Подготовка квалифицированных рабочих кадров что это
Профессиональная подготовка и переподготовка персонала
Обучение сотрудников силами компании регламентируется большим числом нормативных документов, включающих в том числе и относящиеся к области налогового права. В рамках объема данной статьи мы осветим все основные аспекты договорного и налогового регулирования профессиональной подготовки и переподготовки персонала.
На языке закона предоставление работнику возможности повышения его профессионального уровня называется профессиональной подготовкой, переподготовкой и повышением квалификации работника. Это обширный и сложный правовой институт, регулируемый Трудовым кодексом, Законом РФ от 10.07.1992 № 3266-1 «Об образовании» (далее – Закон об образовании), Федеральным законом от 22.08.1996 № 125-ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» (далее – ФЗ № 125), а также нормами Налогового кодекса.
Статьей 196 ТК РФ установлено, что необходимость профессиональной подготовки и переподготовки работников определяется работодателем. Это значит, что именно ему решать – отправить ли сотрудника для повышения его квалификации на специализированный международный семинар в Лондон или же достаточно будет просто пройти стажировку у опытного наставника, причем без отрыва от производства. Если говорить серьезно, то профессиональная подготовка и переподготовка действительно может осуществляться не только в специализированных учебных заведениях (кстати, не забудьте ознакомиться с их аккредитацией или лицензией на ведение образовательной деятельности), но и в самой организации. Условия и порядок обучения должны содержаться либо в локальном нормативном акте компании, либо в договоре с работником (трудовой или специально заключенный для регулирования отношений по обучению).
Профессиональная подготовка и переподготовка, проводимые в специализированном учебном заведении, бывают двух видов: целевое обучение студентов и обучение аспирантов. Целевое обучение студентов – это направление штатных работников компании на переподготовку в соответствующее учебное заведение. Такое обучение означает переподготовку по той специальности, которой уже обладает сотрудник. По окончании обучения слушатель обязан сдать квалификационный экзамен или пройти аттестацию и получить диплом (сертификат, аттестат). Во время обучения он может получать стипендию от организации. Обучение аспирантов осуществляется с целью разработки нужных организации научных тем, которые впоследствии будут использованы в производственных или коммерческих целях. В обоих случаях процесс обучения оформляется договором об оказании услуг в пользу третьего лица (им является работник) между образовательным учреждением и работодателем.
Если целью научных изысканий аспиранта является создание некоего ноу-хау, или, другими словами, продукта интеллектуальной собственности (программа, алгоритм и т.п.), то в договоре на обучение нужно заранее предусмотреть, кто будет являться правообладателем результата научных исследований.
Оплату обучения в аспирантуре образовательного учреждения осуществляет работодатель. В договоре нужно полностью указать название образовательного учреждения, где будет обучаться работник, реквизиты лицензии или аккредитации (номер, когда и кем получена/выдана), срок обучения, получаемая специальность, обязательство о выдаче диплома установленного образца в случае успешной сдачи экзаменов.
Профессиональная подготовка и переподготовка, проводимая в самой организации для своих сотрудников, носит название ученичества и оформляется ученическим договором. Согласно статье 198 ТК РФ, ученичество осуществляется без отрыва от производства. Суть его состоит в переобучении работника новой специальности или повышении уже имеющейся у него квалификации. И «ученик», и «учитель» являются штатными работниками компании. То есть, фактически, более квалифицированный и опытный сотрудник обучает менее опытного и квалифицированного.
Ученический договор является дополнительным к трудовому. Он заключается на срок, необходимый для обучения требуемой специальности или получения необходимой квалификации. Договор должен содержать наименования сторон, вид приобретаемой учеником профессии или квалификации, срок обучения, размер оплаты труда на время ученичества, обязанность ученика отработать определенное время в организации по приобретенной специальности. При прохождении обучения работники могут работать по основной специальности на условиях неполного рабочего дня или полностью освобождаться от трудовых обязанностей. Срок действия ученического договора продлевается в случае болезни ученика, прохождения им военных сборов и в других случаях, когда по независящим от воли сторон обстоятельствам обучение фактически не проводилось. Условия данного договора в течение срока его действия могут изменяться только по соглашению сторон.
Гарантии и компенсации
Работникам, впервые получающим высшее образование и совмещающим обучение в вузе с работой, закон предоставляет ряд гарантий и льгот (ст. 173 ТК РФ и ст. 17 ФЗ № 125). Прежде всего, это дополнительные оплачиваемые отпуска для сдачи экзаменов в период сессии, продолжительностью от 40 до 50 календарных дней в год; оплата проезда к месту учебы и обратно для заочников один раз в год; сокращенная рабочая неделя в период подготовки диплома; неоплачиваемый 15-дневный отпуск для сдачи вступительных экзаменов. Все эти льготы должны быть предоставлены работнику, если вуз, где он обучается, имеет государственную аккредитацию. В противном случае вопрос решается в соответствии с условиями трудового договора или в соответствии с нормами коллективного договора, правил внутреннего трудового распорядка или иного локального нормативного акта, если таковой имеется и регулирует данные правоотношения. Если нужных гарантий в этих документах нет или они сами отсутствуют, вопрос решается по усмотрению руководителя организации.
Поскольку закон связывает предоставление вышеперечисленных гарантий с получением высшего образования впервые, то на практике может возникнуть комичная и одновременно затруднительная ситуация: работник поступил в вуз, использовал оплаченный учебный отпуск, а затем, недоучившись, оставил учебу в этом вузе и поступил в другой. Обязан ли в таком случае работодатель предоставить работнику оплачиваемый отпуск еще раз? Ответ – да, потому что в первом вузе высшее образование работником получено не было, а значит, и во втором вузе он будет получать высшее образование впервые (ст. 77 ТК РФ).
Особенности налогообложения затрат на профессиональную подготовку
Все расходы организаций по предоставлению вышеперечисленных гарантий и компенсаций уменьшают налоговую базу по налогу на прибыль, так как они входят в состав расходов на оплату труда (ст. 255 НК РФ). При этом не забудьте при предоставлении дополнительного отпуска студенту получить у него справку-вызов и справку-подтверждение из вуза. Суммы, выплачиваемые в период учебных отпусков, и оплата проезда к месту учебы и обратно включаются в налоговую базу по ЕСН. Соответственно, организации придется начислять страховые пенсионные взносы и взносы на страхование от несчастных случаев на производстве. Налогообложение расходов на обучение будет разным, в зависимости от того, какой уровень – образовательный или профессиональный – повышается работником. Разобраться в этом поможет статья 21 Закона об образовании. Относительно НДФЛ можно сказать следующее: согласно п. 3 ст. 217 НК РФ расходы на повышение профессионального уровня работников НДФЛ не облагаются. Напротив, оплата обучения, связанного с повышением образовательного уровня работника, включается в совокупный доход работника и НДФЛ облагается (Письмо МНС России от 24.04.2002 № 04-4-08/1-64-П758). Возмещение расходов на профессиональное обучение не облагается ЕСН (пп. 2 п. 1 ст. 238 НК РФ). Расходы на получение высшего и среднего специального образования ЕСН также не облагаются, так как не уменьшают налоговую базу по налогу на прибыль (п. 3 ст. 236 НК РФ). Если на стоимость обучения не начисляется ЕСН, то страховые взносы в ПФР тоже не начисляются.
Для налога на прибыль тоже важна цель обучения. Оплата обучения в высших и средних специальных учебных заведениях не уменьшает налогооблагаемую прибыль (п. 3 ст. 254 НК РФ).
В расходы можно включить только профессиональную подготовку работников (пп. 23 п. 1 ст. 264 НК РФ). Сделать это можно при соблюдении следующих условий: обучение должно осуществляться в российском или иностранном образовательном учреждении, имеющем государственную аккредитацию или лицензию; профессиональная подготовка должна проводиться в интересах деятельности компании (например, нельзя направить бухгалтера на курсы парикмахеров). Организациям, применяющим упрощенную систему налогообложения, нужно обратить внимание на следующее.
Закрытый перечень расходов, которые такая компания может принять к вычету по единому налогу, установлен в статье 346.16 НК РФ, и расходов в виде оплаты обучения сотрудников в ней не упоминается. Однако если оплата обучения предусмотрена трудовым или коллективным договором, компания вправе учесть указанные затраты в составе расходов на оплату труда, предусмотренную пп. 6 п. 1 ст. 346.16 НК РФ. Состав оплаты труда организация, работающая по упрощенной системе налогообложения, определяет в соответствии со ст. 255 НК РФ (п. 2 ст. 346.16 НК РФ). В статье 255 НК РФ перечень расходов на оплату труда открыт, и если оплата обучения предусмотрена в трудовом или коллективном договоре, препятствий для ее признания в расходах нет.
Работники часто повышают свой профессиональный уровень с помощью участия в различных семинарах. Для целей налогообложения семинары делятся на учебные и консультационные, причем учебные семинары имеют право проводить только организации, имеющие лицензию. Расходы на участие в учебном семинаре учитываются по пп. 23 п. 1 ст. 264 НК РФ. Расходы на участие в консультационном семинаре уменьшают налогооблагаемую прибыль как затраты на консультационные услуги в составе прочих расходов, связанных с производством и реализацией (пп. 15 п. 1 ст. 264 НК РФ).
До сих пор мы говорили о том, как учитывать расходы на обучение в различных образовательных учреждениях. А как быть организациям, имеющим собственную учебнопроизводственную базу, на которой могут обучаться как собственные сотрудники, так и сотрудники других организаций? При подготовке и переподготовке штатных сотрудников на собственной учебно-производственной базе затраты, связанные с этой деятельностью, не могут быть отнесены к расходам, предусмотренным п. 3 ст. 264 НК РФ, поскольку в данном случае отсутствуют договорные отношения с образовательным учреждением, как это указано в приведенной норме. Данные расходы могут быть учтены в целях налогообложения прибыли согласно статье 275.1 НК РФ, так как в ней установлено, что для применения главы 25 НК РФ к обслуживающим производствам относятся и учебно-курсовые комбинаты. Чтобы учесть затраты учебно-курсовых комбинатов, нужно соблюдение следующих условий:
Стипендию, которую получает обучающийся работник на основании статьи 204 ТК РФ, можно рассматривать как компенсационную выплату. Согласно п. 3 ст. 217 ТК РФ, все компенсационные выплаты НДФЛ не облагаются.
Всем, кто на этой неделе забронирует место в группе, «Клерк» подарит месяц безлимитных консультаций, чтобы было легче учиться на потоке.
Покажите директору, на что вы способны. Записаться и получить подарок
Что такое повышение квалификации
Это актуализация знаний в рамках вашей специальности (квалификации). Сегодня мало просто получить высшее образование — чтобы оставаться востребованным сотрудником, нужно регулярно совершенствовать навыки. Для некоторых специальностей повышение квалификации и вовсе обязательно по закону. Рассказываем, что это за форма образования, зачем она нужна и как проходит обучение
Что за форма образования — повышение квалификации, чем регламентируется
Сам термин «квалификация» появился в Трудовом кодексе меньше 10 лет назад. В Федеральный закон от 03.12.2012 N 236-ФЗ добавили статью 195.1, где было определено, что квалификация работника — это уровень его знаний, умений, профессиональных навыков и опыта.
Цель повышения квалификации — дать актуальные сведения о нововведениях и достижениях отрасли. Курсы должны привести практико-теоретические знания специалистов в соответствие с нормами профстандартов и ЕКСД (единого классификатора должностей).
Повышение квалификации регламентируется Федеральным законом от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 30.04.2021) «Об образовании в Российской Федерации», в частности, статьей 76 “Дополнительное профессиональное образование”.
После курсов человек получает документ, подтверждающий повышение его квалификации.
Какие формы повышения квалификации бывают
Повышают квалификацию люди, которые уже где-то трудоустроены, поэтому учатся они параллельно с работой. Иногда руководитель может принять решение о направлении сотрудника на обучение в рабочее время. В этом случае ему придется сохранить за ним зарплату и передать часть обязанностей другому персоналу. Но чаще все-таки программы проводят по вечерам, выходным или дистанционно в любое удобное для специалиста время.
Есть три основные формы курсов повышения квалификации:
Очные. Самый дорогостоящий вариант. Для реализации нужно найти время, педагогов, помещение, технику — при этом не рекомендуется сочетать эти курсы с работой. Однако такие курсы позволяют общаться с профессионалами, заводить новые полезные знакомства и отрабатывать сложные ситуации на практике.
Очно-заочные. Этот вариант немного выгоднее для компании, поскольку эксперта привлекают не так часто, да и сами занятия проходят реже. Такие курсы предполагают сочетание самостоятельной работы и контроль профи.
Дистанционные. Такой формат выгоден для руководства, но требует максимум вовлеченности, ответственности и самодисциплины от сотрудника. При таком формате составляется индивидуальный учебный план, доступный слушателю в любое время.
Работодатель может выбирать курсы в зависимости от возможностей компании, целей, пожеланий персонала. Так, сегодня набирают популярность и другие методы внешнего повышения квалификации: конференции, тренинги, лекции, деловые игры. Для руководителей зачастую проводят обучение в формате «кейс-стади» — когда решаются реальные проблемы компании, а также с применением «баскет-метода», предполагающего имитацию реальных событий.
Для чего нужно повышение квалификации
Повышение квалификации увеличивает значимость специалиста на рынке, помогает освоить современные методы решения различных задач, ускорить процессы на производстве. От этого выигрывает и работник, и руководство компании — ведь сотрудник начинает по-новому смотреть на свои обязанности и понимает, как улучшить работу, принося тем самым прибыль.
После курсов повышения квалификации сотрудник может получить новую должность или прибавку к зарплате.
Помимо обновления знаний, повышение квалификации проводится для мотивации — когда сотрудник обучается за счет работодателя, он чувствует свою значимость и важность для компании, поэтому долгое время не меняет место работы и готов работать более эффективно.
Отличие переподготовки от повышения квалификации
И переподготовка, и повышение квалификации — это формы получения дополнительного профессионального образования.
Профессиональная переподготовка — вид дополнительного образования, цель которого — глубокое комплексное изучение материала для новой работы. Человек уже может иметь большой опыт в какой-то сфере, но после переподготовки он может начать работать по смежному или совершенно новому для себя направлению. После курсов человек получает диплом о профессиональной переподготовке и может с ним устраиваться на работу.
Повышение квалификации — это обновление и актуализация уже полученных ранее теоретических и практических знаний. Сотрудник остается в рамках профессии и своей квалификации, но проходит обучение, необходимое для соответствия требованиям работодателя или профстандарта. После курсов, которые длятся не менее 16 часов, слушатель получает удостоверение о повышении квалификации. То есть он получает новые профессиональные компетенции и свидетельство, подтверждающее это.
Кто обязательно должен проходить повышение квалификации и с какой периодичностью
По Трудовому кодексу, работодатель сам вправе решать необходимость повышения квалификации сотрудников. Но некоторые работники обязаны регулярно проходить повышение квалификации — это зафиксировано в Федеральных законах отраслей — например, в Федеральном закон от 21.11.2011 N 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» или Федеральном законе от 22.08.1996 N 125-ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании». Так, регулярно учиться обязаны:
медицинские работники и фармацевты;
сотрудники органов внутренних дел;
водители городского и железнодорожного транспорта;
Эти специалисты должны проходить курсы с установленной законодательством периодичностью: один раз в три года или раз в пять лет.
Рекомендуется пройти курсы после долгого перерыва в работе (например, после декретного отпуска), при поставке нового оборудования или обновлении программ, значительных изменениях в сфере профессиональной деятельности, изменениях в регулирующих законах и нормативных актах.
Где можно пройти повышение квалификации и как это происходит, какой документ выдается
Пройти курсы можно в аккредитованных образовательных организациях ДПО. Главный документ такой организации — лицензия на право ведения образовательной деятельности. Без нее выдаваемые документы не имеют юридической силы.
Сначала необходимо определиться с формой обучения, а после — с видом курсов. Есть три основных вида программ курсов повышения квалификации:
После обучения сотрудник сдает письменный или устный экзамен или как в АБиУС проходит итоговый тест. Во время учебы может быть дополнительное тестирование после каждого тематического раздела. По итогам слушателю выдается удостоверение о повышении квалификации.
Как пройти повышение квалификации дистанционно и получить образование в Академии
Вкладываясь в повышение квалификации, вы инвестируете в свою карьеру и помогаете компании развиваться. Однако главное — правильно выбрать тех, кто будет проводить обучение.
Академия бизнеса и управления системами уже 23 года специализируется на повышении квалификации и переподготовке по государственной лицензии. Все программы соответствуют требованиям Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» и Приказа Минобрнауки России от 01.07.2013 N 499 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам», а также всем актуальным профстандартам.
Вы подаете заявку на сайте, после чего с вами свяжется менеджер и поможет заключить договор и начать дистанционное обучение. Дальше вас сопровождает персональный куратор, который отвечает на любые вопросы.
В АБиУС проходят повышение квалификации педагоги и воспитатели, специалисты в сфере закупок, кадровые делопроизводители, государственные служащие, риелторы.
В Академии можно учиться очно или дистанционно с понятной и удобной системой работы с материалом в интерактивном формате. Помимо актуальной информации по интересующей теме, слушателю доступна библиотека курса. После обучения слушатель в любом регионе России получает удостоверение о повышении квалификации.
Подготовка квалифицированных рабочих кадров что это
Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.
Программа разработана совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.
Обзор документа
Стратегия развития национальной системы квалификаций Российской Федерации на период до 2030 года (одобрена Национальным советом при Президенте РФ по профессиональным квалификациям (протокол от 12 марта 2021 г. N 51)
I. Общие положения
2. Целью развития национальной системы квалификаций Российской Федерации является формирование современного гибкого механизма кадрового обеспечения решения приоритетных задач научно-технологического и социально-экономического развития Российской Федерации.
3. Настоящая Стратегия призвана способствовать достижению национальных целей и реализации стратегических национальных приоритетов, определенных в указе Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 г. N 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года», а также документах стратегического планирования в сферах научно-технологического, социально-экономического и информационного развития, обеспечения национальной безопасности, региональной и миграционной политики.
4. Стратегия применяется во всех сферах национальной экономики и носит межотраслевой характер.
Иные понятия и термины, используемые в Стратегии, применяются в том значении, в каком используются в законодательстве Российской Федерации.
II. Современное состояние национальной системы квалификаций Российской Федерации
6. Основа современной национальной системы квалификаций Российской Федерации была определена указом Президента Российской Федерации от 07 мая 2012 г. N 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики». Нормативно-правовые механизмы этой системы состоят в следующем:
— в трудовом законодательстве закреплены понятия «профессиональный стандарт» и «квалификация», определяющие взаимосвязь национальной системы квалификаций Российской Федерации и сферы труда (ст. 195.1 Трудового кодекса Российской Федерации);
— Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» установлены правовые основы применения национальной системы квалификаций в сфере профессионального образования: разработка федеральных государственных образовательных стандартов на основе требований профессиональных стандартов, профессионально-общественная аккредитация профессиональных образовательных программ на соответствие профессиональным стандартам и др.;
— вопросы разработки и применения профессиональных стандартов регламентированы в нормативных правовых актах Правительства Российской Федерации и Минтруда России;
— нормативной правовой основой для независимой оценки квалификации стали Федеральный закон от 03 июля 2016 г. N 238-ФЗ «О независимой оценке квалификации» и Правила проведения центром оценки квалификаций независимой оценки квалификации в форме профессионального экзамена, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 16 ноября 2016 г. N 1204;
— отдельные решения, направленные на расширенное применение профессиональных стандартов и независимой оценки квалификации, принимаются на уровне Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений, объединений работодателей, федеральных отраслевых регуляторов (в банковской и финансовой сферах, в сфере физической культуры и спорта, в лифтовой отрасли и сфере вертикального транспорта, в сферах жилищно-коммунального хозяйства, электроэнергетики, строительства, народных промыслов, текстильной промышленности и др.); рассматривается вопрос о возможности применения профессиональных стандартов в государственном и муниципальном секторах управления.
В состав Национального совета вошли представители профильных министерств и ведомств, крупнейших предпринимательских и профсоюзных объединений, ведущих экспертных организаций.
8. Полномочия по разработке и актуализации профессиональных стандартов, проведению мониторинга рынка труда, организации независимой оценки квалификации, экспертизе образовательных стандартов и программ возложены на советы по профессиональным квалификациям, создаваемые на базе объединений работодателей по отраслевому и профессиональному признаку.
9. К настоящему времени созданы 40 отраслевых советов по профессиональным квалификациям, введены в действие более 1300 профессиональных стандартов и более 2300 новых квалификаций на их основе. Инструменты и механизмы национальной системы квалификаций получили распространение во многих отраслях российской экономики.
В 45 субъектах Российской Федерации восьми федеральных округов руководителями регионов определены координационные органы и региональные методические центры для развития инфраструктуры национальной системы квалификаций.
Для проведения независимой оценки отобраны центры оценки квалификаций и их экзаменационные площадки. К настоящему моменту действуют более 500 центров оценки квалификаций, которые располагают 980 экзаменационными площадками, расположенными в 83 субъектах Российской Федерации; профессиональный экзамен прошли около 100 тыс. соискателей.
10. Формируется единый инструментарий мониторинга рынка труда. Созданы и функционируют основные цифровые ресурсы для участников национальной системы квалификаций.
III. Основные вызовы в области развития квалификаций в Российской Федерации
11. Вхождение России в число крупнейших экономик мира, создание в базовых отраслях высокотехнологичных предприятий, цифровизация национальной экономики и необходимость массового внедрения технологических инноваций предъявляют новые требования к кадровому потенциалу страны. Повышение производительности труда и обеспечение высоких темпов экономического роста невозможно без изменения качества рабочей силы.
12. Главные вызовы в области развития квалификаций в Российской Федерации состоят в следующем:
— внедрение современных технологий, возникновение новых отраслей, профессий и рабочих мест не обеспечиваются нужным количеством квалифицированных кадров, дефицит которых к концу 2030 года составит около 3 млн человек, что может привести к потерям в российской экономике, измеряемым сотнями миллиардов недополученной прибыли;
— механизм обновления номенклатуры и содержания профессий и квалификаций не соответствует темпам изменений потребностей экономики в кадрах. Организационные и финансовые издержки, связанные с введением новых профессий и квалификаций в сферах труда и образования, неоправданно высоки. Потери, связанные с отсутствием на рынке подготовленных специалистов с требуемыми квалификациями, несут не только работодатели, но и общество в целом;
— основные программные механизмы социально-экономического развития страны, реализуемые национальными, федеральными, региональными и ведомственными проектами, а также государственными программами различного уровня, как правило, не предусматривают необходимых задач кадрового обеспечения;
— подтверждение работниками квалификации, полученной неформальным путем, как правило, не урегулировано и связано с большими издержками для соискателей. Чаще всего в эту категорию попадает молодежь из малообеспеченных и социально неблагополучных семей. Снижение барьеров для входа на рынок труда указанных слоев населения является одной из приоритетных задач государственной политики в сфере занятости;
— в условиях глобализации экономики и углубления международного разделения труда нарастают потоки трудовой миграции, происходит унификация требований к навыкам и квалификации персонала в международном масштабе. Отсутствие механизмов отбора иностранных работников на основе подтвержденных квалификаций ведет к дополнительным издержкам компаний на обучение персонала и ложится дополнительным бременем на российскую экономику;
— ускоренная цифровизация хозяйственной и социальной жизни обострила спрос на цифровые компетенции работников, роль которых в новых условиях значительно возросла;
— процессы цифровизации в сфере труда и профессионального образования не синхронизированы, что ведет к увеличению транзакционных издержек, затрудняет интеграцию информационных потоков, использование современных облачных сервисов для граждан и работодателей.
IV. Приоритеты развития национальной системы квалификаций Российской Федерации
13. Приоритетами развития национальной системы квалификаций Российской Федерации на период до 2030 года являются:
— предоставление гражданам и работодателям достоверной и актуальной информации, а также доступных сервисов в области получения и подтверждения современных квалификаций на основе расширенного применения цифровых технологий;
— оптимизация издержек участников рынка труда за счет интеграции квалификаций, институтов их оценки и признания в национальную систему квалификаций Российской Федерации, обеспечение взаимосвязанности и преемственности квалификаций;
— содействие росту уровня квалификации персонала на основе применения профессиональных стандартов в целях повышения эффективности и безопасности производства, качества продукции и услуг;
— обновление структуры и содержания профессионального образования и профессионального обучения в целях ускоренного формирования кадровой основы прорывного технологического развития, роста производительности труда за счет усиления взаимосвязи сферы труда и сферы образования и обучения;
— создание международной системы признания квалификаций;
— снижение барьеров для входа на рынок труда для молодежи, обеспечение доступа к квалификациям для предотвращения бедности и сокращения социального неравенства, обеспечение доступа лиц старшего возраста к инструментам национальной системы квалификаций.
V. Основные направления и задачи развития национальной системы квалификаций Российской Федерации
14. В соответствии с основной целью и приоритетами развития национальной системы квалификаций Российской Федерации будут реализованы задачи по следующим основным направлениям.
Направление 1. Обеспечение доступности для граждан и работодателей востребованных квалификаций, в том числе связанных с появлением прорывных технологий, профессий будущего.
Направление 2. Интеграция институтов, направленных на получение и признание квалификаций, в единую национальную систему квалификаций Российской Федерации.
Направление 3. Обновление процедур и требований допуска к профессиональной деятельности, связанной с повышенными рисками причинения вреда жизни и здоровью граждан и (или) нанесения значительного ущерба организациям, окружающей среде.
Направление 4. Обеспечение своевременного реагирования системы подготовки кадров на изменения требований рынка труда.
Направление 5. Создание условий для международной сопоставимости квалификаций и совершенствование механизмов признания российских квалификаций за рубежом и иностранных квалификаций в Российской Федерации.
Направление 6. Формирование механизмов стимулирования граждан и работодателей к освоению и использованию современных квалификаций.
Направление 1. Обеспечение доступности для граждан и работодателей востребованных квалификаций, в том числе связанных с появлением прорывных технологий, профессий будущего,
включает следующие задачи:
— создание и поддержка инструментов мониторинга и прогнозирования потребности национальной экономики, отдельных секторов, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, работодателей и граждан в квалификациях, в том числе по профессиям будущего, с использованием современных цифровых технологий;
— оптимизация процессов и процедур, связанных с разработкой профессиональных стандартов и квалификаций, образовательных стандартов, примерных и основных образовательных программ, с учетом тенденций развития экономики и областей научного знания;
— обеспечение доступности для граждан и работодателей различных каналов получения востребованных квалификаций и последующего подтверждения их соответствия установленным требованиям.
Направление 2. Интеграция институтов, направленных на получение и признание квалификаций, в единую национальную систему квалификаций Российской Федерации
включает следующие задачи:
— развитие в рамках национальной системы квалификаций Российской Федерации взаимодействия работодателей, образовательных организаций, государственных и профессионально-общественных институтов оценки качества подготовки кадров в целях обеспечения рынка труда квалифицированными кадрами в соответствии с перспективными потребностями экономики;
— использование инструментов национальной системы квалификаций Российской Федерации при формировании кадровой составляющей национальных, федеральных, региональных, муниципальных, отраслевых и ведомственных программ и проектов;
— формирование национальной и отраслевых рамок квалификаций, национального каталога и реестра квалификаций в качестве системообразующих элементов национальной системы квалификаций Российской Федерации;
— создание условий для интеграции в национальную систему квалификаций Российской Федерации различных механизмов подтверждения квалификаций, отвечающих общим принципам, в том числе открытости, независимости и доступности процедуры;
— формирование единой цифровой платформы национальной системы квалификаций Российской Федерации.
Направление 3. Обновление процедур и требований допуска к профессиональной деятельности, связанной с повышенными рисками причинения вреда жизни и здоровью граждан и (или) нанесения значительного ущерба организациям, окружающей среде,
включает следующие задачи:
— модернизация требований к квалификациям и институтам признания профессионального мастерства работников, профессиональная деятельность которых связана с повышенными рисками причинения вреда жизни и здоровью граждан, нанесения ущерба имуществу, окружающей среде;
— обновление, в том числе с использованием инструментов независимой оценки квалификации, механизмов допуска к профессиональной деятельности, связанной с повышенными рисками причинения вреда жизни и здоровью граждан, нанесения ущерба имуществу, окружающей среде;
— формирование единого общедоступного информационного ресурса, содержащего сведения о профессиях и видах деятельности, связанных с повышенными рисками причинения вреда жизни и здоровью граждан, нанесения ущерба имуществу, окружающей среде, по которым требования к квалификациям работников регулируются нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Направление 4. Обеспечение своевременного реагирования системы подготовки кадров на изменения требований рынка труда
включает следующие задачи:
— вовлечение работодателей в управление качеством реализации основных и дополнительных профессиональных образовательных программ и основных программ профессионального обучения;
— внедрение процедуры ускоренной актуализации примерных и основных профессиональных образовательных программ, в том числе по направлениям, связанным с развитием цифровой экономики, с учетом требований, предъявляемых работодателями к квалификации выпускников;
— создание условий для подтверждения квалификаций, полученных по итогам реализации профессиональных образовательных программ (или их модулей) и основных программ профессионального обучения, в том числе с использованием инструментов независимой оценки квалификации.
Направление 5. Создание условий для международной сопоставимости квалификаций и совершенствование механизмов признания российских квалификаций за рубежом и иностранных квалификаций в Российской Федерации
включает следующие задачи:
— формирование инструментов сопоставления требований к квалификациям в рамках межгосударственных объединений, участие в которых принимает Российская Федерация;
— введение процедуры взаимного признания российских квалификаций за рубежом и иностранных квалификаций в Российской Федерации;
— создание благоприятных условий для получения и подтверждения иностранными гражданами востребованных в российской экономике и перспективных квалификаций на территории Российской Федерации и государств выезда с учетом приоритетов миграционной политики Российской Федерации;
— создание условий для применения в Российской Федерации передовых зарубежных практик, связанных с востребованными в российской экономике и перспективными квалификациями, а также способов их оценки и подтверждения.
Направление 6. Формирование механизмов стимулирования граждан и работодателей к освоению и использованию современных квалификаций
включает следующие задачи:
— предоставление возможностей освоения и подтверждения востребованных квалификаций обучающимся организаций высшего и среднего профессионального образования, а также социально незащищенным слоям населения за счет средств соответствующих бюджетов Российской Федерации;
— введение налоговых стимулов для работодателей при проведении независимой оценки квалификации работников и лиц, принимаемых на работу, а также при участии в укреплении инфраструктуры экзаменационных центров;
— развитие механизмов стимулирования работодателей к привлечению для работы специалистов, имеющих подтвержденную квалификацию;
— создание механизма стимулирования работников к повышению и подтверждению их квалификации, в том числе путем обеспечения взаимосвязи размера заработной платы с уровнем квалификации и сложностью решаемых задач;
— организация систематического информирования граждан и работодателей о ресурсах и возможностях национальной системы квалификаций Российской Федерации через средства массовой информации.
VI. Механизмы реализации Стратегии
15. В целях реализации Стратегии будут использованы правовые, организационно-управленческие, финансово-экономические и информационные механизмы.
15.1. Правовые механизмы включают:
— совершенствование нормативного правового регулирования применения профессиональных стандартов в качестве документов прямого действия при разработке и реализации образовательных программ (отдельных модулей), направленных на получение квалификации;
— модернизацию нормативной правовой базы, регламентирующей требования к квалификации работников, в том числе для занятых профессиональной деятельностью, связанной с повышенными рисками причинения вреда жизни и здоровью граждан и иными профессиональными рисками, с применением профессиональных стандартов;
— совершенствование правовых основ национальной системы квалификаций Российской Федерации, в том числе определение полномочий субъектов Российской Федерации по ее развитию и уточнение правового регулирования в сфере независимой оценки квалификации;
— формирование правовых оснований для стимулирования применения работодателями инструментов национальной системы квалификаций Российской Федерации в сфере управления персоналом, включая системы оплаты труда работников;
— разработку и введение правовых норм, обеспечивающих признание квалификаций при привлечении квалифицированной рабочей силы.
15.2. Организационно-управленческие механизмы включают:
— развитие действующих и создание новых советов по профессиональным квалификациям, укрепление их организационного и кадрового потенциала;
— перспективное планирование разработки и актуализации профессиональных стандартов и квалификаций по востребованным и перспективным видам профессиональной деятельности;
— расширение и оптимизацию сети центров оценки квалификаций, экзаменационных центров (мест проведения экзаменов) и перечня квалификаций, по которым проводится независимая оценка квалификации; использование для целей независимой оценки, совмещенной с итоговой аттестацией, ресурсов организаций профессионального образования;
— вовлечение в использование инструментов национальной системы квалификаций Российской Федерации центров занятости населения, кадровых агентств, операторов интернет-рекрутмента;
— развитие инфраструктуры национальной системы квалификаций в субъектах Российской Федерации, а также отражение вопросов кадрового обеспечения в региональных программах социально-экономического развития;
— внесение изменений в формы федерального статистического наблюдения, предусматривающих использование элементов национальной системы квалификаций Российской Федерации для сбора информации о структуре занятости населения, ситуации на рынке труда и его динамике.
15.3. Финансово-экономические механизмы включают:
— налоговое стимулирование работодателей к расширению инвестиций в укрепление их кадрового потенциала, в том числе в части затрат на разработку профессиональных стандартов, обучение и независимую оценку квалификации работников и лиц, принимаемых на работу;
— учет работодателями уровня квалификации, подтвержденного на основе механизмов национальной системы квалификаций Российской Федерации, при установлении тарифных ставок, окладов (должностных окладов) работников;
— финансирование за счет средств федерального, региональных и местных бюджетов освоения и подтверждения начальной (входной) квалификации для молодежи, а также мероприятий по обеспечению доступа к инструментам национальной системы квалификаций Российской Федерации социально незащищенных слоев населения;
— использование механизма государственно-частного партнерства;
— включение разделов кадрового обеспечения в структуру национальных, федеральных проектов, государственных программ, предусматривающих, в том числе, финансовое обеспечение их реализации;
— финансовое обеспечение деятельности институтов национальной системы квалификаций Российской Федерации (Национального совета, Национального агентства развития квалификаций, советов по профессиональным квалификациям) с учетом роста масштаба национальной системы квалификаций.
15.4. Информационные механизмы включают:
— взаимосвязанные информационные ресурсы национальной системы квалификаций, включая ресурсы, поддерживаемые Минтрудом России, Минобрнауки России, Минпросвещением России, Пенсионным фондом России, Национальным советом, советами по профессиональным квалификациям, Национальным агентством развития квалификаций, субъектами Российской Федерации на основе общих стандартов представления и обмена данными;
— цифровые сервисы национальной системы квалификаций, рассчитанные на конечных пользователей;
— обеспечение свободного доступа работодателей к данным национальной системы квалификаций, в том числе к сведениям о квалифицированных специалистах, успешно сдавших профессиональные экзамены, с учетом требований к защите персональных данных;
— широкое информационное сопровождение и продвижение институтов и сервисов национальной системы квалификаций в публичном пространстве и средствах массовой информации, их популяризацию среди различных групп потенциальных пользователей.
VII. Этапы и показатели реализации Стратегии
16. Реализация Стратегии будет осуществляться в 2 этапа:
16.1. На I этапе будет создана целостная инфраструктура национальной системы квалификаций Российской Федерации, обеспечивающая широкий доступ работодателей, граждан, образовательных организаций, органов исполнительной власти к различным ее инструментам и сервисам, в том числе к инструментам мониторинга и прогнозирования потребности экономики и граждан в квалификациях, к современным квалификациям и процедурам их подтверждения, программам профессионального образования и обучения, обеспечивающим освоение востребованных и перспективных квалификаций.
По большинству видов профессиональной деятельности, связанных с особыми условиями труда, повышенными требованиями к надежности и безопасности, рисками причинения вреда жизни и здоровью граждан и иными профессиональными рисками, будут разработаны профессиональные стандарты и квалификации, созданы условия для проведения независимой оценки квалификации, разработаны механизмы синхронизации действующих процедур независимой оценки квалификации и аттестации персонала в рамках профессиональных экзаменов.
К концу 2024 года будет завершена переориентация системы высшего и среднего профессионального образования на профессиональные стандарты в качестве основы для образовательных программ и процедур оценки образовательной деятельности. В системе государственной аккредитации профессионального образования будет обеспечен учет оценки качества подготовки выпускников в соответствии с профессиональными стандартами и иными требованиями рынка труда в качестве одного из ведущих показателей.
На этом этапе будет принят пакет нормативных правовых актов, стимулирующих переход на независимую оценку квалификации в качестве массового инструмента оценки квалификации работников.
16.2. На II этапе будет осуществляться дальнейшее масштабирование институтов национальной системы квалификаций Российской Федерации. Будет проведена тонкая настройка системы при оптимальном сочетании механизмов саморегулирования и административного воздействия. Результаты наиболее успешных практик в области независимой оценки квалификации, кадрового обеспечения развития отраслей и регионов, взаимодействия работодателей и образовательных организаций получат широкое распространение. Уточненные приоритеты, направления и показатели развития национальной системы квалификаций Российской Федерации будут закреплены в Плане мероприятий (дорожной карте) развития национальной системы квалификаций до 2030 года.
17. Реализация Стратегии будет способствовать достижению следующих базовых показателей, целевые значения которых устанавливаются в Плане мероприятий (дорожной карте) реализации Стратегии:
— доля видов экономической деятельности, для которых разработаны соответствующие профессиональные стандарты;
— доля основных профессиональных образовательных программ, получивших профессионально-общественную аккредитацию в порядке, установленном советами по профессиональным квалификациям.
Уточнение показателей будет происходить в процессе реализации Стратегии с учетом достигнутых результатов и прогнозируемых рисков в отношении запланированных мероприятий.
18. Основными процессными показателями реализации Стратегии являются:
— доля средних и крупных предприятий, участвующих в мониторинге рынка труда;
— доля квалификаций, по которым проводится независимая оценка квалификации;
— доля субъектов Российской Федерации, в которых действует сеть экзаменационных центров или доступны дистанционные формы проведения профессиональных экзаменов с использованием информационных ресурсов национальной системы квалификаций Российской Федерации.
19. Реализация Стратегии будет также способствовать достижению иных показателей, определяемых в стратегических и программных документах Российской Федерации.
VIII. Ожидаемые эффекты и результаты реализации Стратегии
20. Ожидаемые эффекты от реализации Стратегии связаны с достижением национальных целей развития, определенных указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. N 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» и указом Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 г. N 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года».
21. Основные эффекты реализации Стратегии
— формирование устойчивого механизма обеспечения качества трудовых ресурсов;
— повышение стабильности рынка труда за счет поддержания баланса спроса на квалифицированные кадры и предложения рабочей силы;
— повышение качества профессионального образования путем обеспечения соответствия образовательных программ требованиям рынка труда;
— повышение инвестиционной привлекательности Российской Федерации за счет качественных изменений на рынке труда;
— расширение доступа к квалифицированной рабочей силе;
— снижение издержек, связанных с поиском, отбором и обучением работников, отвечающих требованиям работодателя;
— развитие кадрового потенциала, обеспечивающего внедрение и использование технологических инноваций в компаниях и организациях;
— снижение профессиональных рисков, связанных с действиями персонала, повышение надежности и безопасности производственных процессов, снижение рисков для населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
— доступность актуальной информации о востребованных и перспективных профессиях и квалификациях;
— снижение издержек при входе на рынок труда или смене профиля деятельности;
— возможность планирования профессиональной карьеры, повышение профессиональной мобильности;
— увеличение доходов в соответствии с ростом квалификации работника.
22. Основные планируемые результаты реализации Стратегии
По направлению 1. Обеспечение доступности для граждан и работодателей востребованных квалификаций, в том числе связанных с появлением прорывных технологий, профессий будущего:
— проводится регулярный углубленный мониторинг рынка труда, на его основе осуществляется прогнозирование потребности экономики и граждан в профессиях и квалификациях, в том числе по профессиям будущего, с использованием современных цифровых технологий;
— определен и функционирует порядок перехода от устаревших квалификационных требований предыдущего поколения к новым профессиональным стандартам и квалификациям;
— профессиональные стандарты, требования к квалификациям, оценочные средства для независимой оценки квалификации систематически актуализируются с учетом требований новых технологий;
— квалификации работников и лиц, претендующих на осуществление профессиональной деятельности, соответствуют потребностям рынка труда;
— обеспечено оперативное и адресное доведение до работодателей, организаций, осуществляющих образовательную деятельность, граждан, органов государственной власти и международных организаций информации о действующих в Российской Федерации современных классификаторах, профессиональных стандартах, профессиональных образовательных программах, квалификациях, а также процедурах и результатах их оценки.
По направлению 2. Интеграция институтов, направленных на получение и признание квалификаций, в единую национальную систему квалификаций Российской Федерации:
— в интересах работодателей и граждан сформирована оптимальная нормативно-правовая и информационная среда для повышения уровня квалификации работников и развития человеческого капитала;
— при формировании требований к кадровому обеспечению реализации государственных программ, национальных, федеральных, региональных, муниципальных, отраслевых и ведомственных программ и проектов используются инструменты национальной системы квалификаций Российской Федерации;
— сформированы критерии и механизмы признания устоявшихся практик оценки квалификации, которые основаны на передовых международных, отраслевых и корпоративных стандартах, их включения в национальную систему квалификаций Российской Федерации;
— разработаны и внедрены национальная и отраслевые рамки квалификаций, единый каталог и реестр квалификаций;
— в сфере труда и в сфере подготовки кадров используется преемственная система классификаторов, профессиональных стандартов, квалификаций, профессий и специальностей;
— положения профессиональных стандартов применяются при разработке и актуализации квалификационных требований для замещения должностей государственной гражданской службы; при отборе кандидатов на замещение должностей государственной гражданской службы применяются механизмы независимой оценки квалификаций;
— механизмы оценки квалификации, основанные на общих принципах, в том числе на принципах открытости, независимости и доступности процедуры, применяются заинтересованными организациями для определения фактической квалификации граждан, проведения активной политики занятости, содействия в трудоустройстве безработных граждан, высвобождаемых работников, лиц предпенсионного возраста, а также для оценки результатов профессионального образования и обучения указанных категорий населения.
По направлению 3. Обновление процедур и требований допуска к профессиональной деятельности, связанной с повышенными рисками причинения вреда жизни и здоровью граждан и (или) нанесения значительного ущерба организациям, окружающей среде:
— обновлены на основе оценки рисков профессиональной деятельности перечни профессий и видов деятельности, профессиональных квалификаций, по которым требуется специальное регулирование нормативными правовыми актами;
— введены (актуализированы) профессиональные стандарты и квалификации по видам деятельности, связанным с особыми условиями труда, повышенными требованиями к надежности и безопасности, рисками причинения вреда жизни и здоровью граждан, рисками при защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и иными профессиональными рисками;
— применяется объективный механизм периодической оценки квалификации работников, способствующий снижению профессиональных рисков, повышению безопасности и надежности производства товаров и оказания услуг.
По направлению 4. Обеспечение своевременного реагирования системы подготовки кадров на изменения требований рынка труда:
— профессиональные стандарты применяются при формировании примерных и основных профессиональных образовательных программ всех уровней и основных программ профессионального обучения, направленных на овладение выпускниками квалификациями, основанными на профессиональных стандартах;
— основные и дополнительные профессиональные образовательные программы и основные программы профессионального обучения систематически актуализируются в соответствии с требованиями профессиональных стандартов (требованиями к квалификациям);
— разработаны и применяются типовые модули профессиональных стандартов, образовательных программ, направленные на освоение цифровых компетенций работниками различного уровня и профиля;
— механизмы профессионально-общественной аккредитации и экспертизы активно применяются для повышения качества образовательных программ с учетом требований работодателей, профессиональных сообществ; снижена административная нагрузка на образовательные организации в рамках государственных систем аккредитации и лицензирования;
— итоговая и промежуточная аттестация обучающихся по профессиональным образовательным программам и программам профессионального обучения включает механизмы независимой оценки квалификации, в том числе по результатам освоения отдельных модулей профессиональных образовательных программ.
По направлению 5. Создание условий для международной сопоставимости квалификаций и совершенствование механизмов признания российских квалификаций за рубежом и иностранных квалификаций в Российской Федерации:
— проведены межгосударственные переговоры и заключены соглашения о взаимном признании российских квалификаций за рубежом и зарубежных квалификаций в Российской Федерации;
— сформированы инструменты сопоставления требований к квалификациям в рамках межгосударственных объединений, в которых принимает участие Российская Федерация;
— созданы экзаменационные центры, в том числе за рубежом, для обеспечения иностранных граждан возможностями подтверждения своей квалификации в Российской Федерации и на территории государств выезда;
— созданы условия для применения в Российской Федерации передовых зарубежных практик, связанных с востребованными в российской экономике и перспективными квалификациями, а также способов их оценки и подтверждения.
По направлению 6. Формирование механизмов стимулирования граждан и работодателей к освоению и использованию современных квалификаций:
— инструменты независимой оценки квалификации интегрированы в трудовое законодательство Российской Федерации;
— современные профессиональные стандарты, независимая оценка квалификации широко применяются в управлении персоналом;
— услуги независимой оценки квалификации доступны для работодателей и соискателей;
— созданы условия для получения молодежью первого профессионального опыта и квалификации, обеспечивающих успешное трудоустройство и профессиональную адаптацию;
— данные о квалификации персонала организаций на основе реестра сведений о результатах независимой оценки квалификации учитываются по критерию «квалификация основного персонала» при осуществлении закупки товаров и услуг для государственных и муниципальных нужд;
— во всех регионах функционирует система консультирования для работодателей, образовательных организаций, российских и иностранных граждан по вопросам выбора, освоения и подтверждения квалификаций, формирования индивидуальной профессиональной карьеры и трудоустройства;
— цифровые ресурсы национальной системы квалификаций Российской Федерации, их сервисы доступны для широкого круга пользователей (государственных и муниципальных органов управления, работодателей, абитуриентов, учащихся, образовательных организаций; лиц, претендующих на осуществление определенного вида трудовой деятельности; служб занятости, кадровых агентств, зарубежных партнеров и др.).
IX. Управление реализацией Стратегии
24. Федеральные органы государственной власти при участии органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления принимают меры по реализации Стратегии и Плана мероприятий с учетом сферы ответственности, установленной законодательством Российской Федерации.
Федеральные органы государственной власти обеспечивают подготовку и издание нормативных правовых актов, связанных с реализацией Стратегии и Плана мероприятий, после их рассмотрения и одобрения Национальным советом.
Представители федеральных органов государственной власти в Национальном совете:
— обеспечивают координацию участия федерального органа государственной власти в реализации Стратегии и Плана мероприятий в рамках своих полномочий;
— организуют подготовку материалов и информации по вопросам реализации Стратегии и Плана мероприятий, относящихся к компетенции федерального органа государственной власти;
— докладывают на заседаниях Национального совета о результатах деятельности федерального органа государственной власти по реализации мероприятий Стратегии.
25. АНО «Национальное агентство развития квалификаций» обеспечивает организационную, методическую, экспертно-аналитическую поддержку реализации Стратегии и Плана мероприятий, осуществляет формирование и развитие информационных ресурсов национальной системы квалификаций.
26. Советы по профессиональным квалификациям осуществляют реализацию Стратегии и Плана мероприятий в рамках своей компетенции.
27. АНО «Агентство развития профессионального мастерства (Ворлдскиллс Россия)» участвует в реализации Стратегии и Плана мероприятий в рамках своей компетенции.
28. ВНИИ труда Минтруда России осуществляет научно-исследовательскую и аналитическую деятельность по направлениям развития национальной системы квалификаций Российской Федерации, определенных Стратегией, в рамках своей компетенции.
29. Финансовое обеспечение реализации Стратегии осуществляется за счет:
— бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации;
— средств государственных внебюджетных фондов и внебюджетных источников, включая средства институтов развития, компаний с государственным участием, государственных корпораций;
— средств работодателей и их объединений.
30. Корректировка Стратегии осуществляется по решению Национального совета с учетом результатов выполнения мероприятий Стратегии и изменений социальных, экономических, внешнеполитических и иных условий, оказывающих существенное влияние на ее реализацию.
31. Результаты реализации Стратегии отражаются в экспертно-аналитическом докладе Национального совета о развитии национальной системы квалификаций Российской Федерации, который представляется Президенту Российской Федерации один раз в два года.
Обзор документа
Стратегия развития национальной системы квалификаций на период до 2030 г. определяет цели, приоритеты, направления, задачи госполитики, направленные на формирование и укрепление кадрового потенциала.
В результате реализации стратегии будет сформирован современный гибкий механизм кадрового обеспечения решения приоритетных задач научно-технологического и социально-экономического развития государства.
Стратегия применяется во всех сферах национальной экономики и носит межотраслевой характер.