Что такое рефлексивный отчет

Отчетность психолога: рефлексивный и аналитический отчеты

Что такое рефлексивный отчет. Смотреть фото Что такое рефлексивный отчет. Смотреть картинку Что такое рефлексивный отчет. Картинка про Что такое рефлексивный отчет. Фото Что такое рефлексивный отчет

В педагогическом коллективе к задачам дошкольного и школьного психолога относится комплекс мероприятий поддержки психического здоровья и развития детей. Работа специалиста разноплановая, связанная:

Насколько хорошо педагог-психолог справляется с диагностированием и коррекцией психического развития детей, поддержкой гармоничной атмосферы в общении учителей с учениками и их родителями, администрация судит по результатам и грамотно оформленной документации.

Разновидности отчетов для психолога

В образовательном учреждении или иной организации работа специалиста психологической службы оценивается по отчетности. Важным аспектом в оценке деятельности специалиста в школе или ДОУ является отчет педагога психолога за год, основывающийся на формах текущего учета и итоговых данных.

В течение учебного года педагог-психолог обязан вести учет реализации запланированных задач и работы по возникшим проблемным ситуациям. В журнале по видам реализуемых задач и рассмотренным проблемам учитываются проводимые специалистом социальные исследования, коррекционные занятия, консультации, групповые занятия, индивидуальные беседы и другая работа.

По концу каждого отчетного периода, установленного в образовательном заведении (месяц/четверть/год) подводятся итоги.

Пул отчетов специалиста подразделяется на два типа:

Аналитический отчет

Для проведения аттестации специалист психологической сферы деятельности должен предоставить в аттестационную комиссию развернутый анализ итогов своей работы за требуемый период с приложением статистических выкладок.

Документ составляется в определенном структурированном формате, где обязательными пунктами являются:

Рефлексивный отчет

Рефлексивный тип отчета — это изложение в свободной форме результатов прошедших событий. Специалист описывает свои впечатления о конкретных проведенных мероприятиях. Здесь сопоставляются выдвинутые воспитательные, развивающие цели с достигнутыми результатами в ходе консультаций, занятий или бесед с детьми и взрослыми, а также преподавателями. Текущие рефлексивные отчеты помогают специалисту выявлять и исправлять недочеты психологической практики, искать методы оказания конструктивной помощи.

Итоговый рефлексивный отчет оформляется в конце года. Здесь приводится сводная статистическая информация по количеству групповых и индивидуальных мероприятий. В отчете отражаются решаемые задачи и проблемы, достигнутые результаты и выводы по улучшению работы на будущее.

По концу года составляется годовой аналитический отчет психолога. В заголовке документа отражается этот факт. При составлении документа следует придерживаться общим требованиям к форме отчета. В итоговом отчетном документе специалист в последнем пункте отражает планируемую программу действий на следующий учебный год.

Требования к форме отчета

Психологический отчет должен отвечать требованиям конфиденциальности. Информация об оказанной психологической помощи предоставляется в обобщенном виде: описываются проблемы, пути решения без указания конкретных лиц.

Объемный документ следует оформлять согласно общепринятым требованиям:

Источник

Рефлексивный отчёт

Наша страна вышла на международный рынок и продолжает расширять свои границы сотрудничества с другими странами. Появилась необходимость в коммуникабельных, креативных и высокообразованных личностях. Появилась необходимость пересмотреть образовательную программу. Старая образовательная программа не справляется с динамическими преобразованиями современного мира. Нужны новые подходы и кардинальные изменения в образовании. Именно это нам предлагает обновленная образовательная Программа. С изменением Программы, прежде всего, должен меняться сам учитель. Нужно пересмотреть свои взгляды,методы и начать с самообразования: изучить Программу, другие источники по нововведениям и применять их на практике. Обязательно необходимо наблюдать и фиксировать положительную и отрицательную динамику в учебном процессе, для того чтобы не навредить детям, а найти эффективные стратегии, которые помогут каждому ребенку раскрыться и достичь положительного результата.

Поэтому, прежде чем внедрять в свою практику нововведения по обновленной образовательной Программе, я посещала коучинги, семинары, курс образовательной Программы профессионального развития педагогических кадров в общеобразовательных школах «Рефлексия в практике», а также курсы по обновленной образовательной программе и критериальному оцениванию.

Начать я решила с планирования уроков. Это первый и важный этап в процессе обучения детей. Планировать урок нужно с учетом способностей учеников, его социальной среды, материальной базы, времени и уровня знаний по определенным темам. На практике попробовала построить планы последовательных уроков, опираясь на спиральную образовательную программу, основанную на когнитивной теории Джерома Брунера, согласно которой, каждый урок должен строиться с опорой на имеющие знания, с повторением и добавлением нового материала. Использовать активное обучение с закреплением на практике, знаковое обучение с использованием наглядного и образного материала и символическое обучение. [1]

При составлении планирования уроков сначала определяла цель серии последующих уроков. Например,по серии уроков русского языка была поставлена цель: Совершенствование знаний учащихся о синтаксической роли второстепенных членов в предложении. Далее разрабатывала цели обучения для каждого урока по отдельности с учетом того, что учащиеся должны достигнуть на данном уроке с опорой на ожидаемый результат. Обязательно при планировании нужно знать, что учащиеся уже знают по данной теме, а далее уже планировать работу по совершенствованию и добавлению новых знаний. После всего этого, начинаю составлять сам урок. В своих уроках применяю наряду с традиционными методами и современные методы преподавания и обучения. Есть возможность сравнить эффективность применения этих методов и их результат. На данный момент заметила, что современные методы направлены на удовлетворение потребностей учеников, повышают их мотивацию и учитывают потребности учебной Программы.

Структуру урока разделили на три этапа: начало, середина и конец урока. В начале урока провожу организационный момент. От того как настроишь детей на работу, зависит ход всего урока. Сейчас существует множество различных стратегий для проведения организационного момента. Например, «Здравствуйте, это я!», «Тик!Так!», «Подковка на удачу!», «Австралийский дождь», мультфизминутки, «Круг радости» и другие. Современные стратегии организационного момента отличаются от традиционных тем, что они более динамичные, веселые, музыкальные, с интересным содержанием. Конечно,бывают и минусы после проведения динамичных разминок: у некоторых детей появляется настрой не на учебу, а на веселье. В таких случаях приходится прибегать к успокаивающим тренингам. Это могут быть просто дыхательные упражнения, медитация и или расслабляющая релаксация.

В начале следующего урока мы рассмотрели письма, которые написали мне ребята и остановились на этой жалобе. Затем на уроке повторили правила, и я дала возможность детям самостоятельно составить диаграмму Венна из двух и трех колец, где дети выделили общие и отличительные признаки второстепенных членов.

В течение последующих уроков я наблюдала за работой этого ученика и заметила, что он справился с этой проблемой. Очень часто в своей работе для проведения обратной связи я использую стратегию «Волшебный сосуд». В конце урока дети пишут и бросают в него свои записки. В них они отражают, что понравилось, чему научились или что не поняли. Существуют, конечно, и проблемы в проведении обратной связи, чаще всего это нехватка времени. Иногда дети, которые не хотят думать, пишут просто так, делая одолжение. Вам же нужно было, чтоб я написал, вот и написал. Это всё выясняется во время проведения анализа обратной связи.

На стадии вызова надо сделать так, чтобы дети сами пришли к тому, что они будут сегодня изучать, для того чтобы не было постоянной открытости. Дети любят разгадывать загадки, ребусы, шарады и решать возникшие проблемы. Этот процесс заставляет ребенка работать, развивать критическое мышление. Здесь я использовала стратегии «Задом наперед», «Путаница», «Проблема», «Секрет» и т. д. На стадии вызова так же важно закрепление и повторение пройденного материала. Для этого существуют более активные стратегии, такие как «Горячая картошка», минутка «Воспоминаний», «Атака». «Меткий стрелок» и другие. Они помогают активизировать класс для дальней шей работы. Как говорится в народе «Повторение – мать учения», оно дает возможность вспомнить пройденное и приготовиться к восприятию следующего материала связанного с ним.

В целом структура каждого урока не должна быть похожа друг на друга. Непредсказуемость урока повышает мотивацию учащихся. Форму работы на уроке и для каждого задания по отдельности планирую еще до начала урока. Затем на уроке или перед уроком можно разделить детей на группы, пары, трио, квартеты, в зависимости от заданий и цели урока.

Средний этап урока включает в себя основную часть работы над темой урока. Её я строю по модели таксономии Блума. Дети должны получить знания, понять их, применить, проанализировать, провести синтез и оценить.

Конечно это не единственные стратегии, которые применяю на уроке при изучении и закреплении материала.

Я думаю, что на уроке должны больше говорить дети. Обязательно обосновывать свою точку зрения. Потому что это приводит к осмыслению, пониманию и помогает в применении.

Мерсер и Литлтон (2007) утверждали, что диалог в классе способствует интеллектуальному развитию учеников и их результативности в обучении, а Выготский считал, что ученики легче обучаются в случае, когда имеется возможность диалога с другими, более знающими, это могут быть одноклассники и учителя. [2] Их теории подтверждается практикой. На уроках, где ученики больше думают, чаще говорят, активнее формируется мышление и речь. Беседа учеников в классе, в группе, в паре помогает детям воспринимать, сравнивать, доказывать и вносить своё виденье темы или вопроса. Здесь важно не навязывать свою точку зрения, а только оказывать поддержку, чтобы ребята пришли к правильному решению. Наблюдая за детьми, я заметила, что они стали более правильно строить свою речь, аргументировать, уверенно держаться и говорить.

Во время диалогового обучения есть свои минусы. Например, дети не умеют слушать других, стараются говорить громко, не думая об окружающих, иногда перебивают друг друга. Это мешает в работе. Мы с ребятами нашли выход из этой ситуации. Составили свод правил «Культура собеседника» и теперь часто к нему обращаемся.

Свод правил «Культура собеседника»

Диалоговое обучение должно присутствовать на каждом уроке. Эффективно использовать для этого коллаборативное обучение, потому что в тесном контакте друг с другом дети становятся более уверенными, ближе друг другу, свободно высказывают свое мнение и вместе находят нужное решение. Это работа в паре, в группе, можно сделать трио, квартет. Например, когда ребята работают в «трио», один из учащихся является экспертом, двое других рассказывают друг другу домашнее задание или новый материал. Эксперт подводит итог и выставляет свою оценку. Затем ребята меняются ролями. В роли эксперта и собеседника должен побывать каждый учащийся. Этот диалог лучше помогает усвоить материал и устранить пробелы в знаниях. При подготовке к изложению, ребята ведут диалог в паре. После этого, кто – то проговаривает вслух всему классу. Во время прослушивания дети добавляют недостающую информацию. Ребята лучше запоминают текст и легко справляются с изложением.

Когда дети работают в группах они взаимобоучают, взаимооценивают друг друга. Это способствует достижению лучшего результата. На начальном этапе были, трудности. Дети не умели взаимодействовать друг с другом. Одни не хотели прислушиваться к другим, сильные не делятся своими знаниями. Каждый хочет быть лидером и при этом не нести ответственности за группу. Но после того как учащиеся сами разработали правила работы в группах, они поняли, что важно выслушать мнение каждого и прийти к единому решению, только так можно победить в любой ситуации. Сейчас мои дети сплоченно работают в группах и приходят к результату. Всегда нужно вести наблюдение за группами и учениками для того, чтобы не упустить детей, которых могут подавить другие дети. Например, у меня в классе есть ученик, который считает, что он всегда прав и решение своей группы он подводит под своё мнение. Дети с ним соглашаются. Мы принимаем их решение, но обязательно выслушиваем мнение других членов группы всем классом, чтобы выявить другие решения. Тут ребята начинают понимать, что их мнение тоже интересное. Сейчас этот ученик уже прислушивается к мнению других, иногда соглашается. Ребята тоже не идут у него на поводу.

Обязательно «красной нитью» в течение всего урока проходит формативное оценивание учащихся для повышения внешней и внутренней мотивации учащихся. Это бывает форме похвалы, стратегии «Хлопай» Топай!», «Светофор», «Смайлики» и другие. [3]

Третий этап урока – это конец урока. Здесь подводится итог всей работы. Его можно подвести в виде игры, например, «Кто больше знает?», «Паутинка» и другие. Важным моментом в завершении урока является обратная связь и рефлексия. Для планирования следующего урока важно знать, что ребята поняли, что понравилось, что нужно изменить и на чем заострить внимание. В конце краткосрочного плана, я указываю, какую работу провожу по дифференцированному обучению, использую формы оценивания, ИКТ и взаимосвязь с другими предметами. А также делаю самоанализ своего урока, в виде рефлексии. Где рассматриваю, какую цель ставила перед уроком и чего достигла. Оцениваю свой урок с помощью разных стратегий. Например, «Шахматная доска», «Три в одном», «Три желания».

Считаю, что планирование урока является главной и основной ступенькой в построении последовательных уроков и в целом образовательном процессе. План урока – это стратегический план, от которого зависит к чему мы придем. В будущем я планирую включать в план полиязычие, использовать ИКТ, заострять внимание на проблемном обучении и исследовательской работе.

1. Программа повышения квалификации учителей

2. Руководство для учителя (второе издание) Центр педагогического мастерства АОО «Назарбаев Интеллектуальные школы», 2015

3. Руководство по критериальному оцениванию.

Аналитический отчёт воспитателя Аналитический отчет воспитателя разновозрастной (младшей и средней)группы за 2016–2017 год. Воспитатель: Иванова Светлана Викторовна..

Аналитический отчёт воспитателя Аналитический отчёт воспитателя младшей санаторной группы «Солнышко» Юртаевой О. В. о работе за 2015-2016 учебный год. Младшую санаторную.

Что такое рефлексивный отчет. Смотреть фото Что такое рефлексивный отчет. Смотреть картинку Что такое рефлексивный отчет. Картинка про Что такое рефлексивный отчет. Фото Что такое рефлексивный отчетОтчёт о дне космонавтики В нашем детском саду была проведена неделя Космонавтики, посвященная первому полету человека в космос. Цель тематической недели: расширение.

Отчёт о проделанной работе Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Детский сад № 4 «Березка» Воспитатель: Попова Олеся Владимировна Средняя.

Отчёт о проведённой работе Дата комплектования группы: В группу поступило. детей: из них. детей с логопедическим заключением ФФН у ребенка с дизартрическим.

Отчёт об использовании технологий Главной целью введения ФГОС ДО заключается в создании условий, позволяющих решить стратегическую задачу Российского образования-повышения.

Отчёт за учебный год Списочный состав воспитанников нашей группы: 21, из них 10 девочек и 11 мальчиков. В первую половину учебного года наша работа была направлена.

Рефлексивный круг «Есть такая профессия-Родину Защищать» Рефлексивный круг по теме «Есть такая профессия- Родину Защищать!» Цель: воспитывать у детей самостоятельность и ответственность. Учить.

Что такое рефлексивный отчет. Смотреть фото Что такое рефлексивный отчет. Смотреть картинку Что такое рефлексивный отчет. Картинка про Что такое рефлексивный отчет. Фото Что такое рефлексивный отчетТворческий отчёт по самообразованию «Формирование основ экологического мировоззрения и культуры старших дошкольников через создание предметно-развивающей среды в группе и на.

Источник

Что такое рефлексивный отчет

Рефлексивный отчет – это документ, в котором прослеживаются примеры из практической деятельности учителя, подкрепленные соответствующими знаниями теоретического материала и сопровождаемые глубоким анализом результатов практической деятельности. А именно, ответы на следующие вопросы относительно своего опыта: почему что-то произошло или не произошло? как превратить свои «минусы» в «плюсы»? и как улучшить свою практику в будущем?

Структура рефлексивного отчета:
1. Формулировка темы и цели. Соответствие цели мероприятия. Конкретна ли цель?
2. Ожидаемый результат.
3. Связь с проблемой школы.
4. Структура мероприятия, почему именно так? (Не нужно описывать мероприятие)
5. Подготовка к мероприятию (ответственные, почему выбраны).
6. Какие идеи и мысли возникли во время проведения мероприятия?
7. Результативность. Сравнение результатов мероприятия с ожидаемым. Удалось ли достичь результата? Что соответствует или не соответствует запланированным результатам.
8. Что разработано, получено в результате проведения мероприятия.
9. Выводы: Я увидела…, сделала выводы….
10. Какие проблемы выявились? Планы на следующее мероприятие.

В рефлексивном отчете присутствуют слова, указывающие на критическую рефлексию педагога, как:
Потому что…,
Я считаю (полагаю, думаю) …что это свидетельствует о том, что…,
По моему мнению, это говорит о том, что…,
На основе этого я могу предположить, что…,
Я считаю, это является свидетельством того, что…
Потому, что согласно (источник)…,
Как говорится в …,
Из (источник) видно, что…,
Как сказал (автор)…,
В своем (источник) … (автор) утверждает, что…,
Ведь (автор) говорит…,
А как сказал (автор)….
А из этого следует что…,
Отсюда можно сделать вывод…,
Поэтому я прихожу к выводу, что…
Подводя итог, могу отметить, что…
Однако…
Раньше…теперь…
Хотелось бы…потому что…
Это вызывает положительные / отрицательные чувства по- тому, что…
Может произойти…потому, что…
Прогнозируя ожидаемые результаты, могу сказать…потому, что…
Анализируя (таблицу, график и т.д.) могу сказать, что…потому, что…
График (таблица, ответ учащегося) показывает…, а это гово- рит о том, что… т.д.

Ошибки при написании рефлексивного отчета. Нельзя:
1. Использовать плагиат, чужие работы с интернета;
2. Писать не по существу или отклоняться от темы отчета;
3. Писать отчеты описательного, а не аналитического характера;
4. Идеализировать, т.е. не желать увидеть то, что не получилось, и, следовательно, нет четкого определения над чем следует работать в будущем;
5. Пренебрежение установленным количеством слов: писать слишком мало или слишком много;

Источник

Разработка примера рефлексивного отчета по производственной педагогической практике

Что такое рефлексивный отчет. Смотреть фото Что такое рефлексивный отчет. Смотреть картинку Что такое рефлексивный отчет. Картинка про Что такое рефлексивный отчет. Фото Что такое рефлексивный отчет

Разработка примера рефлексивного отчета по производственной педагогической практике

Что такое рефлексивный отчет. Смотреть фото Что такое рефлексивный отчет. Смотреть картинку Что такое рефлексивный отчет. Картинка про Что такое рефлексивный отчет. Фото Что такое рефлексивный отчет

Содержимое разработки

Рефлексивный отчет по производственной педагогической практике

Я, ___________ФИО_____________, проходила тип, вид практики в образовательное учреждение в классе с по год.

Целями данной практики являлись: приобретение опыта и практических умений и навыков деятельности учителя начальных классов и иностранного языка, необходимых для завершения формированию большинства общекультурных, общепрофессиональных и профессиональных компетенций в области педагогической деятельности.

Задачами практики выступали: знакомство с базой практики, с администрацией; изучение системы учебно-воспитательной работы на базе практики; анализ документации (планов работы школы, ученических организаций); ознакомление с материально-техническим и дидактическим оборудованием школы, кабинетов, с режимом работы школы, работой методического кабинета и библиотек; наблюдение и анализ уроков в прикрепленном классе; наблюдение за обучающимися и классом в целом: при посещении уроков, на переменах и внеклассных мероприятиях; подготовка дидактического и наглядного материала к урокам. Разработка планов-конспектов будущих уроков, проведение пробных уроков; участие в текущей воспитательной работе, организация перемен, дежурства по классу, школе и других видов воспитательной деятельности обучающихся; составление психолого-педагогической характеристики на ученика и на класс в целом.

Меня распределили в ______ класс, где классной руководительницей является ____________. Она тепло приняла меня и на протяжении всей практики показывала, как нужно обращаться с детьми, давала полезные советы по проведению уроков, внеклассных мероприятий, и я, в свою очередь, училась правильно организовывать их. Я прислушивалась, наблюдала за занятиями, поведением детей и их активностью.

В период практики участвовала в текущей воспитательной работе, организации перемен, дежурств по классу, сопровождению детейстоловую, также вместе с классным руководителем организовали поход в музей. Мной было проведено наблюдение за одним из обучающихся и классом в целом для дальнейшего составления психолого-педагогической характеристики.

Большое значение в формировании как психологических, так и педагогических качеств, имело изучение и составление характеристики класса и ученика. Необходимо отметить, что классный руководитель _____________ осуществила систематический анализ состояния успеваемости и динамики общего развития своих учеников, а также проинформировала об интересах и участии в кружках, секциях и о состоянии здоровья обучающихся. Это задание побудило меня взглянуть на учеников в классе, определить преобладающие шаблоны поведения, анализировать, давать объяснения различным, фактам, событиям, различным проявлениям личности в рамках замкнутой группы.

При проведении уроков, внеклассной работы по предмету и внеклассной воспитательной работы я использовала информацию об индивидуальных особенностях и потребностях обучающихся, что помогло мне провести их на позитивной ноте и в подборе упражнений.

В период практики мною были проведены:______________________.

Каждый урок и каждая внеклассная работа были тщательно мною продуманы и организованы, где я подготавливала много различных и познавательных заданий, что помогло мне удержать в классе заинтересованность и стремление узнать что-то новое.

Мероприятия и уроки, которые я проводили, были проведены в доступной, интересной форме. Также обучающиеся были хорошо организованы, на каждом занятии был наглядный материал, видеоролики и т.д. Об эффективности применения наглядных пособий на уроке говорят результаты знаний учеников, которыми я в большинстве случаев была довольна. Качество проведенных уроков и мероприятий я считаю достаточно высоким: об этом свидетельствует и тот познавательный интерес, который демонстрировали к ним обучающиеся класса. Обучающиеся проявляли активность, дисциплинированность, заинтересованность в работе. Они оказались работоспособными, умеющими работать в группах, внимательными и трудолюбивыми. Показали себя как сложившийся коллектив. Особых проблем с дисциплиной на мероприятиях также не было, поскольку я старалась подбирать интересный материал и использовать разнообразные методы и приемы работы. Сложным, для меня, оказалось уложить весь запланированный материал в 45 минут, т.к. все дети были активны.

В процессе прохождения практики совершенствовались навыки преподавания, грамотной подачи материала, нахождения контакта с обучающимися, появились представления о способах организации коллектива, удержании внимания класса, формирования интереса к преподаваемому материалу, созданию положительной учебной мотивации.

Очень важным, способствующим моим успехам, явилось доброжелательное, участвующее отношение классного руководителя класса.

На протяжении всей практики я старалась себя проявлять исключительно как вдумчивый, ответственный педагог, с широким культурным кругозором, высокой речевой культурой и прочной теоретической базой знаний, как внимательный, отзывчивый, дисциплинированный человек. С учениками также старалась, прежде всего, находить эмоциональный контакт, чтобы наше взаимодействие в рамках учебного процесса было максимально комфортным и эффективным. Кроме того, узнавая все больше и больше о каждом обучающемся, я старалась к каждому из них найти индивидуальный подход. Удалось найти подход и к «трудным» ученикам.

Проведение мероприятий было увлекательным и самым интересным моментом во время практики, так как дети активно участвовали и были заинтересованы в предлагаемых мною заданиях.

Особые замечания по организации производственной педагогической практики отсутствуют. Отмечу, что данная практика стала важным этапом в моем профессиональном самоопределении. Она показала мне, что я не ошиблась в выборе своей профессии, что тяжелый труд учителя мне близок и я готова в дальнейшем, после окончания учебы в вузе, продолжить свой профессиональный и личностный рост в данной области, стремясь стать высококвалифицированным специалистом. Работа с детским коллективом достаточно сложна, однако радость общения с детьми, их готовность пойти навстречу человеку, который вкладывает много сил и труда в их развитие, огромна.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *