных материалов. Все это в полной мере нашло отражение в наружном убранстве Исаакиевского собора и особенно ярко выразилось в интерьере храма.
Благодаря вертикальной направленности своей композиции Исаакиевский собор стал одной из доминант центральной части города, имеющей важное градостроительное значение. Здание храма органично вошло в ансамбль двух площадей – Исаакиевской и Сенатской (Декабристов), композиционно объединяя и определяя их облик.
Сенатская площадь создавалась еще в середине XVIII века, а завершилось ее формирование в первой половине следующего столетия. Широко раскрытая на Неву, эта площадь – часть художественного убранства неповторимых по красоте набережных.
Если для Сенатской площади Исаакиевский собор – последний аккорд, недостающее звено ансамбля, то для Исаакиевской он стал началом ее превращения в единый архитектурный организм. В центре площади – последняя работа О. Монферрана, памятник императору Николаю I, выполненный скульптором П. Клодтом.
Внутренняя планировка Исаакиевского собора характерна для православных культовых сооружений XVIII века. Интерьер площадью более 4 000 кв. м двумя рядами пилонов разделен на три нефа. В главном куполе, опирающемся на четыре массивных пилона, высота достигает 69 м, высота боковых нефов – 28 м. Входом в храм служат три большие двери с южной, северной и западной сторон здания.
В восточной части – главный алтарь и иконостас, возвышающийся в уровень со сводами, подобно алтарным преградам древнерусских храмов. Стройный коринфский портик иконостаса из десяти малахитовых колонн поддерживает аттик, членения которого продолжают вертикальную направленность колонн и подчеркивают строгость его архитектуры. Перед иконостасом – солея, огражденная беломраморной балюстрадой с золочеными балясинами.
Три большие арки в иконостасе служат входами в алтарную часть храма. Центральную арку украшают две лазуритовые колонны и Царские врата, за которыми находится главный алтарь св. Исаакия Далматского. В алтарном окне – один из самых больших витражей в Европе площадью 28,5 кв. м, выполненный на Мюнхенской мануфактуре мастером Айнмиллером. Запрестольный образ Иисуса Христа отличается яркостью красок и глубиной цвета. Несмотря на то, что витраж – нехарактерная деталь убранства православного храма, в Исаакиевском соборе он органично вписывается в интерьер и придает алтарю неповторимый, торжественный вид.
Прорезая главный иконостас, боковые арки открывают для обозрения боковые приделы с малыми иконостасами. Левый неф ведет в придел св. Александра Невского, правый – в придел св. Екатерины.
В пышном декоре храма важное значение имеет оформление барабана главного купола. Выступающие из плоскости стен двенадцать статуй ангелов вместе с мраморными пилястрами образуют единую вертикаль и способствуют четкому членению барабана. Между скульптурами, выполненными способом гальванопластики, – живописные изображения двенадцати апостолов. Хорошо освещенные окнами барабана, позолоченные фигуры ангелов ярким пятном выделяются на фоне стен и вместе с живописью создают богатый декоративный эффект.
Внутренний декор собора венчает роспись плафона «Богоматерь во славе» площадью 816 кв. м, созданная выдающимся художником XIX века К. Брюлловым. Круговая композиция этого полотна продиктована архитектурой храма. Мягко и естественно перейти от архитектурных форм к живописным позволяет балюстрада, написанная по самому краю плафона. Она иллюзорно увеличивает антаблемент барабана, а свободный от изображений центр плафона вызывает ощущение глубины воздушного пространства и бесконечности небесного свода. Завершает композицию плафона главного купола созданная И.Дылевым скульптура голубя, парящего под сводом на высоте 86,5 м – символ Святого Духа. Она выполнена из меди, весит 84 кг, размах крыльев голубя 2,06 м. Сияние скульптуре придаёт слой серебра, нанесённый способом гальванопластики.
Оформление барабана главного купола с точки зрения синтеза различных видов искусства – наиболее удачное в Исаакиевском соборе.
Важная особенность внутренней отделки собора – вызолоченные детали, литые бронзовые, с рельефным орнаментом, базы и капители колонн, медальоны, кессоны, гирлянды, а также ажурные золоченые люстры-паникадила массой около 3 т каждая. Всего на позолоту собора было израсходовано 300 кг золота, еще 100 кг – на золочение куполов.
Исаакиевский собор – яркий образец синтеза архитектуры с различными видами декоративно-прикладного искусства. Его многочисленные живописные картины, мозаики, скульптуры, эффектное сочетание цветного камня и позолоты создают богатую, насыщенную цветовую гамму.
Год возведения | 1858 (164 года) |
---|---|
Архитектор | Монферран О. |
Стиль архитектуры | классицизм |
Длина / Ширина / Высота | 105 м / 91.5 м / 101 м |
Исаакиевский собор – является самым известным и большим храмом Санкт-Петербурга. Это подлинная жемчужина российского религиозного зодчества, настоящий символ города и одна из основных его достопримечательностей. Храм ежегодно посещают тысячи туристов.
Чернильница – так называли Исаакиевский собор граждане Российской Империи, не оценившие его по достоинству. А все потому, что он напоминал сосуд с чернилами, в который окунали перьевые ручки.
Исаакиевский собор в Санкт-Петербурге входит в число самых красивых и монументальных купольных сооружений мира. По размерам он уступает лишь трем соборам: Святого Петра в Риме, Святой Марии в Венеции и Святого Павла в британской столице.
Масштабы храма действительно впечатляют: его полная высота – 101,5 метра, а вместимость – 12 тыс. человек. Сегодня Исаакиевский собор имеет статус памятника федерального наследия, но несколько раз в год, по самым значимым христианским праздникам, в нем проводят службы.
Исаакиевский собор возведен в честь Исаакия Далматского – православного монаха-отшельника, жившего в Византии в середине IV века.
История Исаакиевского собора длинна, невероятна и насыщена яркими событиями. Храм закладывался несколько раз, его строили и переделывали разные императоры, а нынешнее великолепное здание удалось возвести только с четвертой попытки.
Петр I родился 30 мая по старому стилю – в день поминовения Исаакия Далматского, поэтому к памяти этого святого он относился очень трепетно. Первую церковь в его честь освятили в 1710 году. Ее возвели специально для рабочих Адмиралтейских верфей, на которых к тому времени трудилось уже более 10 тыс. человек.
Первый храм носил явно временный характер. Его разместили в помещении бывшего чертежного амбара, находившегося напротив ворот Адмиралтейства. Архитектура первого Исаакиевского собора не отличалась изысканностью. Это было простое деревянное здание с небольшой колокольней и скромной внутренней отделкой. Для установки церковного шпиля пригласили голландского зодчего Хармана ван Болоса. Службы в храме начались в 1710 году.
Первая версия собора
Именно здесь венчались Петр I и будущая императрица всероссийская Екатерина I.
Город стремительно рос, уже через несколько лет возникла потребность в более вместительном храме. В 1717 году Петр I распорядился приступить к строительству каменного капитального храма. Он даже успел поучаствовать в его закладке.
Стиль второго Исаакиевского собора можно отнести к «петровскому барокко». Его проект разрабатывал видный немецкий зодчий Георг Маттарнови. Церковь хотели построить на берегу Невы, примерно на том месте, где сейчас находится «Медный всадник».
Вторая версия собора
Судя по сохранившимся эскизам и описаниям, внешне храм почти полностью копировал облик Петропавловского собора. Даже куранты планировали установить такие же, как и на соборе в Петропавловской крепости.
К идее строительства собора вернулись во времена Екатерины II. Императрица почитала деяния Петра I, поэтому решила построить храм. Торжественная закладка объекта состоялась в августе 1768 года, в честь чего была отчеканена соответствующая медаль.
Третья версия собора
Архитектором нового Исаакиевского собора стал итальянец Антонио Ринальди. Планировалось создание роскошного изящного сооружения в стиле барокко (кстати, Смольный собор сооружен в точно таком же стиле), с высокой колокольней и пятью куполами. Однако после смерти Екатерины II работы остановились, а Ринальди уехал на родину.
Новый император Павел I поручил доделать проект Винченцо Бренне, причем по приказу императора собор был максимально упрощен. В результате получилось странная химера, с мраморным цоколем и стенами из кирпича. Непропорциональное и приземистое сооружение абсолютно не вписывалось в архитектурный ансамбль столицы и вызывало насмешки ее жителей. Народ даже сочинял эпиграммы о новом храме, весьма обидные для власти и лично императора. А в 1816 году, прямо во время службы, на головы прихожан рухнул огромный кусок потолочной штукатурки. Стало очевидно, что здание уже нуждается в ремонте.
Модели трех церквей в музее Исаакиевского собора
Именно в таком виде главный долгострой империи достался Александру І. Он подошел к вопросу кардинально – решил полностью перестроить собор. В конкурсе проектов участвовали лучшие зодчие, как отечественные, так и зарубежные. Александр І хотел сохранить нижнюю часть собора, которую строил Ринальди, а верхнюю – капитально переделать. Из предложенных вариантов императору больше всего понравился проект молодого француза Огюста Монферрана. Именно ему и предстояло стать автором нынешнего Исаакиевского собора.
Четвертая версия собора
Строительные работы стартовали в 1818 году и продолжались 40 лет. За это время на российском престоле сменилось три императора.
Причин для задержек строительства было множество – от пересмотра проекта каждым новым правителем до обычных ошибок в инженерных расчетах. Не следует забывать, что Исаакиевский собор построен на очень сложной местности, практически в болоте, что значительно повлияло на сроки выполнения работ.
Бюст Огюста Монферрана
Для закладка фундамента Исаакиевского собора рылись канавы, из которых затем откачивали воду. После этого в почву вбивались просмоленные сваи длинной более шести метров. Дистанция между ними соответствовала диаметру сваи. Пространство между ними заполняли древесным углем. Строители вбили более 10 тыс. свай.
Затем траншею заливали водой, а после ее замерзания сваи подрезали по уровню льда. Каменную кладку фундамента укрепляли металлическими связками. На его сооружение ушло почти пять лет. Такая мощная опорная подушка нужна была, чтобы выдержать огромный собор и не дать усадку.
Монолитные каменные столбы изготавливали в Финляндии. Вес некоторых из них достигал 114 тонн, для транспортировки этих колоссов привлекали тысячи крепостных крестьян.
Установка колонн Исаакиевского собора началась еще до возведения стен здания. Для их подъема построили специальные леса и установили вороты-кабестаны, с помощью которых монолиты приводили в вертикальное положение.
В присутствии членов императорской семьи и толпы любопытствующих горожан в марте 1822 года первая колонная заняла свое место. Установка всей колоннады Исаакиевского собора заняла почти восемь лет.
Модель лесов, использовавшихся при установке колонн
Завершающим этапом работ стал монтаж купола. Диаметр его внешнего свода составил 26 метров, внутреннего – 22 метра. На вершине купола был установлен огромный крест. Хотя Монферран отказался от обычной православной колокольни, он сохранил пятиглавие куполов, расположив их привычным образом. Новое строение величественно поднялось над городом на высоту более ста метров.
Модель купола в разрезе
Барабан купола Исаакиевского собора украсили бронзовыми скульптурами работы Иосифа Германа.
Строительство Исаакиевского собора завершилось в 1848 году, однако еще десять лет ушло на отделочные работы внутри здания. Его освящение состоялось только в июне 1858 года.
После революции 1917 года для культовых сооружений настояли тяжелые времена. Не избежал подобной участи и Исаакиевский собор.
В начале 1918 года советское правительство приняло декрет об отделении церкви от государства. Этот документ не только устанавливал светский характер государственной власти, но и лишал религиозные организации любых прав собственности.
На основании принятого декрета, имущество собора и само его здание было национализировано. Все это поступило в распоряжение наркомата имуществ республики, а затем передано в распоряжение прихожан храма. В 1922 году из собора изъяли более двух тонн серебряных украшений и 48 килограммов золотых изделий.
В 1928 году храм перешел под управление Главнауки, а в 1931 году было принято решение об открытие Исаакиевском соборе антирелигиозного музея. В последующие годы подобные учреждения начали работать во многих известных храмах страны.
В 1931 году в храме установили маятник Фуко, который наглядно доказывал факт вращения нашей планеты. Его открытие вызвало большой фурор и собрало более семи тысяч зрителей. Многие годы он был самой известной частью экспозиции музея и настоящей легендой для многих поколений жителей города.
Маятник Фуко в Исаакиевском соборе работал до 1986 года, пока не вышел из строя его подвесной механизм. После этого маятник демонтировали. Согласно одному источнику – сейчас он находится в подвале музея, другому – его перевезли в какой-то музей (просьба уточнить в комментариях). А крюк под самым куполом заняла скульптура голубя, которая находилась там с момента открытия храма.
В годы великой отечественной войны (ВОВ) в соборе сберегались экспонаты музеев пригорода и Летнего дворца Петра I.
Уже в июле 1941 года стало очевидно, что враг приближается к городу и необходимо срочно решать вопрос о хранении музейных ценностей Ленинграда и его пригородов. Часть из них эвакуировали в тыл, но огромное количество экспонатов ленинградских музеев вывести не удалось.
Руководство Ленинграда тогда считало, что немцы смогут захватить Пулковские высоты и установить на них дальнобойные орудия, из которых они будут обстреливать город.
Блокада Ленинграда привела к острому недостатку продуктов питания, поэтому Исаакиевский сквер превратили в огород. На его территории начали выращивать плодовые культуры.
В годы ВОВ в Ленинграде произошла еще одна удивительная история. Впервые в военной истории на службу стали призывать незрячих людей.
Город постоянно бомбила немецкая авиация. Она разрушала жилые дома, предприятия, военные объекты. Налеты регулярно уносили жизни сотен горожан. Вражеской авиации противостояла система противовоздушной обороны Ленинграда.
Радаров в те времена еще не было, поэтому вражеские самолеты засекали с помощью звукоуловителей, которые находились в наиболее высоких точках города. В том числе и на Исаакиевском соборе. Зенитчики слушали небо, а в случае появления угрозы сразу же сообщали о ней расчетам зенитных орудий. Засечь фашистские бомбардировщики можно было задолго до их появления в небе Ленинграда.
Однако главным в работе звукоуловителей был человек, а не прибор. Требовались операторы с уникальным слухом, например, музыканты или незрячие люди. Первоначально подобную технику обслуживали обычные бойцы, но они были не слишком эффективны.
Незрячие люди, живущие с детства в мире звуков, оказались прекрасными «слухачами». Они не только успешно обнаруживали вражеские самолеты, но и могли определить их тип и количество.
«Слухачи» внесли огромный вклад в оборону Ленинграда. Благодаря им удалось уберечь от разрушения огромное количество зданий и исторических памятников, но главное, что были спасены жизни обычных ленинградцев.
После великой отечественной войны Исаакиевский собор начал функционировать в качестве музея. В 50-е и 60-е годы в храме проводились масштабные реставрационные работы. Помимо прочего, в это время открылась смотровая площадка.
Очистка купола от маскировочной краски
Она работает по сей день и пользуется огромной популярностью у туристов, ибо вид с Исаакиевского собора на город открывается изумительный.
Снаружи Исаакиевский собор богато украшен колоннами из серого мрамора. Каждый из четырех фасадов здания декорирован уникальными скульптурными композициями на христианские темы. Если говорить об общем стиле, то он относится к позднему классицизму, но в нем присутствуют элементы эклектики, неоренессанса и византийских мотивов.
На северном фасаде можно увидеть сцену воскресения Христа и фигуры апостолов-евангелистов. Двери и ниши здания украшены рельефами со библейскими сценами и изображением святых.
На восточном фасаде Исаакиевского собора находится рельеф с изображением встречи святого Исаакия с еще одним византийским императором – Валентой. Также здесь можно увидеть рельефы с различными библейскими сценами.
На южном фасаде здания расположен превосходный рельеф, который демонстрирует известную сцену поклонения волхвов новорожденному Иисусу. На фронтонах установлены скульптуры апостолов.
Западный фасад украшен композицией, которая демонстрирует встречу императора Феодосия и Исаакия Далматского. На этой части здания находятся рельефы с изображениями апостолов и Христа.
По периметру главного купола на самой наивысшей точке установлены 24 загадочных ангела в античных одеяниях.
В собор ведут три парадные двери. Они очень большие: высота створок составляет 6,8 метра, а общая площадь – 42 кв. метра. Двери Исаакиевского собора роскошны. Они сделаны из дуба и покрыты бронзовым литьем с декоративной патиной. Каждая створка состоит из четырех кессонов, внутри которых расположены рельефы и статуи.
Для оформления интерьера Исаакиевского собора характерно смешение различных стилей. Пилоны и стены имеют строгие классические черты, а вот своды выполнены в пышном стиле итальянского барокко. Двери и внутренняя часть барабана купола – типичный образец ренессанса. Над внутренним оформлением собора работал известный русский живописец Карл Брюллов.
Общая внутренняя площадь собора – около 4 тыс. кв. метров. Пространство храма разделено рядами пилонов на продольные нефы. В центральной части здания четыре массивных пилона удерживают барабан с куполом и окнами. Венчает баранам сферический свод, высота которого достигает 67 метров.
Нефы с восточной стороны упираются в иконостас с тремя алтарями. В иконостасе храма сделаны три арки, центральная из которых украшена колоннами из прекрасного лазурита. Через нее можно попасть к главному алтарю.
Для украшения алтарного окна использован большой витраж площадью 28 кв. метров. Он изготовлен известным германским мастером Айнмиллером и отличается потрясающей яркостью и глубиной.
В православных храмах редко используют витражи. Однако в данном случае такое решение оказалось очень удачным. Витраж не только идеально вписывается в интерьер, но и придает ему особенно монументальный и торжественный вид. Боковые арки ведут к малым иконостасам.
Внутри Исаакиевский собор – это типичный образец эклектики, который органично соединяет в себе холодность мрамора и гранита, богатство позолоты, пышность витражей и яркость росписи.
Входные двери с внутренней стороны
Внутреннее убранство храма поражает воображение. Свод главного купола Исаакиевского собора украшен росписью Брюллова «Богоматерь во славе». На ней изображена Богородица в окружении святых, среди которых есть и покровители императорской семьи. Изображения идут по кругу, а центр пространства живописец оставил свободным. Это придает пространству легкость и намекает верующим на бесконечность небесного царства. Оформление нижнего края плафона создает плавный переход от строгих архитектурных форм к ярким и торжественным элементам росписи.
Из-за ухудшения здоровья прославленный живописец не смог завершить свою работу, по его эскизам заканчивал роспись художник Басин.
На барабане купола установлены скульптуры двенадцати ангелов, взирающих с огромной высоты на верующих. Свет, отражаясь от их поверхности, производит потрясающее впечатление на посетителей собора.
Центральным элементом композиции является полутораметровая фигура голубя, который парит на 80-метровой высоте. Эта птица в христианстве считается символом Святого духа.
Все элементы внутреннего убранства храма выполнены с большим мастерством и изяществом. Несмотря на обилие украшений и золота, интерьер храма не производит впечатления аляповатости или излишней помпезности.
Собор обращает на себя внимание благодаря своим размерам и внешнему виду. Его наиболее впечатляющим элементом является центральный купол, диаметр которого составляет почти 26 метров. По периметру купол опирается на колоннаду.
Колоннада расположена на внушительной высоте в 43 метра. Этим элементом собора можно не только любоваться со стороны, но и осмотреть с ее высоты город. Именно здесь находится смотровая площадка Исаакиевского собора, которая открыта для посетителей.
Любой желающий может подняться, преодолев 262 ступеньки и полюбоваться великолепным видом исторической архитектуры Санкт-Петербурга.
Колоннада состоит из 24 огромных колонн, каждая из которых весит 67 тонн. Подняться сюда можно по винтовой лестнице, преодолев предварительно несколько сотен ступенек. Вход на площадку расположен с южной стороны храма, а выход – с северной.
Подняться на Исаакиевский собор можно в любое время года. С 1 ноября по 30 марта каждая третья среда месяца – выходной день. Полюбоваться прекрасными городскими видами можно ежедневно, с 10.30 до 18.00. Площадка работает и вечером, до 22.30.
За посещение площадки придется заплатить. Цена билета днем в два раза ниже, чем в вечером. Билеты продаются в кассах около входа в храм. Актуальную стоимость билетов можно узнать на официальном сайте.
Исаакиевский собор – уникальное сооружение с интереснейшей историей. Ниже мы собрали интересные факты об Исаакиевском соборе, которые касаются его строительства и самой конструкции.
Исаакиевский собор в Санкт-Петербурге так сильно популярен, что его историю, особенности и тайны может рассказать чуть ли не каждый профессиональный гид. Существуют несколько способов покупки билетов – в городских кассах и возле храма (смотреть актуальные цены), на специализированных сайтах (например, Tripster.ru), в профильных группах социальных сетей и так далее.
Все предлагаемые экскурсии в Исаакиевском соборе по-своему хороши и дополняют друг друга. Экскурсии в кассах не отличаются разнообразием, но выигрывают в цене, и подходят чаще всего людям постарше. Индивидуальные экскурсии, как правило, дороже, выбор программ довольно обширен, и может захватывать не только храм. Ниже представлена подборка некоторых из них.
Исаакиевский собор находится в самом центре Санкт-Петербурга возле станции метро «Адмиралтейская». Чтобы добраться до него, вам потребуется всего 10 минут ходьбы. Держите свой путь по Малой Морской улице противоположно Невскому проспекту. После пересечения Вознесенского проспекта вы попадете на Исаакиевскую площадь, на которой находится сам храм, Исаакиевский сквер, памятник Николаю I и Синий мост.
Нашли ошибку или неточность в статье? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter.
Исаакиевский собор
Первые воплощения
Своим появлением Исаакиевский собор обязан Петру I. Пётр родился 30 мая, в день Исаакия Далматского, византийского монаха, некогда причисленного к лику святых. Храм в честь этого святого было решено строить при Адмиралтействе. Для новой церкви было решено переоборудовать бывшую адмиралтейскую чертёжную [2, с. 129]. Летом 1707 года к югу от верфи появилось небольшое деревянное здание крытое тёсом с десятью слюдяными окошками. Именно здесь 19 февраля 1712 года Пётр I венчался со своей женой Екатериной.
К 1717 году на Адмиралтейском острове не было ни одного каменного храма. Таковым в первую очередь решили сделать Исаакиевскую церковь: «В прошлом 717м году августа в 8 день. велено Ярославского уезду крестьянину Якову Неупокоеву при Адмиралтействе построить каменную церковь по абрису архитекта Матерновия» [Цит. по: 1, с. 169]. При этом новый храм было решено строить ближе к берегу Невы, примерно там, где теперь стоит знаменитый «Медный всадник». Поначалу строительство велось быстро. Руководивший им с 1719 года (после смерти Маттарнови) Н. Ф. Гербель в июле 1721 года уже запрашивал канаты и верёвки для подъёма стропил на возведённые стены.
Пётр I хотел видеть Исаакиевскую церковь похожей на храм Святого Петра в Риге. Для него там составили чертёж шпиля, который был прислан в Петербург. Хорошо зарекомендовавшие себя на работе со шпилем Петропавловского собора архитектор Трезини и инженер Герман ван Болес были выбраны для установки и этого сложного инженерного сооружения. В ноябре 1722 года Доменико Трезини осмотрел и описал церковь:
В 1723 году Пётр I подписал указ о том, что моряки Балтийского флота должны принимать присягу только в этом храме.
11 сентября 1724 года директор Канцелярии от строений У. А. Сенявин объявил о том, что в сводах Исаакиевской церкви обнаружены серьёзные повреждения. Через неделю архитекторы Трезини, ван Звитен, Б. Растрелли и ученик архитектуры М. Г. Земцов подали в Канцелярию доклад о способах устранения недостатков. 7 июня 1725 года Канцелярия от строений определила:
Для решения о типе возводимого нового свода и способах укрепления стен была собрана комиссия из архитекторов Трезини, Киавери, Земцова, «архитектурных гезелей» Тимофея Усова и Петра Еропкина. Комиссия постановила укрепить стены церкви железными связями и соорудить наружные контрфорсы.
В мае 1726 года Екатерина I распорядилась изготовить для Исаакиевской церкви ангела с крестом. В мае следующего года она изменила решение о материале для свода. Вместо камня было решено применить дерево. Ещё через два месяца императрица повелела устроить у следующему лету купол и деревянный шпиль. Для этого архитекторам Трезини и Киавери было поручено составить соответствующие чертежи. Последний сообщил в Канцелярию от строений, что повреждения каменных стен колокольни ещё не устранены, после чего комиссия из архитекторов Трезини, Земцова, Усова и Еропкина осмотрела колокольню и выдала своё решение об её исправлении.
Освящение Исаакиевской церкви состоялось 30 мая 1727 года. Сразу после этого первую деревянную церковь разобрали. В 1728-1729 годах вокруг колокольни для укрепления стен и сводов установили 20 круглых каменный столбов на пьедесталах, устроив таким образом крытую галерею. К сентябрю 1729 года на колокольне был установлен деревянный купол с фонариком. Тогда же храм был выкрашен в белый цвет.
21 апреля 1735 года от молнии загорелся шпиль. В результате выгорел весь храм. Его восстановление доверили архитектору Пьетро Антонио Трезини, который нашёл способ реставрации здания без разборки покосившейся колокольни. По указаниям Трезини были заново сложены своды и купол, а также обновлена внутренняя и наружная отделка. Восстановление Исаакиевской церкви продолжалось до 1746 года [1, с. 334].
В 1768 году Екатерина II повелела начать строительство очередного Исаакиевского собора, теперь по проекту Антонио Ринальди. Собор стали строить на новом месте, дальше от берега, там где находится современное сооружение. С тех пор он разделяет Исаакиевкую и Сенатскую площади. Я. Штелин описал закладку храма:
Новое здание Исаакиевского собора задумывалось достаточно ярким, облицовывалось различными сортами русского мрамора. Однако к 1796 году, к смерти Екатерины II, он был построен лишь на половину.
Павел I сразу после вступления на престол приказал передать весь оставшийся мрамор на строительство Михайловского замка, а Исаакиевский собор быстро достроить в кирпиче. Спешка была связана с приближающимся 100-летием Санкт-Петербурга, масштабная стройка в центре которого не украсила бы праздник. В результате пришлось уменьшить высоту колокольни, понизить главный купол, отказаться от возведения боковых куполов.
Когда Антонио Ринальди уехал из России, облицовка стен здания мрамором была осуществлена только до карнизов. Завершал работу Винченцо Бренна. Новый Исаакиевский собор был достроен и освящён к 1802 году.
Об этом сооружении в народе родилась следующая эпиграмма:
Качество постройки оставляло желать лучшего. При одной из служб с потолка упала отсыревшая штукатурка. Когда стали разбираться в причинах этого, поняли, что здание подлежит серьёзной переделке. Построенный наспех по усечённому проекту храм не соответствовал статусу главного православного храма, не украшал собой центр столицы Российской империи.
Строительство
В 1809 году Александр I объявил конкурс на строительство нового Исаакиевского собора. Его личным требованием стало использование в новом здании алтарной части старого храма. Первый оказался безрезультатным. Несмотря на то, что в нём участвовали А. Н. Воронихин, А. Д. Захаров, Ч. Камерон, Д. Кваренги, Л. Руска, В. П. Стасов, Ж. Тома де Томон, их проекты не были приняты императором. Все они предлагали строить новый собор заново, не используя уже построенное сооружение.
Создание четвёртого здания Исаакиевского собора задержала Отечественная война 1812 года. В 1816 году Александр I вновь распорядился начать проектировать храм. Но и второй конкурс не выявил архитектора, достойного этой работы. Тогда император поручил инженеру Августу Бетанкуру, председателю Комитета по делам строений, найти нужного мастера. Таковым оказался французский архитектор Огюст Монферран. Это решение многих удивило, так как Монферран тогда не был хорошо известен. Архитектор представил императору сразу 24 проекта собора в разных стилях: от готического до китайского. Император остановил свой выбор на пятиглавом храме в классическом стиле. Вероятно, на решение императора повлияло то, что Монферран предлагал использовать часть конструкций собора Ринальди.
Выбор классического облика Исаакиевского собора оправдан прежде всего контекстом, в который он встраивался. Архитектура Санкт-Петербурга ориентирована прежде всего на Европу, поэтому находящийся в нём главный кафедральный собор должен быть тоже в европейском стиле, но не, к примеру, в византийском. Из-за этого было сразу понятно, что храм не будет полностью соответствовать православным канонам церковного строительства.
Торжественная закладка храма произошла 26 июня 1818 года.
Как только проект Монферрана стал реализовываться, тут же в нём нашлись ошибки. Так, архитектор рассчитывал сохранить старые пилоны. Но это оказалось невозможным, так как новые и старые пилоны дали бы разную осадку. Академия художеств создала специальную комиссию для исправления проекта. Зодчему пришлось переделать свою работу принимая во внимание все замечания. Монферрану пришлось отказаться от сохранения старых пилонов, оставив от собора Ринальди только его алтарную восточную часть.
Процесс строительства Исаакиевского собора получился разбит на несколько стадии. В 1818-1827 годах производилась разборка старой церкви и устраивался фундамент новой.
На втором этапе с 1828 по 1830 годы устанавливали колонны четырёх больших портиков.
Изначально Монферран планировал оснастить храм только северным и южным портиками. С других двух сторон они по его мнению были неуместны, так как упирались в стены соседних зданий, из-за чего их сложно видеть целиком. Но Николай I настоял на строительстве всех четырёх портиков, мотивируя это необходимостью приданию храму более торжественного вида. То, что они не будут функциональны, для императора не имело значения.
Гранит для колонн Исаакиевского собора добывался в каменоломнях на побережье Финского залива, близ Выборга. Этими работами руководили каменотёс Самсон Суханов и Архип Шихин. Сухановым был изобретён оригинальный способ добычи огромных цельных кусков камня. Рабочие просверливали в граните отверстия, вставляли в них клинья и били по ним до тех пор, пока в камне не появлялась трещина. В трещину помещали железные рычаги с кольцами, сквозь кольца продевали канаты. 40 человек тянули за канаты и постепенно выламывали гранитные блоки.
О перевозке этих гранитных монолитов писал Николай Бестужев:
Доставка строительного материала от берега Невы к строительной площадке осуществлялась по приобретённым за границей рельсам. Причём делалось это задолго до появления в России первой железной дороги. Это значительно облегчило работу, так как лес, песок, каменные заготовки и монолиты доставлялись в Петербург по воде.
14 сентября 1839 года купол Исаакиевского собора увенчал крест.
С 1841 по 1858 год оформлялись интерьеры. При составлении их проектов Монферран совершил путешествия по Италии и Франции, дабы ознакомиться с лучшими образцами. Проект интерьера был утверждён Николаем I в январе 1843 года.
Слухи эти неожиданно получили продолжение в реальной жизни. Архитектор на самом деле умер вскоре после окончания строительства Исаакиевского собора. В связи с этим, в петербургском фольклоре появились различные версии происшедшего. Многие из них ссылаются на неприязненное отношение императора Александра II к архитектору. Якобы, во время освящения Исаакиевского собора кто-то обратил внимание Александра II на одно из скульптурных украшений здания. Монферран оставил своеобразный портрет. В скульптурном декоре западного фронтона присутствует группа святых, поклоном головы приветствующая появление Исаакия Далматского. Среди них скульптор поместил фигуру Монферрана с моделью собора в руках, который в отличие от остальных голову держит прямо. Обратив внимание на данный факт, император не подал руки архитектору проходя мимо, не сказал слова благодарности за работу. Монферран не на шутку расстроился, ушёл домой до окончания церемонии освящения, заболел и через месяц скончался.
Если не принимать в расчёт слухи, то задержку в строительстве можно объяснить допущенными Монферраном ошибками в проектировании. Обнаружены они были уже во время строительства, понадобилось время на их устранение.
На возведение храма было потрачено рекордное количество денег. К примеру, на строительство сомасштабного Троице-Измайловского собора было потрачено около 2 000 000 рублей, тогда как только на фундамент Исаакиевского собора ушло 2 500 000 рублей. Финансирование велось из казны, несмотря на дефицит бюджета. Храм Исаакия Далматского стал самым дорогим в Европе. Он обошёлся казне в 23 256 852 рубля и 80 копеек без учёта стоимости церковной утвари. Экономия при его оборудовании была весьма незначительной, но всё-таки была. Так, по указанию Николая I кафедра была здесь выполнена не из дорогого каррарского мрамора, а из дуба. Экономией также обуславливается отсутствие задуманной Монферраном богатейшей ограды вокруг храма. Она, как и всё связанное с главной православной церковью, задумывалась весьма помпезной:
Описание
Фасад здания облицован мрамором, толщина блоков которого составляет 40-50 сантиметров.
Главным скульптором Исаакиевского собора стал Иван Петрович Витали. Его привлёк к работе Монферран, который таким образом нашёл замену французскому скульптору Лемеру. И. П. Витали создал уникальные двери храма. Каждая из створок весит более 20 тонн [3, с. 78]. За их образец Монферраном были выбраны «Золотые двери» баптистерия работы скульптора Гиберти. Для Исаакиевского собора была выполнена их точная копия в натуральную величину, а затем Витали отлил их из бронзы. Изображения святых на дверях портретны. За прообраз скульптор брал образы рабочих, которых Витали зарисовывал проходя по стройке.
Скульптурное оформление экстерьера Исаакиевского собора по желанию Николая I было дополнено восемью фигурами ангелов над пилястрами и четырьмя группами ангелов со светильниками по углам здания. Последние использовались в дни церковных праздников, когда в светильниках зажигался газ.
Внутренние стены здания также как наружные облицованы мрамором. Но выше аттика, начинающегося на высоте 43 метров, плоскости обработаны стюком, то есть искусственным мрамором, более дешёвым чем естественный камень. На такой высоте зритель не видит подмены.
Собор освещают семь бронзовых золочёных люстр на 980 свечей. Кроме них здесь имелись канделябры, но всего этого всё-равно не хватало для полноценного освещения. До появления электричества в храме (в 1903 году) было настолько темно, что росписи выше аттика не были видны. Староста собора Е. Богданович писал:
Проблему недостаточного освещения предлагали устранить хотя бы частично, путём пробивки окна в своде над алтарём. Но ради сохранения росписи свода от этого отказались.
По указанию Николая I живописное убранство Исаакиевского собора постепенно было переведено в мозаики. Заказы на оформление интерьера храма распределялись не конкурсами, а по воле императора. Таким образом к работам был привлечён художник Т. Нефф, который до этого нарисовал лишь портрет великой княгини Марии Николаевны.
Над плафоном Исаакиевского собора Брюллов работал с середины 1845 до начала 1847 года. Из-за сложных условий он заболел, его пришлось заменить П. Басиным, который завершил «Богородицу во Славе» к концу 1848 года. В 1849-1852 годах Басиным по эскизам Брюллова были расписаны барабан купола, парусные своды и аттик.
Иконостас Исаакиевского собора создавался в 1840-е годы в классическом стиле в виде триумфальной арки. Его имперский стиль подчёркивают 10-метровые колонны из малахита. Именно они, а не Царские врата, как принято в православных церквях, стали композиционным центром иконостаса. Ещё одним нарушением правил стало размещение северных и южных дверей главного алтаря не в самом иконостасе, а в стенах, отделяющих алтарь от приделов.
Из канонических икон в иконостасе помещены лишь четыре: Иисуса Христа, Исаакия Далматского, Богоматери с младенцем и Тайной вечери. Остальные иконы посвящены святым, личным покровителям императоров, в периоды правления которых велось строительство всех четырёх зданий Исаакиевского собора: святому Павлу, великомученице Екатерине, Александру Невскому, Николаю Чудотворцу и Петру. Все эти иконы набраны мозаикой по живописным оригиналам Т. Неффа. Иконы с изображениями событий Евангелия расположены не во втором ярусе иконостаса, а разбросаны по всему собору, будучи помещёнными в нишах пилонов. В иконостасе их места занимают святые покровители членов царской семьи: князь Владимир и княгиня Ольга, Мария Магдалина и царица Александра, Николай Новгородский, архистратиг Михаил, праведные Анна и Елизавета, равноапостольный царь Константин и царица Елена. Эти иконы также созданы в технике мозаики, сделаны по эскизам Ф. П. Брюллова (брата Карла Брюллова). Ещё одним нарушением традиции стало изображение в иконостасе шести святых жён. Все отходы от традиционного исполнения иконостаса обусловлены необходимостью отразить в нём идею государственности, показать единство царской и небесной властей.
Венчающая Царские врата скульптурная группа «Христов со Славе» выполнена П. Клодтом и Т. Неффом.
На золочение интерьера Исаакиевского собора было потрачено 300 килограммов золота.
Алтарное окно храма украшено витражом, что для православной традиции является исключительным событием. Витраж Исаакиевского собора исполнен немецкими мастерами в Германии и был доставлен в Санкт-Петербург по частям. Он изображает Иисуса Христа во весь рост, его площадь составляет 28 квадратных метров.
Церковная утварь была создана для Исаакиевского собора из казённого золота за 17 500 рублей придворными поставщиками Никольсом и Плинке. Они же поставили в храм 26 предметов из казённого серебра. Серебряных дел мастера Сезиков и Верховцев поставили в храм ещё 89 вещей из казённого драгоценного металла. В благодарность за получение этого заказа поставщики изготовили 57 вещей из собственного серебра.
История
Строительство Исаакиевского собора завершилось освящением храма 30 мая 1858 года. За сооружение храма Огюст Монферран получил чин действительного статского советника, единовременно 40 000 рублей и пенсию в 5 000 рублей [3, с. 176]. Церемония освящение храма началась в 9 утра, завершивший её парад войск окончился в 16 часов дня. Все петербургские газеты описывали это событие в восторженных тонах, вспоминая ясный день и огромное стечение народа. Современники отмечали и типичные для России особенности мероприятия:
На церемонии освящения Исаакиевского собора присутствовала огромная толпа петербуржцев и гостей города. Вокруг храма были устроены зрительские места. В амфитеатре напротив западного портика ложи стоили по 100, а кресло по 25 рублей серебром. Окна ближайших к церкви домов сдавались за огромные деньги ещё в начале мая.
Газета «Санкт-Петербургские ведомости» так описала события 30 мая 1858 года:
«С семи часов утра начали покрываться зрителями трибуны, устроенные на Петровской и Исаакиевской площадях. Все окна домов, стоявших на пути шествия, запестрели разноцветными уборами дам. Самые кровли покрылись народом. Суда на Неве разцветились флагами. Мы дошли до эстрады, устроенной у Конногвардейского манежа, вскоре после девяти часов. Чудное зрелище представляла одна из величайших в мире площадей: напротив от нас вздымал к небу золотой купол соборный храм; портики его были покрыты разнообразною толпою в блестящих мундирах; налево, за другой эстрадой, выстроенной у Адмиралтейского бульвара, блистала широкая лента Невы и развевались флаги судов; перед нами двигались пёстрые массы войск, занимавших места свои. Большой колокол гудел торжественно.
До начала поезда Государь Император, окружённый свитой, объехал все войска и приветливо с ними поздоровался.
По прибытии крестного хода, Государь Император, Государыня Императрица, члены Августейшего Семейства и свита вышли из собора. Их Величества спустились до нижней ступени. Раздалось пение. Потом ход снова двинулся вокруг собора, сопровождаемый Их Императорскими Величествами и Их Императорскими Высочествами; обошед храм кругом, процессия вошла в храм.» [Цит. по: 3, с. 197-199]
Сохранился церемониал освящения храма. Он опубликован в книге Н. Ю. Толмачёвой «Исаакиевский собор» в виде приложения к основному материалу [3].
После открытия храм находился не в духовном ведомстве, а в государственном. После ликвидации комиссии по его постройке в 1864 году собор перешёл в ведение Министерства путей сообщения и публичных зданий. В 1871 году здание было передано Министерству внутренних дел.
На содержание Исаакиевского собора казна ежегодно выделяла огромные деньги. В храме пел многочисленный хор. Для обеспечения звона колоколов держался штат из 16 человек, разделённых на две смены. Притч храма был самым большим в Петербурге, его члены получали государственное жалование. В других церквах, за редким исключением, притч жил на деньги от церковно-приходских доходов.
В Исаакиевском соборе крестили членов царской семьи, он стал центром общегородских праздников. Однако строительные леса с него долго не снимались. Говорили, что здание построено недобросовестно и требует постоянного ремонта. К тому же родилась легенда о том, что дом Романовых падёт, как только с Исаакия снимут строительные леса. Сняли их окончательно только к 1916 году. Совсем незадолго до отречения Николая II от престола.
После принятия в 1920 году декрета об изъятии церковных ценностей из Исаакиевского собора было вывезено 50 килограммов золота и более двух тонн серебра, множество драгоценных камней, все иконы и другие ценности.
Некоторое время храм оставался действующим. В 1925 году Наркомпрос отмечал, что из-за плохого состояния его следовало бы закрыть. Администрация собора не могла обеспечить должный уход за зданием вследствие прекращения своего финансирования со стороны государства и значительного сокращения объёма пожертвований. Поэтому в 1928 году Исаакиевский собор был передан Главнауке. Тогда с Исаакиевского собора были сняты колокола и отправлены на переплавку. При этом в юго-западной колокольне была сделана шахта лифта.
Исаакиевский собор было решено использовать в качестве музея. С 1928 по 1931 год в нём провели косметический ремонт и подготовили выставку по истории проектирования и строительства здания. К марту 1931 года эту выставку дополнили материалами антирелигиозного содержания, после чего музей «Исаакиевский собор» был открыт.
При открытии музея в последний раз открывали все три большие парадные двери собора. В дальнейшем от этого отказались, так как при открытых дверях в таком огромном здании невозможно поддерживать требуемую для сохранения его живописного убранства температуру (16-18 °С) и влажность.
На церемонии открытия музея в здании удалось разместить 10 000 человек, а всего за первые три месяца работы его посетили более 100 000 человек.
Экскурсия по музею состояла из трёх разделов: 1) история собора, раскрывающая тяжёлый труд крепостных строителей; 2) антирелигиозная работа музея; 3) естественно-научный раздел, одним из его экспонатов которого стал маятник Фуко. Этот маятник был прикреплён к куполу и спускался к центру здания. Его высота составляла 91 метр.
В советское время Исаакиевский собор продолжал быть объектом мифотворчества. В одной из довоенных легенд говорится о том, что Америка была готова купить храм. Предполагалось перевезти его в США по частям на кораблях, там собрать заново. За это американцы якобы предлагали заасфальтировать все улицы Ленинграда, в то время покрытые булыжником.
Но снаряды всё-равно взрывались рядом. О Великой Отечественной войне напоминают следы от осколков, повредивших колонны западного портика Исаакиевского собора. Купол и звонницы здания в начале блокады покрыли краской защитного цвета, окна заложили кирпичом, люстры (весом по 2,9 тонны каждая) сняли.
Если фасады Исаакиевского собора за время войны пострадали незначительно, то его интерьерам был нанесён большой ущерб. Храм в блокаду не отапливался. Из-за этого он промерзал настолько, что на внутренних колоннах появлялся иней. Весной при оттепели по стенам текли ручьи. Больше всего пострадала живописная работа Бруни «Адам и Ева в раю». Её красочный слой был смыт полностью, при этом ни одного эскиза картины не сохранилось. Реставраторам пришлось создавать её заново, придерживаясь почерка художника.
В 1963 году Исаакиевский собор был открыт после реставрации. Перед этим культовые фонды были переданы в антирелигиозный музей (в Казанский собор). С тех пор работающий здесь музей имеет сугубо историческую направленность.
К 1981 году маятник Фуко устарел, так как никому уже не требовалось доказывать вращение Земли вокруг своей оси. Его не передали другой организации из-за больших размеров. Для маятника не нашлось другого здания необходимой высоты. Его поместили между дверьми. Толщина стен Исаакиевского собора вместе с облицовкой составляет пять метров, поэтому промежуток между дверьми позволяет хранить между ними некоторые предметы.
После снятия маятника музей «Исаакиевской собор» стал не просто историческим, а историко-художественным. Таким он остаётся до сих пор. Но в храме снова проводятся богослужения. Колоннада Исаакиевского собора является одним из самых привлекательных мест для туристов. Здесь с высоты 43 метров можно увидеть панораму Санкт-Петербурга. На эту смотровую площадку ведут 562 ступени винтовой лестницы.
Исаакиевский собор в Санкт-Петербурге — крупнейший православный храм Северной столицы
Санкт-Петербург — город на Неве, Северная столица, культурная столица России. Как только не называют этот город. Но называют заслуженно, ведь этот город действительно уникален. Он привлекает миллионы туристов не только со всей России, но и зарубежья: ближнего и дальнего.
Посмотреть в Санкт-Петребурге действительно есть на что: мосты, дворцы, храмы. Одним из последних является Исаакиевский собор, расположенный в самом центре города и являющийся важным религиозным и культурным объектом.
Исаакиевский собор
Располагается храм на одноимённой Исаакиевской площади. Однако находился он здесь не всегда. Конкурс на строительство собора, который можно увидеть сегодня, был объявлен в 1809 году. Но этот собор четвёртый по счёту. Ему предшествовало три Исаакиевские церкви, первая из которых была построена ещё при Петре I в 1706 году.
На протяжении XVIII столетия церковь меняла своё месторасположение, расширялась и приумножала свою красоту и величие.
Закладка фундамента теперешнего храма была произведена в 1818 году, а спустя 40 лет — 30 мая 1858 года Исаакиевский собор был освящён митрополитом Новгородским, Санкт-Петербургским, Эстляндским и Финляндским Григорием при личном присутствии императора Александра II и членов императорской семьи.
Строительство Исаакиевского собора
На протяжении нескольких десятков лет здание использовалось по своему прямому назначению. Однако после событий 1917 года его судьба изменилась: храм был национализирован, а в 1918 году передан в ведение народного комиссариата имуществ республики. В конце следующего года состоялась его передача прихожанам.
В годы советской власти, начиная с 1928 года, Исаакиевский собор перестал выполнять свои прямые функции и был превращён в музей. При этом в 1931 году здесь был открыт один из первых в стране антирелигиозных музеев.
Исключительно музеем собор был вплоть до 1990 года, когда здесь были возобновлены службы. При этом статус музея объектом утерян не был.
Внутренне убранство храма
Сегодня Исаакиевский собор в Санкт-Петербурге — это одновременно храм и государственный музей-памятник, открытый как для прихожан, так и посетителей. Здесь проходят церковные службы, здесь проводят экскурсии.
Собор на Исаакиевской площади — величественное здание высотой в 101,5 метр. Ширина сооружения — 97,6 метров, а длина с учётом портиков — 111,3. Храм имеет пять глав и колонные портики, расположенные с четырёх сторон здания. Доминантой сооружения является центральная полусферическая глава, наружный диаметр которой составляет 25,8 метров. Четыре малые главки располагаются над колокольнями.
Купола Исаакиевского собора
Храм является образцом позднего классицизма, при этом в нём можно проследить проявление новых архитектурных направлений: неоренессанса, византийского стиля и эклектики.
В плане здание имеет прямоугольную форму. С учётом портиков очертание собора практически повторяет равноконечный крест. Храм размещается на цоколе с двумя широкими ступенями.
В архитектурном отношении Исаакиевский собор В Санкт-Петербурге весьма отдалённо напоминает православный храм. Наиболее выраженными чертами являются лишь пятиглавие и центричная планировка.
Нетипичным для православного храма является и наличие множества скульптур, увидеть которые можно как снаружи, так и внутри здания. Общее число скульптур на фасадах сооружения составляет около 350, центральной темой которых является прославление Иисуса Христа.
Скульптуры фасада
Представлены скульптуры и во внутреннем убранстве храма. Также здесь находится 150 панно и картин, представляющих собой уникальное собрание монументальной живописи первой половины XIX века.
Посетить музей «Исаакиевский собор» можно ежедневно, за исключением среды, с 10.30 до 18 часов. В летнее время (с конца апреля по конец сентября) посетителям также предлагаются вечерние программы.
Рядом с храмом расположен ряд других культурно-исторических объектов Санкт-Петербурга, образующих единый архитектурный комплекс, включающий в себя четыре площади Северной столицы: Исаакиевскую, Адмиралтейскую, Дворцовую и Сенатскую и выходящий к Неве. Исаакиевский собой является самым высоким зданием данного архитектурного комплекса.
Перед посещением объекта Вы можете ознакомиться с материалами официального сайта государственного музея-памятника «Исаакиевский собор». Здесь Вы сможете ознакомиться с музейными проектами и афишей. Здесь же можно приобрести входные электронные билеты. К слову, билеты можно приобрести и в кассах, завершающих свою работу за полчаса до закрытия самого музея.
Официальный сайт
Исаакиевский собор список самых высоких православных храмов и колоколен
История возведения Исаакиевского собора
Исаакиевский собор – неотъемлемая часть архитектурного облика Санкт-Петербурга. Наряду с Медным всадником, Петропавловской крепостью и шпилем Адмиралтейства он является одним из символов города на Неве. Строительство храма неразрывно связано с историей города и отражает архитектурно-художественные и градостроительные тенденции от начала XVIII до первой половины XIX века.
Собор освящен во имя святого преподобного Исаакия Далматского, в день поминовения которого родился основатель города царь Петр I. Существующий ныне собор является четвертым храмом, построенным в Петербурге в ознаменование дня рождения Петра.
Первая Исаакиевская церковь была освящена в 1707 году. Она имела временный характер и помещалась в перестроенном деревянном «чертежном амбаре», напротив Адмиралтейства. Церковь отличалась простотой архитектурных форм и скромностью отделки, характерными для первых зданий петровской эпохи. В этом храме 12 февраля 1712 года венчались Петр I и Екатерина Алексеевна.
6 августа 1717 года Пётр I заложил первый камень новой Исаакиевской церкви, уже каменной. Ее возводили в течение 10 лет по проекту Г. И. Маттарнови. В строительстве участвовали несколько ведущих архитекторов первой четверти XVIII века: Н. Гербель, Г. Киавери, М. Земцов. Удлиненное каменное здание с колокольней, увенчанной шпилем и украшенной курантами, напоминало по облику построенный примерно в то же время архитектором Д. Трезини Петропавловский собор. Церковь стояла на неукрепленном речном берегу, приблизительно там, где сейчас находится памятник Петру I (Медный всадник). Из-за осадок грунта в ее стенах и сводах появились трещины, и в 1763 году здание было разобрано.
Екатерина II чтила память императора Петра I и посчитала своим долгом отстроить Исаакиевский собор заново. Работы начались в 1768 году по проекту А. Ринальди. Церковь была задумана как изящное строение в стиле барокко с пятью главами и трехъярусной колокольней. Строительство продолжалось 34 года. Достраивал храм в царствование Павла I архитектор В. Бренна, вынужденный по приказу императора упростить и исказить замысел Ринальди.
Непропорциональное и приземистое сооружение не соответствовало парадному облику центра столицы. В 1809 и 1813 годах были объявлены конкурсы проектов перестройки третьей Исаакиевской церкви, непременным условием которых было желание Александра I сохранить большую часть ринальдиевской церкви. В конкурсах участвовали известные зодчие Дж. Кваренги, А. Воронихин, Ч. Камерон и многие другие, но Высочайшее одобрение получил проект молодого французского архитектора О. Монферрана.
Исаакиевский собор строился сорок лет с 1818 по 1858 годы. Его возведение стало важным этапом в истории русской строительной практики как по грандиозности размаха, так и по сложности инженерных задач. Одной из таких задач было устройство фундамента – сплошной каменной кладки высотой 7,5 м, скрепленной металлическими связями и заложенной на 24 000 свай.
Не менее сложной оказалась установка на портиках 48 гранитных колонн.
Способ ручной выломки гранитных монолитов изобрел выходец из Вологодской губернии каменотес и подрядчик Самсон Суханов. Гранитные монолиты вырубали в карьере Пютерлакса, близ Выборга. В Петербург их доставляли на баржах при помощи первых в России буксирных судов. Для установки колонн возвели строительные леса со сложной системой блоков и 16 поворотными кабестанами. Оригинальная система устройства лесов давала возможность 128 рабочим поднимать и устанавливать колонну высотой 17 м и весом 114 т за 40–45 минут. Первая из 48 колонн портиков была установлена 20 марта 1828 года, за ее подъемом наблюдали император Николай I с семьей и многочисленные иностранные гости. Это впечатляющее зрелище привлекало русских и заграничных ученых, не говоря уже о жителях Петербурга. О подъеме колонн говорилось и писалось как о крупнейшем достижении строительной техники.
В отличие от сложившейся строительной практики, колонны четырех портиков поставили до возведения стен храма. Стены строили из кирпича, скрепленного известковым раствором и коваными железными связями. Одновременно с кирпичной кладкой выполнялась мраморная облицовка.
Блестяще была решена задача сооружения купола диаметром 25,8 м. Купол собран из металлических конструкций и покрыт снаружи золочеными медными листами. В истории строительства это один из первых случаев применения металлических конструкций для перекрытия здания огромной площади.
На строительстве собора широко применялись различные технические новшества. Например, для перевозки мрамора между Невой и строительной площадкой в 1837 году была сооружена железная дорога – первый рельсовый путь в истории Петербурга.
Исаакиевский собор, возведенный по проекту О. Монферрана, стал одним из крупнейших купольных сооружений Европы. Грандиозность храма определяют его размеры: высота 101,5 м, длина 111,28 м, ширина 97,6 м.