Платформенная занятость что это
Как регулировать платформенную занятость в России: три основных варианта
Содержание
Платформенная занятость — это гибкий формат включения работников в рынок труда. Он предполагает использование цифровой платформы, которая выступает в качестве посредника между поставщиками услуг или исполнителями и их клиентами. Такая занятость может быть для работника как основной, так и дополнительной.
В поисках модели
Платформенная занятость — относительно новый сегмент, и пока для него не существует ни точных определений, ни нормативно-правовой базы. Поэтому точно оценить число работающих здесь людей — курьеров, репетиторов, водителей, айтишников и других специалистов — сейчас невозможно. Но эксперты ожидают, что к 2030 году цифровые платформы обеспечат работой от 6–8 млн до 15 млн россиян.
Но как именно отрегулировать этот сегмент, не совсем понятно. Предлагаются разные варианты. Самый консервативный из них — сделать всех работающих штатными сотрудниками с соответствующими набором прав и гарантий. А самый либеральный — ничего не менять и ограничиться институтом самозанятых. Однако любая крайность несет свои серьезные риски, и большинство экспертов склоняется к промежуточному варианту.
Вариант 1: признать всех сотрудниками и дать обязательные гарантии
Олег Соколов, секретарь Федерации независимых профсоюзов России, руководитель Департамента социально-трудовых отношений и социального партнерства ФНПР:
«ФНПР считает, что при наличии нескольких признаков трудовых отношений любые гражданско-правовые, неформальные и иные отношения должны быть признаны трудовыми. В случае платформенной занятости такими признаками являются, например, личное выполнение определенной трудовой функции по профессии за плату, а также подчинение установленным в организациях-платформах правилам, графику работы (например, ограничения по времени работы для таксистов) и так далее.
Таким образом, по мнению ФНПР, на платформы должны быть распространены права и обязанности работодателей, установленные ТК РФ. Соответственно, занятые на платформах должны признаваться наемными работниками со всеми правами и обязанностями.
В России нет развитой культуры, а также зачастую необходимого уровня доходов для самостоятельного социального инвестирования — накопления пенсионных сбережений, всестороннего страхования.
Поэтому подход, когда занятым посредством цифровых платформ предлагается самим решать, откладывать ли деньги на пенсию, как защитить себя в период болезни и других жизненных неурядиц, — со временем приведет к росту социальной напряженности и даже, возможно, к серьезной социально-экономической катастрофе».
Александр Щербаков, доктор экономических наук, профессор кафедры труда и социальной политики Института государственной службы и управления (ИГСУ) РАНХиГС:
«Считаю, что нужно обеспечивать занятых на платформах социальными гарантиями, и социальное обеспечение должно быть обязательным в установленном российскими законами порядке. То есть — за счет компаний (собственников платформы) и государства, которое у нас, напоминаю, несет ответственность за своих граждан.
Вопрос обязательности можно обсуждать только в связи с пособиями по безработице. Но не для тех, кто получает посредством платформы работу (этим людям оно должно предусматриваться в обычном порядке), а для тех, кто производит с ее помощью продукцию, работы или услуги на продажу.
Такой подход, на мой взгляд, будет способствовать развитию платформенной занятости, рынка труда и экономики в целом, поскольку сделает такую занятость более социально защищенной, более упорядоченной и, следовательно, более привлекательной и в плане предложения труда, и в плане спроса на него».
Вариант 2: мягкое регулирование и соцгарантии на добровольной основе
Министерство труда и социальной защиты России:
«Прежде всего, необходимо четко понимать, что платформа сама по себе не является источником занятости, а выступает в качестве связующего звена между его пользователями. Исполнителями услуг, заказываемых через цифровые платформы, могут быть как граждане, работающие по трудовым договорам (например, сотрудники курьерских компаний), так и предприниматели, самозанятые.
Большинство граждан, занятых посредством цифровых экосистем, согласно опросам, — самозанятые. При этом самозанятость — это налоговый режим. А сами отношения, которые при содействии платформ складываются, не являются трудовыми, поскольку потребители услуг не выступают в роли работодателей.
В международном поле нет универсального подхода к регулированию отношений, возникающих в результате взаимодействия с интернет-платформами. Минтруд сейчас обсуждает оптимальный вариант решения этого вопроса для того, чтобы дать возможность обеспечивать социальный пакет для трудящихся, а с другой стороны, — не создавать препятствий для развития цифровых платформ, которые получили широкое распространение благодаря работе с самозанятыми».
Оксана Синявская, заведующий центром комплексных исследований социальной политики Института социальной политики НИУ ВШЭ:
Оптимальным решением мне видится мягкое регулирование и расширение возможностей добровольного страхования определенных рисков при сохранении юридического статуса самозанятости. Люди, работающие через платформы, по-видимому, нуждаются в регулировании рабочего времени — но не таком жестком, как при формате отношений найма. Скорее в том, чтобы избегать избыточно длительных рабочих часов, приводящих к истощению, снижению производительности труда, ухудшению здоровья и росту рисков травматизма. Они также нуждаются в оплачиваемом простое — в случае болезни или отпуска.
Считаю, что все социальные гарантии на первых порах должны предоставляться исключительно на добровольной основе. При этом приоритет в социальном пакете должен быть у людей, для которых платформенная занятость — единственная и полная. Инициатива участия в таких добровольных форматах может исходить от самих самозанятых или от платформ. Более того, уже сейчас платформы стараются страховать профессиональные риски, регулировать вопросы переработок и, реже, предлагать какие-то механизмы страхования на случай болезни.
Государство может стимулировать самозанятых к участию в добровольных социальных продуктах путем создания привлекательных условий социальных пакетов, проведения широкой информационной кампании, организации — возможно, вместе с платформами — образовательных программ. Одним из инструментов продвижения этого направления развития может стать экономическое стимулирование платформ, формирующих механизмы для добровольного включения занятых на них работников в программы страхования рисков и программы квалификационного роста.
Либеральный вариант (оставить всех самозанятыми или ИП без соцгарантий. — РБК Тренды) сохраняет риски и для занятых (нестабильность дохода, незащищенность в периоды вынужденного простоя), и для платформ (риск признания занятости наемной). Избыточное регулирование сектора, то есть автоматическое распространение на данный сегмент занятости всех социальных гарантий с соответствующим объемом платежей, присущих сфере традиционного найма, нанесет серьезный урон платформенной экономике и создаст реальную угрозу существованию этого сегмента».
Анна Ошарова, руководитель проекта «Авито Подработка»:
«Безусловно, регулирование должно быть, однако формат регулирования и поддержки необходимо вырабатывать в тесном диалоге с бизнесом. Юнит-экономика платформенных проектов просто перестанет сходиться, если наложить на них все те же обязанности, как на классических работодателей. И это не сыграет никому на руку.
Сейчас люди пользуются платформами потому, что не могут обеспечить себе нужный уровень дохода в текущих классических работах. Излишне зарегулировать платформы — фактически закрыть их и закрыть возможность людям обеспечивать себе лучшую жизнь.
Я думаю, платформы неминуемо придут к каким-то дополнительным социальным стимулированиям для исполнителей на фоне конкуренции друг с другом, в рамках борьбы за исполнителя. Но нужно дать на это время, чтобы они могли развиться, чтобы у них на это появились возможности, время и деньги».
Татьяна Нечаева, юрист и эксперт по вопросам трудового права hh.ru:
«Оптимальным видится мягкий вариант регулирования платформенной занятости, для которого характерны низкие барьеры на вход, гибкий режим графика, добровольное медицинское и социальное страхование. При таком варианте становятся более доступными предложения от заказчиков для маломобильных категорий исполнителей, лиц с ограниченными возможностями и даже для людей без опыта в этой сфере, так как платформа становится проводником между предложениями заказчиков и возможностями исполнителей.
Полагаю, что представитель платформы должен информировать исполнителя о возможностях добровольного страхования. Оно не должно быть обязательным, это должен быть выбор каждого участника такого типа занятости. Занятые с использованием платформ должны рассматриваться как их партнеры, обеспечивающие предложение услуг в рамках созданной платформами экосистемы. А партнер, свою очередь, выступая на равных с заказчиком услуг, может самостоятельно принимать решения о необходимости страхования».
Антон Петраков, директор по корпоративным отношениями и связям с госорганами «Яндекс Go» (включает сервисы такси, «Яндекс.Еда», «Яндекс.Лавка»):
«Мы находимся в диалоге со всеми ключевыми ведомствами для выработки сбалансированного регулирования, так как благодаря процессам цифровизации в экономике появились новые формы взаимоотношений — это взаимоотношения между ИТ-платформами, предоставляющими возможности для поиска заказов, и теми, кто эти заказы выполняет. Безусловно, эти новые формы занятости должны быть изучены и урегулированы с учетом специфики. Самозанятые, как и все, кто сотрудничает с платформами, являются независимыми предпринимателями и самостоятельно определяют, как распоряжаться своим заработком и какой процент от него должен идти на страховые взносы. На наш взгляд, роль платформ в этом вопросе — создавать максимально комфортные условия для партнеров, развивая собственные программы поддержки. Так, например, мы запустили программу льготного страхования водителей такси и курьеров, которые включают в том числе аналоги «больничных». Но решение об участии в программе остается за нашими партнерами».
Денис Кутергин, сооснователь онлайн-сервиса услуг YouDo.com:
«При проработке регулирования важно соблюсти баланс интересов. Модель, когда самозанятость остается в рамках гражданско-правовых отношений, а платформы помогают снижать риски за счет опциональных продуктов, является самой эффективной.
Часто говорят, что самозанятые не защищены, у них нет поддержки. Но нужно обратить внимание на еще одну проблему. В стране официально зарегистрировано 2,4 млн самозанятых, при этом людей, которые все еще находятся в теневой занятости — в разы больше. И у тех, кто не регистрирует свою деятельность, гораздо больше рисков: от невозможности пенсионных отчислений до рисков полной неуплаты со стороны компании.
Мы видим, что теневая зона начала постепенно трансформироваться, поскольку число самозанятых растет.
Это происходит параллельно с тем, как многие компании осознают выгоду от сотрудничества с самозанятыми: это легально, а еще — дешевле и безопаснее».
Анастасия Ускова, генеральный директор платформы «Рокет Ворк»:
«Никто не запрещает самозанятым оформлять для себя медицинские страховки, и делать взносы наравне с ИП для накопления трудового стажа и пенсии, поэтому изменения здесь нам кажутся излишней надстройкой. К тому же, если ответственность за пенсии и соцстрах переложить на плечи агрегаторов, это неминуемо приведет увеличению расходов на штат, возрастет налогообложение, а оплачивать в конце концов это будут пользователи, для которых подорожают услуги. Да и сами самозанятые скорее всего такому не обрадуются, так как с большой вероятностью дополнительные расходы со стороны сервисов приведут к увеличению внутренних комиссий для них.
В идеальном мире субсидировать пенсии и страховки самозанятым могло бы государство, которое в конце концов является главным выгодоприобретателем от обеления сектора частных услуг. Напомним, что в стране у нас свыше 22% ВВП — невидимая экономика. Это триллионы рублей. Часть из них — как раз сфера частных услуг: таксисты, курьеры, репетиторы и разного рода мастеры: хоть по ремонту, хоть по маникюру. Самозанятость же с момента старта эксперимента в 2019 году вывела из серой зоны доходов на ₽327 млрд, а бюджет получил налогов на ₽8 млрд.
Сейчас официально самозанятых в стране более 2,5 млн, план Минфина — рост минимум в четыре раза в ближайшую декаду по количеству самозанятых, а значит и по собираемости налогов. А для этого надо делать [специальный налоговый] режим НПД популярнее. Частичная компенсация взносов ПФР и в соцстрах — отличный инструмент.
Самозанятые нужны платформам — на них держится их бизнес. Для их удержания и повышения лояльности, а также для популяризации сотрудничества, агрегаторы могут продумать систему компенсаций за отпуск и больничный, но делать это надо по добровольной схеме.
Разумное разделение ответственностей за социальные гарантии между бизнесом и государством не приведет к излишним расходам для бизнеса, росту комиссий для исполнителей и удорожанию их услуг для конечных потребителей, и приведет к росту популярности режима НПД, обелению сектора, решит проблему просевшей из-за коронавируса и оттока МСБ занятости населения. Все довольны».
Вариант 3: ничего не менять и оставить работников самозанятыми
Александр Ларьяновский, управляющий партнер Skyeng:
«На наш взгляд, правильным и современным вариантом является самозанятость. И самозанятые должны быть наделены такими же правами, как и индивидуальные предприниматели.
Необходимо увеличить лимиты по обороту денежных средств для самозанятых и приравнять их к лимитам по обороту ИП. Кроме того, налогообложение должно стать потранзакционным, а у заказчика должна появиться возможность, но не обязанность, выступать налоговым агентом подрядчика при уплате данного транзакционного налога.
Самозанятые граждане, для многих из которых такой доход является не основным, должны иметь возможность самостоятельно и добровольно формировать или не формировать свою страховую защиту через государственные или частные инструменты. Затраты же на социальную защиту самозанятый гражданин должен сразу закладывать в стоимость оказываемых им услуг.
При этом, конечно, для некоторых отраслей, связанных с профессиональным риском (например, курьеры, водители, рабочие, строители), могут быть предусмотрены свои отраслевые стандарты».
Delivery Club:
«Безусловно, при классическом трудоустройстве и компания, и сам работник оплачивают гораздо больше взносов (чем при платформенной занятости. — РБК Тренды). Мы же говорим о формате сотрудничества между компанией и курьерами, в основе которого лежит полная свобода действий курьера и максимальная гибкость. Человек может оставить заявку, на следующей день начать доставлять еду, а затем в любой момент сдать униформу и прекратить сотрудничество с нами без двух недель отработки. Например, так было во время локдауна 2020 года, когда для тысяч людей доставка стала способом подработать, пока их компании были закрыты.
Возможное регулирование платформенной занятости должно учитывать специфику конкретных отраслей. Для подавляющего большинства курьеров доставка еды становится временным решением максимум на несколько месяцев или способом подработки в свободное от основной работы время. Так что использование института самозанятости в нашем случае полностью соответствует самой сути этой деятельности».
Татьяна Борзых, генеральный директор Dostavista Россия:
«Мы считаем, что социальные гарантии должны зависеть от специфики бизнеса и платформы. Непонятно, кто именно может оплачивать отпуск самозанятому Ивану Ивановичу, который зарегистрировался на двух разных платформах и может один день развозить посылки клиентов Dostavista, а на следующий день ремонтировать бытовую технику.
Самозанятый гражданин может аннулировать свой статус и войти в штат, например, классической курьерской компании, чтобы получить социальные гарантии. В то же время он может оставаться самозанятым и доставлять заказы тогда, когда он сам пожелает, выплачивая всего лишь 6% налогов. В этом случае он не может требовать социальных гарантий от платформы, на которой он зарегистрировался.
Максимально консервативный сценарий (признать всех штатными сотрудниками с соответствующим объемом прав и гарантий. — РБК Тренды) может привести к быстрому росту теневого бизнеса, «серых» и «черных» зарплат: не все компании могут быть заинтересованы расширять штаты и увеличивать фонды оплаты труда.
Нам видится, что рынок занятости предлагает исполнителям различные варианты: работа в штате курьерской компании или любой другой компании на основании трудового договора и согласно трудовому распорядку или же самозанятость посредством регистрации на платформе. Выбор остается за исполнителем».
Эксперты предложили ввести в России новую форму занятости
В ближайшем будущем необходимо законодательно закрепить новый формат занятости, который стал активно развиваться во время пандемии. Речь идет о «платформенной занятости», когда человек является не наемным работником, а посредником между онлайн-платформой и получателем услуг (например, трудится доставщиком еды или таксистом). Об этом говорится в исследовании (есть у РБК) Высшей школы экономики, который презентовала его автор Оксана Синявская. Исследование проводилось с участием представителей Ozon, «Ситимобила», «Яндекс.Такси», а также ряда министерств и ведомств.
Авторы исследования пришли к выводу, что «платформенная занятость» не вписывается в формат традиционных отношений по найму. При действующем законодательстве занятые в такой экономике становятся «фиктивно самозанятыми», поскольку при подключении к платформе оформляются как, например, индивидуальные предприниматели или самозанятые (плательщики налога на профессиональный доход). Альтернативным вариантом становится работа без оформления. Однако оба решения оставляют работника незащищенным и по сути вынуждают самого искать варианты легального входа на рынок труда.
Помимо этого при таком подходе практически невозможно понять, сколько именно людей заняты в этой нише. Отсюда и широкий диапазон оценок ее будущей динамики: от 6–8 до 15 млн человек к 2030 году. Эксперты ожидают рост платформенной занятости в сфере электронной торговли, курьерской доставки, персональных услуг (косметологи, парикмахеры и пр.), ИТ.
Среди возможных решений — появление особой категории — «независимых работников». Они получат право на коллективное представительство интересов, но будут выведены из-под регулирования продолжительности рабочего времени и минимальной оплаты труда.
Под вопросом и социальное обеспечение «платформенно занятых». В качестве перспективного направления развития этой системы эксперты называют партнерские схемы софинансирования, совместное страхование социальных рисков при участии исполнителя, платформ и государственных институтов, а также расширение практик взаимного страхования.
Также в ВШЭ предлагают разделить «платформенную занятость» на несколько типов, и для каждого из них сформировать нормативную базу — так, как для разного типа предпринимательства сформирована своя трудовая база.
Авторы исследования предупреждают, что при избыточной жесткости традиционного трудового и социального регулирования в России существует риск, что при отсутствии подвижек в изменении законодательства платформенная экономика будет свернута либо уйдет в тень.
Платформенная занятость что это
Платформенная занятость: основные тезисы
Мы сейчас находимся в самом начале процесса зарождения и развития платформенной занятости населения.
Платформенная занятость — это способ мгновенного получения оплачиваемой работы на условиях, правилах и тарифах платформы, к которой подключился работник-исполнитель.
Сейчас наиболее полноценно функционирующие платформы трудовой занятости – это приложения для таксистов и курьеров.
Вскоре мы увидим множество новых платформ для других сегментов рынка услуг и не только.
Платформенную занятость не надо путать с сайтами для фрилансеров, которые по сути выступают в качестве бирж (рынков), где встречаются заказчик и исполнитель. На таких биржах тоже есть правила и тарифы, но все договорные и процедурные процессы осуществляют участники, а не биржа, в отличие от платформ, обеспечивающих трудовую занятость.
В ближайшие годы на наших глазах все больше сфер экономики (преимущественно, экономики услуг) будут подключаться к системе занятости «трудовых платформ».
Уже сейчас мы наблюдаем, как вышеупомянутые биржи фрилансеров мигрируют в сторону платформенной занятости, – совершенно иного института работы. Отличия между ними существенны (подробнее об этих отличиях – в статье «Работа через приложение: от фриланса до платформенной занятости»).
Какие основные черты отличают платформенную занятость от занятости фрилансера?
Для бывшего фрилансера признаки платформенной занятости:
— Невозможность отказаться от заказа без объективных и регламентированных причин.
— Ограничения в выборе времени, способа и метода выполнения услуг.
— Сужающийся коридор вознаграждения: с одной стороны поднимается минимальная оплата, с другой – фиксируется максимальное вознаграждение. В какой-то момент стоимость становится прайсовой (то есть фиксированной для всех);
— Прайсовая стоимость обезличивает всех занятых, в том числе и в уровне их профессионализма: опытный специалист и допущенный к работе на платформе новичок имеют сходный уровень оплаты труда (с незначительными расхождениями в системе бонусов конкретной платформы).
— Несогласие с тарифами или правилами работы платформы становится односторонней проблемой работника. Он или вынужден согласиться, или потеряет доступ к заработку через платформу.
Самое главное отличие платформенной занятости от фриланс-биржи:
— Потеря фрилансером его трудовой независимости: возможности самостоятельного выбора клиента, заказа, времени, места и способа его выполнения. Фрилансер теряет «право голоса» в обсуждении трудового договора нового времени.
Для заказчика платформенная занятость – это:
— Быстрый (практически мгновенный) поиск исполнителя для решения конкретной задачи.
— Четкая определенность и гарантия выполнения заказа в установленном объеме, в заданные сроки, за фиксированную стоимость.
— Минимизация «запутанных» и туманных ситуаций, их регламентация и разрешение со стороны «арбитражного суда» платформы.
– Сведение к минимуму разнообразия предлагаемых вариантов решения. Будут типовые (массовые) решения без возможности найти уникального специалиста силами платформы.
Сформированная платформенная занятость:
— Это обезличенная платформа, к которой перманентно обращаются получатели и поставщики услуг, соблюдая заранее оговоренные правила и ставки. Скорость и условия обращения такие, что человек, получивший услугу, может тут же подключиться к платформе и получить аналогичный заказ уже как исполнитель этой же услуги. Платформа выполняет всю организационную, коммуникативную и транзакционную часть взаимоотношений «заказчик – работник».
На первом этапе развития платформа обеспечивает все благоприятные для заказчика и исполнителя условия труда, начиная от удобства выбора заказов/исполнителей, заканчивая минимальной процентной ставкой.
Основная сегодняшняя цель набирающих силу платформ — не заработать, а пережить своих конкурентов и стать монополистом.
Когда объем операций через платформы превысит трафик, генерируемый традиционным путем, начинаются перемены: платформа ужесточает правила, четче регламентирует услуги, а также повышает свои тарифы. Чем меньше у исполнителей будет возможностей откатиться к традиционным вариантам трудоустройства, тем больше прав начнет брать для себя платформа.
В конечном итоге, если этот процесс не будет остановлен государством, то возникнет добровольное платформенное рабство: чтобы иметь возможность заработать, работник вынужден подключаться к платформе на ее условиях и на ее тарифах. В свою очередь платформа вынуждена (по экономическим законам рынка) эксплуатировать работника на максимум его возможностей, — а позже освободит его место для другого, более управляемого работника.
Платформенная занятость — это не новая альтернатива трудовому договору, это прямая «экспроприация» прав работника.
Трудовые платформы стремятся к монопольному положению на рынке как к системе их максимальной устойчивости и максимальной прибыли. Не будем повторять слова экономистов, каким злом является монополия для всего общества. Монополист устанавливает цену и для работника, и для клиента (мы это видим сейчас на примере такси). Монополист не решает нестандартные ситуации – он в этом экономически не заинтересован, так как он уже вне рыночной экономики.
Платформенная занятость предусматривает универсализм работника во всех аспектах, включая профессиональный. Это означает быструю минимизацию стоимости услуг — что хорошо для заказчика, но смертельно в перспективе для исполнителя: через какое-то время, чтобы заработать достаточно, придется работать долго, много и без возможности отказаться от таких условий труда. Мы уже сейчас это наблюдаем в компаниях типа Amazon, Alibaba или у наших таксистов.
Развитие платформенной занятости подчинено простым законам, одинаковым для развития любого бизнеса (эти законы многократно описаны в учебниках по экономике). Вопрос только в том, придет ли государственная регламентация просто поздно или слишком поздно, и многим из нас предстоит хлебнуть свою долю цифрового рабства?
Какие сферы затронет платформиризация занятости
Рост платформенной занятости затронет практически все сферы услуг, – начиная от предоставляемых государственными МФЦ, которые уже представляют собой офлайновые версии платформенной занятости, и заканчивая цепочками производственных процессов, существующих в предприятиях и организациях всех форм и сфер деятельности.
Первыми будут «платформиризоваться» наиболее массовые, регламентированные и имеющие незначительный коридор требований к профессионализму виды деятельности: услуги парикмахеров, маникюрщиц и косметологов, сантехников и так далее. В этот же ряд входят и «прогрессивные» профессии: программисты, блогеры, коучи, психологи и т.п.
Параллельно будет развиваться платформиризация внутри сегмента b2b. Часть маркетинговых, бухгалтерских, юридических, административных задач уже сейчас решаются специализированными платформами (например, «Точка», «Мое дело» и так далее), но это еще не сформированная платформенная занятость. Но борьба за этот рынок уже началась.
Какие глобальные изменения влечет развитие платформенной занятости?
— мгновенное увольнение и мгновенный найм на платформе.
— увеличение числа обязательств работника с потерей определенных прав (по сравнению со старыми вариантами трудоустройства) и меньшее количество возникающих обязательств у цифрового работодателя-платформы.
— существенное сокращение вариантов и путей для реализации своих профессиональных возможностей у большинства людей.
2. Изменения образа жизни человека:
— С одной стороны, легкость трудоустройства и мгновенного получения работы.
— С другой стороны, это будет труд на условиях, не обсуждаемых с работником. Нарушение же этих условий будет караться – неотвратимо и экономически жестко.
По сути такие взаимоотношения попадают под классическое определение рабства, но так как формально работник не является собственностью своего господина, то у последнего не возникает даже минимальных обязанностей рабовладельца: кормить и давать жилье.
3. Тотальное усреднение (и уменьшение) финансовых возможностей подавляющего большинства людей:
Вовсю происходит крупнейшее расслоение населения по финансовому признаку. Чем больше работников будут подключаться к одинаковым для всех условиям платформ, тем меньше у них будет возможностей финансового неравенства между собой, которое обеспечивает рыночная экономика.
А как развивается история большого количества людей с общими интересами, одинаковым экономическим положением и условиями труда — это «кейс» из классики марксизма.
На фоне работников платформы будет еще сильнее выделяться класс людей, которые имеют иные формы трудовой занятости.
Сейчас постоянно твердят, что в век «цифровой трансформации» возникает больше возможностей и путей профессиональной самореализации. Но процесс формирования платформенной занятости, наоборот, существенно сокращает варианты выбора профессионального пути у работников, по сравнению с возможностями доцифровой эпохи. Для большинства людей мир становится анти-VUCA.
Платформенная занятость — неизбежный этап в истории человечества. Монополизация рынка трудовыми платформами — закономерный процесс, хорошо изученный в экономике.
Подробнее о платформенной занятости — в нашем видеокурсе «Как работает рынок труда».
Смирнов А. Ю.
«Центр научных исследований
в сфере профориентации и психологии труда», 2021