Краткое содержание кому на руси жить хорошо некрасов по главам

Кому на Руси жить хорошо краткое содержание

Поэма Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» рассказывает о путешествии семерых крестьян по России в поисках счастливого человека. Произведение было написано в конце 60-х-середине 70-х гг. XIX века, после реформ Александра II и отмены крепостного права. В нем рассказывается о постреформенном обществе, в котором не только не исчезли многие старые пороки, но и появилось множество новых. По замыслу Николая Алексеевича Некрасова, странники должны были в конце пути достичь Петербурга, но из-за болезни и скорой смерти автора поэма осталась неоконченной.

Произведение «Кому на Руси жить хорошо» написано белым стихом и стилизовано под русские народные сказания. Предлагаем прочитать онлайн краткое содержание «Кому на Руси жить хорошо» Некрасова по главам, подготовленное редакцией нашего портала.

Главные герои
Роман, Демьян, Лука, братья Губины Иван и Митродор, Пахом, Пров — семеро крестьян, отправившихся искать счастливого человека.

Другие персонажи
Ермил Гирин — первый «кандидат» на звание счастливца, бурмистр честный, очень уважаемый крестьянами.
Матрёна Корчагина (Губернаторша) — крестьянка, слывущая в своей деревне «счастливицей».
Савелий — дед мужа Матрёны Корчагиной. Столетний старец.
Князь Утятин (Последыш) — старый помещик, самодур, которому его семья, по сговору с крестьянами, не говорит об отмене крепостного права.
Влас — крестьянин, бурмистр деревни, когда-то принадлежащей Утятину.
Гриша Добросклонов — семинарист, сын дьяка, мечтающий об освобождении русского народа; прототипом был революционный демократ Н. Добролюбов.

Краткое содержание

Часть 1

Пролог
На «столбовой дорожке» сходятся семь мужиков: Роман, Демьян, Лука, братья Губины (Иван и Митродор), старик Пахом и Пров. Уезд, из которого они происходят, называется автором Терпигоревым, а «смежные деревни», из которых родом мужики, именуются как Заплатово, Дыряево, Разутово, Знобишино, Горелово, Неелово и Неурожайко, таким образом, в поэме используется художественный прием «говорящих» названий.
Мужики сошлись и заспорили:

Кому живется весело,
Вольготно на Руси?

Каждый из них настаивает на своем. Один кричит, что вольготнее всего живется помещику, другой, что чиновнику, третий – попу, «купчине толстопузому», «вельможному боярину, министру государеву», или же царю.
Со стороны кажется, будто мужики нашли на дороге клад и теперь делят его между собой. Мужики уже и забыли, по каким делам они вышли из дому (один шел крестить ребенка, другой на базар…), и идут неизвестно куда, пока не наступает ночь. Только тут мужики останавливаются и, «свалив беду на лешего», усаживаются отдохнуть и продолжить спор. Вскоре дело доходит до драки.

Роман тузит Пахомушку,
Демьян тузит Луку.

Драка переполошила весь лес, проснулось эхо, забеспокоились звери и птицы, мычит корова, кует кукушка, пищат галчата, лисица, подслушивавшая мужиков, решает убежать подальше.

А тут еще у пеночки
С испугу птенчик крохотный
Из гнездышка упал.

Когда драка окончилась, мужики обращают внимание на этого птенчика и ловят его. Пташке легче, чем мужику, – так говорит Пахом. Были бы у него крылья, и он бы облетел всю Русь, чтобы дознаться, кому лучше всего на ней живется. «Не надо бы и крылышек», – добавляют остальные, им бы только хлебушка да «по ведру бы водочки», а еще огурчиков, кваску и чайку. Тогда бы они всю «Русь-матушку ногами перемеряли».

Пока мужики толкуют подобным образом, к ним подлетает пеночка, и просит отпустить ее птенчика на волю. За него она даст царский выкуп: все, желаемое мужиками.

Мужики соглашаются, и пеночка указывает им место в лесу, где закопана коробочка со скатертью-самобранкою. Затем она зачаровывает на них одежду, чтобы та не сносилась, чтобы лапотки не разбились, портянки не прели, а на теле не плодилась вошь, и улетает «с своим родимым птенчиком». На прощание пеночка предупреждает мужиком: еды от скатерти-самобранки они могут спрашивать, сколько угодно, но вот больше ведра водки в день просить нельзя:

И раз и два – исполнится
По вашему желанию,
А в третий быть беде!

Крестьяне спешат в лес, где действительно находят скатерть-самобранку. Обрадованные, они устраивают пир и дают зарок: не возвращаться домой, пока доподлинно не узнают, «кому живется счастливо, вольготно на Руси?».
Так начинается их путешествие.

Глава 1. Поп
Далеко тянется широкая дорожка, обставленная березами. На ней мужикам попадаются в основном «люди малые» – крестьяне, мастеровые, нищие, солдаты. У них путники ничего даже не спрашивают: какое уж тут счастье? Ближе к вечеру мужики встречают попа. Мужики загораживают ему путь и низко кланяются. В ответ на безмолвный вопрос попа: чего им надобно?, Лука рассказывает о затеянном споре и спрашивает: “Сладка ли жизнь поповская?”.

Священник надолго задумывается, а затем отвечает, что, поскольку роптать на Бога грех, он просто опишет мужикам свою жизнь, а они уже сами смекнут, хороша ли она.

Счастье, по мнению попа, заключается в трех вещах: «покой, богатство, честь». Никакого покоя священнику неведомо: его сан достается ему тяжелым трудом, а затем начинается не менее тяжелое служение, плач сирот, крики вдов и стоны умирающих мало способствуют душевному покою.

Ничем не лучше обстоит дело и с почетом: поп служит объектом для острот простого народа, про него сочиняются непристойные сказки, анекдоты и небылицы, которые не щадят не только его самого, но и жену-попадью, и детей.
Остается последнее, богатство, но и тут все давно изменилось. Да, были времена, когда дворяне чтили попа, играли пышные свадьбы и приезжали в свои имения умирать – вот и была священникам работа, нынче же «рассеялись помещики по дальней чужеземщине». Вот и выходит так, что поп довольствуется редкими медными пятаками:

Крестьянин сам нуждается,
И рад бы дал, да нечего…

Закончив свою речь, священник уезжает, а спорщики накидываются на Луку с упреками. Они дружно обвиняют его в глупости, в том, что это только с виду показалось ему поповское жилье привольным, а глубже разобраться он не смог.
Что взял? башка упрямая!
Мужики, наверное, поколотили бы Луку, но тут к его счастью на изгибе дороги еще раз показывается «лицо попово строгое»…

Глава 2. Сельская ярмонка
Мужики продолжают путь, и дорога их идет через пустые деревни. Наконец они встречают седока и интересуются у него, куда пропали жители.

Ушли в село Кузьминское,
Сегодня там и ярмонка…

Тогда странники принимают решение тоже отправиться на ярмарку – а вдруг именно там скрывается тот, «кто счастливо живет»?
Кузьминское – богатое, хоть и грязное село. В нем есть две церкви, училище (закрытое), грязная гостиница и даже фельдшер. Оттого богатая и ярмарка, а больше всего тут кабаков, «одиннадцать кабатчиков», и те не успевают налить всем желающим:

Ой жажда православная,
Куда ты велика!

Вокруг много пьяных. Мужик бранит сломавшийся топор, рядом печалится дед Вавила, обещавший привезти внучке башмачки, но пропивший все деньги. Народ жалеет его, но помочь никто не может – у самих нет денег. По счастью, случается «барин», Павлуша Веретенников, он-то и покупает башмачки внучке Вавилы.
Торгуют на ярмарке и офени (книготорговцы), но спросом пользуются самые низкопробные книги, а также портреты генералов «потолще». И никто не знает, настанет ли то время, когда мужик:

Белинского и Гоголя
С базара понесет?

К вечеру все напиваются так, что даже церковь с колокольней, кажется, шатается, и мужики покидают село.

Глава 3. Пьяная ночь
Стоит тихая ночь. Мужики идут по «стоголосой» дороге и слышат обрывки чужих разговоров. Говорят о чиновниках, о взятках: «А мы полтинник писарю: Прошенье изготовили», слышатся женские песни с просьбой «полюбить». Один пьяный парень закапывает в землю свою одежду, уверяя всех, что «хоронит матушку». У дорожного столбика странники снова встречают Павла Веретенникова. Он беседует с крестьянами, записывает их песни и поговорки. Записав достаточно, Веретенников пеняет крестьянам, что они много пьют – «обидно поглядеть!». Ему возражают: пьет крестьянин в основном с горя, и грех это осуждать или тому завидовать.

Глава 4. Счастливые
Странники ходят в толпе и зовут явиться счастливого. Если такой появится и расскажет им о своем счастье, то его на славу угостят водкой.

Трезвые люди посмеиваются над такими речами, а вот из пьяных выстраивается немалая очередь. Первым приходит дьячок. Его счастье, по его словам, «в благодушестве» и в «косушечке», которую нальют мужики. Дьячка прогоняют, и является старуха, у которой на небольшой гряде «родилось реп до тысячи». Следующим счастья пытает солдат с медалями, «чуть жив, а выпить хочется». Его счастье в том, что как его ни мучили на службе, а все же он остался живой.

Приходят также камнетёс с огромным молотом, крестьянин, который надорвался на службе, но все же, еле живым, доехал домой, дворовый человек с «дворянской» болезнью – подагрой. Последний хвастает тем, что сорок лет простоял за столом у светлейшего князя, лизал тарелки и допивал из рюмок иностранное вино. Мужики прогоняют и его, ведь у них простое вино, «не по твоим губам!».

Очередь к странникам не становится меньше. Белорусский крестьянин счастлив тем, что здесь он ест досыта ржаного хлеба, ведь на родине хлеб пекли только с мякиной, и это вызывало страшные рези в животе. Мужик со скулой свороченной, охотник, счастлив, что выжил в схватке с медведем, в то время как остальных его товарищей медведи убили. Приходят даже нищие: они счастливы, что есть подаяние, которым они кормятся.

Наконец ведро пустеет, и странники понимают, что так они счастья не доищутся.

Эй, счастие мужицкое!
Дырявое, с заплатами,
Горбатое с мозолями,
Проваливай домой!

Тут один из подошедших к ним людей советует «спросить Ермилу Гирина», ведь если и он счастливым не окажется, то нечего и искать. Ермила – простой мужик, заслуживший огромную любовь народа. Странникам рассказывают такую историю: когда-то у Ермилы была мельница, но за долги ее решили продать. Начались торги, мельницу очень хотел купить купец Алтынников. Ермила смог перебить его цену, но вот беда – денег, чтобы внести задаток, у него с собой не было. Тогда он попросил отсрочку в час и побежал на торговую площадь просить денег у народа.
И случилось чудо: Ермилу понесли деньги. Очень скоро необходимая для выкупа мельницы тысяча оказалась у него. А через неделю на площади был зрелище еще чуднее: Ермил «рассчитывал народ», деньги роздал все и честно. Остался только один лишний рубль, и Ермил до заката расспрашивал, чей он.

Странники недоумевают: каким же колдовством Ермил получил такое доверие народа. Им отвечают, что это не колдовство, а правда. Гирин служил писарем в конторе и никогда ни с кого не брал копейки, а советом помогал. Скоро скончался старый князь, а новый велел крестьянам выбирать бургомистра. Единогласно, «шесть тысяч душ, всей вотчиной» прокричали Ермила – хоть и молодой, а правду любит!

Но тут в разговор вмешивается поп: все это так, но идти к Ермилу Гирину бесполезно. Он сидит в остроге. Священник начинает рассказывать, как было дело – взбунтовалась деревня Столбняки и власти решили позвать Ермила – его народ послушает.

Рассказ прерывается криками: поймали вора и секут. Вором оказывается тот самый лакей с «благородной болезнью», и после порки он улепетывает так, будто полностью забыл про свою болезнь.
Священник тем временем прощается, обещая закончить повествование истории при следующей встрече.

Глава 5. Помещик
На своем дальнейшем пути мужики встречают помещика Гаврилу Афанасьича Оболта-Оболдуева. Помещик сначала пугается, заподозрив в них разбойников, но, разобравшись, в чем дело, смеется и начинает рассказывать свою историю. Свой дворянский род он ведет от татарина Оболдуя, которого на потеху императрице ободрал медведь. Она же за это пожаловала татарину сукна. Такими были благородные предки помещика…
Дальше Оболт-Оболдуев печалится о прежнем, привольном житье барина, когда все вокруг принадлежало ему, крестьяне преклонялись, он один был судьей и владыкой.
Закон – мое желание!
Кулак – моя полиция!

Однако не все строгости, помещик признается, что он больше «ласкою привлекал сердца»! Все дворовые его любили, дарили подарки, а он был им как отец родной. Но все переменилось: отобрали у помещика крестьян и землю. Из лесов доносится стук топора, все разоряют, взамен усадьб плодятся питейные дома, ведь теперь грамота и вовсе никому не нужна. А помещикам кричат:

Проснись, помещик заспанный!
Вставай! – учись! трудись.

Но как же трудиться помещику, с малолетства привычному совершенно к другому? Они ничему не обучался, и «думал век так жить», а вышло по-иному.
Помещик зарыдал, вместе с ним чуть не заплакали добродушные крестьяне, подумав:

Порвалась цепь великая,
Порвалась – расскочилася:
Одним концом по барину,
Другим по мужику.

Часть 2

Последыш
На следующий день мужики выходят на берег Волги, на огромный сенокосный луг. Едва они разговорились с местными, как раздалась музыка и к берегу причалили три лодочки. В них дворянская семья: два барина с женами, маленькие барчата, прислуга и седой старичок-барин. Старик осматривает покос, а все кланяются ему чуть не до земли. В одном месте он останавливается и велит разметать сухой стог: сено еще сыровато. Вздорный приказ тотчас исполняют.
Странники дивятся:

Оказывается, что старик – князь Утятин (крестьяне называют его Последышем) – узнав об отмене крепостного права, «задурил», и слег с ударом. Его сыновьям было объявлено, что они предали помещичьи идеалы, не смогли их отстоять, а раз так – остаются без наследства. Сыновья испугались и уговорили крестьян немного подурачить помещика, с тем, что после его смерти подарят деревне поемные луга. Старику сказали, что царь велел вернуть крепостных назад помещикам, князь обрадовался и встал на ноги. Так эта комедия продолжается и по сей день. Некоторые крестьяне этому даже рады, например дворовой Ипат:
Ипат сказал:

“Балуйтесь вы!
А я князей Утятиных
Холоп – и весь тут сказ!”

Странники присутствуют на пиру Последыша, где он говорит речь о пользе крепостного права, а после ложится в лодку и под песни засыпает в ней вечным сном. Деревня Вахлаки вздыхает с искренним облегчением, но лугов им никто не отдает – суд длится до сегодняшнего дня.

Часть 3

Крестьянка
“Не всё между мужчинами
Отыскивать счастливого,
Пощупаем-ка баб!”

С этими словами странники отправляются к Корчагиной Матрене Тимофеевне, губернаторше, красивой женщине 38 лет от роду, которая, однако, уже именует себя старухой. Она рассказывает о своей жизни. Тогда только и счастлива была, как росла в родительском дому. Но быстро промчалось девичество, и вот Матрену уже сватают. Суженым ее становится Филипп, пригожий, румяный и сильный. Он любит жену (по ее словам, всего один раз поколотил), но вскоре отправляется на заработки, а ее оставляет со своей большой, но чужой Матрене, семьей.
Матрена работает и на старшую золовку, и на строгую свекровь, и на свекра. Не было у нее в жизни радости, пока не родился старший сын, Демушка.

Во всей семье жалеет Матрену только старый дедСавелий, «богатырь святорусский», доживающий свою жизнь после двадцати лет каторги. На каторгу он попал за убийство немца-управляющего, не дававшего мужикам ни одной свободной минуты. Савелий много рассказывал Матрене о своей жизни, о «русском богатырстве».

Свекровь запрещает Матрене брать Демушку в поле: с ним она мало работает. За ребенком смотрит дед, но однажды он засыпает, и ребенка съедают свиньи. Через некоторое время Матрена встречает на могиле Демушки Савелия, ушедшего на покаяние в Песочный монастырь. Она прощает его и забирает домой, где старик вскоре умирает.

Были у Матрены и другие дети, но забыть Демушку она не смогла. Одного из них, пастушка Федота, однажды хотели высечь за унесенную волком овцу, но Матрена приняла на себя наказание. Когда она была беременна Лиодорушкой, ей пришлось пойти в город, просить вернуть забранного в солдаты мужа. Прямо в приемной Матрена и родила, а губернаторша, Елена Александровна, за которую молится теперь вся семья, помогла ей. С тех-то пор Матрену и «ославили счастливицей, прозвали губернаторшой». Но какое уж тут счастье?

Так говорит странникам Матренушка и добавляет: счастливую среди женщин они не найдут никогда, ключи от женского счастья потеряны, и где их найти, не знает даже Бог.

Часть 4

Заходит спор о том, кто грешнее всего. Божий странник Иона рассказывает историю «о двух грешниках», о разбойнике Кудеяре. Господь пробудил в нем совесть и наложил на него епитимью: срубить в лесу огромный дуб, тогда простятся ему его грехи. Но дуб упал лишь тогда, когда Кудеяр окропил его кровью жестокого пана Глуховского. Игнатий Прохоров возражает Ионе: мужицкий грех все же больше, и рассказывает историю о старосте. Он скрыл последнюю волю своего хозяина, который решил перед смертью отпустить на волю своих крестьян. Но староста, соблазнившись деньгами, разорвал вольные.

Толпа подавлена. Поются песни: «Голодная», «Солдатская». Но настанет на Руси время и для добрых песен. Подтверждение тому – два брата-семинариста, Савва и Гриша. Семинарист Гриша, сын дьячка, уже с пятнадцати лет твердо знает, что хочет посвятить свою жизнь счастью народному. Любовь к матери сливается в его сердце с любовью ко всей вахлачине. Гриша идет по своему краю и поет песню о Руси:

И замыслы его не пропадут: судьба готовит Грише «путь славный, имя громкое народного заступника, чахотку и Сибирь». А пока Гриша поет, и жаль, что его не слышат странники, ведь тогда бы они поняли, что уже нашли счастливого человека и могли бы вернуться домой.

Заключение
На этом обрываются недописанные Некрасовым главы поэмы. Однако уже и из сохранившихся частей перед читателем предстает широкомасштабная картина послереформенной Руси, которая с мучениями учится жить по-новому. Спектр проблем, поднимаемых автором в поэме, очень широк: проблемы повсеместного пьянства, губящего русского человека (недаром в награду счастливому предлагается ведро водки!) проблемы женщин, неискоренимой рабской психологии (раскрывается на примере Якова, Ипата) и главной проблемы народного счастья. Большинство этих проблем, к сожалению, в той или иной мере и сегодня сохраняют свою актуальность, именно поэтому произведение пользуется большой популярностью, а ряд цитат из него вошли в обиходную речь. Композиционный прием странствия главных героев приближает поэму к приключенческому роману, благодаря чему она читается легко и с большим интересом.

Краткий пересказ «Кому на Руси жить хорошо» передаёт лишь самое основное содержание поэмы, для более точного представления о произведении рекомендуем ознакомиться с полной версией «Кому на Руси жить хорошо».

Источник

Краткое содержание по главам и частям поэмы «Кому на Руси жить хорошо» Некрасова

Произведение русской литературы 19 века не теряет своей актуальности. Поиск счастливого можно продолжить. Немного изменилось в нравах современной России. Краткое содержание поэмы Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» по главам и частям поможет найти нужный эпизод и разобраться в сюжете.

1 часть

Пролог

Семь мужиков с разных деревень собрались на дороге и стали спорить, кому живется на Руси весело и вольготно. Место встречи и название деревень выбраны автором со смыслом. Уезд – Терпигорев (горе терпим), волость – Пустопорожняя (пустая или порожняя). Деревни с передающими основные характеристики жизни крестьян названиями:

Кто встретился на дороге, как будут звать героем поэмы: Роман, Демьян, Лука, Иван, Митродор, Пахом, Пров. Каждый из них выдвигает свою версию, но к единому мнению мужики не приходят. Кто может жить весело на Руси:

Мужики так спорят, как может только русский человек. Они каждый шли по своим делам, но забыли о цели. За спором не заметили, как закончился день, наступила ночь. Старик Пахом предложил остановиться и дождаться следующего дня, чтобы продолжить путь. Мужики уселись вокруг костра, сбегали за водкой, сделали стаканы из бересты и продолжили спор. Крики перешли в драку, напугавшую весь лес. Филины, корова, ворон, лисица, кукушка любуются побоищем. Птенчик пеночки выпал из гнезда и подобрался к костру. Пахом разговаривает с птенцом, объясняя его слабость и силу. Может рука раздавить беспомощного птенчика, но нет у крестьян крыльев, чтобы облететь всю Русь. Другие попутчики стали мечтать о своем: водке, огурцах, квасе и горячем чае. Пеночка-мать кружилась и слушала речи спорщиков. Пичуга пообещала помочь и рассказала, где найти скатерть самобранку. Узнав о мудрости птицы, крестьяне стали просить сделать так, чтобы рубахи не изнашивались, лапти не вытирались, вошь не заводилась.

1 глава. Поп

Крестьяне продолжили путь. Они встречали множество людей, но ни у кого не интересовались о жизни. Все странники были им близки: лапотник, мастеровой, нищий, ямщик. Не мог быть счастлив солдат. Он бреется шилом, греется дымом. Ближе к ночи им встретился поп. Крестьяне встали в ряд и поклонились святому человеку. Лука стал расспрашивать попа, вольготно ли ему живется. Священник задумался и стал рассказывать. О годах учебы он просто умолчал. Нет у попа покоя. Его вызывают к больному, умирающему. Сердце ноет и болит за сирот и людей, уходящих в иной мир. Нет у попа и почета. Его обзывают обидными словами, сторонятся на пути, сочиняют сказки. Не любят ни дочь поповскую, ни попадью. Не в почете поп у всех сословий. Откуда у попа богатство? Раньше на Руси было множество дворян. В усадьбах рождались дети, игрались свадьбы. Все шли к попам, богатство росло и преумножалось. Сейчас на Руси все изменилось. Помещики рассеялись по чужеземщине, оставив на родине только загубленные владения. Поп жалуется на появившихся раскольников, которые живут среди православных. Жизнь попов становится все труднее, доход дают только бедные крестьяне. А что они могут дать? Только гривенник да пирог к празднику. Священник закончил тоскливый рассказ и тронулся дальше. Мужики набросились на Луку, который утверждал, что попы живут вольготно.

2 глава. Сельская ярмонка

Товарищи отправляются дальше и попадают на ярмарку в село Кузьминское. Они надеются встретить там того, кто по-настоящему счастлив. Село богатое торговое и грязное. В Кузьминском есть все, что встречается на Руси.

Странники пришли на площадь. Там стояло множество палаток с разными товарами. Мужики гуляют среди торговых рядов, удивляются, смеются, рассматривают встречных. Кто-то торгует поделками, другой проверяет обод и получает по лбу. Бабы ругают французские ткани. Один пропился и не знает, как купить обещанный подарок внучке. Ему помогает Павлуша Веретенников, человек без звания. Он купил ботинки для внучки. Крестьяне ушли из села, так и не встретив того, кого искали. На пригорке им показалось, что Кузьминское шатается вместе с церковью.

3 глава. Пьяная ночь

Мужики двигались по дороге, встречая пьяных. Они

4 глава. Счастливые

Странники ищут счастливого в праздничной толпе на базаре. Но все доводы встречных им кажутся нелепыми. Истинно счастливых нет. Мужицкое счастье не впечатляет странников. Их направляют к Ермилу Гирину. Он собрал деньги с людей за час. Все крестьяне скинулись и помогли Ермилу выкупить мельницу, противостоять купцу Алтынникову. Через неделю Ермил вернул все до гроша, никто не потребовал с него лишнего, не осталось обиженных. Один рубль не взял кто-то с Гирина, он отдал его слепым. Решили мужики узнать, каким колдовством владеет Ермил. Гирин честно служил старостой. Но не смог отправить брата в армию, заменил его на крестьянина. Поступок измотал Ермилу душу. Он вернул крестьянина домой, а брата послал на службу. Ушел с поста старосты и взял мельницу в аренду. Судьба все равно отыгралась на мужике, его посадили в острог. Странники идут дальше, понимая, что это не самый счастливый человек на Руси.

5 глава. Помещик

2 часть. Последыш

Глава 1

Странники добрались до Волги. Вокруг шла веселая косьба. Странники увидели, как чудный старик куражился над крестьянами. Он заставил разметать богатырский стог. Ему показалось, что сено не досохло. Это оказался князь Утятин. Удивились странники, почему так ведут себя крестьяне, если им давно уже дана вольная и вотчина принадлежит не князю, а им. Влас объясняет товарищам, в чем дело.

Глава 2

Глава 3

Крестьяне, веря в обещания наследников, ведут себя как крепостные. Князь Последыш умирает. Но обещания никто не выполняет, земли, обещанные, не переходят к крестьянам. Идет судебная тяжба.

3 часть. Крестьянка

Матрена аккуратна в одежде: белая рубаха и коротенький сарафан. На вопрос странников женщина не смогла сразу ответить. Она задумалась, укорила мужиков, не то время они выбрали для разговоров. Но крестьяне предложили свою помощь взамен на рассказ. «Губернаторша» согласилась. Скатерть самобраная накормила и напоила мужиков. Хозяйка согласилась открыть душу.

1 глава. До замужества

Матрена была счастлива в родительском доме. К ней все относились хорошо: отец, брат, матушка. Девчушка выросла трудолюбивой. Она помогала по хозяйству уже с 5 лет. Выросла добрая работница, любительница петь и плясать. Матрена не торопилась замуж. Но появился печник Филипп Корчагин. Девушка всю ночь продумала, проплакала, но присмотревшись к парню внимательнее, согласилась. Счастье было только в ночь сватовства, как сказала Матрена.

2 глава. Песни

Странники и женщина поют песни. В них рассказывается о тяжелой доле в чужом доме. Матрена продолжает рассказ о своей жизни. Девушка попала в большущую семью. Муж отправился на заработки, посоветовал жене молчать и терпеть. Матрена работала на старшую золовку, богомольную Марфу, приглядывала за свекром, ублажала свекровь. Матери Филиппа пришло в голову, что рожь уродиться лучше из краденых семян. Свекор отправился воровать, его поймали, избили и бросили в сарай полумертвого. Матрена хвалит мужа, а странники спрашивают, не колотил ли он ее. Женщина рассказывает. Филипп избил за нескорый ответ на вопрос, когда жена поднимала тяжелую корчагу и не могла говорить. Странники запели новую песню про мужнину плеть и родню. Матрена родила сына Демушку, когда муж снова ушел на заработки. Беда пришла вновь: женщина понравилась господскому управляющему – Абраму Гордеевичу Ситникову. Он не давал проходу. Из всей семьи жалел Матрену только дед Савелий. Она пошла к нему за советом.

3 глава. Савелий, богатырь святорусский

Глава 4. Демушка

Глава 5. Волчица

Прошло уже 20 лет, как умер сын, а женщина все еще жалеет о его судьбе. Матрена перестала работать, не боялась вожжей свекра. С дедом Савелием не могла больше обещаться. Старик просидел от горя в своей светелке 6 дней, ушел в лес. Он плакал так, что стонал вместе с ним весь лес. Осенью дед отправился в Песочный монастырь каяться за содеянное. Жизнь стала идти своим чередом: дети, работа. Умерли родители, Матрена пошла поплакать на могилу к Демушке. Там встретила Савелия. Он молился за Дему, русские страдания, за крестьянство, просил снять гнев с сердца матери. Матрена успокоила старика, сказав, что давно его простила. Савелий попросил посмотреть на него по-прежнему. Добрый взгляд женщины обрадовал деда. Умирал «богатырь» тяжело: 100 дней не ел и засыхал. Прожил 107 лет, попросил, чтобы его похоронили рядом с Демушкой. Просьбу выполнили. Матрена работала на всю семью. Сына отдали в 8 лет в подпаски. Он не уследил за овечкой, и ее унесла волчица. Не дала мать толпе выпороть сына. Федот рассказал, что преогромная волчица схватила овечку и побежала. Мальчик бросился за ней, смело отобрал у серой животное, но пожалел ее. Волчица была в крови, сосцы изрезаны травой. Завыла она так жалобно, как плачет мать. Мальчик отдал ей овцу, пришел в деревню и рассказал все по-честному. Староста велел простить подпаска, а женщину наказать розгами.

Глава 6. Трудный год

Пришел в деревню голодный год. Крестьяне искали причины в ближних, Матрену чуть не убили за чистую рубаху, одетую в рождество. Мужа забрали в армию, бедность стала практически невыносимой. Матрена посылает детей просить милостыню. Не выдерживает женщина и в ночь выходит из дома. Она поет странникам песню, которая ей очень нравится.

Глава 7. Губернаторша

Глава 8. Бабья притча

Женщину ославили в округе, стали звать новым именем – губернаторша. У Матрены 5 сыновей, один уже в армии. Корчагина подытоживает свой рассказ:

Не испытала женщина только «последнего стыда». Матрена говорит, что ключи от женского счастья потеряны богом. Она рассказывает притчу, услышанную от святой старицы. Бог забросил ключи, их искали, но решили, что заглотнула рыба. Ратники Господа прошли через весь божий мир, наконец, отыскали пропажу. По миру прошел вздох облегчения женщин. Но оказалось, что это были ключи от рабства. Никто до сих пор не знает, где гуляет эта рыбина.

4 часть. Пир на весь мир

Странники расположились в конце села под ивою. Они вспоминают барина – Последыша. Под пир начинают петь и делиться историями.

Песнь Веселая. Ее поют как плясовую попы и дворовые люди. Не пел только вахлак. Песня о тяжелой доле русского мужика.

Барщинная песня. Вторая песнь печальная и протяжная. Герой сказания – нечесаный Калинушка. Расписная у него только спина от розги и плетей. Горе топит Калинушка в кабаке, жену видит только в субботу, «аукнет» ей из барской конюшни.

Крестьянский грех. Аммирал-вдовец получил за службу от государыни 8 тысяч душ. Оставляет аммирал завещание старосте. В ларце спрятаны вольные. Родственник после смерти аммирала выведывает у Глеба, где хранится вольная и сжигает завещание. Крестьянский грех – это предательство среди своих. Он не прощается даже Богом.

К странникам присоединяется Гриша Добросклонов. Он говорит мужикам, что главное для него добиться хорошей жизни крестьянам. Поют песню о доле народной и трудовой жизни. Мало чего просит народ у Бога – света и свободы.

Эпилог. Гриша Добросклонов

Григорий жил в семье бедного захудалого крестьянина. Он был сыном дьяка, который хвастался детьми, но не думал об их пропитании. Григорий помнил песню, которую пела ему мать. Песня «Соленая». Суть песни – мать сумела посолить кусок хлеба сына своими слезами. Парень рос с любовью к матери в сердце. Уже в 15 лет он знает, за кого отдаст жизнь. Перед человеком простираются две дороги:

Добросклонов думает о родине, он идет своей дорогой. Встречает бурлаков, поет песни о великой и могучей стране. Григорий сочиняет песню «Русь». Он верит, песня поможет крестьянам, придаст оптимизма, заменит грустные сказания.

Источник

Краткое содержание поэмы «Кому на Руси жить хорошо» по главам и частям (Н. А. Некрасов)

Автор: Самый Зелёный · Опубликовано 18.01.2019 · Обновлено 07.06.2019

Как известно, автор не закончил свое последнее великое творение, так как был болен раком. Страшные боли мешали ему работать. Поэтому близкие друзья расположили имеющиеся главы поэмы в том порядке, который показался им наиболее уместным. Но читателю до сих пор непросто разобраться в сумбурном порядке частей и в витиеватой манере повествования Некрасова. Поэтому для Вашего удобства Многомудрый Литрекон подробно описывает содержание глав по частям, чтобы передать сюжет книги во всем его великолепии. Содержание, которое располагается ниже, образует план поэмы по главам.

Первая часть

В этой части путешествие правдоискателей только начинается: они встречают волшебную птицу, которая дает им волшебную возможность пройти всю Русь в поисках счастья. Многомудрый Литрекон воспроизводит все в сокращении, но сохраняет стиль и тональность автора.

Пролог

Встретились семеро мужиков на дороге и заспорили, кто на Руси живет счастливо. Действие поэмы «Кому на Руси жить хорошо» происходит в…

Подтянутой губернии, уезда Терпигорева, пустопорожней волости, из смежных деревень: Заплатова, Дырявина, Разутова, Знобишина, Горелова, Неелова — Неурожайка тож…

Роман настаивал на кандидатуре помещика, Демьян выдвинул чиновника, Лука свято верил в благоденствие попа, Иван и Митродор заговорили о купце, Пахом отдал голос боярину, а Пров и вовсе сказал: «Царю!». Весь день спорили они и шли, куда глаза глядят. В итоге только проезжая баба, Корявая Дурандиха, напомнила им о том, что ночь на дворе. Но мужики устали (шли 30 верст) и решили переночевать в лесу.

Сходили они за водкой, устроили они пир и даже подрались, выясняя, кто же на Руси счастливец. От шума и гула выпал из гнезда птенчик пеночки. 7 филинов с 7 деревьев наблюдали за побоищем, даже ворон прилетел и стал ждать гибели бойцов. Пришли и другие звери: корова, лиса, заяц. Но драка кончилась, мужики заторопились укладываться. Тут Пахом нашел птенчика и стал сетовать, что птицы сильнее и свободнее людей, что ему не хватает крыльев, чтобы выяснить ответ на их главный вопрос. Спутники в шутку добавили, что хорошо бы провизии в путь. Тут пеночка предложила им сделку: в обмен на птенчика она предоставляет героям скатерть-самобранку, которая не только дает еду, но и чинит одежду и лапти.

Пошли мужики искать «столба тридцатого», а за ним нашли и заветную скатерть в ларце у двух сосен. Заручились они не видеться с семьей, покуда не узнают, кто счастливо живет на Руси.

Глава 1: Поп

Настала весна (май), а мужики все еще идут. Автор описывает печальный пейзаж: поля с малыми всходами, непролазные леса, старые деревни. Но и новые дома больно видеть героям, ведь строит их «кровная беда». Все это время видели они лишь бедняков.

Мужики упрекали Луку за ошибку. Они бы и бока ему намяли, да увидели строгое лицо удаляющегося священника.

Глава 2: Сельская ярмонка

Автор сравнивает голую и мокрую землю с мертвецом: ни травинки нет на ней, и хлеба крестьяне не вырастят. Но, наконец, погода наладилась, и появилась трава для скота.

В жаркий праздничный день мужики узнали, что все жители окрестных деревень пошли в богатое, но грязное село Кузьминское на ярмарку. Там есть закрытое училище, две церкви, гостиница, фельдшер. В торговый день всю деревню заполонили палатки: кабачки, лавки и др. Все были пьяны и веселы: бабы нарядные, мужики радостные, дети шумные. Одна старуха даже говорила, что из-за красного ситца будет неурожай, так как он покрашен собачьей кровью.

Ходят мужики и смотрят на народ. Жаль им стало старика Вавилу, который все пропил, и теперь ему стыдно семье в глаза смотреть. Особенно больно ему слушать просьбы внучки о ботиночках. Но в толпе нашелся человек, который дал ему два двугривенных на покупку — Павлуша Веретенников. Рода его занятий никто не знал, но был он при деньгах, его даже звали барином. Люди обрадовались, видя его помощь.

Была там лавка с картинами, где с купца требовали, чтобы на изображениях были генералы толстые и осанистые. Он смеялся, но торговля шла бойко. Люди, несмотря на нищету, покупали эти ненужные для себя вещи. Автор сетует, что они покупают бессмысленные предметы, тогда как нужно брать книги и портреты Белинского и Гоголя. Это и есть народные заступники, которые достойны висеть в горенке крестьянина.

Пошли они в балаган (бродячий театр). Смотрели комедию с Петрушкой. После услышали рассказ актеров о том, что раньше они были крепостными, но теперь играют для народа. Актеров весело приветствуют. Праздник дошел до апогея: все шумят, дерутся, целуются, пьют.

К вечеру герои ушли.

Глава 3: Пьяная ночь

Село кончается этапным зданием (это место, где заключенные, которых ведут на каторгу по этапу, останавливаются на ночлег). Рядом с ним лежат кучи пьяных тел, все иду с ярмарки.

Автор воспроизводит отрывистые речи людей, которые идут по домам и валятся с ног от пьяного угара. Там и жалобы на «царскую грамоту» (освобождение крепостных), там и предостережения деревенской девке (нельзя наниматься прислугой, не то станешь любовницей), и песня пьяной старой бабы с просьбой о любви. Становой скажет за исправником: по дороге с ярмарки убили крестьянина.

Странники видят, как пьяный парень капает яму для похорон матери, а оказывается, что это он допился до галлюцинаций, и никого рядом нет. Потом слышат разговор женщин: домой идти страшнее, чем на каторгу. Мужчины бьют их, обворовывают, все пропивают. На дороге видны только избитые, хмельные и грубые лица. Нет слова без ругани. Женщины и дети плачут. Автор рассуждает об их доле: «Легко ли из питейного дождаться мужиков?».

Видят герои Павла Веретенникова (того, кто подарил Вавиле ботиночки). Он записывает песни и пословицы крестьян, хвалит их за ум, но упрекает за пьянство и грубость. Тогда один из них говорит, что крестьянская душа так веселится не от хорошей жизни. Им так проще переносить беды и нужду. Но на пьющую семью есть одна и непьющая, и там людям живется еще труднее. На одного крестьянина всегда есть три дольщика: Бог, царь и господин. Еще есть пожар – «губитель-тать», который пожирает весь труд народа.

Еще крестьянин говорит, что мужика валит не хмель, а непомерный труд и ужасная нужда: «Нет меры хмелю русскому, а горе наше меряли?». Он рассказывает, что там, где не проходит лошадь, сам народ берет на себя всю тяжесть и работает на правах скотины. Значит, на такого крестьянина господа смотрят, а на пьяного им тошно глядеть? Речистый работник заключает, что «люди мы великие в работе и в гульбе». Потом он вновь веселится и пьет. Его звали Яким Нагой.

Автор рассказывает его историю. Старик жил когда-то в столице, да суд с купцом его разорил. Вернувшись из тюрьмы, он взялся за соху и стал земледельцем. 30 лет работал не покладая рук. Однажды горела его изба, а он стал спасать картинки, которые покупал сыну. А накопленные за целую жизнь 35 целковых так никто и не спас. За слипшийся комок дали ему 11 рублей.

Мужики подтвердили правоту героя, и сам Павел поднес ему водки. Тут запели 30 молодчиков песню удалую, и одна баба даже расчувствовалась, что ее жизнь молодая загублена старым ревнивцем-супругом. Сами мужики от песни тоже захотели к женам. И вот подкрепились они и пошли на поиски счастливца.

Глава 4: Счастливые

Пообещали мужики счастливцу ведро вина. Пришла толпа. Первым оказался дьячок. Он сказал, что счастье в мудрости и в простых радостях. Однако мужики ему не поверили, так как для веселья ему все равно не хватало материальных благ вроде той же чарочки вина.

Пришла одноглазая рябая старуха и похвасталась невиданным урожаем репы. Но и ее проводили с богом, ведь для счастья этого мало.

Подошел солдат. Его счастье в том, что его не убили в 20 сражениях, что даже от ударов розги за провинности он не погиб. Ему дали выпить.

Прибежал и каменотес, хвастаясь, что в день 5 рублей серебром зарабатывает. Ему тоже дали выпить, но старый и бессильный мужик постерёг его, ведь сила скоро кончится, и придет нужда. Трифона сгубил подрядчик, который, нахваливая его, заставил нести ношу за десятерых. Работник надорвался и зачах. Ему тоже дали выпить, так как герою повезло: в дороге из столицы он не умер, а дома ему стало легче.

Потом подоспел дворовый, больной подагрой (благородной болезнью). Он хвастался, что был любимым рабом, а его дочь с барышней училась. Он гордился, что лизал тарелки с дорогими блюдами и допивал вино за хозяином. Его прогнали за зазнайство.

Присоединился к толпе белорусский крестьянин, который счастлив тем, что ест досыта. Еще один мужик выжил в поединке с медведем, и его угостили. Подоспели нищие и стали говорить, что счастливы щедрым подаянием. Но водка кончилась, и мужики решили, что пора заканчивать эксперимент: нет среди народа счастливцев. Однако сказали им в толпе, что надо звать Ермила Гирина, который точно счастлив. Рассказали странникам его историю.

Ермил Ильич – простой мужик. Однажды решил он купить мельницу, которой раньше управлял, но теперь ее продавали по суду. По торгам выиграл он, но таких денег при себе не было у него. Решил он спросить у народа в долг по рублю, чтобы заветную тысячу набрать и выкупить мельницу. Сказал он, что отдаст данные деньги по копеечке. Народ решил выстоять за своего представителя: набрали нужную сумму, чтобы победить купца. Потом герой раздал все деньги, и люди честно брали только то, что им полагалось. Даже лишний рубль остался, который он отдал слепым.

Но и он не был счастливцем. Один поп сказал, что герой в остроге. В его стороне были бунты и пожары, и местное начальство повелело Ермиле умилостивить народ речью. Но тут старик прервал рассказ, пообещав в другой раз продолжить. Тут люди увидели барина, все низко кланялись, и проезд его тройке загородили.

Глава 5: Помещик

Род помещика очень древний (200 лет по отцу, 300 по матери). Все эти годы жили его предки хорошо, был им почет, покой, было и богатство. Раньше герой держал 5 поваров, пекаря, 22 охотника и 17 музыкантов. Всем он закатывал сказочные пиры, купался в роскоши. Особенно любовно он описывает охоту: ему даже мерещится, как он травит лису.

О крестьянах он говорит с любовью: к ним он старался относиться по-отечески, без лишней строгости. В пасху он и его родня целовались со всеми крепостными, обменивались яйцами и другими дарами. Сами мужики несли им добровольно гостинцы из разных сторон, а они принимали их в барском доме, и сама жена барина прислуживала за столом.

Но вольготной жизни пришел конец. Земли раздали крестьянам, они по недомыслию снесли и разрушили многое из того, что было дорого и полезно в хозяйстве или же в памяти дворянина. Из-за крестьянской реформы многие помещики разорились, теперь уже не могли они жить на широкую ногу, ведь жили за счет крепостных. На их прекрасных землях теперь стояли кабаки да убогие избенки.

Сам помещик жалуется, что не может трудиться, так как ему в детства не внушили необходимость труда и науки. Благородное происхождение мешает, а не помогает ему устроиться в новой жизни. В конце он зарыдал, и мужики его пожалели:

Порвалась цепь великая, порвалась — расскочилася одним концом по барину, другим по мужику.

Вторая часть: Последыш

В этой части героев ожидают новые приключения и не менее потрясающие открытия. Все главы описаны кратко, но пересказ сохраняет необыкновенный язык автора. Чтобы достичь этого, Многомудрый Литрекон воспроизводит содержание с цитатами.

Глава 1

Странники пришли на Волгу в разгар сенокоса. Увидели по пути пьющего мужика и бабу с вилами, потом разглядели толпу людей с вилами и косами. Присоединились к ним и помогли косить. На завтраке прибежал старик Влас и велел крестьянам изображать крепостных перед барином. На трех лодках он причалил со всей своей семьей.

Все усердно кланялись семейству барина, а он проверял владения. Нашел сырое сено и пригрозил сгноить работников на барщине, если они не сделают, как надо (при этом сено сухое). Странники начали наливать Власу и спрашивать, что же такое творится.

Глава 2

Влас рассказал, что князь Утятин выжил и ума и думал, что крепостное право все еще действует. Губернатор рассказал ему правду, так он разозлился настолько, что его разбил паралич. Родственники уговорили крестьян подыгрывать, чтобы старик отставил им наследство, ведь, разозлившись на реформу, он укорил детей в трусости и в том, что они не смогли отстоять дворянские права. Боясь остаться ни с чем, они придумали спектакль с возвратом крестьян помещикам.

Кое-кто даже рад был подыгрывать. Например, Ипат, помня о доброте князя, никак не хотел уходить со двора. Как-то раз он по приказу помещика в лютый мороз играл на скрипке на облучке и упал под сани. Он уж умирать готовился, но помещик вернулся за ним и даже посадил греться в сани.

Наследники посулили крестьянам лугу близ Волги и другие дары после смерти старика. Для него нарядили бургомистром разбойного, бесшабашного и хитрого мужика Клима, который был не чист на руку, зато сообразителен и речист. Он превосходно играл степенного крестьянина и слушал все глупые приказы барина. Например, он назначил сторожем глухонемого и велел унимать коров, которые ночью громко мычат. Все приноровились к такому порядку, ведь наследники охотно покупали товары у крестьян, чтобы потешить старика.

Но однажды на барина нарвался несговорчивый мужик Агап, который украл бревно из леса. Старик сильно ругался на него, а крестьянин не выдержал и ответил ему грубой бранью, что князь теперь всего лишь шут гороховый. Тогда барин приговорил бунтовщика к наказанию. Но Клим придумал выход: напоил Агапа, завел в амбар и попросил покричать. Помещик был доволен наказанием, так как слышал стоны. Агап потом умер неизвестно отчего, и крестьяне жалели, но эта сценка так кстати разыгралась: барин подумал, что его наказание сгубило крестьянина, а погубило его вино.

Глава 3

Тем временем князь позвал всех выстроиться в ряд. Он завтракал с многочисленной родней и свитой. Бургомистр объявил, что сено нужно убрать за три дня, так как барин был уверен, что его крепостные на барщине. Случайно Клим сказал про господский срок, и старик расхохотался, так как, по его мнению, господский срок – вся жизнь раба, и ему показалось странным, что работники говорят о каком-то своем времени. Час он говорил, что крестьяне обязаны слушаться господ, и так будет всегда.

Клим ответил ему, что все здесь господское, и о бунте они даже не думают. Провозгласил речь во славу барина, все начали молиться за его здоровье. Без помещиков, сказал бургомистр, не жить и не работать крестьянам. Князь растрогался, но в этот момент один из мужиков расхохотался, не выдержав притворства. Старик приказал привести его для наказания.

Клим искал виновного: никто не хотел идти. Он пошутил, что даже в аду крестьянин будет служить барину: дворяне будут в котле вариться, а мужики – дрова подкладывать. Подоспели наследники, предлагали 5 рублей тому, кто представится виновным. В итоге кума Клима упала в ноги последышу и зарыдала, что это сын ее смеялся, который родился на свет безумным. Барин простил убогого и сам посмеялся над его выходкой, повеселев. Открыли они шампанское, дали крестьянам пряников и сладкой водки. Пошел пир. Старик чуть было сам не стал плясать с бабами, да ноги не держали. Велел сыновьям с женами танцевать, высмеял их за неумение. Приказал Любе (молодой беловолосой снохе) спеть и уснул.

Клим произнес речь, что не взял бы и тысячи рублей за такую службу, если бы не знал, что старик куражится только по его мужицкой воле. Погуляли славно крестьяне и пошли по домам, но родня встретила их известием: в их деревне Вахлаки траур, ведь барин уже скончался. Люди испустили глубокий вздох.

Но наследники не сдержали обещания и не отдали луга крестьянам. По сей день Влас ездит на тяжбу в столицу, да толку нет.

Третья часть: Крестьянка

Здесь рассказывается о тяжелой доле женщины на Руси. Краткий пересказ истории Матрены Корчагиной поможет Вам написать качественные сочинения и даже подготовиться к ЕГЭ по литературе.

Пролог

Проходили странники село Наготино и решили поспрашивать, нет ли счастливых среди женщин. Бабы указали, что есть только добрая и умная Матрена Тимофеевна Корчагина по прозвищу «губернаторша». Ее и окрестили счастливицей.

Пока мужики идут на поиски, автор описывает каждую зерновую культуру, которую встречает. Пшеница плоха, потому что «кормит по выбору», в отличие от ржи, которая всегда дает урожай. Поспел и красавец-лен, в котором запуталась птичка, освобожденная странниками. Но особенно радует горох, который все путники щиплют. Все детишки бегают с овощами, и в этом году хорошо зародилась свекла.

Так дошли мужики до Клина, где жила Матрена. Это очень бедное село с кривыми домишками. Зато есть богатая усадьба с башней, куда пошли путники. Хозяин был за границей, и имение приходило в упадок. Пока мужики ловили рыбу, беременная баба жаловалась, что 4-ый день ее сын Митенька сидит на хлебных корках. Ребенок сидел на тазу и делал вид, что это его коляска.

В усадьбе полное разорение: нет ни ягод, ни фруктов. В саду фигуры все с обрубленными носами. Колышки с балкона идут в костер. Вдруг вышел человек в подряснике и начал петь душевную песню. Это певец Ново-Архангельский, которому обещали господа карьеру в Италии, да позабыли и уехали.

Странники пошли и встретили толку жниц и жнецов. Там увидели осанистую и плотную женщину – Матрену (38 лет). Она согласилась дать ответ, но в обмен на помощь по хозяйству, ведь самая пора управиться с урожаем.

Глава 1: До замужества

Матрена пришла вечером и рассказала свою историю. Жила она в девичестве счастливо в непьющей семье, где все любили друг друга. Мать особенно жалела ее, предрекая несчастье в замужестве. Работать героиня начала с 5 лет, в 7 уже имела целый список обязанностей: пасти уток, носить отцу еду и т.д. Выросла она красавицей на зависть и работницей на совесть.

Женихов она обходила стороной, но выискался ловкач – печник Филипп Корчагин. Героиня не хотела замуж, даже говорила об этом жениху, но тот заверил, что обижать не будет. В итоге влюбилась она в него, ведь на вид парень был пригож и силен. Только во время сватовства она и видела счастье, а после уже нет…

Сыграли свадьбу, да говорит об этом Матрена уже невесело и соглашается выпить водки.

Глава 2: Песни

Матрена поет песню про прибытие в дом мужа. На нее с упреками набросились все члены чужой семьи: «Кто неряхою, кто непряхою» обзовет. Люди были сварливые, их дом стал для вольной девицы адом. Муж советовал молчать и терпеть, ведь ничего поделать он не мог.

Героиня была обязана следить за пьяницей-свёкром, работать на старшую золовку, соблюдать все приметы, иначе обижалась свекровь. С мужем отношения были хорошие, но как-то раз и он ударил жену, когда не дождался вовремя ее ответа. Он попросил обувь ее для приезжей сестры, а Матрена поднимала тяжесть и слова не могла сказать. В наказание за молчание он ударил ее. А родственницы и рады были сказать лишнее худое слово. Но женщина уверена, что не годится жене считать побои мужнины – за дело.

Дальше все гости Матрены пьют и хором поют песню о том, как муж плетью бьет жену, а родственники советуют бить больше и пролить кровь.

Продолжила она свой рассказ. Родился на радость Матрене красавец-сын Демушка. Гнев с души ее снял первенец. Но пришла новая напасть: господский управляющий стал домогаться. Свекровь даже припугнула женщину, чтобы та была поласковее, иначе возьмут Филиппа в рекруты. Однако Матрена пошла искать заступничества у дедушки мужа. И она решила рассказать его историю подробнее.

Глава 3: Савелий, богатырь святорусский

Как становилось худо Матрене, бежала она к нему в горницу, куда он никого, кроме нее, не пускал. Ей он рассказал, за что попал на каторгу.

Жили они в отдаленном селе, и сам их хозяин не мог попасть туда: не было дороги. Ни полиция, ни чиновники тоже не добирались до того места. Но вот началась засуха, и полиция начала наезжать, чтобы их барин смог получить оброк. Сначала они откупились, но потом пришли к Шалашникову сами: платить оброк нечем, неурожай. Он их порол-порол, и в итоге они откупились и сдались, обещаясь платить вовремя. Однако, как ни драл их помещик впредь, они утаивали оброк и не давали всего, что было. Но умер дворянин, пришел его наследник и назначил главным немца Фогеля. Полноправным властелином стал управляющий. Чтобы заставить крестьян платить, он велел им построить дорогу и обхитрил их. Вместе с местной властью он разорил крепостных, ведь драл, пока не выжимал последний рубль, заручившись поддержкой полиции.

Рассказывая это, Савелий делает вывод, что русский мужик – богатырь, хоть и не воюет, раз терпит такое ярмо. Сам он с горечью сознается, что сила его великая ушла на мелочи вроде нескончаемых побоев.

Терпели власть Фогеля 18 лет. Довел их немец, когда они копали яму для завода, а он даже позавтракать им не давал. Мужики толкнули его в яму и засыпали живьем. Им за это присудили каторгу и телесное наказание. Но все выдержали они, а Савелий даже бежал с каторги, да поймали его и вернули. 20 лет он маялся на каторге, 20 лет на поселении, но вернулся домой с накоплениями раньше срока по амнистии. Пока богат был, семья его любила, но потом любовь прошла.

В конце главы женщина вновь начала про себя: ее мучитель-управляющий умер от холеры, но приключилась другая беда, о которой она расскажет в следующей главе.

Глава 4: Демушка

Повествование начинается с песни про птицу, птенцы которой сгорели вместе с деревом, где было гнездо. Птица кружится вокруг пепелища и не может докричаться до них.

Матрена рассказывает о новой беде. Свекровь заставила оставить сына у Савелия. Однажды ползет навстречу героине дед и кается в грехе. Он недоглядел, и сына героини съели свиньи. Рассказ прерывается сетованием о том, что лучше снести побои, чем оставлять младенца родственникам.

Приехали становой и другие чиновники допрашивать мать и деда. Матрену обвинили в сговоре с Савелием и в отравлении ребенка. При ней же сына вскрыли. Тогда женщина стала проклинать мучителей, и ее даже хотели связать. Доведя ее до исступления, приезжие чиновники начали обвинять ее еще и в помешательстве. Видя пир лекаря, попа и станового, она потеряла сознание.

Очнулась в доме и пошла к гробу сына. Выгоняла деда из горенки, обвиняя его в убийстве. А он не уходил, читая молитву. Савелий признался, что Дема растопил его огрубевшее сердце. Он утешал ее тем, что ребенок теперь в раю. Она же простила его, но долго жаловалась, что лекарь вскрыл младенца, издеваясь над трупом. Старик ответил, что правды им не найти, ни Бог, ни царь не вступятся в их защиту, так что нечего себя терзать. Они – крепостные, им суждены муки.

До самого утра они вместе молились над трупом.

Глава 5: Волчица

Пришла зима, приехал муж. Оба они горевали. Дед ушел в лес, а потом и в монастырь. Поехали они с Филиппом к родителям Матрены, навестили, и ей стало легче.

Три года она спокойно жила, работала и родила новых детей. Но трудилась за двоих и сильно недоедала. На четвертый год умерли ее родители. Она пошла на могилку сына, а там увидела Савелия. Он еще раз попросил прощения, сказал, что целыми днями молится за Дему и за крестьянство. Они обнялись и плакали.

Вскоре дел умер: «сто дней хирел да сох», а потом уснул вечным сном. Перед кончиной дедушка сказал, что мужику на Руси три дороги: «кабак, острог да каторга», а женщинам – три удавки (черная, красная и белая) на выбор.

Прошло 4 года: всему покорилась героиня. Работала за всю семью, выносила побои и попреки, но зато детей берегла как волчица. Однажды странница приказала селянкам не кормить детей грудью в пост, и только Матрена не послушалась, жалея детей.

На 8 году ее сын Федот пошел пастухом служить. И вот случилась беда: его хотели высечь за то, что он отдал волчице и так уже мертвую овцу, пожалев ее. Но мать вырвала сына у старосты и пошла с мольбой к помещику. Тот порешил, что мать отбудет наказание за ребенка: пусть секут ее.

Матрена вытерпела все, а на следующий день пошла в ракитник и рыдала в одиночестве. Жаловалась она покойному отцу, покойной матери, что нет ей защиты на земле. Сказала она в заключение о себе и своей жизни:

Я потупленную голову,
Сердце гневное ношу.

Глава 6: Трудный год

Пришел в село голод. Свекровь обвинила Матрену, что она накликала беду, надев чистую рубашку в Рождество (такая примета). Муж защитил ее, но соседи угрожали ей смертью.

Но пришла новая напасть: мужа в обход закона брали в рекруты (тогда служили 25 лет). За его семью уже ушел брат, но местные чиновники были подкуплены. Нужно было за правдой к губернатору идти. И вот семья, узнав об участи Филиппа, стала «покалачивать» детей Матрены, ведь скоро заступника уж не будет. Их стали обделять во всем, ведь кормильца нет, даже на порог не пускали. Детей мать посылала за подаянием, чтобы прокормиться. Устав терпеть, собралась Матрена искать управу на чиновников. Ушла из дому ночью и услышала любимую песню про Машеньку, которая живет в светелочке под елочкой, а за ней приходят люди и зовут домой.

Глава 7: Губернаторша

Матрена помолилась морозной ночью и с тех пор часто так делает, ведь лучшего средства от бед женщинам не найти. Помолившись о тяжкой доле, она пошла в город искать губернатора.

Дошла за ночь и увидела дворец чиновника. Дав часовому денег, героиня выяснила, что надо идти к швейцару. Поведав о беде, она и ему дала двугривенный. Женщина стала ждать положенный срок – 2 часа. Потом за целковый швейцар пустил ее к себе и напоил чаем. Случайно Матрена увидела губернаторшу и бросилась ей в ноги с мольбой, рассказав о беде. Прямо там она и родила сына.

Елена Александровна выслушала ее и помогла, потом даже крестила ее ребенка. Филиппа вернули жене.

В конце героиня поет песню в благодарность доброй губернаторше.

Глава 8: Бабья притча

Матрену за это прозвали счастливицей. С тех пор много еще бед случилось: и язва Сибирская, и пожары, и сына ее в рекруты забрали. Все испытала женщина и сказала, что нет среди крестьянок счастливой, все не живут, а выживают. Послала она искателей правды к царю и вельможам, а баб трогать не велела.

Одна праведница сказала ей, что ключи от счастья женского затеряны, и никто их не найдет. Видно, рыба проглотила их и унесла на дно. Нашлись зато другие ключи – рабам невольникам. Освободились крепостные мужчины, а бабам воли все нет и нет. Видимо, ключи от их свободы действительно унесены рыбой, и даже Бог забыл, какой именно.

Пир на весь мир

Вернулись странники в село князя Утятина к Власу и Климу. Там они пировали. Пришел на сходку Трифон – дьячок и пьяница. Он привел сыновей – Гришу и Савву. Оба парня семинаристы, очень добрые и смиренные: помогают людям бесплатно. Пишут письма, растолковывают законы, живут с крестьянами наравне. Савва хотел быть дьяконом, а Григорию судьба сулила иной удел.

Крестьяне решали на сходке, что делать с лугами, которые наследники не хотели им уступать. Все сошлись на том, что нужно так работать впредь без барина, чтобы и на кабак, и на жену времени хватало. Спор сменился песней: в ней крестьяне спрашивают, где скотина и птица, где сыны и дочери, а в ответ им известие о том, что их взяли или помещики, или чиновники. Куплеты заканчиваются фразой: «Славно жить народу На Руси святой». Потом пошла печальная песня про тяготы жизни крестьянина.

Потом крестьяне начали вспоминать, как тяжело было жить под барином: и гонцы за девками приезжали от господ, и от бесконечного труда ломило спину. Однажды барыня запретила им ругаться, и за брань даже пороли. А здешняя знаменитость, Викентий Александрович, рассказал о холопе Якове Верном.

Про холопа примерного – Якова верного

Жил холоп у Поливанова – жестокого помещика, который родную дочь обобрал и из дома с избитым мужем выгнал. Этот человек ни с кем не ладил и злость вымещал на крепостных. Но слуга любил его и жил ради того, чтобы ублажать барина. Одна была у него слабость – любовь к племяннику.

В старости ноги Поливанова отказали. Их ему заменил верный холоп, который коротал с ним все дни, как родственник. Однако помещик, узнав о любви его племянника к красавице Арише, сбыл из ревности парня в рекруты, и холоп этого не простил: запил. Но потом вернулся и стал вновь ухаживать за хозяином, потому что никто не мог его заменить.

Стали спорить мужики, кто грешен больше всех: кабатчики, помещики, разбойники или сами крестьяне? В итоге спорщики, купец и Клим, подрались. Клим победил. Их взялся помирить Ионушка, богомол и странник. Он рассказал, что целые села ходят попрошайничать по осени, ничего не делая и лишь разоряя доверчивых крестьян. Один странник на его памяти учил девушек пению, но лишь потом выяснилось, что он просто их «перепортил». Те же господа подлаживаются к помещицам и обворовывают их до нитки. Некто Кропильников призывал всех спасаться в лесу, а сам чуть не развязал мятеж в деревне. Но есть и положительные причины: посадская вдова Ефросинья лечила чумных, не боясь заразы. Но чаще всего странники своими рассказами просто развлекали уставший народ, все слушали их с удовольствием. Автор говорит, что тяга к духовной жизни свидетельствует о том, что рабство не поставило русскому народу пределов, что у него есть сила и ум для развития. Душа народа – почва добрая, и нужен лишь сеятель.

О двух великих грешниках

Все пошли на паром, плывут по Волге. Решил и зажиточный мужик Игнатий рассказать о крестьянском грехе.

Крестьянский грех

За заслуги дали адмиралу 8.000 душ. Он перед смертью позвал старосту и велел ему хранить ларец, где была спрятана воля для все остальных крестьян.

Но схоронили адмирала, и приехал его родственник. Подкупил он Глеба, завещание сожгли, и все люди стали рабами незаконного наследника. Сам мужик своих предал, поэтому и считает Игнатий его самым грешным.

Все приутихли и начали грустить: и вправду век крестьянам маяться под игом рабским. Вспомнили они свои горести: и денег мало, и местная власть досаждает, и купцы обдирают. Все легли и задумались о своем. Затянули голодную песню про мужика без еды и крова. Пели ее не голосом, а всем голодным нутром.

Пришел Григорий, сын дьячка, и спросил, почему все не веселы: неволи нет, на барщину не погонят, голод не грозит, да и за Глеба-предателя они не отвечают. Стал народ снова радоваться, прислушавшись к оратору. Если нет крепостного права, говорит он, значит, и грехов не будет на Руси. Все пожелали Грише богатства за такие слова, но он сказал, что ему нужно только счастье народное.

Потом герои увидели, как жители села бьют Егорку Шутова: где бы ни появился он, везде его так принимали, потому что одна деревня попросила об этом 14 других без объяснений.

Странники и компания встретили деда, немощного от ранений солдата и Устину (племянницу деда). Они стали играть на ложках, а Клим – петь. Песня солдатская, про Севастопольскую войну. Основные события: солдат приходит на комиссию, где все его раны приравнивают к следствию базарной потасовки и оценивают травмы на рубль с лишком. За песню дали воину милостыню.

Пир кончился. Гриша и Савва повели домой пьяного отца и пели песни про свободу и счастье русского народа.

Эпилог: Гриша Добросклонов

Здесь автор подробно рассказывает историю жизни Гриши Добросклонова и его семьи.

Глава 1

С пира вернулись сыновья и пьяные отец. Савва уложил его и стал читать, а Гриша пошел гулять. Жили они беднее крестьян: даже скотины не было в доме, да и дом состоял из одной комнаты.

В семинарии молодых людей кормили скудно, были они худы. Только в деревне их кормили хорошо добрые люди вроде Власа. Юноши взамен помогали крестьянам и по их поручениям бегали в городе. Их мать умерла от забот да огорчений: не было денег даже соль у хозяйки. Дети выжили чудом и подаянием работников. Отец много пил, но детьми гордился.

Всю жизнь покойная матушка думала о соли, и даже песню сложила о нужде. В ней описывается, как мать кормит младшего сына, а он не может есть хлеб без соли. Женщина посолила его в итоге слезой.

Гриша тосковал по маме, и любовь к ней стала для него любовью ко всей Вахлачине, которая стала для него кормилицей. За родные края он готов был умереть, и в 15 лет точно знал, ради чего живет.

Дальше автор приводит песню о двух путях в жизни. Путь раба – грешная и полная соблазна дорога для тупой толпы. На ней вечно кипит вражда за место под солнцем. Она хороша и широка лишь на вид, но «к добру глуха». Путь честный – тесная тропка для тружеников, которые помогают обиженным и униженным. Это дорога Гриши.

Автор рассуждает, что русская земля, как бы ни была она забита рабством, много взрастила сынов, которые борются за права друг друга. И вахлачина тоже отправила за себя такого борца – Добросклонова.

Глава 2

Григорий, вспоминая о пире, сложил песню о родине. России придется страдать, но она не погибнет, ведь уже преодолевает мрак невежества и рабства. Раньше славянин был рабом, но теперь народ «учится быть гражданином». Следующее поколение крестьян будет свободным.

Герой встретил детей в лесу, набрал с ними грибов и пошел купаться. Перед ним предстал город после пожара, одна тюрьма уцелела. Увидев довольного бурлака (человек, который вытягивает судно на берег), он сочинил и о нем песню. Мужик отработал тяжелый день, но осилил баржу. Теперь он помылся, накупил подарков родне и идет домой – отдыхать.

Дальше семинарист думал о народе, вспоминал, что его учитель сравнивал людей с богатырем Ильей Муромцем, который всегда спасал родную землю. Сочинил он новую песню, про Русь. Там он говорит про поднятие народного духа, про пробуждение национального самосознания в людях.

Глава 3

Здесь автор, наконец, признает Гришу единственным счастливцем на Руси. Сочинив песню про свободу и счастье людей, он ощутил в себе могучую силу и подлинную благодать.

Если бы наши странники, говорит автор, знали, что творится с семинаристом, они бы давно уже отправились к семьям.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *