Утвержден авансовый отчет на приобретение краткосрочных акций проводка
Какой проводкой отражается приобретение материальных ценностей под отчет
Документы, подтверждающие приобретение ТМЦ подотчетником
Подотчетное лицо — работник, получивший денежные средства на хозяйственные, административные и прочие расходы.
Чтобы отчитаться за деньги, полученные на покупку ТМЦ, подотчетное лицо заполняет авансовый отчет, в котором указывает, какие именно ценности, в каком количестве и каких суммах были приобретены.
ВНИМАНИЕ! С 30.11.2020 указанием Банка России от 05.10.2020 № 5587-У ЦБ внес ряд изменений в порядок ведения кассовых операций. Так, например, организация вправе самостоятельно устанавливать срок, на который выдаются денежные средства в подотчет.
К авансовому отчету прикладываются оправдательные документы, т. е. документы, подтверждающие данные расходы. Рассмотрим, какие это могут быть документы. Сотрудник организации, получив деньги под отчет, может приобрести ТМЦ в любом месте: в розничной торговой сети, в небольшой организации, получив в качестве подтверждающих покупку документов товарный и, если есть, кассовый чек. В данном случае товарный чек подтверждает факт покупки ТМЦ, а кассовый — их оплату.
Что делать бухгалтеру, если подотчетник не принес кассовый чек, см. в материале «Особенности авансового отчета без кассового чека».
Важный момент — принятие к учету правильно заполненных документов.
Что именно должно быть указано в документах, передаваемых подотчетным лицом, см. в материале «Проверяйте реквизиты в документах подотчетника, чтобы не “попасть” на НДФЛ».
Если ТМЦ приобретены у организации, не являющейся плательщиком НДС, этих документов вполне достаточно для принятия авансового отчета и оприходования ТМЦ по нему.
Чтобы подотчетное лицо, приобретая ТМЦ, выступало перед организацией-продавцом не как физическое лицо, а именно как представитель своего предприятия, необходимо выписать доверенность на данного сотрудника. В доверенности должны стоять дата выдачи и срок действия. Выписанная доверенность регистрируется в специальном журнале и выдается на руки работнику. Предъявив доверенность продавцу, работник выступает от имени своей организации. Все документы, предоставляемые ему другими предприятиями, будут оформлены на имя его фирмы-работодателя. Приобретая ТМЦ, таким образом, он получит и накладную, и счет-фактуру с указанием реквизитов своей организации, что позволит принять «входной» НДС к вычету.
Как оформить доверенность на получение ТМЦ, разъяснили эксперты КонсультантПлюс. Получите пробный доступ к системе К+ и бесплатно переходите в Готовое решение.
Приобретение материалов через подотчетное лицо: проводки
Бухгалтерские проводки приобретения ТМЦ подотчетным лицом будут отличаться в зависимости от следующих факторов:
Рассмотрим каждый из этих случаев подробно.
Как возместить перерасход по авансовому отчету, читайте в КонсультантПлюс. Пробный доступ к правовой системе можно получить бесплатно.
Проводка — приобретены материалы подотчетным лицом без доверенности
Если материальные ценности приобретены работником без доверенности, то проводки следующие:
Проводка — приобретены материалы подотчетным лицом по доверенности
Если материальные ценности приобретены работником по доверенности у продавца- неплательщика НДС, то записи такие:
При приобретении материалов работником по доверенности у продавца-плательщика НДС и наличии счета-фактуры на имя организации-покупателя записи в учете следующие:
Итоги
Бухгалтерские проводки, отражающие поступление материальных ценностей от подотчетного лица, формируются на основе оправдательных документов, полученных с авансовым отчетом от работника. Зависеть они будут от того, была ли сотрудником предъявлена продавцу доверенность от своей организации, а также от того, у какой компании (плательщика НДС или нет) приобретались подотчетным лицом ТМЦ.
Особенности авансовых отчетов в бухгалтерском учете
Кому можно выдавать суммы под отчет
Для решения каких-либо производственных задач работодатель может выдать денежные средства своему работнику. Поскольку за эти денежные средства работнику нужно отчитаться, представив работодателю авансовый отчет, то считается, что они выданы под отчет.
До 2014 года было принято, что получать под отчет наличные деньги следовало только из кассы работодателя и сделать это могли только его штатные работники.
С 2014 года ситуация изменилась:
Нелишним будет также установление работодателем перечня лиц, которые могут получать денежные суммы под отчет. Такой перечень утверждается приказом руководителя предприятия или приводится в учетной политике.
Лица, получившие деньги под отчет, должны составить авансовый отчет на потраченные ими денежные суммы, а также предоставить первичные документы, доказывающие расходы. Это правило осталось без изменений.
Проверка бухгалтером авансового отчета
Подотчетное лицо обязано отчитаться о выделенных ему под отчет денежных суммах в течение определенного времени после:
С 30.11.2020 срок сдачи подотчетным лицом авансового отчета организация может установить самостоятельно, отразив его во внутренних локальных актах, например, в своей учетной политике или положении о командировках.Требование о том, что АО должен представляться не позднее 3 рабочих дней после дня истечения срока, на который выданы подотчетные, или со дня выхода на работу, отменено.
Заявление должно иметь визу руководителя предприятия о разрешении выдачи под отчет денежных сумм.
Образец заявления на подотчет вы можете найти в КонсультантПлюс. Пробный полный доступ к правовой системе можно получить бесплатно.
Авансовый отчет составляется подотчетным лицом по форме АО-1. Можно также использовать самостоятельно разработанный и утвержденный на предприятии бланк. Он должен не противоречить требованиям закона «О бухгалтерском учете» от 06.12.2011 № 402-ФЗ в части обязательных реквизитов первичного учетного документа.
На оборотной стороне отчета формы АО-1 работник построчно перечисляет произведенные им расходы, указывая реквизиты оправдательных документов и суммы. Оправдательные документы нужны для каждой из строк и могут быть представлены любыми документами, содержащими указание на факт осуществления оплаты по ним.
Бухгалтер проверяет правильность внесения в авансовый отчет сумм по представленным оправдательным документам, при необходимости делает их разбивку, проставляя счета бухгалтерского учета. Лицевая сторона отчета также заполняется бухгалтером. Подотчетному лицу выдается отрывная расписка о сдаче авансового отчета.
Неиспользованные подотчетные суммы должны быть возвращены работником в кассу предприятия. Однако если работник не вернул остаток неизрасходованных по сданному авансовому отчету средств, с 19.08.2017 это не служит основанием для невыдачи ему денег под очередные расходы.
В случае оправданного перерасхода (работник израсходовал больше, чем было выдано, и это согласовано руководителем) денежные суммы возмещаются подотчетному лицу. Всего на авансовом отчете должно быть 4 подписи: подотчетного лица; бухгалтера, проверившего отчет; главного бухгалтера и руководителя, который его утверждает.
Бухгалтерский учет авансовых отчетов
Рассмотрим некоторые бухгалтерские проводки по учету авансовых отчетов.
ООО «Загадка» под отчет из кассы выдало своему штатному сотруднику наличные средства в размере 50 000 руб. на хозяйственные расходы (приобретение строительных материалов). Авансовый отчет был сдан работником в установленный на предприятии срок, расходы подтверждены документально. Сотрудник израсходовал 38 000 руб., в том числе НДС 5 797 руб. Оставшиеся наличные деньги были возвращены им в кассу предприятия.
В бухгалтерском учете будут сделаны следующие записи:
Более подробно о правилах отражения НДС по авансовым отчетам читайте в статье «Порядок отражения НДС по авансовым отчетам в бухгалтерском учете».
Итоги
Авансовый отчет представляет собой свод информации о полученных сотрудником денежных средствах, израсходованных из этих средств суммах и оставшемся неиспользованным остатке денег (или их перерасходе). Каждая из израсходованных сумм подтверждается своим оправдательным документом, на основании которого бухгалтер делает соответствующую бухгалтерскую проводку или проводки, если сумма требует разбивки (например, при выделении НДС или разделении суммы, оплаченной одновременно за материалы и за услуги).
Учет расчетов с подотчетными лицами — проводки
Требования к оформлению кассовых операций, в том числе и к выдаче подотчетных сумм, установлены указанием ЦБ РФ от 11.03.2014 № 3210-У (далее — указание № 3210-У).
Указание 3210-У было изменено указанием Банка России от 05.10.2020 № 5587-У, вступившим в действие с 30.11.2020. Так, например, ребование о 3-х дневном сроке представления авансового отчета с 30.11.2020 исключено.
Какие еще нововведения в порядке учета кассовых операций вступили в действие с 30.11.2020, рассказали эксперты КонсультантПлюс. Получите пробный доступ к системе К+ и бесплатно переходите в обзорный материал.
Подотчетники — это лица, получившие денежные средства от предприятия или ИП на определенные хозяйственные (целевые) нужды и обязанные в установленный срок отчитаться по расходованию таких средств (или вернуть их остаток, если не все средства потрачены).
Подотчетными могут быть:
Может ли подотчетное лицо передавать подотчетные суммы другому лицу? Ответ на этот вопрос вы найдете в КонсультантПлюс. Пробный доступ к правовой системе вы можете получить бесплатно.
Денежные средства предприятия в подотчет выдаются:
Бухгалтерский учет подотчетных операций имеет широкий спектр возможных проводок. Наиболее часто используемые при расчетах с подотчетными лицами проводки представлены в таблице:
Описание операции
Первичные документы
Выдача денег под отчет из кассы предприятия
Расходный кассовый ордер
Списание затрат в расходы предприятия согласно представленному авансовому отчету
Авансовый отчет, чеки, накладные, акты приемки-сдачи услуг или работ, другие документы, подтверждающие произведенные расходы
Оприходованы матценности на основании авансового отчета
Товарные чеки, кассовые чеки, накладные, иные документы, подтверждающие материальные расходы подотчетного лица
Средства, направленные на устранение брака производства или гарантийное (пост-гарантийное) обслуживание
Договор о гарантийном обслуживании, гарантийный талон, акт выполненных работ, чек, иные документы
Оплата налоговых платежей через подотчетное лицо
Чеки, квитанции об оплате, банковские платежные документы
Отражение прочих расходов предприятия, оплаченных подотчетным лицом
Первичные документы, подтверждающие расходы
Возврат неиспользованных подотчетником средств в кассу предприятия
Приходный кассовый ордер, авансовый отчет с расчетом суммы остатка средств, подлежащих возврату в кассу
Как правильно оформить приходный или расходный кассовый ордер, можно узнать из статей:
Примеры с проводками по расчетам с подотчетными лицами
Счета
Сумма, руб.
Описание операции
Первичные документы
Выданы наличные средства под отчет Иванову И. И. на приобретение автомобильного масла
Заявление Иванова И. И., РКО № 253 от 21.09.20ХХ
Получено на склад масло автомобильное «МОБИЛ» от Иванова И. И.
Авансовый отчет, товарный чек, кассовый чек на 1 500 руб.
Проводки с подотчетными лицами, направленными командировку.
Счета
Сумма, руб.
Описание операции
Первичные документы
Выданы наличные средства под отчет Иванову И. И., направленному в командировку
Приказ о направлении в командировку, РКО № 243 от 12.09.20ХХ
Отражены расходы на командировку Иванова И. И. (менеджера по продажам) в коммерческих расходах предприятия
Авансовый отчет (чек из гостиницы на 1 500 руб., суточные на 1 000 руб.), приказ об установлении суммы суточных расходов
Возврат Ивановым И. И. неиспользованных подотчетных средств в кассу
ПКО № 214 от 15.09.20ХХ
См. также:
Итоги
В настоящей статье приведены чаще всего встречающиеся проводки по учету расчетов с подотчетными лицами. Главным нормативным документом, регулирующим правила оформления выдачи и возврата подотчетных средств через кассу, является указание ЦБ РФ № 3210-У. При иных вариантах выдачи средств подотчетным лицам необходимо руководствоваться положениями закона «О бухучете» от 06.12.2011 № 402-ФЗ, российскими бухгалтерскими стандартами, внутренними распорядительными документами предприятия.
Выдача денег под отчет: кто их получает?
Подотчетным лицом может быть работник фирмы (указание Банка РФ «О порядке ведения кассовых операций» от 11.03.2014 № 3210-У).
Можно ли выдать подотчет не работнику, см. здесь.
Выдача денежных средств в подотчет происходит на нужды фирмы (покупка канцелярии, командировки, приобретение мелкой офисной техники, мебели и т. п.).
В путеводителе от КонсультантПлюс вы найдете нюансы выдачи средств под авансовый отчет. Если у вас нет доступа к системе К+, получите пробный онлайн-доступ бесплатно.
Выдача в подотчет: оформляем документы
Шаг 1. Издаете приказ о подотчетных лицах, где указываете фамилии или должности работников.
Шаг 2. Работник пишет заявление или руководитель предприятия подписывает распоряжение на получение им денег под отчет.
Шаг 3. Работник составляет авансовый отчет на полученную в подотчет сумму.
Подотчетное лицо обязано отчитаться за полученную на расходы сумму. С 30.11.2020 срок сдачи подотчетником авансового отчета организация может установить самостоятельно. Прежнее требование о том, что АО должен представляться не позднее 3 рабочих дней после дня истечения срока, на который выданы подотчетные, или со дня выхода на работу, отменено.
Как оформить авансовый отчет, детально рассказали эксперты КонсультантПлюс. Изучите материал, получив пробный доступ к системе К+ бесплатно.
С формой авансового отчета можно ознакомиться в статье «Унифицированная форма № АО-1 — Авансовый отчет (скачать)».
Фирма может составить и утвердить свою форму отчета. В ней должны быть обязательные реквизиты, указанные в законе «О бухгалтерском учете» от 06.12.2011 № 402-ФЗ.
Подотчетное лицо обязано приложить к отчету оправдательные документы (чек, квитанции, акт приемки-передачи, накладную ТОРГ-12, железнодорожные и авиабилеты, платежные поручения и др.).
Выданы деньги под отчет: проводки
В бухгалтерском учете расчеты с подотчетниками отражаются на сч. 71.
Выдача подотчет — проводки зависят от того, откуда выдаются денежные средства:
Списание задолженности подотчетного лица происходит в зависимости от целевого назначения выданных денежных средств:
В случае когда подотчетное лицо потратило больше, ему выдают недостающую сумму: Дт 71 Кт 50 (51).
А если работник не отчитался за выданные деньги, удержите сумму из зарплаты (ст. 137 ТК РФ): Дт 70 Кт 71.
ВНИМАНИЕ! Это возможно сделать по письменному согласию работника (письмо Роструда от 09.08.2007 № 3044-6-0). Помните, можно зачесть в счет долга не более 20% от его зарплаты (ст. 138 ТК РФ).
Подробнее обо всех нюансах этой операции смотрите в статье «Как вычесть из зарплаты выданные ранее под отчет средства?».
Итоги
Существует много обязательных мероприятий, о которых бухгалтер должен знать, работая с подотчетными денежными средствами. Ведь если что-то будет упущено, то при проверке налоговыми органами на фирму могут быть наложены штрафы.
Подробнее о налоговых проверках подотчетных лиц читайте в статье «Налоговая проверка расчетов с подотчетными лицами (нюансы)».
ТИПОВЫЕ ПРОВОДКИ
Содержание хозяйственной операции
Наличные денежные средства выданы под отчет из кассы
Выданы под отчет денежные средства с расчетного счета
Выданы под отчет денежные средства с валютного счета
Выданы под отчет денежные средства со специального счета в банке
Подотчетные лица получили средства от других организаций
Отражена задолженность подотчетного лица, переведенного из филиала, выделенного на отдельный баланс (в учете головного отделения организации)
Отражена задолженность подотчетного лица, переведенного из головного отделения организации в филиал, выделенный на отдельный баланс (в учете филиала)
Подотчетные лица головного отделения организации получили средства от филиала, выделенного на отдельный баланс (в учете головного отделения организации)
Подотчетные лица филиала, выделенного на отдельный баланс, получили средства от головного отделения организации (в учете филиала)
Задолженность перед подотчетным лицом, не погашенная в установленный срок, включена в состав прочих доходов в связи с истечением срока исковой давности
Положительная курсовая разница по задолженности перед подотчетным лицом в иностранной валюте включена в состав прочих доходов
Содержание хозяйственной операции
Оприходовано оборудование, приобретенное подотчетным лицом; оплачены подотчетным лицом расходы, связанные с доставкой оборудования
Учтены расходы подотчетных лиц, связанные с покупкой внеоборотных активов; оплачены подотчетными лицами расходы, связанные с доставкой внеоборотных активов
Оприходованы материалы, приобретенные подотчетными лицами; оплачены подотчетными лицами расходы, связанные с доставкой материалов
Оприходованы животные, приобретенные подотчетными лицами; оплачены подотчетными лицами расходы, связанные с доставкой и содержанием животных
Оприходованы материально-производственные запасы, приобретенные подотчетными лицами; оплачены подотчетными лицами расходы, связанные с доставкой материально-производственных запасов (при использовании счета 15)
Оплачены подотчетными лицами расходы для нужд основного производства
Оплачены подотчетными лицами расходы для нужд вспомогательного производства
Оплачены подотчетными лицами общепроизводственные расходы
Оплачены подотчетными лицами общехозяйственные расходы
Оплачены подотчетными лицами расходы, связанные с возвратом и транспортировкой бракованной продукции
Оплачены подотчетными лицами расходы для нужд обслуживающего производства
Оприходованы товары, приобретенные подотчетными лицами
Расходы подотчетных лиц, связанные с продажей товаров (готовой продукции), учтены в расходах на продажу
Отражены расходы, связанные с продажей (в части уже отгруженной продукции), оплаченные подотчетными лицами
Неиспользованные денежные средства, ранее выданные под отчет, возвращены в кассу
Неиспользованные денежные средства, ранее выданные под отчет, возвращены на расчетный счет
Неиспользованные денежные средства в иностранной валюте, ранее выданные под отчет, возвращены на валютный счет
Неиспользованные денежные средства, ранее выданные под отчет, возвращены на специальный счет в банке
До истечения срока представления авансового отчета выданные работнику суммы зачтены в счет заработной платы
Подотчетное лицо головного отделения организации оплатило услуги, оказанные филиалу, выделенному на отдельный баланс (в учете головного отделения организации)
Подотчетное лицо филиала, выделенного на отдельный баланс, оплатило услуги, оказанные головному отделению организации (в учете филиала)
Учтены расходы подотчетных лиц, связанные с процессом получения прочих доходов
Отрицательная курсовая разница по задолженности перед подотчетным лицом в иностранной валюте включена в состав прочих расходов
Подотчетные лица оплатили расходы, связанные с устранением последствий чрезвычайных ситуаций
Отражены подотчетные суммы, по которым подотчетное лицо не отчиталось в установленный срок, а также подотчетные суммы, потраченные необоснованно
Подотчетные лица оплатили затраты, которые учитываются как расходы будущих периодов
Цитата дня
Лично заявляю, что в 2021 году планируется вводить новые правила. Если Минфин, Госдума и власти одобрят наше предложение, то уже в ближайшие месяцы будет введён режим согласно так называемой контрольно-кассовой технике, которая в свою очередь будет исчислять налоги прямиком в ФНС.
Подпишитесь на наши рассылки
Будьте в курсе важных изменений бухучета, узнайте много нового от экспертов журнала и получайте самую полезную бухгалтерскую информацию.
Подписываясь, Вы соглашаетесь получать полезные рассылки на Вашу электронную почту.