По коробу скребен что значит
Поскрести по сусекам
(значение фразеологизма) — тщательно поискать.
Слово «сусек» уже вышло из употребления и осталось только в выражении «поскрести по сусекам». До начала 20 века, слово «сусек» часто применялось.
Например, знаменитая сказка «Колобок» начинается с того, что старуха поскребла по сусекам и наскребла немного муки, из которой и испекла колобок:
«Жил-был старик со старухою. Как-то старик попросил: «Испеки, старуха, колобок».
— «Из чего печь-то? Муки нету».
— «Э-эх, старуха! По коробу поскреби, по сусеку помети; авось муки и наберется».
Взяла старуха крылышко, по коробу поскребла, по сусеку помела, и набралось муки пригоршни с две. Замесила на сметане, изжарила в масле и положила на окошечко постудить. Колобок полежал-полежал, да вдруг и покатился — с окна на лавку, с лавки на пол, по полу да к дверям, перепрыгнул через порог в сени, из сеней на крыльцо, с крыльца на двор, со двора за ворота, дальше и дальше.»
Примеры
«Из пыльных сусеков наскребывали остатки серой массы, бывшей когда-то мукой, сдабривали ее шелухой картофеля и делали из нее подобие кокурок»
«Справа стоят сусеки с золотом, слева стоят сусеки с серебром»
«Пошехонская старина» (1888 г.), гл. 7:
«. молотьба кончилась и сусеки, слава богу, доверху полны зерном.»
Пословицы со словом «сусек»
Не то хлеб, что в поле, а то, что в сусеке.
В сусек не пойдет, а в брюхо пойдет (не за один раз, исподволь).
LiveInternetLiveInternet
—Поиск по дневнику
—Рубрики
—Постоянные читатели
—Трансляции
—Статистика
Расшифровка древнего значения русской сказки о колобке(семитское «каббала»)
Взяла старуха крылышко, по коробу поскребла, по сусеку помела, и набралось муки пригоршни с две. Замесила на сметане, изжарила в масле и положила на окошечко постудить.
Колобок полежал-полежал, да вдруг и покатился — с окна на лавку, с лавки на? пол, по? полу да к дверям, перепрыгнул через порог в сени, из сеней на крыльцо, с крыльца на двор, со двора за ворота, дальше и дальше.
Катится колобок по дороге, а навстречу ему заяц: «Колобок, колобок! Я тебя съем». — «Не ешь меня, косой зайчик! Я тебе песенку спою», — сказал колобок и запел:
Я по коробу скребен,
По сусеку метен,
На сметане мешон,
Да в масле пряжон.
На окошке стужон;
Я у дедушки ушел,
Я у бабушки ушел,
У тебя, зайца, не хитро уйти!
И покатился себе дальше; только заяц его и видел.
Катится колобок, а навстречу ему волк: «Колобок, колобок! Я тебя съем!» — «Не ешь меня, серый волк! Я тебе песенку спою!»
Я по коробу скребен,
По сусеку метен,
На сметане мешон,
Да в масле пряжон,
На окошке стужон;
Я у дедушки ушел,
Я у бабушки ушел,
Я у зайца ушел,
У тебя, волка, не хитро уйти!
И покатился себе дальше; только волк его и видел.
Катится колобок, а навстречу ему медведь: «Колобок, колобок! Я тебя съем». — «Где тебе, косолапому, съесть меня!»
Я по коробу скребен,
По сусеку метен,
На сметане мешон,
Да в масле пряжон,
На окошке стужон;
Я у дедушки ушел,
Я у бабушки ушел,
Я у зайца ушел,
Я у волка ушел,
У тебя, медведь, не хитро уйти!
И опять укатился; только медведь его и видел.
Катится, катится колобок, а навстречу ему лиса: «Здравствуй, колобок! Какой ты хорошенький». А колобок запел:
Я по коробу скребен,
По сусеку метен,
На сметане мешон,
Да в масле пряжон,
На окошке стужон;
Я у дедушки ушел,
Я у бабушки ушел,
Я у зайца ушел,
Я у волка ушел,
У медведя ушел,
У тебя, лиса, и подавно уйду!
Колобок
Жил-был старик со старухою. Просит старик:
— Испеки, старуха, колобок!
— Из чего печь — то? Муки нету, — отвечает ему старуха.
— Э — эх, старуха! По коробу поскреби, по сусеку помети; авось муки и наберется.
Взяла старуха крылышко, по коробу поскребла, по сусеку помела, и набралось муки пригоршни с две. Замесила на сметане, изжарила в масле и положила на окошечко постудить.
Колобок полежал — полежал, да вдруг и покатился — с окна на лавку, с лавки на пол, по полу да к дверям, перепрыгнул через порог в сени, из сеней на крыльцо, с крыльца — на двор, со двора за ворота, дальше и дальше.
Катится колобок по дороге, а навстречу ему заяц:
— Колобок, колобок! Я тебя съем.
— Не ешь меня, косой зайчик! Я тебе песенку спою, — сказал колобок и запел:
Я по коробу скребен,
И от тебя, зайца, не хитро уйти!
И покатился себе дальше; только заяц его и видел!
Катится колобок, а навстречу ему волк:
— Колобок, колобок! Я тебя съем!
— Не ешь меня, серый волк! Я тебе песенку спою, — сказал колобок и запел:
Я по коробу скребен,
И от тебя, волка, не хитро уйти!
И покатился себе дальше; только волк его и видел!
Катится колобок, а навстречу ему медведь:
— Колобок, колобок! Я тебя съем.
— Не ешь меня, косолапый! Я тебе песенку спою, — сказал колобок и запел:
Я по коробу скребен,
И от тебя, медведь, не хитро уйти!
И опять укатился, только медведь его и видел!
Катится, катится «колобок, а навстречу ему лиса:
— Здравствуй, колобок! Какой ты хорошенький. Колобок, колобок! Я тебя съем.
— Не ешь меня, лиса! Я тебе песенку спою, — сказал колобок и запел:
Я по коробу скребен,
А от тебя, лиса, и подавно уйду!
— Какая славная песенка! — сказала лиса. — Но ведь я, колобок, стара стала, плохо слышу; сядь-ка на мою мордочку да пропой еще разок погромче.
Колобок вскочил лисе на мордочку и запел ту же песню.
— Спасибо, колобок! Славная песенка, еще бы послушала! Сядь-ка на мой язычок да пропой в последний разок, — сказала лиса и высунула свой язык; колобок прыг ей на язык, а лиса — ам его! И съела колобка…
Конспект проведения занятия по развитию речи в средней группе по сказке «Колобок»
Егорова Анита
Конспект проведения занятия по развитию речи в средней группе по сказке «Колобок»
Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Чувашской Республики «Канашский педагогический колледж» Министерства образования и молодежной политики ЧР
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №18» города Канаш Чувашской Республики
КОНСПЕКТ
Проведения занятия по развитию речи
в средней группе
Студентка дошкольного отделения 3 курса, группа 302
Егорова Анита Юрьевна
Оценка за проведение () ___
Воспитатель: Павлова Л. А. ___
Методист: Качанова О. В. ___
Заведующий: Игнатьева З. П. ___
Тема: Занятие по развитию речи
-Учить детей пересказывать знакомую сказку;
-Закрепить умение отвечать на вопросы
2. Развивающие задачи:
-Развивать связную речь, мышление, память;
-Развивать интонационную выразительность речи
-Воспитывать любовь к русским народным сказкам
Активизировать слова скребен, метен, пряжен, стужен.
Прочитать сказку «Колобок».
Ход занятия
Воспитатель: Дети, к нам в гости сегодня пришла кукла Маша! Здравствуй кукла Маша.
Воспитатель: Кукле Маше надо уложить спать сестренку Катю, но для этого ей нужно прочитать ей сказку «Колобок», а Маша не умеет рассказывать эту сказку. Ребята, поможем ей?
Воспитатель: Слушайте внимательно!
Колобок
Жили-были старик со старухой.
Вот и говорит старик старухе:
— Поди-ка, старуха, по коробу поскреби, по сусеку помети, не наскребешь ли муки на колобок.
Взяла старуха крылышко, по коробу поскребла, по сусеку помела и наскребла муки горсти две.
Замесила муку на сметане, состряпала колобок, изжарила в масле и на окошко студить положила.
Колобок полежал, полежал, взял да и покатился — с окна на лавку, с лавки на пол, п полу к двери, прыг через порог — да в сени, из сеней на крыльцо, с крыльца на двор, со двора за ворота, дальше и дальше.
Катится Колобок по дороге,навстречу ему Заяц:
— Колобок, Колобок, я тебя съем!
— Не ешь меня, Заяц,я тебе песенку спою:
Я Колобок, Колобок,
Я по коробу скребен,
От тебя, зайца, подавно уйду!
И покатился по дороге — только Заяц его и видел!
Катится Колобок,навстречу ему Волк:
— Колобок, Колобок, я тебя съем!
— Не ешь меня, Серый Волк,я тебе песенку спою:
Я Колобок, Колобок,
Я по коробу скребен,
От тебя, волк, подавно уйду!
И покатился по дороге — только Волк его и видел!
Катится Колобок,навстречу ему Медведь:
— Колобок, Колобок, я тебя съем!
— Где тебе, косолапому, съесть меня!
Я Колобок, Колобок,
Я по коробу скребен,
От тебя, медведь, подавно уйду!
И опять покатился — только Медведь его и видел!
Катится Колобок,навстречу ему Лиса:
— Колобок, Колобок, куда катишься?
— Колобок, Колобок, спой мне песенку!
Колобок и запел:
Я Колобок, Колобок,
Я по коробу скребен,
От тебя, лисы, нехитро уйти!
— Ах, песенка хороша, да слышу я плохо. Колобок, Колобок, сядь ко мне на носок да спой еще разок, погромче.
Колобок вскочил Лисе на нос и запел погромче ту же песенку.
— Колобок, Колобок, сядь ко мне на язычок да пропой в последний разок.
Воспитатель: Дети, чего попросил дед у бабки?
Дети: Колобка состряпать
Воспитатель: Правильно, а что сделал колобок?
Воспитатель: Молодцы! Кого он видел?
Дети: Зайца, медведя, лису
Воспитатель: Какие вы умницы! Как вы внимательно меня слушали, сейчас мы с вами поиграем!
КОЛОБОК
Колобок, колобок, тёплый и румяный. (наклоны вправо, влево)
Прыг да скок, прыг да скок, припустился наш дружок, (прыжки, бег на месте)
То направо повернул, то налево он свернул, (повороты направо и налево)
То с листочком закрутился, (поворот на 360 градусов)
то с бельчонком подружился. (приседание)
Покатился по дорожке, (бег по группе)
и попал ко мне в ладошки. (дети подбегают к воспитателю)
Воспитатель: Молодцы. Я еще раз вам прочитаю, а вы слушайте внимательно, будете пересказывать.
Воспитатель: Дима, попробуй пересказать
(Дима рассказывает)
Воспитатель: Молодец, Дима. А теперь нам перескажет Милена.
(Милена рассказывает)
Воспитатель: Умница, Милена
Кукла Маша: Ребята, спасибо вам большое, за то что вы помогли мне. Теперь я смогу рассказать своей сестренке ее любимую сказку. До скорой встречи!
Воспитатель: Ребята, вы молодцы, я горжусь вами, благодаря вашей внимательности мы смогли помочь кукле Маше, а помогают только хорошие люди. Дима и Милена, я очень довольна вашими пересказами, у вас все очень хорошо получилось.
Конспект НОД по ФЭМП в средней группе «Путешествие по сказке «Колобок» Конспект НОД по ФЭМП в средней группе Тема: «Путешествие по сказке Колобок». Программные задачи: 1. Формировать умение ориентироваться.
Конспект открытого занятия по математике в средней группе «По сказке колобок» Конспект открытого занятия по математике в средней группе «По сказке колобок» Подготовила: Воспитатель Бахарева Анастасия Михайловна Цель:.
Драматизация по сказке «Колобок». Конспект открытого занятия по развитию речи во второй младшей группе Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Соколовский детский сад «Сказка» Конспект открытого занятия по развитию.
Конспект занятия по развитию речи во второй младшей группе по сказке «Репка» Конспект непосредственной образовательной деятельности по развитию речи с детьми второй младшей группы на тему: «Репка» Цель: учить.
Конспект занятия по развитию речи в средней группе по сказке К. И. Чуковского «Федорино горе» Тема: «Федорино горе» К. И. Чуковского Задачи: • Познакомить детей с новым произведением, учить понимать содержание, сопереживать героям.
Конспект по развитию речи во второй младшей группе «Путешествие по сказке «Колобок» Конспект по развитию речи во второй младшей группе «Путешествие по сказке «Колобок» Подготовила и провела Воспитатель: Смагина.
Конспект занятия по развитию речи в средней группе «Путешествие по сказке «Заюшкина избушка» Цель:Создать условия для драматизации сказки «Заюшкина избушка».Задачи:Образовательная:Учить детей драматизировать сказку. Продолжать учить.
Конспект занятия по развитию связной речи, с использованием метода моделирования в средней группе «По сказке Рукавичка» Конспект занятия по развитию связной речи, с использованием метода моделирования в средней группе «По сказке Рукавичка» в рамках семинара.
Конспект занятия по развитию речи с использованием кубиков Зайцева во второй младшей группе по сказке «Колобок» Конспект занятия во 2 младшей группе с использованием кубиков Зайцева. Образовательные задачи: 1. Формировать умение читать по слогам, расположенных.
По коробу скребен что значит
Новые сказки для топ-менеджеров
Серия «Русский менеджмент»
© Владимир Токарев, 2016
Создано в интеллектуальной издательской системе Ridero
Три полезные инструкции для развития лидерских и творческих способностей
Часть 1. Сказки для самых маленьких
Часть 2. Любимые сказки
Часть 3. Стратегические сказки
Часть 4. Сказки по командообразованию
Приложение – Является ли Библия сказкой?
Вместо заключения – Спящая красавица (очень старая редакция)
Первые 7 книг из серии «Русский менеджмент»
Читателю представляются «новые известные сказки», «новые» в том смысле, что в предыдущей книге «Сказки для топ-менеджеров» был другой набор сказок.
Свою книгу, как и предыдущую1, автор адресует высшим руководителям – топ-менеджерам компаний, управленческая интерпретация знакомых сказок соответствует интересам этой группы читателей.
Кратко повторю важное из аннотации предыдущей книги, поскольку главная концепция сказок для топ-менеджеров не поменялась:
Аннотация к предыдущей книге «Сказки для топ-менеджеров»
– найти в знакомых сказках важные составляющие научного управления,
– достаточно полно обрисовать те или иные инструменты управления (такие как делегирование, разделение труда, стратегия и другие),
– рассказать о болевых точках нашей экономики, особенно в сфере менеджмента, используя для этого проверенную метафору – сказку.
Надеюсь, что эта книга, как и предыдущие Сказки для топов, будет также и интересна и одновременно полезна читателю, для которого она написана.
Находите себя в героях новых сказок, получайте еще больше удовольствия от перечитывания новых-старых добрых сказок.
Как и предыдущие сказки – это юмористическое сочинение. Но на всякий случай, поскольку не всех людей природа одарила чувством юмора (хотя среди высших руководителей это большая редкость), в предыдущей книге автор представил во введении инструкцию о том, как можно развить свое чувство юмора.
В этой же книге автор предварил сказки тремя инструкциями, цели каждой инструкции прозрачны и понятны из самих текстов.
Книга состоит из 5 глав. Как и в «Сказках для топ-менеджеров» есть Сказки для самых маленьких (первая глава), Любимые сказки (вторая глава), Стратегические сказки (третья глава). В сравнении с предыдущей книгой добавились «Сказки по командообразованию» (четвертая глава).
Вместо главы, что была в предыдущей книге (Сказкотерапия для топ-менеджеров) автор предлагает читателю Главу 5 – небольшое исследование по Старому Завету с точки зрения структуры народной сказки.
Как и прошлый раз, для облегчения чтения в конце книги приведен небольшой глоссарий управленческих терминов, в авторской интерпретации.
Благодарности автора. Еще раз благодарю всех участников международного сообщества менеджеров E-xecutive, положительно отнесшихся к такому несерьезному занятию, как рассмотрению известных сказок как бизнес-кейсов. Особые благодарности председателю Совета директоров «КЦ «Русский менеджмент», а по совместительству моей любимой жене Анюте за редактирование сказок для топ-менеджеров, чья конструктивная критика заставляла искать лучшие формы для интерпретации сказок.
Ну и спасибо моему виртуальному герою – Любознательному генеральному директору, который мне помогал написать приложение «Является ли Библия сказкой?», представленное в конце книги. Хотя герой виртуальный, но его реальный образ получился в результате двадцатилетнего общения с высшими руководителями коммерческих фирм – клиентами нашего консультационного центра.
Артему, Денису и Максиму, а также их маме, которая тоже когда-то была маленькая,
Вместо введения – Три полезные инструкции2
Как стать лидером, читая волшебные сказки
Читайте волшебные сказки своим детям или младшим братьям и сестрам, если вы еще молоды
Инструкция с приложением
Это не шутка, это очень серьезная инструкция. Не очень давно я рекомендовал ее высшим руководителям фирм в своих рассылках.
Уровень сложности: Непросто
Что вам понадобится:
Можно еще любое записывающее устройство
ЧИТАЙТЕ СКАЗКИ ВСЛУХ
Прочитайте сказку вслух, не про себя. Например, про Колобка (или курочку Рябу – сказку возьмите короткую).
МЕНЯЙТЕ СКОРОСТЬ ЧТЕНИЯ
Прочитайте часть сказки с другой скоростью. Скажем, сначала быстрее, а потом очень медленно.
В чем отличие телевизионной сказки, где герои говорят сами, и художественного чтения (мы его тренируем в этой инструкции)? Тот, кто слушает чтеца, – должен образно представлять описание, которое нам дает чтец
МЕНЯЙТЕ СИЛУ ЗВУКА
А теперь прочитайте часть сказки с разной громкостью. Громко, тише.
Говорят, что умение выразительно читать – или дано, или нет. Это не так. Нужно тренироваться. Во время чтения (сказок) вы должны сами представлять то, о чем читаете, тогда сможете передать эти образы слушателям.
Следующий шаг – прочитайте часть сказки разным тоном – высоким и низким.
И попробуйте отгадать – почему я предполагаю, что вы станете лидером, читая сказки?
Вот первая подсказка – руководителю приходится много выступать – в частности, перед своими подчиненными. Что будет, если выступления руководителя будут монотонными, скучными?
БЕРИТЕ ПРИМЕР С ПОЛОЖИТЕЛЬНЫХ ГЕРОЕВ СКАЗОК
Лидер, как правило, отличается положительными характеристиками. Перечитывая сказки своим младшеньким, вы можете переосмыслить свое поведение. Сказки – замечательное воспитательное средство, учит добру, знакомит со злом – нет зла – не с чем тогда бороться. И герои в сказках всегда побеждают. Именно таким и должен быть лидер – настроенным на победу.
ИСПОЛЬЗУЙТЕ СКАЗОЧНЫЕ СИЛЫ
Спрашивается, как может лидер использовать сказку, если добру в сказке всегда помогают сказочные добрые силы? Где взять сказочных помощников в реальной жизни?
Я, быть может, вас удивлю. В жизни есть сказочные силы. Для лидера сказочной силой является ожидание от него окружающих. Сила, которая создается ожиданием от вас подвига – поистине волшебная.
Вот пример. Если родители или учителя все время вам говорят – какой ты посредственный, какой ты плохой – мало кто, вопреки, может показать на что он реально способен. А вот если родители, учителя, одноклассники ожидают от вас многого – вы и покажи все, на что вы способны. Вот такие «сказочные силы» помогают и лидеру – он оправдывает ожидание тех, кто идет за ним (или же перестает быть лидером).
ОБОГАЩАЙТЕ СВОЮ РЕЧЬ СЛОВАРНЫМ ЗАПАСОМ ИЗ СКАЗОК
Возвращаюсь к тренировке художественного чтения, когда вы читаете сказки своим детям или младшим братикам и сестренкам.
Современная разговорная речь крайне бедна. А лидер должен уметь увлечь своих сторонников. И это много легче сделать, если обогащать свой словарный запас лексикой из волшебных сказок.